В православии произошел крупнейший раскол. Почему? И что будет дальше? Чем грозит ссора рпц с константинополем из-за украины

https://www.сайт/2018-09-09/rpc_vstupila_v_otkrytyy_konflikt_s_konstantinopolskim_patriarhatom_chto_proishodit

«Патриархат открыто вступил на тропу войны»

РПЦ вступила в открытый конфликт с Константинопольским Патриархатом. Что происходит?

Русский патриарх Кирилл и константинопольский патриарх Варфоломей

Русская православная церковь вступила в открытый публичный конфликт с Константинопольским Патриархатом, который считается «первой среди равных» среди всех автокефальных (независимых) православных церквей. 8 сентября Священный Синод Русской православной церкви сделал официальное заявление, в котором выразил «решительный протест и глубокое возмущение» решением Константинопольской Церкви назначить двух своих экзархов (спецпредставителей) в Киев. Корни конфликта — в политических событиях на Украине.

Священный синод РПЦ обвинил Константинополь в превышении полномочий

Константинопольский Патриархат сообщил о назначении архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) экзархами Константинополя на Украине. Обозначено, что они будут заниматься подготовкой автокефального статуса Украинской православной церкви. Это грозит вывести украинских православных из-под влияния Москвы.

«Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви, — говорится в заявлении Синода. — Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине».

Священник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

РПЦ раскритиковала решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии (административной независимости) православным верующим Украины. Это решение, считает Священный Синод РПЦ, «принято вопреки воле епископата Украинской Православной Церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса».

«В оправдание своего вмешательства в дела иной Поместной Церкви Константинопольский Патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал», — сказано в заявлении Синода РПЦ.

Позиция Константинополя и спор о событиях XIV-XVI веков

Эскалация конфликта началась после встречи 31 августа патриарха Московского и всея Руси Кирилла и патриарха Константинопольского Варфоломея. Кирилл пытался убедить Варфоломея не давать автокефалию Украинской православной церкви, однако убедить константинопольского коллегу «москвичу» не удалось.

На следующий день, 1 сентября, константинопольский патриарх Варфоломей обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери» (то есть Константинополя).

Церковь развеяла слухи о попытке отравить патриарха Варфоломея на встрече с главой РПЦ

Кроме того, заявлено, что когда в 1686 году Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, это произошло якобы на временной основе, и Константинополь никогда не переставал считать Украину своей канонической территорией.

Таким образом, поставлены под сомнение исторические корни отношения украинской церкви к Москве.

«Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела», — заявил константинопольский Патриарх Варфоломей.

В чем суть спора?

Суть спора в том, под чьим влиянием будет находиться православная церковь на Украине. Сейчас на Украине действует крупнейшая Украинская православная церковь Московского патриархата — самоуправляемая Церковь, обладающая широкой автономией, но все же находящаяся под крылом Москвы. В УПЦ (МП) находятся 11 358 приходов и 191 монастырь. Ее возглавляет митрополит Онуфрий (Березовский). Со всеми оговорками можно сказать, что Онуфрий в целом действует в соответствии с интересами РПЦ и Москвы. Для Москвы православие — важный инструмент влияния на ситуацию на Украине.

Kremlin.ru

Существует также канонически не признанная Украинская православная церковь Киевского патриархата, отдельная от Москвы, в которой находится 2781 приход и 22 монастыря. УПЦ (КП) политически ближе к властям Украины. Существует и самопровозглашенная Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Все три церкви спорят за влияние на верующих и первенство на Украине.

В России Константинопольского Патриарха и раньше обвиняли в работе «на отрыв Украины от России», а теперь его позиция вошла в резкое противоречие с интересами Москвы и РПЦ. Назначив экзархов, Константинополь подтвердил намерение предоставить украинским верующим статус автокефалии, то есть сделать украинскую церковь полностью независимой от Москвы. Это лишит Россию и РПЦ важного рычага влияния на Украину.

Кроме того, риторика Константинопольского Патриарха может поставить вопрос о том, что на самом деле это РПЦ должна подчиняться Киеву. Это созвучно с позицией Украинских властей. В частности, президент Украины Петр Порошенко заявлял: «Москва претендует на „материнство“, но в действительности „является дочерней по отношению к церкви в Киеве“».

Что будет дальше?

В РПЦ заявили, что данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия. Там сообщили, что готовят ответные шаги, однако пока не сообщили, какие именно.

«Константинопольский Патриархат, таким образом, теперь уже открыто встал на тропу войны. И это война не только против Русской Церкви, не только против украинского православного народа. Это война, по сути дела, против единства всего мирового православия», — заявил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион.

Теоретически ситуация может разорвать или свести к минимуму отношения РПЦ с Константинополем, который имеет статус «первого среди равных». Однако в РПЦ и ранее не раз подчеркивали, что первенство не означает главенства: Константинопольский патриарх не может считаться главой Вселенской Церкви, хотя и наделен правом созывать Всеправославный Собор.

Священник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Как сказал митрополит, чья позиция опубликована на официальном сайте Московской Патриархии, если автокефалия будет дарована Украинской церкви, «мы будем вынуждены разорвать общение с Константинополем, и тогда уже Константинополь не будет иметь никаких прав на то, чтобы претендовать на лидерство в православном мире». «Сейчас Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, Патриарх Константинопольский воспринимается как чуть ли не православный папа. Но по крайней мере половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже первым в семье Православных Церквей», — заявил Илларион.

У РПЦ в этом споре есть сильные козыри: русская Церковь является крупнейшей из всех православных церквей в мире. Если она формально перестанет признавать легитимность Константинопольского Патриархата, это ослабит и последний.

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе .

Что это значит?

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

В связи с волнениями вокруг вопроса о предоставлении автокефалии, по просьбе редакции «Православная жизнь», Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) рассказал о реальном положении дел.

Владыко, в церковной среде не прекращаются споры, пересуды и рассуждения вслух по поводу категоричных заявлений руководства страны относительно возможного создания т.н. «украинской церкви». Большинство верующих гадает на кофейной гуще, строит необоснованные предположения, не обладая необходимыми знаниями и информацией по этой теме. Мы бы хотели с Вашей помощью развеять сомнения и предоставить правдивую информацию из первых рук, во избежание домыслов и кривотолков, для сохранения спокойствия среди православных верующих.

Расскажите, пожалуйста, какова процедура предоставления автокефалии? Так ли это просто?

Начнем с того, что в Православной Церкви пока нет общепринятого документа, который бы прописывал процедуру предоставления автокефалии. Точнее сказать, проект такого документа подготовлен и согласован, но пока еще не утвержден всеми Поместными Православными Церквами. Главным принципом решения этого важнейшего вопроса является консенсус всех автокефальных Церквей. Что это значит? Это означает, что сегодня никакой Патриархат не может сам по себе предоставить автокефалию какой-либо Церкви.

Православная Церковь - едина, а значит все наиболее важные вопросы, в том числе и предоставление статуса автокефалии, решаются всеми Поместными Церквами совместно. То есть, Архиерейский Собор Автономной Церкви или Экзархата принимает соответствующее решение о желании автокефального устройства и затем обращается с этой просьбой к Церкви-Матери, то есть, к той Церкви, в юрисдикции которой в настоящее время церковная структура, желающая автокефалии, пребывает. Затем, после получения согласия Церкви-Матери и всех Поместных Православных Церквей, провозглашается автокефальный статус такой Церкви.

Такой порядок был выработан в связи с проблемами, которые возникали в истории с предоставлением предыдущих автокефалий.

Например, Православная Церковь Чешских земель и Словакии получила автокефалию от Русской Православной Церкви еще в 1951 году, но только спустя почти полвека, в 1998 году, автокефалия Чешской Церкви была признана Константинополем. А вот автокефалия Американской Православной Церкви, полученная от РПЦ в 1970 году, не признана Константинопольским Патриархатом до сих пор. Для того, чтобы таких противоречий не возникало, и была выработана подобная процедура.

Особо стоит отметить, что вопрос автокефалии Украинской Православной Церкви продвигается прежде всего политиками, которые не понимают или не хотят понять сути церковного устройства. Более того, подобные вопросы рассматриваются с точки зрения их собственных сиюминутных политических интересов. При этом совершенно не учитываются интересы духовные.

Один из Предстоятелей Поместных Православных Церквей мне прямо сказал, что у Церкви в ХХІ веке есть две самые значимые, ключевые задачи - это Единство и Миссия. Однако, нам искусственно навязывают другие цели, которые могут быть только инструментом, но никак не самой целью. Хотел бы также напомнить слова блаженнопочившего Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, сказанные им в 2013 году: «Статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой с правами широкой автономии на сегодняшний день является оптимальным. Этот статус Украинской Православной Церкви является залогом ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия».

Да, за 5 лет в общественной жизни Украины многое изменилось. К лучшему или к худшему, пока не могу сказать. Наверно, у каждого есть свой ответ на этот вопрос. Как священник могу только сказать, что Церковь Христова не может и не должна стать служанкой идеологических трендов, которые так часто меняются. А Церковь - вечна.

Это не значит, что у нас существует табу на обсуждение вопроса о статусе нашей Церкви. Нет, конечно. Но мы, иерархи, священники, которым Господь доверил духовное стадо, ответственны за души верующих и за наши действия в Церкви. В конце концов, Бог спросит земных правителей за земное благополучие своих граждан, а нас - за их души. Что для кого главнее - пускай выбирает сам.

Но госдеятели заявляют, что «Вселенский Патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии УПЦ».

Это словосочетание появилось в наших СМИ, но его нет в официальных документах Константинопольского Патриархата. Таким образом, это либо самообман, либо попытка выдать желаемое за действительное. Также не исключаю, что политики, заявляющие подобное, введены в заблуждение собственными недобросовестными советниками. Константинопольский Патриархат, как известно, сделал заявление, что, получив петиции политического руководства Украины о даровании автокефалии, будет тесно общаться и координировать свои действия со своими сестринскими Православными Церквами по этому вопросу.

Иными словами, будет рассматриваться сам вопрос, а не начало каких-либо процедур для якобы «предоставления автокефалии УПЦ», тем более, что, как уже говорилось, у Константинопольского Патриархата нет на это исключительных полномочий.

Но если предположить, что Константинопольский Патриархат все же выдал какой-то документ, провозглашающий автокефалию в одностороннем порядке?

Предполагать, конечно, можно что угодно, но если бы такое произошло, это означало бы раскол всего мирового Православия и потому сомнительно, чтобы Вселенский Патриархат на такое решился, как и другие Поместные Церкви, особенно те, которые, как и УПЦ, пережили или переживают трагедию раскола.

Но если с автокефалией все так сложно, могут ли политики попытаться «пойти другим путем»? Ведь некогда в Эстонии получилось создать автономную Эстонскую Православную Церковь под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, отдельную от уже существующей ранее Эстонской Православной Церкви в единстве с Русской Православной Церковью?

Ситуация с Эстонской Православной Церковью как раз и демонстрирует, какие проблемы могут возникнуть при односторонних действиях одной из Православных Церквей без оглядки на другие. Но в Эстонии, при всех проблемах, политическая ситуация гораздо стабильнее. В нашей же стране, переживающей сейчас беспрецедентное за всю современную историю Украины политическое противостояние и военные конфликты, такое решение только усугубило бы общественные междоусобицы и никак не уврачевало бы церковный раскол.

И тем не менее события последних лет показывают, что произойти может что угодно. Люди часто слабы, в том числе и архиереи, на них может быть оказано давление, которое подвигнет их на неосторожные действия. Что в такой ситуации предпринимает наше священноначалие?

Священноначалие нашей Церкви находится в постоянной связи со всеми Поместными Церквами, со всей полнотой Вселенского Православия. Практически все Поместные Церкви выражают поддержку Украинской Православной Церкви и верность каноническому порядку.

В таких непростых условиях нашей жизни, Церковь максимально заботится о мире в стране, выполняя соответствующую Ее предназначению миссию миротворца. Мы пытаемся донести до руководства страны нашу позицию, мы говорим публично, что ни с гражданской, ни с церковной точки зрения предложенный способ преодоления церковного раскола в стране не является правильным. И время обязательно это покажет, расставив все на свои места.

А что сейчас можно сказать православным верующим Украины, которые постоянно ощущают давление со стороны отдельных представителей власти, сталкиваются с захватами храмов раскольниками, подвергаются агрессии националистских организаций? Паства часто незащищена и в такой ситуации готова верить самым нелепым слухам.

Верующие тем и отличаются от других людей, что обладают главным сокровищем - верой в Господа Иисуса Христа. Он сильнее всех земных властителей. Без Его воли в этом мире не может свершиться ничего. А потому важно довериться Богу и непрестанно молиться, и особенно усилить свою молитву и за власть, чтобы Господь умудрил и вразумил.

Очень часто все наши проблемы происходят от того, что мы попросту не умеем терпеть. Нам всегда хочется ответить нашим обидчикам, а ведь именно с этого начинается цепочка большинства наших грехов. «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3). В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он помог нам стерпеть: стерпеть тогда, когда, как нам кажется, нас обидели, когда нас в чем-то обвинили, когда по отношению к нам поступили неправильно или несправедливо. Мы просим Бога: «Господи, помоги нам сохранить любовь к ближним, помоги нам промолчать и тем самым сохранить наш душевный мир!»

Очень важно не паниковать и не распространять слухи. Тем же, кто проводит время в интернете, тщательно стоит проверять получаемую информацию и не транслировать так называемые вбросы. Именно сейчас мы все должны быть максимально ответственны за свои слова и деяния и не становиться орудием в чужих злонамеренных руках.

Верующим сегодня следует сплотиться вокруг нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, довериться Священноначалию нашей Церкви и поддержать его молитвой.


Религиозная ситуация на Украине вновь в центре внимания мирового сообщества. Идея действующего президента страны Петра Порошенко о независимой "Киевской церкви", похоже, выливается в масштабное противостояние, которое выходит за рамки внутрицерковных отношений. О том, к каким последствиям может привести попытка перекроить украинское православие по правилам извне, ТАСС рассказал один из главных российских специалистов по истории Церкви на Украине, историк, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко.

В чем причины конфликта?

Седьмого сентября Константинопольский патриархат "в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине" назначил своих экзархов, то есть посланников, которые также могут восприниматься как надзиратели с властными полномочиями, в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата.

"До самого назначения в Киев посланников Константинопольского патриархата мы слышали от представителей Русской и Украинской церквей сдержанные комментарии. Это происходило не только потому, что до конца не верилось, что Константинополь от слов перейдет к делу, но и из-за нежелания Русской церкви спровоцировать разрыв отношений и стать причиной раскола. Теперь мы увидели реальные шаги во стороны Константинополя, "пробный шар" - нарушение нашего канонического пространства", - отмечает Владислав Петрушко.

"Даже если эти "экзархи" еще пока просто послы, "легаты", но их появление необходимо было согласовывать и с патриархом Московским Кириллом, и с предстоятелем Украинской православной церкви митрополитом Киевским Онуфрием, исходя из норм взаимоотношений между православными церквами", - добавляет он.

Какие православные организации сейчас действуют на Украине?

Единственная каноническая Украинская православная церковь (более 12 тыс. приходов и 200 монастырей) является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 27 октября 1990 года и выражено в благословенной грамоте /Томосе/ патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После распада СССР в конце 1991 года украинские политики стали предпринимать активные действия с целью отделения Украинской церкви от Русской. Их увещеваниям поддался тогдашний митрополит Киевский Филарет, заявив о создании национальной церкви - так называемого Киевского патриархата. Эта организация (около 5 тысяч приходов) до сих пор остается раскольнической и не признанной ни одной церковью мира.

В 90-е годы на Украине была возрождена и обновленческая организация Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), изначально созданная националистически настроенными священниками в 20-е годы XX века, а затем постепенно самораспустившаяся. УАПЦ также не признана никем и имеет на сегодняшний день около тысячи приходов. В данный момент Киевский патриархат и УАПЦ пользуются особым расположением украинских властей и претендуют на легализацию со стороны Константинопольского патриархата.

"Возможная схема такой легализации такова: Константинополь оспаривает решения, принятые еще в XVII веке, о передаче Киевской митрополии Московскому патриарху, добивается создания на Украине своей церковной юрисдикции, куда переходят все противные УПЦ МП группировки, а затем дарит автокефалию (независимость) своей "дочерней" структуре", - пояснил Петрушко.

Каковы возможные действия РПЦ?

По мнению Владислава Петрушко, Русская церковь должна будет дать адекватную оценку свершившимся действиям, не торопиться с разрывом отношений, но назвать все своими именами - объективно оценить действия патриарха Константинопольского Варфоломея с точки зрения канонов Церкви и опубликовать все исторические документы, подтверждающие юрисдикцию РПЦ над Киевской митрополией.

Дело в том, что на Архиерейском соборе Константинопольского патриархата, который прошел в Стамбуле 1–2 сентября, прозвучало, что Киевская митрополия была перенесена в Москву без санкции Константинополя, и, соответственно, заявлены права на управление ею. "Но, во-первых, она была перенесена сначала во Владимир, кроме того, есть сохранившийся соборный акт Константинопольского патриархата об официальном признании Владимира вторым кафедральным градом Русской церкви одновременно с поставлением туда святителя Алексия в 1354 году", - прокомментировал Петрушко.

Синод Русской православной церкви выразил в связи с назначением посланников Константинополя в Киев протест, заявив, что действия Константинопольской церкви "являются грубейшим попранием церковных канонов" и ответные шаги последуют в ближайшее время. Московский патриархат может разорвать отношения с Константинопольской церковью в случае легализации ими украинских раскольников.

В каких отношениях православные церкви находятся с Константинополем?

15 поместных православных церквей мира обладают равенством, но так сложилось исторически, что у патриарха Константинопольского есть так называемое первенство чести, которое не означает верховенство над православными церквями.

Однако на прошедшем Архиерейском соборе патриарх Варфоломей много говорил о своем "первенстве". Оно основывается на 28-м правиле IV Вселенского Халкидонского собора и усваивает патриарху Константинополя второй по чести статус после римской кафедры в силу того, что Константинополь - имперский город царя и правительства. "Сейчас же имперской столицы Константинополя уже нет. С чего же вдруг фанариоты сейчас решили распоряжаться судьбой православного мира, где сейчас есть 15 полноправных поместных православных церквей?" - задается вопросом эксперт.

Были ли подобные конфликты в истории?

В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую "Живую церковь", которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии - по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине.

В 1993 году при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата - около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения.

"Сейчас же на Украине идеально сошлись интересы трех сторон. Во-первых - режима Порошенко, для которого это возможность повысить рейтинг или даже создать такую "горячую" ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны - интересы наших "западных партнеров", которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи - разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней "духовной скрепы". Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти", - отмечает Владислав Петрушко.

Что значит для Украины "автокефалия"?

Для простых верующих на Украине уже 25 лет само слово "автокефалия" ассоциируется с расколом, ведь все это время о ней говорили так называемый Киевский патриархат и националисты. Будет ли создана новая автокефальная церковь или это будет вариант Константинопольской юрисдикции с неопределенным обещанием предоставить автокефалию - пока неясно.

"Государственная власть может начать загонять верующих канонической церкви в новую юрисдикцию. Но если уж покусятся на крупнейшие святыни, например Киево-Печерскую лавру, то тут народ уже может более радикально выразить свое неприятие, - уверен Петрушко. - Противостояние на религиозной почве может вылиться против действующего президента Украины, который, наверное, не вполне осознает масштаб возможных последствий своих действий по созданию независимой Церкви".

https://www.сайт/2018-10-16/v_pravoslavii_proizoshel_krupneyshiy_raskol_pochemu_i_chto_budet_dalshe

«Это может стать началом изоляции и Реформации»

В православии произошел крупнейший раскол. Почему? И что будет дальше?

Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октябрясайт Московского патриархата

В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине. О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале сайт.

Просто о православии

В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей.

Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей.

Почему церковный раскол связан с Украиной?

В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве.

При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов.

Яромир Романов

Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.

Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.

Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию.

Решение Константинополя и ответ РПЦ

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.

сайт Московского патриархата

Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать. 15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом. Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.

Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.

Крупнейший церковный раскол за 1000 лет

До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650-1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.

РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Что означает раскол для верующих?

Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.

kremlin.ru

В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.

Значение раскола для РПЦ и других церквей

Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.

«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал „Известиям“ Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».

Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.

При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы.

Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением.

Изоляция или Реформация

Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.

По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.

Яромир Романов

Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.

«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев. — И почему же с этими „слепцами“ мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская. Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».