Что такое рай для кришнаитов. Кришнаиты - секта или нет? Праздники, общины, отзывы. Известные кришнаиты. Кто они такие

Отношение к религии в нашем обществе непростое. Мы можем быть искренними христианами, но при этом ненавидеть другие учение, причисляя их к сектам. Одним из таких религиозных учений, неоднозначно воспринимаемых обществом, является кришнаизм. Само название - западное, ведь у себя на родине, в Индии, течение зовется гаудия-вайшнавизмом.

Согласно учению, Вайшнав является преданным всевышнего Вишну. Его аватаром стал Кришна. Он явился в наш мир пять тысяч лет назад, ему теперь и поклоняются верующие. Учение гаудия-вайшнавизма базируется на ведических источниках, как и множество других в Индии. На Западе кришнаизм появился в 1965 году, благодаря Шриле Прабхупаде, духовному учителю.

А в 1971 году он даже посетил и СССР, где обрел учеников. Так кришнаизм появился и у нас. Верующие резко выделялись из общей толпы своими одеждами, песнями и танцами. Неслучайно их преследовали власти, гнали сами обыватели, считая сектантами.

Сегодня Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН) является чуть ли не самой влиятельной индуисткой организацией на Западе. Ее отделения есть и в каждом крупном российском городе. Так кем же являются кришнаиты и их учение - сектой или светлым учением, позволяющим добиться гармонии? И насколько оно истинное и близко к индуизму? Стоит развенчать основные мифы об этой религии, чтобы узнать ее лучше.

ИСККОН является индуизмом. Учение является относительно молодым, появившимся в момент упадка традиционных индийской философии и ведизма, в момент господства там мусульман. Кришнаизм сформировался в Бенгалии, в исламской среде. И хотя учение зародилась в культах селян Индии, на него глубокое влияние оказал именно ислам, а позже и христианство. Сам Прабхупада, переводя и комментируя Бхагавадгиту, привнес туда немало собственных идей, пришедших из бенгальского вишнуизма. Общество Сознания Кришны базируется на малораспространенной философии гаудия-вайшнавизма. Прабхупада видел, что в 60-е люди погрузились в духовные искания. Ответом стал культ, который мало чем по своей сути отличался от иудаизма, ислама и христианства. В индуизме шестидесятники искали полное психическое освобождение, кришнаизм схож лишь внешне. Сам Прабхупада в своих беседах раскрыл отношение к индуизму. Он объяснил, что его учение не пропагандирует устаревший и бесполезный индуизм, ветвь ведической религии. В самой Индии мало кто вообще детально знаком с этой философией. Интересно, что в ИСККОНЕ присутствует философия двайта, которая подразумевает дуализм, вечный разрыв человека с богом. Это направление появилось с исламским вторжением в Индию в XII веке. Но основатель такого учения, Мадхва, открыто конфликтует со многими высказываниями Упанишад и Вед.

Кришнаиты первыми принесли на Запад индуизм. То, что кришнаизм не является индуизмом, ясно из предыдущего мифа. Тут присутствуют свойственные монотеизму патриархат, нетерпимость к другим религиям. Да и индуизм появился на Западе вовсе не благодаря фармацевту Абхаю Чарану (Прабхупаде). Цивилизованный мир намного раньше познакомился с йогой, благодаря таким гуру, как Шивананда, Сатьянанда и Вивекананда. Последний выступал еще в 1893 году на Всемирном конгрессе религий в Чикаго, сорвав аплодисменты своим обращением к братьям и сестрам Америки. Интерес к индуизму в Америке возбудил именно Вивекананда, который основал несколько ведических центров, читал лекции и всячески инициировал интерес к свой культуре. В середине XX века тантрические и йогические техники открыл Западу Сатьянанда Сарсвати. Он прославился во всем мире, будучи авторитетным представителем индуизма. Пока Прабхупада занимался пропагандистской работой, Сарсвати проводил вполне научные исследования влияния йоги на физиологию человеку. Да Запад и самостоятельно открывал для себя Восток и Индию. О ней писали Киплинг, Гесе, Рерихи. В этой среде Прабхупада выглядит не как гуру, а как харизматичный лидер и бизнесмен, сумевший объединить приемы сект и НЛП.

Кришнаизм является древней ведической традицией. На самом деле последователи этого учения Упанишады и Веды не признают. Появился гаудия-вайшнавизим в исламской Бенгалии в XVI веке. В основу учения легли авторитетные писания, созданные уже позже. Само слово «ведизм» часто употребляется в целях спекуляции. Даже книги по бенгальской кулинарии издаются, под названием «Ведическая кулинария». А ведь тут ничего нет общего с тем периодом и его культурой, когда можно было употреблять в пищу мясо животных и даже коров.

Кришнаизм - открытая миролюбивая религия. Сложно признать гаудия-вайшнавизм миролюбивой религией. Сами верующие называют ее единственно правильной, другие же школы индуизма зовутся буквально «ненастоящим учением». Сам Прабхупада в своей лекции открыто заявлял, что считает йогов, карми, джнани просто негодяями, с которыми нельзя общаться и вместе есть. Людей же следует как можно быстрее высвобождать из таких философских систем, как буддизм, джайванизм и майявада. Иные философии считаются враждебными, а их последователи - оскорбительными.

ИСККОН - настоящий кришнаизм. Сами представители ИСККОНа считают себя настоящими кришнаитами, которые веруют в главное божество, иштадевату, Кришну. На самом деле это всего лишь одно из направлений кришнаизма, к тому же не самое благополучное. На философском уровне есть различия с другими культами божества. В Индии даже традиционный кришнаизм не признает представителей ИСККОНа, не допуская их в храмы.

ИСККОН и гауда-сампрадайа являются вайшнавизмом, а кришнаиты - вайшнавы. Гаудия-вайшнавы чистыми вайшнавами не являются. Ведь исконно вайшнавские тексты, такие, как Вишну-пурана, Йога-Васиштха не считаются тут авторитетными. Не признает ИСККОН традиционный уклад религии вайшнавов, не считая Вишну верховным божеством. Его место занял пастух Кришна, пришедший из культа пастухов абхиров. У вайшнавов есть четыре линии: Рудра, Брахма, Лакшми и Кумара. А вот направление Гаудия сюда не относится. Кришнаиты пытаются добавить себе авторитета, выдавая себя за последователей Брахмы. Вот только учение у них сильно отличается.

ИСККОН и Гаудия-Матх являются единственными последователями Чайтаньи Махапрабху и Гаудия-Сампрадайи. Крупные течения Гаудия-вайшнавизма не признают Прабхупаду и его учеников, как авторитетных представителей своего семейства. Еще в конце XIX века Бхактивинод Тхакур вместе с сыном Бхактисиддхантой Сарасвати взяли и объявили остальные учения Гаудия неавторитетными, погрязшими во лжи. Имея на руках связи с британской колониальной властью, мыслители смогли продвинуть свой культ.

Книги ИСККОН являются индийскими Ведами. О том, что эти философские записи являются Ведами, упоминается только в них самих. Но это не дает им общего авторитета. Творениям гаудиев чужд истинный дух упанишад и вед, к тому же основа их философии (тождественность бога и души) вовсю критикуется.

ИССКОН, как и гаудия-вайшнавизм, популярны в Индии. Это учение известно там максимум одному проценту людей. Там даже на родине традиции, в Бенгалии, довольно мало последователей, в отличие от куда более традиционных направлений индуизма.

В ИСККОН и гаудия-вайшнавизме проповедуют профессиональные гуру. Бхактивинод Тхакур был юристом в колониальном британском правительстве. Абхай Чаран, перед тем, как стать Прабхупадой, являлся фармацевтом, закончившим христианский колледж. Так что гуру ИСККОНа не являются профессиональными или потомственными мыслителями-брахманами. Преемственность от авторитетных традиций не предусматривалась. В результате этого духовность общины сформировалась так, что это выразилось в череде сексуальных скандалов с детьми в 1970-х и в криминальном шлейфе, сопровождавшем движение на Западе. Кришнаитов стали ассоциировать с вымоганием и наркотиками, а не с духовностью.

В кришнаизме Шива и другие божества являются полубогами. Индуизм почитает Шиву, Брахму и других богов, как полноценных высших существ. Но в традиции гаудия-вайшнавизма индийское слово «deva» переводится не как «бог», а как «полубог». Это делается специально, чтобы принизить значимость других божеств относительно Кришны. В первой из Вед говорится о богах, что все они одинаково великие. В индуизме вообще Шива считается не то, что не полубогом, а наоборот, Великим богом. Его культ очень древний и почитаем народом. А вот к Кришне в Индии отношение не столь однозначное.

Кришнаиты воспринимают Бога только в виде личности. После XVI века мыслители гаудия-вайшнавизма выдвинули мысль, что безличностным абсолютом, Брахманом, является свечение бога Говинды. Такая примитивная и натуралистическая философия и сегодня доминирует в ИСККОНе. А вот традиционный индуизм полагает, что абсолют может принимать и форму личности (Бог, Иштадевата, Бхагаван), и безличностный вид (Брахман, Садашива).

Распространение кришнаитами книг - их духовная деятельность. На самом деле распространение гаудия-вайшнавской литературы является обычным бизнесом, построенным книжной корпорацией Bhaktivedanta Book Trust. Всемогущему и абсолютному Богу для распространения истины не нужна такая помощь, особенно, если она ведет к обогащению книгоиздателя.

Благодаря практикам, кришнаитам можно высвободиться из сансары. Гаудии предлагают пройти практику го-лока, но ее цель вовсе не освобождение из сансары. Это такой же мир, где действует карма, как и другие. А настоящим освобождением индуизм считает достижение Нирваны и состояния Брахмана. Практикующие йоги считают высшие и низшие миры помехами, ведь там действует сансара. Она для них - символ вечного мучения.

Харе-Кришна является ведической мантрой. Такой мантры в Ведах нет. Появилась она в уже современном тексте «Калисантарана-упанишада». И в канон священных текстов индуизма мантра эта не входит.

Кришнаиты уважают женщин, считая их равными. Гаудия-вайшнавизм появился на основе исламских взглядов. Неудивительно, что тут ярко выражены сексизм и патриархальность. В ИСККОНе мужчины держатся отдельно от женщин, те не могут занимать высшие посты, есть разделения и в одежде. Один из лидеров кришнаитской общины, Киртанананда Свами вообще говорил, что барабан, собака и жена становятся лучше от побоев. В Бхагавад-пуране Прабхупада умышленно примитивно отзывается о матке, называя ее смрадной утробой, рассадником глистов и червей, месивом из крови, мочи и испражнений. А вот в индуистской и буддистской философии пребывание в утробе матери, наоборот, сравнивается с божественным сознанием и беспечностью. Есть даже практики, призванные вернуть душу в то состояние.

Сексуальность у кришнаитов не является греховной. И снова стоит вспомнить о том, что учение создано на основе ислама, в котором на сексуальность наложен запрет. Секс признается только как средство для размножения. А вот в индуизме в целом существует ярко выраженный культ сексуальности. Тут часто встречаются почитаемые символы мужских и женских гениталий, изображения совокупляющихся богов. В индуизме секс не является низким и греховным, в некоторых учениях это вообще инструмент духовного развития.

Являются ли кришнаиты сектой? Этот вопрос задают многие люди, кто тем или иным образом соприкасается с этой организацией. В этой статье мы постараемся разобраться в данной теме, расскажем об этой общине, праздниках, которые они отмечают, известных представителях.

Кто они такие?

Многие в нашей стране убеждены, что кришнаиты - секта, которая действует в России, стремясь заполучить в свои ряды как можно больше верных адептов. Но действительно ли это так?

Вообще, кришнаиты - это западное обозначение представителей философско-религиозного учения, зародившегося в Индии. У себя на родине это течение называется гаудия-вайшнавизм. Вайшнав - это преданный всевышнего господа Вишну.

Сторонники этого учения верят, что Кришна являлся в наш мир около 5 тысяч лет назад, став аватаром господа Вишну. С тех пор кришнаиты поклоняются ему, считая своим изначальным Господом.

Здесь напрашивается аналогия с христианством и пришествием Иисуса. Интересно, что сами кришнаиты считают его частичной аватарой Вишну.

Данное учение основано на ведических источниках, как и большинство других религиозных и философских течений, появившихся на территории Индии. Основными книгами для кришнаитов являются Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гита, а также труды Шри Чайтаньи Махапрабху, который жил несколько сотен лет назад на территории Бенгалии. Он известен как религиозный реформатор, который придал кришнаизму его современный облик.

При этом кришнаиты в Индии почитают его как самого Господа, а точнее, его же аватара.

Развитие учения за пределами Индии

На Запад это учение первым привез Шрила Прабхупада в 1965 году. Он был духовным учителем для многих последователей, считается звеном цепи преемственности от учителя к ученику, которую ведут от самого Господа.

Разбираясь в том, кришнаиты - это секта или нет, всегда нужно помнить, что это только одно из авторитарных духовных направлений, существующих в индийской культуре.

Интересно, что в самой Индии и сегодня существует огромное количество различных религиозных направлений. Индуизм состоит из всевозможных течений, сект и направлений, пожалуй, во всем мире бога не ищут так активно, как в этой стране.

В XX веке существовала легенда о том, что кришнаизм в действительности является одним из течений нью-эйдж, которое возникло только несколько десятилетий назад. Но теперь совершенно очевидно, что эта версия не имеет под собой никаких оснований. Стоит признать, что популярности учения Прабхупады поспособствовала мода на все восточное, но само учение - это древняя традиция, которая появилась еще раньше буддизма.

Кришнаизм в нашей стране

В 1971 году Прабхупада с 5-дневным визитом посетил Москву, успев за это время инициировать одного ученика. Им стал Анатолий Пиняев, получивший имя Ананта Шанти дас. Именно с него началась история кришнаизма на территории Советского Союза.

В СССР к секте кришнаитов, тогда их называли только так, отношение было крайне негативным: их отправляли в психиатрические лечебницы, сажали, увольняли с работы. Такая ситуация сохранилась вплоть до распада Советского Союза.

В настоящее время Международное общество сознания Кришны считается самой влиятельной индуистской организацией на Западе. Там построены сотни культурных центров и храмов, существуют они и в большинстве российских крупных городов.

Развитие в современной России

В нашей стране кришнаизм получил активное развитиен начинаяс 1992 года, когда официально был зарегистрирован Центр обществ сознания Кришны в России. Общины кришнаитов вскоре появились по всей стране, особенно в крупных городах. Привлекать в свои ряды новых сторонников удавалось за счет распространения литературы духовного содержания. К 1996 году тираж книг на русском языке превысил 10 миллионов экземпляров.

Многие интересуются, запрещены в России кришнаиты или нет. Пока никакие карательные меры не коснулись этой организации, хотя попытки со стороны властей ограничить ее деятельность предпринимались. В частности, в 2011-2012 годах в Томске состоялся громкий судебный процесс о признании экстремистской канонической книги кришнаитов "Бхагавад-гита как она есть". К делу было приковано внимание мировой общественности, вызвав многочисленные протесты в самой Индии, а также среди отечественных правозащитников и ученых. Инициатором процесса стала прокуратура Томска, которая обратилась в суд с заявлением о признании книги экстремистской, требуя внести ее в соответствующий федеральный список запрещенной литературы.

После экспертиз и многочисленных заседаний суд признал доводы истца необоснованными, отказав признавать книгу экстремистской. Так что сейчас не запрещены кришнаиты в России.

Один из самых известных кришнаитов в нашей стране - проповедник, единственный русский ученик Прабхупады, который стоял у истоков религиозного течения в СССР.

В 80-е годы он подвергался репрессиям, КГБ считало кришнаитов антикоммунистической сектой. После проповеди в рижском ДК совместно с американскими последователями религии иностранцев депортировали, а Пиняева две недели продержали в психиатрической больнице, только после этого отпустив на свободу.

В 1981 году его еще раз отправили в лечебницу, а затем осудили на 10 суток ареста за мелкое хулиганство. В 1983 году его вновь арестовали, в суде признали невменяемым, поместив на неопределенное время в психиатрическую больницу в Смоленске, где он прошел курс лечения галоперидолом. Вслед за ним на принудительное лечение были отправлены несколько десятков его последователей. Он вышел на свободу в 1987 году.

О его дальнейшей судьбе известно мало, некоторые утверждают, что в 90-е годы Пиняев отошел от кришнаизма. В 2010 году он перенес сердечный приступ. В 2013 году скончался от инсульта в одной из столичных клиник.

Чем они живут?

Службы кришнаитов заключаются в чтении многочисленных мантр. Каждая из них состоит из индуистских имен Бога. Руководители этого религиозного течения отмечают, что использование конкретных имен Кришну считается частью традиции, но постоянно упоминают и другие истинные имена Бога, в числе которых Иисус и Аллах. Стоит отметить, что индуисты считаются одной из самых терпимых религий.

Ежедневно кришнаит повторяет как минимум 16 кругов мантры на четках (в одном круге 108 бусин). На это уходит около двух часов. Основа его духовной практики заключается в постоянном упоминании Господа.

Кришнаиты сами изучают и распространяют среди окружающих ведическую философию. Чаще всего познакомиться с представителем этой веры можно когда он будет продавать их новую книгу. Это тоже считается частью его служения. Некоторые выкупают эти книги, продавая за те же деньги, так что тут нет никакой выгоды и желания наживы. Главное произведение кришнаитов "Бхавад-гита как она есть". Это больше философский, чем религиозный труд, в котором затрагиваются важнейшие вопросы бытия.

Традиции и обычаи

Кришнаиты носят традиционные надежды, нанося на тело специальные знаки глиной. Много времени они посвящают пению и танцам. В большинстве случаев это радостное воспевание мантр и гимнов. Едят они вегетарианскую еду, приготовленную с большим количеством специй. Эта пища называется прасад, считается, что она освящена Господом. Кришнаиты верят, что она направляет по духовному пути и способна очищать.

Божествам поклоняются дома и в храмах, как правило, им предлагают воду, благовония, одежды, цветы и украшения. Божества для них имеют точно такое же значение, как иконы в христианстве.

Чаще всего можно встретить парные божества. изображенный со своей супругой Радхой, или Шри Чайтанья со своим сподвижником и учеником Нитьянандой.

Великая мантра

Самая известная индуистская мантра называется "Харе Кришна". Она состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на санскрите.

Считается, что повторение, слушание или пение мантры "Харе Кришна" может возвысить сознание практикующего, освободить от последствий кармы, перевести ум с материалистической платформы на трансцендентную. В кришнаизме считается, что постоянное повторение этой мантры помогает достичь высшей точки совершенства жизни и блаженства.

Что запрещено?

Существует четыре правила, которые кришнаиты обязаны соблюдать. Они считают, что это необходимо для чистоты действий и помыслов, духовного прогресса.

Это отказ от азартных игр, одурманивающих веществ (под ними они понимают даже кофе и чай), секса вне брака (при этом в самом браке частые соития ради удовольствия также не поощряются), рыбы, мяса и яиц. Кришнаиты являются лактовегетарианцами, так как молоко им употреблять можно.

Есть правило, согласно которому им запрещено проповедовать свою религию людям, исповедующим другую веру или атеистам. Стоит подчеркнуть, что у них вообще много особенностей, связанных с питанием, распорядком дня, астрологией и психологией.

Торжественные дни

Главный праздник кришнаитов - День явления Кришны. Его название официально звучит как Кришна Джанмаштами.

По преданию, он появился на свет в полночь восьмого числа в месяц Шраван (в нашем календаре он охватывает часть июля и августа). Во время праздника храмы всегда украшают иллюминацией, всю ночь произносят молитвы, славя своего Бога.

В этот день принято до полуночи соблюдать пост.

Основы учения

Кришнаиты придерживаются монотеизма. Несмотря на внушительный индуистский пантеон, они исповедуют единого Бога, а всех остальных считают полубогами, которых рассматривают как аспекты его личности, могущественных, но подчиненных ему существ.

Верховный Господь у них олицетворяет все сущее, а не только добро, являясь владельцем всех качеств и энергий. Дьявола или какого-то аналога ему нет. Есть только Ямараджа, который руководит адом, но он не отрицательный персонаж, а просто выполняет свою работу. Ад в вере кришнаитов - временное место между реинкарнациями. Потом у них появляется возможность снова реинкарнировать.

Истинная природа души заключается в блаженстве, вечности и знании. При этом она не равна Богу, хоть и имеет некоторые похожие качества. Конечной целью материального мира становится стремление выбраться из него, в то время как сам мир предстает тюрьмой и не несет в себе никакого другого смысла.

Лучшим способом поведения в нашем мире считается исполнение своих прямых обязанностей. При этом зло и добро не выделяют как существующие вещи, обычно их рассматривают с точки зрения невежества и знания.

Отношение к ним в Русской православной церкви

Хоть официально эта организация не запрещена, в российской православной церкви негативно отзываются о секте кришнаитов, именно так их характеризуют чаще всего.

Епархиальное управление регулярно публикует письма прихожан, в которых рассказывается о людях, пострадавших из-за поклонников индийского бога Кришны.

В частности, в отзывах о секте кришнаитов утверждается, что некоторых молодых людей вербуют учителя, когда они еще учатся в школе. Став совершеннолетними, молодые люди уходят из дома, чтобы жить вместе со своей общиной. Попав под влияние сторонников этой религии, люди становятся невнимательными, неласковыми и замкнутыми. Психотерапевты, которые их обследуют, заявляют, что они как будто "закодированы", оказались под чьим-то слишком мощным внешним влиянием.

Затем некоторые из последователей совершают акты самоубийства, хотя их родители уверяют, что таким образом их приносят в жертву. Вот чем опасны кришнаиты по мнению сторонников православия.

Русская православная церковь открыто называет последователей этого учения неоязыческой сектой, отмечая, что изначально эта так называемая религия на Западе была распространена среди наркоманов, хиппи и других деклассированных элементов.

Именно так реагируют случайные прохожие на , которые идут по улице с нарисованной на лбу и переносице тилакой. Этот символ праведные последователи наносят на своё тело в 12-ти местах священной глиной.

«Он означает, что это тело является храмом Господа, и оно мне не принадлежит, а принадлежит Богу и поэтому должно быть занято в Богу», - рассказывает «Жизни» пресс-атташе Киевской общины Общества Сознания Кришны Олег Лебедь.

Впрочем, можно и не шокировать глиняными росписями на теле: для этого достаточно нанести водой. Однако перед процедурой необходимо обязательно хорошо помыться: божественный знак должен наноситься на чистое тело. Хотя правнук Генри Форда - Альфред, к принципам кришнаизма подошёл очень серьезно: даже на работу в собственный автомобильный концерн он ходил с тилакой - специальным глиняным рисунком на лбу.

Чистота - признак духовности

Аюрведа — Ведическая медицина, или раскрывающая знания о жизни. Буквально: «Аюр» — жизнь, «Веды» — знания. В отличие от современной западной медицины: натуральная, цельная - лечит весь организм, а не отдельную болезнь или орган, сильно связана с образом жизни и психологией.

">Аюрведа
- медицина кришнаитов

«День подвергается воздействию качеств (гун) природы», - разъясняет «Жизни» » - Андрей Журавков. День делится на три периода:

  1. с 2:00 до 10:00 часов утра - это гуна благости - лучшее время для самоосознания и .
  2. с 10:00 до 18:00 часов вечера - гуна страсти - лучшее время для работы.
  3. с 18:00 до 2:00 ночи - гуна невежества - это время для подготовки ко сну и самого сна.

4 принципа свободы кришнаитов

Кроме того, инициированные кришнаиты, или вайшнавы, должны обязательно следовать четырём принципам свободы. Нарушение этих принципов приводят к тому, что жизнь такого человека наполняется болью, страданием и неудачами. Что же это за четыре принципа свободы:

  1. . Более того, кришнаиты стараются не работать местах, которые так или иначе связаны с производством и распространением мясопродуктов. На мясокомбинате кришнаитов вы точно не встретите.
  2. Не употреблять дурманящие вещества (наркотики, табак, алкоголь, кофеин и др.).
  3. Не играть в азартные игры , не заниматься незаконными спекуляциями и махинациями.
  4. Не заниматься «незаконным сексом», то есть сексуальные отношения возможны только между мужем и женой в рамках своей семьи.

Андрей Журавков от таких ограничений не страдает: «Человек начинается с того момента, когда он начинает контролировать свои ».

«Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.» Пифагор

Ещё одна интересная фраза по поводу понятия свободы в современном обществе от Альберта Эйнштейна: «Свобода человека в современном мире похожа на свободу человека, разгадывающего кроссворд: теоретически, он может вписать любое слово, но на самом деле он должен вписать только одно, чтобы кроссворд решился». Поэтому все Писания говорят: поскольку мир устроен по законам Бога, значит свобода любого живого существа начинается лишь с момента принятия рамок этих законов...

Свобода - это право делать всё, что разрешают законы. Монтескье

Легко ли стать кришнаитом?

В целом, быть кришнаитом не сложно. Необходимо лишь захотеть стать лучшим, и достичь в этом процессе такого этапа, когда появиться возможность выполнять личное служение Богу в духовном мире. И это, как утверждают сами кришнаиты, достаточно легко: воспевай Имена Бога, танцуй для Него в храме и принимай , .

Kris.h.Nive по материалам
гезеты «Українська Правда»

сайт

Что представляет собой Общество сознания Кришны на самом деле?

Несколько десятилетий назад в жизнь россиян вошло такое неоднозначное явление, как кришнаизм. Поначалу последователи этого движения тайно собирались друг у друга дома небольшими группами. Советский Союз не очень-то жаловал религию вообще - ни традиционную православную, ни новоявленную индийскую.

Но постепенно число кришнаитов в России значительно возросло. И настолько, что теперь по всей стране стали возводиться ведические храмы, а на улицах любого города можно встретить танцующих и поющих людей в ярких восточных одеждах с книгами и сладостями в руках.

Как это объяснить? Угрожают ли масштабы этого движения мирным гражданам России? Кришнаиты - это тоталитарная секта или безобидная религия? Кто такой Кришна на самом деле? И чем отличаются те, кого зовут кришнаитами, от остальных?

Большинство людей, проживающих на территории нашей страны, твердо и безоговорочно убеждены в том, что кришнаизм опасен. Несведущие в данном вопросе граждане передают из уст в уста страшилки о «сектантах в индийской одежде»: кришнаиты не едят мяса, рыбы и даже яиц, они забивают головы своих адептов странным чужеземными словами, они зомбируют их непонятными мантрами, они странно выглядят, улыбаются и почему-то кружатся в танце прямо на улицах, а в пищу они, конечно же, подсыпают наркотики.

Со стороны, возможно, все это выглядит именно так. Действительно, ведь кругом серьезные озабоченные лица, а тут вдруг странное безудержное веселье! Разве такое может быть? Вот и думает народ, что этих людей точно заманили в секту и накормили наркотическими средствами.

На самом деле, все, кто называет кришнаизм сектой, просто не знает истории вопроса. Это очевидно. Такие люди даже не догадываются о том, что неуважительно отзываются о самом древнем знании на Земле - ведическом учении.

Движение сознания Кришны - а, если использовать более точный термин, гаудия-вайшнавизм - это ветвь индуизма, одной из мировых религий. В том виде, в каком мы наблюдаем данное течение сейчас, его принес на Запад А.Ч. Бхактиведанта Прабхупада - инициированный проповедник индийского происхождения. Именно он зарегистрировал в Соединенных Штатах Америки в середине ХХ века Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).

Люди, выступающие против кришнаизма, утверждают, что первыми его последователями были в основном асоциальные элементы американского общества - наркоманы, хиппи, алкоголики. Это чистая правда. Однако при этом почему-то не упоминается тот факт, что упомянутые люди после встречи с Прабхупадой резко изменили свой образ жизни и отказались от вредных привычек. Более того, они по сей день пропагандируют отказ от любых видов интоксикаций - спиртных напитков, курения, кофе и даже черного чая. Ничто не должно мешать разуму человека постигать Бога.

Все кришнаиты твердо убеждены в том, что Бог един, а путей к Нему много. По каким-то своим личным причинам они приняли Бога в образе Кришны, но это не значит, что последователи гаудия-вайшнавизма выступают против Будды, Христа или Аллаха. Напротив, представители данного религиозного движения очень дружелюбно относятся к приверженцам других конфессий.

Кришнаит и секта - это несовместимые понятия. В данной религии нет даже намека на тоталитаризм или деструктивность, так как кришнаиты ратуют за ненасилие, трепетно относясь даже к братьям нашим меньшим. По этой причине, кстати, они и не употребляют в пищу продукты животного происхождения, стараются не носить натуральную кожу и меховые изделия.

Когда организм не обременен тяжелой токсичной пищей, сознание человека прояснется. И ему становится легче установить связь со Всевышним. И для этого не нужны никакие психотропные средства. Вот почему вегетарианцы-вайшнавы действительно чувствуют свою связь с тем, кого они называют Господом Кришной.

Вся ведическая культура построена на служении Богу и людям. Последователи этой религии убеждены, что именно таким образом мы можем полюбить все сущее и приблизиться к своему Создателю. Вот почему они стараются применять полученные знания на практике - безвозмездно помогают другим, распространяют ведические книги, пропагандируют вегетарианство как норму жизни цивилизованного человека.

«Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница,
как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

Начиная с 1971 г. в России активно действует неоязыческая секта «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии незадачливым коммивояжером Абхаем Чараном Де (более известным под почетным наименованием «его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада»). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первоначальное ядро, а затем и в значительной степени руководящий состав основанной им организации.

МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам примыкающей к неоязыческому движению New Age («Новая Эра»). Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму, мягко говоря, преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы (в том числе и в тот, где, по легенде, родился Кришна).

Несмотря на все заявления кришнаитов о своем «монотеизме», их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого они называют Кришной (На санскрите – «черный», «темный» или «темно-синий» – говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна – фигура отрицательная. У буддистов он – глава черных демонов, врагов Будды.), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. «Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, комментарий к тексту 36). «Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 10, текст 24). Некоторые другие боги являются его частичными и неполными аватарами – воплощениями. В частности, они утверждают, что Христос – Бог христиан, – позднейшее и частичное воплощение Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник – Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны.

Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI в. проповедник и радикальный реформатор индуизма Чайтанья. Он объявил: освободиться от зла физического мира можно через общение с Кришной. Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи. Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья.

Основная цель преданных Кришне, как учит Чайтанья, – любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки. Исторически Кришна – это пастушеский бог, культ которого сложился в скотоводческих районах Индии в первые века христианской эры. По чертам своего характера он более всего напоминал греческого бога Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного». КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» («Бхагавад-Гита», глава 10, текст 36, комментарий). «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 8, текст 29).

Часто Кришну изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши (правда, кришнаитам внушают, что красивее его никого нет: «Случайно увидев отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу, Кришна воскликнул: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее!» – «Нектар Преданности»), у него было бесчисленное множество пастушек, с которыми он предавался любовным утехам. И задача преданных – полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны на планетах Ваикунитхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге «Нектар преданности»: «Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа».

Согласно «Бхагавад-Гите», Кришна любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В «Бхагавад-Гите» рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили.

Впрочем, у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «...Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, текст 18).

Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном лице: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела... Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» («Бхагавад-Гита как она есть», глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30).

А вот слова Кришны о самом себе: «Я – Яма, Бог смерти... Я – всепожирающая смерть... Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И наконец главная характеристика: «...смерть – это Сама Верховная Личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению из тела», практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние.

Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум.

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту.

Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: «Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния» (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). «Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны... Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же... Духовный учитель является воплощением энергии Кришны... Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными... Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика... Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее... Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя», – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).

Само существование гуруизма – то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека, развращает душу как «учителя», так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей.

История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога – и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских «разборок», другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. И конечно, по большому счету, за все эти преступления несет моральную ответственность основавший секту патологический гордец и честолюбец, возвысивший и сделавший неограниченными властителями абсолютно непригодных для этого людей.

Притчей во языцех в западных странах стали широко практикуемые кришнаитами «400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения».

В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов (Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?). Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции «Общества сознания Кришны» (ОСК) сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан-Отступник, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенного и таким образом оскверниться.

Кришнаиты любят бахвалиться тем, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек – и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства «Бхактиведанта Бук Траст»? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами!

К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ.

Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание, громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране («Нас в России не менее 30 тысяч, – пишет президент «Центра обществ сознания Кришны в России» Вайдьянанда (Вадим Тунеев). – В одной Москве у нас тысячи приверженцев благодаря нашей активной проповеднической деятельности на радио» (Hare Krishna World. Vol. 6, № 3).) и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами «Международная ассоциация религиозной свободы» (РПЦ вышла из нее два года назад), якунинский «Комитет защиты свободы совести», и занимается политическим лоббированием.

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь, дескать, они уже исправились: теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения.

При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивными сектами, такими, как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаббарда, секта «Семья» и др., а также с неоязыческим движением в России. Например, российское ОСК является одним из учредителей так наз. «Всемирного русского собора», лидеры которого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии – «жидо-масоно-христианства») извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» – то есть к откровенному язычеству.

Вместе с тем ОСК отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ОСК прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в последнее время российское ОСК предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ОСК видит изменение определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором говорится, что люди, принадлежащие к подобным организациям (к которым отнесено и ОСК), сами отлучили себя от Церкви Христовой.

В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ОСК требует отменить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ОСК использует все средства, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и синодальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его «агентами влияния». Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ОСК не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с «Обществом сознания Кришны» сыграл бы на руку не только ОСК, но и всем антиправославным, антихристианским и деструктивным движениям в нашей стране.