Занятия по насекомым средняя группа. Проект в средней группе ДОУ. Насекомые. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Конспект НОД в средней группе «Насекомые».

Познавательное развитие

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Речевое развитие

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Развивать образность речи.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
  • Формировать желание активно работать на занятии.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

чтение литературы по теме, рассматривание иллюстраций, рисование насекомых.

Материалы и оборудование:

Плакаты с изображением насекомых, звуковое сопровождение.

Ход занятия:

(Дети сидят полукругом на стульях)
Вос- ль: Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
Фантазировать играть
Мы хотим,всё знать.
Вдруг слышат стук!
Вос – ль: Дети! В гости к нам прилетела бабочка Лили. Посмотрите у Лили письмо.
«Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».
Вос-ль: Дети, что же нам нужно сделать?
Ответы детей (спасти насекомых, выручить из беды).
Вос-ль: Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды?
(Ответы детей).
Вос-ль: Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут и насекомые выйдут на свободу.

1.Прыгает пружинка, зелёная спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)
2.Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её
(пчела)
3.У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза
Называют её (стрекоза)
4.Он работник настоящий,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может
(муравей)
5.Она легка, красива, изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок
(бабочка).
6.Не жужжу, когда сижу, не жужжу,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь
(жук)
7.Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки
(божья коровка)
8.Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт
(муха)
9.Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я
(оса)
Вос-ль: Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали. Ребята, так кого мы выручали из беды?
Дети: Насекомых
Вос-ль: Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний.

Физкульминутка
Гусеница
Вос-ль: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон
(поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом
(вращают руками)
Дремлет гусеница в нём
(ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму
(ладошки поменять)
Но,зима проходит мимо
(взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна
(хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня-сонюшка
(потягиваются)
Под весенним ярким солнышком
(рисуем солнце)
Гусенице не до сна
(грозят пальцем)
Стала бабочкой она
(машут руками крыльев).
Вос – ль: Ребята, вам нравятся чудеса?
(Ответы детей)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
(Ответы детей)
Вос – ль:
Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
(Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
Вос-ль: Чем питаются насекомые?
(Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)
Вос – ль: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
(Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Вос – ль: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Вос – ль:
Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Вос – ль: Итак, значит на какие группы мы их можем разделить
(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)
Вос – ль: Назовите полезных насекомых?
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса)
Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)

А теперь давайте покажем как разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит
гу- жу –гу – жу
Я любого разбужу
Назовите насекомых которые относятся к хищным?
(Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Почему их называют хищными?
(Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми)

Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Вос – ль: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).
Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок ). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.
Зачем им такая окраска?
(защищаться, прятаться от врагов).
Вос – ль: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве.Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
Ответы детей(она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)
Вос – ль: Почему нельзя трогать и обижать насекомых? (они живые)
Вос – ль: Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения,погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите.
Жук большой,а комар……..
маленький
Бабочка летает,а гусеница……
ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….
в муравейнике
У птиц две лапки,а у насекомых……
шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …
большая
Пчёлы из нектара делают…
мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные
Вос-ль: Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу, чтобы ожила наша полянка предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Вос-ль: Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам ребята, за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу!

Физкультминутка
Мы божьи коровки, быстрые и ловкие
По травке сочной мы ползём
А после в лес гулять пойдём
В лесу черника и грибы
устали ноги от ходьбы
И кушать мы давно хотим
Домой скорее полетим.
Ребята, так о ком мы сегодня вели разговор?
Что нового вы узнали?
Вам понравилось в стране знаний?
А мне понравилось, вы были активны, внимательно слушали, старательно выполняли задание.

Предварительный просмотр:

Воспитатель ДОУ №36 Коннова А.А.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие:

Продолжать учить правила безопасного поведения в природе

Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе

Речевое развитие

Продолжать развивать связную речь детей.

Активизировать и пополнять словарный запас.

Продолжать учить отвечать на вопросы.

Социально-коммуникативное развитие

Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

Материал к занятию

Ноутбук, дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации, запрещающие знаки

Ход занятия:

Вос-ль. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй красно солнышко – руки вверх,

Здравствуй, ветерок – покачивание рук,

Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек - руки внизу покачивание рук

Здравствуй спелая трава - покачивание ладошек

Здравствуй, шумная листва – трут ладоши

Здравствуйте, мышата - хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте

Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас - руки к груди и вперед – в стороны.

Вос-ль: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

Сколько месяцев длится весна? (Три) .

Назовите их (Март, Апрель, Май)

Молодцы!

Вос-ль: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

Дети: Хотим!

Вос-ль: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

Должны всерьез все уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться там легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти…

Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

А как можно добраться до леса?

Дети: На машине, на автобусе, пешком…

Вос-ль: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

(Имитация дорожки) .

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой,

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не таи: Ты же видишь, - мы свои!

Вос-ль: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

Какие цветы появляются первыми?

Дети: Подснежники.

Задание Д\И: «собери цветок»

Вос-ль: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

Ой, у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

Дети: Нет

Вос-ль: Конечно же нет! Растения, деревья – это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит, тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

Ой, смотрите какой зайчик поскакал!

А вы знаете что происходит с животными весной?

Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

Вос-ль: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

Игра: «Найди детеныша»

Вос-ль: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

Послушай Мишка стихи:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

Вос-ль: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все полянки, и не будет красоты.

Вос-ль: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

Правило:

(Нельзя брать никого из леса домой) .

Вос-ль: Животным будет плохо без той среды обитания, в которой они привыкли жить.

Оставим и тут знак.

Физминутка.

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, песни распевают,

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

Вос-ль: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

Запомните еще одно правило:

Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

Природу портить не годится!

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Костер в лесу не оставляйте

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил.

Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

Вос-ль: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Вос-ль: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

До свидания медвежонок.


Тема «Насекомые»

Программные задачи:

  1. Расширить представление детей о жизни насекомых;
  2. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
  3. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
  4. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
  5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Материалы: ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки.

Ход занятия

Приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Давайте начнем нашу встречу с игры «Паровозик с именем» и на этом паровозике отправимся в путешествие.

Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.

Я начну. Надежда Леонидовна. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас и он станет паровозиком вместо меня. Вот я выбирая …Катю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки её на плечи и вместе с ней буду повторять её имя. Поехали!

Вот мы и проехали целый круг, теперь Катя выберет того, кто станет «паровозиком» и мы уже втроем будем повторять его имя.

(и так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре)

Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

Ой, а что это такое лежит на полянке?

Это конверт с письмом.

Кто-то нам оставил письмо, давай те его прочитаем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

1. У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её ……(Стрекоза)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

2. Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может….(муравей)

3. Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (кузнечик)

4. Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки. (божья коровка)

5.Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)

Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

Какие вы молодцы!

А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)

Давайте сядем на стульчики.

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка.

(показываю схему развития бабочки)

Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

Посмотрите на рисунок, это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать кого же я убрала, кого не стало?

Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Но я вам еще приготовила сюрприз, вот такие красивые бабочки.

До свидания!

Беседа на тему: «Насекомые»

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными
насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Материал: Картинки с изображениями разных насекомых, картинки с
изображением среда обитания этих насекомых, рабочая тетрадь.

Ключевые слова: насекомые живут рядом с другими живыми обитателями,
раздав насекомые.

Занятие можно провести в виде игры - путешествия на луг: «Познакомимся
с нашими соседями», работа с заданиями в рабочей тетради.
Вопросы к детям
Каких насекомых вы знаете?
Когда появляются насекомые?
Где живут насекомые?
Чем отличаются насекомые от нтиц?
Что случится, если не будет насекомых?

Игра «Кто. где живет»
Дети делятся на две фуппы. Одни держат картинки с изображением
среды обитания насекомых, другие - карлики с изображением насекомых.
По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Игра «Отгадай, какое это насекомые» (описать характерные особенности
задуманного насекомого).

Загадки
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает.
Медок собирает.

(Пчела.)
Самого не видно, а песню слышно.

Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно - большое плотника оно.

(Муравей.)

На поляне, возле елок.
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
Л жильцов в нем миллион.

(Муравейник.)
Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит- будет плохо.

Не зверь, не птица - нос как спица.

(Комар.)
Кто над нами вверх ногами?

(Мухи на потолке.)

Поговорка

Одна пчела много меда не наносит.

Стихи
Муравьишко

Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу!»
Отвечает муравей: « Тяжело, но сам снесу!»

И. Анденко
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит
В свой подземный дом.

Народные приметы

Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в
него.

Комара нет - овса и трав не будет.

Когда появляются комары - пора сеять рожь.

Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
Али Бобаджан

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так, С.И. Ожегов определял патр...


Воспитатель Николаенко О.В.

Вид проекта : познавательно — исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный, с 16.05-20.05.2015 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта.

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «В мире насекомых».

Задачи проекта.

Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.

8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Продукт проектной деятельности

Конкурс рисунков любимого насекомого с рассказом о нем, коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ, игра-драматизация «Муха Цокотуха».

Предварительная работа:
. подбор энциклопедий, журналов о насекомых
. оформление НОД,схем развития
. подбор художественного слова
. подбор дидактических игр(лото, пазлы)
. подбор дисков со звуками насекомых

План реализации проекта:

Планирование

Познакомить детей с насекомыми: пчелой, бабочкой, муравьём, комаром, божьей коровкой, стрекозой, кузнечиком, жуками.

НОД 1.Познание (ФЦКМ) Тема: Насекомые Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

2. Коммуникация Тема: Описание насекомых Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

Художественная литература: Стихи, загадки, сказки Павлова «Находка», знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», разучивание стихов о насекомых.

Художественное творчество:

1. Рисование нетрадиционными методами. Монотипия «Бабочка».

Цель: знакомство с новыми методами художественной выразительности.

2. «Бабочки на цветах»

Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон

3. «Кто помог муравьишке добраться домой»

Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

4. Аппликация «Божья коровка»

Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе.

Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки». «Найди ошибку художника». «Соедини точки и узнай, кто получится», «Собери цветок».

Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Расширять и активизировать глагольный словарь.

Беседы: « Что дети знают о насекомых?», «Таинственный мир насекомых».

Развлечения:

Игра-драматизация по сказке «Муха Цокотуха».

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.

Подвижные игры:

1. «Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
2) Хоровод насекомых
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы)
3) «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
4) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница»
Цель: развивать точность движения руки, воображение.

5. «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

6. Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.

Конспект занятия в средней группе по теме «Насекомые»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Расширять представления детей о жизни насекомых; уточнять представления о пользе насекомых.

Активизировать словарь детей (брюшко, усики).

Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь и логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материалы:

Аудиозапись звуков природы; картинки с изображением насекомых. Цветные карандаши, листы бумаги с изображением части насекомого.

Ход занятия.

Дети, скажите, какое сейчас время года?

Уже конец весны. Очень тепло. В это время всё оживает, пробуждается от спячки.

Звучит аудиозапись звуков природы.

Дети, как вы думаете, что это за звуки?

Жужжат пчёлы, шмели, жуки, стрекочут кузнечики…

Как их назвать одним словом?

Насекомые.

Посмотрите, какие бывают насекомые (появляются картинки с изображением насекомых на экране).

Стихи о насекомых.

Жук качался на травинке,

Крылья гладкие на спинке.

Всех я знаю на лугу,

Познакомить вас могу!

Вот кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва –

Он зелёный, как трава.

Вот две бабочки летят.

Рассказать они хотят,

Что вчера ещё в траве

Жили гусеницы две.

Вот трудяга муравей –

Всех сильней и здоровей!

Он строитель и затейник,

Строит в чаще муравейник.

Рядом с речкой – стрекоза:

Непоседа, егоза.

Как весёлый вертолёт,

Отправляется в полёт.

Добродушно спрятав жало,

На цветке пчела жужжала,

В шубку тёплую одета.

Ей не жарко, хоть и лето.

Как у божьей у коровки

Крылья – пёстрые обновки.

Гладкие, атласные,

Яркие, да красные.

Беседа об особенностях насекомых.

У всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылья (показывают на картинке части тела насекомых).

Пальчиковая игра «Бабочка»

Утром солнце засияет –

Бабочка с цветка взлетает.

Попорхает – утомится,

Отдохнёт – опять кружится.

Все мы очень любим бабочек, любуемся их красотой. Живут бабочки там, где тепло и есть для них пища. Питаются они цветочным нектаром, соками растений и фруктов. Названия некоторых из бабочек связаны с тем, чем питаются их гусеницы. Например, гусеницы Капустницы питаются капустными листьями, Крапивницы – крапивой. Разные виды бабочек отличаются и по цвету и по размеру.

Комары, как и другие насекомые издают жужжащие звуки. Жужжание комара – это взмахивание крылыщками несколько сотен раз в секунду

Подвижная игра «Раз, два, три, прилетели комары».

Выбираем двоих детей считалочкой которые будут «играющими ребятами».

Комар, комар, комаруха.

Кусай, кусай возле уха

Комар, комар не кусай

Беги быстрей удирай!

Они встают в оной части зала, а остальные игроки – «комары» бегают по залу врассыпную. «Играющие ребята» проговаривают слова:

Раз, два, три, прилетели комары.

Стали комары пищать,

Не дают нам поиграть.

Раз, два, три, надоели комары.

Надоели комары. Комара скорей лови!

С окончанием слов «играющие ребята» начинают бег с ловлей и увёртыванием. Выбывает из игры, тот кого запятнали.

Все знают муравьёв. Это очень трудолюбивые насекомые. Муравьи много трудятся для своей большой муравьиной семьи. Их дом – муравейник. Там тепло и еды хватает на всю зиму. Муравьи питаются другими насекомыми, соками растительных плодов. Известно много видов муравьёв, которые отличаются по цвету, размеру и месту обитания.

Пальчиковая игра «Жучок».

На спине жучок лежит

И жужжит, жужжит, жужжит:

«Помогите мне жуку,

Встать на лапки не могу!» -

Он кричит прохожим.

Мы ему поможем.

Жук усами шевелит –

Нам «спасибо» говорит.

Существует много видов жуков. Они живут почти во всех странах, отличаются друг от друга внешним видом, особенностями жизни. Жуки питаются растениями или другими насекомыми. Расскажите каких жуков вы видели, знаете?

Физкультминутка.

Поднимаем плечики.

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Скрываясь в густой траве это насекомое даёт о себе знать своеобразным звуком. У кузнечика на крыльях есть особая жилка, которой он водит, как смычком и издаёт стрекочущие звуки. Кузнечики отлично прыгают. Питаются исключительно животной пищей.

Пальчиковая игра «Пчёлки»

Ай – яй – яй, ой – ой – ой –

В улье пчёлок целый рой!

Стали пчёлы вылетать –

Раз, два, три, четыре, пять.

«Ж – ж – ж», - жужжат над головой.

Побежим скорей домой!

Вы знаете откуда берётся мёд? Его делают пчёлы. Они живут в домиках, которые называют ульями и постоянно работают. У пчелы яркий наряд – жёлтая шубка с чёрными полосками. Почему люди берегут пчёл и разводят их?

Физкультминутка «Стрекоза»

Летит стрекоза,

Как горошины глаза.

Вниз – вверх, взад – вперёд

Как прозрачный самолёт.

Влево –вправо, назад – вперёд.

Стрекоза – грозный хищник в мире насекомых. Это самое быстролетающее насекомое. Обитает она у воды. А питается мелкими насекомыми, например комарами.

Пальчиковая игра «Божья коровка»

По цветку ползёт букашка.

На ней красная рубашка.

Маленькая крошка,

На спине горошки.

Этот маленький, симпатичный жучок самый настоящий хищник. Они поедают полчища вредных для растений тлей, тем самым помогая людям в садах и огородах.

Игра «Кого не стало?»

На доске перед детьми картинки всех насекомых. Сначала дети внимательно смотрят на картинки. Затем закрывают глаза. А в это время одну картинку воспитатель убирает. Дети открывают глаза и угадывают, кого не стало.

Насекомые – это часть природы. Если они исчезнут с нашей планеты, то погибнут растения, животные, птицы. Все они не могут существовать друг без друга. Их нужно беречь и охранять, но ни в коем случае не убивать.

Посмотрите, перед вами лежат рисунки. Что с ними не так? Что забыл дорисовать художник? Исправьте ошибки. (Дети дорисовывают не достающие части насекомых и раскрашивают их).