Битумная мастика для пропитки щебня. Щебень и битум — вместе мы сила! Технология выполнения гидроизоляции

Технологическая карта № 2

Ориентировочно потребность щебня на 200 м основания определяют по формуле

Q щ = b·h·K у ·K п ·200,

где Q щ - объем щебня, м 3 ;

b - ширина основания, м;

h - условная толщина основания в плотном теле принята на 2 см меньше проектной, м;

K у - коэффициент запаса на уплотнение щебня (1,25 - 1,30);

K п - коэффициент потерь щебня при транспортировке и укладке (1,03).

Q щ = 9,77*0,16*1,3*1,03*200 = 418,6м 3

Таблица 9

№ процесса № захватки Источники норм выработки Единица измерения Сменный объем Производительность в смену Требуется машин на захватку Коэф. использования машин Звено рабочих
По расчету Принято
Расчет Разбивочные работы Транспортировка щебня фр. 40 - 70мм самосвалом КамАЗ-5320 на расстояние 6,31 км Укладка щебня самоходным распределителем ДС-54 Уплотнение щебеночного основания вибрационным катком ДУ-98 за 5 проходов по 1 следу Первый розлив битума в кол-ве 5.75л/м автогудронатором СД-203 Транспортировка расклинивающего материала фр. 20-40 а/с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Распределение расклинивающего материала распределителем каменной мелочи ДС-49 Уплотнение самоходным вибрационным катком ДУ-98 за 4 прохода по 1 следу Второй розлив битума в кол-ве 3,45л/м автогудронатором СД-203 Транспортировка расклинивающего материала фр. 10-20 а/с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Распределение расклинивающего материала распределителем каменной мелочи ДС-49 Уплотнение самоходным вибрационным катком ДУ-98 за 4 прохода по 1 следу Третий розлив битума в кол-ве 2,3 л/м автогудронатором СД-203 Транспортировка клинца фр. 5-10 а/с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Распределение расклинивающего материала распределителем каменной мелочи ДС-49 Уплотнение самоходным вибрационным катком ДУ-98 за 3 прохода по 1 следу м м 3 м 2 м 2 Т м 3 м 3 м 2 т м 3 м 3 м 2 т м 3 м 3 м 2 418,6 10,7 20,4 20,4 6,4 20,4 20,4 4,3 18,5 18,5 34,7 40,6 40,6 40,6 12,05 6,9 0,41 0,31 0,5 0,23 0,34 0,18 0,5 0,23 0,34 0,12 0,46 0,21 0,25 1,01 0,99 0,41 0,31 0,5 0,23 0,34 0,18 0,5 0,23 0,34 0,12 0,46 0,21 0,25 2раб. Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. - 1 Машинист 4 разр. – 1 Машинист 4 разр. - 1

Состав отряда

Таблица 10

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Потребность в машинах Коэффициент загрузки Количество рабочих
на захватку
Самосвал КамАЗ-5320 Машинист IV разряда 12.05 1.01
Распределитель ДС-54 Машинист IV разряда 6,9 0,99
Каток ДУ-98 Машинист IV разряда 1,34 0,34
Автогудронатор СД-203 Машинист IV разряда 0,61 0,20
а\с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Машинист IV разряда 1,46 0,49
Распределитель ДС-49 Машинист IV разряда 0,67 0,22
Рабочий-дорожник IIразряда
ИТОГО: 23,03

Технологическая карта № 3 Устройство слоя покрытия из пористой горячей к/з асфальтобетонной смеси

Таблица 11

расч. Очистка поверхности основания покрытия от пыли и грязи полимомоечной машиной КО-304 (ЗИЛ). м² 6872,73 0,25 0,25 Вод-ль кат. С
расч. Подвозка и розлив битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б (КамАЗ) с нормой розлива материала равной 0,0008 м 3 /м 2 м² 24391,6 0,07 0,07 Вод-ль кат. С
Разбивочные работы м 2 раб-х 2-го раз.
расч. Транспортировка к/з а/б смеси для нижнего слоя покрытия автомобилями-самосвалами КамАЗ 55111 на расстояние 2,49 км. м³ 472,73 43,09 10,97 1,0 Вод-ль кат. С
расч. Укладка смеси толщиной 7 см асфальтоукладчиком ДС-126А. м³ 132,664 472,73 0,28 0,28 машинист 6 раз.и 7 раб-х
расч. Подкадка нижнего слоя покрытия лёгкими гладковальцовыми катками ДУ-73 за 4 прохода по 1-му следу. м³ 132,664 0,21 0,21 машинист 5 раз.
расч. Уплотнение нижнего слоя покрытия тяжёлыми катками BOMAG BW 184 AD-2 за 18 проходов по 1-му следу. м³ 132,664 196,27 0,68 0,68 машинист 6 раз.

1 - Очистка поверхности основания покрытия от пыли и грязи полимомоечной машиной КО-304 (ЗИЛ):

Ширина подметания – 2,0 м;

Рабочая скорость – V=20 км/ч.

Производительность данной машины вычисляем по формуле:

К в =0,75; К t =0,7;

n – количество проходов по одному следу (2);

t П – затраты времени на переход к соседнему следу (0,10 часа);

l ПР – длина прохода (200 м);

а – ширина перекрытия следа (0,20 м).

Определяем площадь очистки:

В i – ширина щебёночного слоя, м;

L – скорость потока, м/смену.

где

т ф

т пр

2 – Подвозка и розлив битумной эмульсии автогудронатором ДС-142Б (КамАЗ) с нормой розлива материала равной 0,0008 м 3 /м 2:

Определяем производительность автогудронатора ДС-142Б (КамАЗ):

q a – грузоподъёмность, м 3 ;

L

t n

t p

V – норма розлива, м 3 /м 2 ;

К В

К Т

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

3

4 – Транспортировка к/з а/б смеси для нижнего слоя покрытия автомобилями-самосвалами КамАЗ 55111 на расстояние 2,49 км:

Определяем производительность КамАЗ 55111:

q a

L – дальность транспортировки грунта, км;

ρ – плотность а/б, т/м 3 ;

υ – скорость движения автомобиля по грунтовой дороге, км/ч;

t n – время погрузки автомобиля, ч;

t p – время разгрузки автомобиля, ч;

К В – коэффициент использования внутреннего времени (0,75);

К Т – коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной (0,7).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

5 – Укладка смеси толщиной 7 см асфальтоукладчиком ДС-126А:

Производительность асфальтокладчика: 130т/ч = 130 · 8 / 2,2 = 472,73 м 3 /смену.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

6 – Подкадка нижнего слоя покрытия лёгкими гладковальцовыми катками ДУ-73 за 4 прохода по одному следу:

Производительность:

К в =0,75; К t =0,75;

n – количество проходов по одному следу (4);

t П

l ПР – длина прохода (200 м);

а

b

h СЛ

V р - рабочая скорость, (8 км/ч).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

7 – Уплотнение нижнего слоя покрытия тяжёлыми катками BOMAGBW 184 AD-2 за 18 проходов по одному следу:

Производительность:

К в =0,75; К t =0,75;

n – количество проходов по одному следу (18);

t П – затраты времени на переход к соседнему следу (0,005 часа);

l ПР – длина прохода (200 м);

а – ширина перекрытия следа (0,20 м);

b – ширина уплотнения за один проход, м;

h СЛ – толщина укладываемого слоя;

V р - рабочая скорость, (11 км/ч).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

Состав отряда

Таблица 12

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Потребность в машинах Коэффициент загрузки Количество рабочих
на захватку
Поливомоечная машина КО-304 Машинист IV разряда 0,25 0,25
Автогудронатор ДС-142Б Машинист IV разряда 0,07 0,07
а\с КамАЗ 55111 Машинист IV разряда 10,97 0,99
Асфальтоукладчик ДС-126А 0,28 0,28
Каток ДУ-73 Машинист IV разряда 0,21 0,21
Каток тяж. BOMAG bw 184 Машинист V разряда 0,68 0,68
ИТОГО 12,46

Технологическая карта № 4

Устройство слоя покрытия из плотной горячей м/з асфальтобетонной смеси

Транспортирование асфальтобетонной смеси предусматривается автомобилем-самосвалом МАЗ-510, производительность которого определяется по формуле:

где T - продолжительность рабочей смены, час; Т =8 час

k - коэффициент внутрисменного использования времени; k =0,85

g - грузоподъемность машины, т; g =7 т

L - дальность транспортирования, км; L =4,6 км

V - средняя скорость движения, км/час; V =20 км/час

t - время простоя под погрузкой, t =0,2 час

П=72,1 т/смену

Таблица 13

№ процесса № захватки Источники норм выработки Описание и технологическая последовательность процессов. Применяемые машины. Единица измерения Сменный объем Производительность в смену Требуется машин на захватку Коэф. использования машин Звено рабочих
По расчету Принято
Е-17-5 табл. 2 п. 3 расчет § Е17-6 Е17-7 п. 26 Е17-7 п. 29 Розлив битумной эмульсии с расходом 0,5 л на 1м 2 автогудронатором ДС-82-1 Транспортирование мелкозернистой смеси а/сМАЗ-510 при средней дальности 4,6 км с выгрузкой в бункер асфальтоукладчика. Распределение мелкозернистой смеси слоем 10 смасфальтоукладчиком ДС-1 Подкатка при работе укладчика-5 проходов по 1 следу катком ДУ-50 (6т) Укатка катком ДУ-42А весом свыше 10 т при 20 проходах, по 1 следу Контроль качества работ т т м 2 м 2 м 2 0,7 17,3 72,1 0,04 5,96 3,5 0,54 1,2 0,04 0.99 0,88 0,54 1,2 Машинист V p.-1 Пом. маш. IV p.-1 маш.IV p.-1 МашVI p.-1 А/бетонщики V p.-1 IV р.-1 III р.-2 Маш V p.-1 МашVI p.-1 2раб

Расчеты к технологической карте

1. Розлив битумной эмульсии с расходом 0,5 л на 1м 2 Автогудронатором ДС-82-1:

При норме розлива 0,5л/м 2 объем материала 700 л = 0,7 т

П=8*1/0,46=17,3т/смену

m = 0,7/17,3= 0,04 машин

2. П=72,1 т/смену

m = 430 /72,1= 5,96 машин

3. Распределение мелкозернистой смеси слоем 10 смасфальтоукладчиком

П = 8*100/2=400 м 2 /смену

m = 1400/400= 3,5 машин

4. Подкатка при работе укладчика-5 проходов по 1 следу катком

П = 8*100/0,31=2580 м 2 /смену

m = 1400/2580= 0,54 машин

5.Укатка катком ДУ-42А весом свыше 10 т при 20 проходах по 1 следу:

П = 8*100/0,72=1111 м 2 /смену

m = 1400/1111= 1,2 машин

6.Контроль качества работ

Состав отряда

Таблица 14

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Потребность в машинах Коэффициент загрузки Количество рабочих
на захватку
Автогудронатор ДС-82-1 Машинист V разряда 0,04 0,04
Пом.Машиниста IV разряда
Автосамосвал МАЗ-510 Машинист IV разряда 5,96 0,99
Асфальтоукладчик ДС-1 Машинист VI p.-1 3,5 0,88
Каток ДУ-50 (6т) Машинист V разряда 0,54 0,54
Каток ДУ-42А (6т) Машинист VI разряда 1,2 1,2
ИТОГО 11,24

Технологическая карта № 5на укрепление обочин и планировочные работы

Таблица 15

Досыпка обочин привозным грунтом. h = 7 см.
I Разбивочные работы м 2 раб-х 2-го раз.
I расч. Транспортировка грунта автомобилями-самосвалами МАЗ 5516 на расстояние 4,14 км. м³ 66,78 51,81 1,29 0,65 Вод-ль кат. С
I Е17-1 Разравнивание и профилирование грунта автогрейдером ДЗ-99 по всей ширине. м² 5333,33 0,16 0,16 машинист 6 раз.
I Е17-11 Уплотнение грунта самоходным катком ДУ–31А на пневматических шинах при 6 проходах по одному следу. м² 6153,85 0,14 0,14 машинист 6 раз.
Досыпка обочин грунтощебнем. h = 5 см.
I Разбивочные работы м 2 раб-х 2-го раз.
I расч. Транспортировка грунтощебня автомобилями-самосвалами МАЗ 5516 на расстояние 4,14 км. м³ 44,1 52,62 0,84 0,84 Вод-ль кат. С
I Е17-1 Разравнивание и профилирование грунтощебня автогрейдером ДЗ-99 по всей ширине. м² 5333,33 0,11 0,11 машинист 6 раз.
I Е17-11 Уплотнение грунтощебня самоходным катком ДУ–31А на пневматических шинах при 6 проходах по одному следу. м² 6153,85 0,1 0,1 машинист 6 раз.
Планировочные работы.
II Разбивочные работы м 2 раб-х 2-го раз.
II Е2-1-39 Планировка откосов насыпи автогрейдером ДЗ-99 за 2 круговых прохода по 1-му следу. м² 33333,3 0,14 0,14 машинист 6 раз.
II Е2-1-5 Покрытие откосов насыпи растительным слоем толщиной 0,4 м с помощью бульдозера ДЗ-9 на расстояние до 20 м. м² 6153,85 0,78 0,78 машинист 6 раз.

1 – Разбивочные работы: захватка длиной 200 м разбивается 2 рабочими 2-го разряда.

2 – Транспортировка грунта автомобилями-самосвалами МАЗ 5516 на расстояние 4,14 км (карьер находится на ПК 15+00 на расстоянии до дороги 1,5 км):

q a – грузоподъёмность автомобиля-самосвала, т;

L – дальность транспортировки грунта, км;

ρ – плотность грунта, т/м 3 ;

υ – скорость движения автомобиля по грунтовой дороге, км/ч;

t n – время погрузки автомобиля, ч;

t p – время разгрузки автомобиля, ч;

К В – коэффициент использования внутреннего времени (0,75);

К Т – коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной (0,7).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

3 – Разравнивание и профилирование грунта автогрейдером ДЗ-99 по всей ширине:

P i – ширина поверхности, м;

L – скорость потока, м/смену.

где

Т

N

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

4 – Уплотнение грунта самоходным катком ДУ–31А на пневматических шинах при 6 проходах по одному следу:

В i – ширина песчаного слоя, м;

L – скорость потока, м/смену.

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

5 – Разбивочные работы: захватка длиной 200 м разбивается 2 рабочими 2-го разряда.

6 – Транспортировка грунтощебня автомобилями-самосвалами МАЗ 5516 на расстояние 4,14 км (карьер находится на ПК 15+00 на расстоянии до дороги 1,5 км):

Определяем производительность МАЗ 5516:

q a – грузоподъёмность автомобиля-самосвала, т;

L – дальность транспортировки грунта, км;

ρ – плотность грунтощебня, т/м 3 ;

υ – скорость движения автомобиля по грунтовой дороге, км/ч;

t n – время погрузки автомобиля, ч;

t p – время разгрузки автомобиля, ч;

К В – коэффициент использования внутреннего времени (0,75);

К Т – коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной (0,7).

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

7 – Разравнивание и профилирование грунтощебня автогрейдером ДЗ-99 по всей ширине:

Площадь поверхности определяем по формуле:

P i – ширина поверхности, м;

L – скорость потока, м/смену.

Определяем производительность автогрейдера ДЗ-99:

где

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

8 – Уплотнение грунтощебня самоходным катком ДУ–31А на пневматических шинах при 6 проходах по одному следу:

Определяем площадь уплотнения:

В i – ширина песчаного слоя, м;

L – скорость потока, м/смену.

Определяем производительность катка марки ДУ-31А:

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Определяем количество машин/смен по формуле:

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

9 – Разбивочные работы: захватка длиной 200 м разбивается 2 рабочими 2-го разряда.

10 - Планировка откосов насыпи автогрейдером ДЗ-99 за 2 круговых прохода по одному следу:

Определяем производительностьавтогрейдера марки ДЗ-99:

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

l откоса = 6 м (условно принимаем).

Определяем количество машин/смен по формуле:

.

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

11 - Покрытие откосов насыпи растительным слоем толщиной 0,4 м с помощью бульдозера ДЗ-9 на расстояние до 20 м:

Определяем производительностьбульдозера марки ДЗ-9:

где

Т – продолжительность смены, ч;

N – единица объёма работ для которой исчислена норма времени;

Н вр – норма времени по ЕНиР.

Площадь поверхности откосов насыпи определяем по формуле:

l откоса = 6 м (условно принимаем).

Определяем количество машин/смен по формуле:

.

Определяем коэффициент использования машин:

где

т ф – фактическое количество машин/смен;

т пр – принятое количество машин/смен.

Состав отряда

Таблица 16

Итоговый состав отряда

Таблица 17

Машины Профессия и разряд рабочего Потребность в машино-сменах Потребность в машинах Коэффициент загрузки Количество рабочих
Самосвал КамАЗ-5320 Машинист IV разряда 25,6 0,98
А/грейдер ДЗ-99 Машинист VIpазряда 0,53 0,53
Поливомоечная машина МД 433-03 Машинист IV разряда 0,6 0,6
Гладковальцовый каток ДУ-96 Машинист V разряда 1,2 1,2
Самосвал КамАЗ-5320 Машинист IV разряда 12.05 1.01
Распределитель ДС-54 Машинист IV разряда 6,9 0,99
Каток ДУ-98 Машинист IV разряда 1,34 0,34
Автогудронатор СД-203 Машинист IV разряда 0,61 0,20
а\с ЗИЛ-ММЗ-4508-03 Машинист IV разряда 1,46 0,49
Распределитель ДС-49 Машинист IV разряда 0,67 0,22
Рабочий-дорожник IIразряда
Поливомоечная машина КО-304 Машинист IV разряда 0,25 0,25
Автогудронатор ДС-142Б Машинист IV разряда 0,07 0,07
а\с КамАЗ 55111 Машинист IV разряда 10,97 0,99
Асфальтоукладчик ДС-126А Машинист VI p.-1 И 7 рабочих 0,28 0,28
Каток ДУ-73 Машинист IV разряда 0,21 0,21
Каток тяж. BOMAG bw 184 Машинист V разряда 0,68 0,68
Поливомоечная машина КО-304 Машинист IV разряда 0,25 0,25
Автогудронатор ДС-142Б Машинист IV разряда 0,07 0,07
а\с КамАЗ 55111 Машинист IV разряда 10,97 0,99
Асфальтоукладчик ДС-126А Машинист VI p.-1 И 7 рабочих 0,28 0,28
Каток ДУ-73 Машинист IV разряда 0,21 0,21
Каток тяж. BOMAG bw 184 Машинист V разряда 0,68 0,68
Автогудронатор ДС-82-1 Машинист V разряда 0,04 0,04
Пом.Машиниста IV разряда
Автосамосвал МАЗ-510 Машинист IV разряда 5,96 0,99
Асфальтоукладчик ДС-1 Машинист VI p.-1 3,5 0,88
Асфальтобетонщики V p.-1 IV р.-1 III р.-2
Каток ДУ-50 (6т) Машинист V разряда 0,54 0,54
Каток ДУ-42А (6т) Машинист VI разряда 1,2 1,2
МАЗ 5516 Вод-ль кат. С 2,13 0,71
Автогрейдер ДЗ-99 Машинист 6раз 0,41 0,14
Каток ДУ-31А Машинист 6раз 0,24 0,12
Бульдозер ДЗ-9 Машинист 6раз 0,78 0,78
ИТОГО 62,75

Определение количества автомобилей-самосвалов для перевозки ДСМ на трассу

Таблица 18

км Дальность возки Производительность Расчет Кол-во а\м
Песок средний (1490 )
9,5 40,32 1490/40,32
8,5 43,90 1490/43,90
7,5 48,50 1490/48,50
6,5 49,20 1490/49,20
5,5 50,13 1490/50,13
4,5 51,20 1490/51,20
4,5 51,20 1490/51,20
5,5 50,13 1490/50,13
6,5 49,20 1490/49,20
7,5 48,50 1490/48,50
Щебень (488 )
8,5 35,65 488/35,65
7,5 37,12 488/37,12
6,5 39,51 488/39,51
5,5 43,91 488/43,91
4,5 52,16 488/52,16
4,5 52,16 488/52,16
5,5 43,91 488/43,91
6,5 39,51 488/39,51
7,5 37,12 488/37,12
8,5 35,65 488/35,65
К\З асфальтобетон (170,6 )
7,5 28,72 170,6/28,72
6,5 31,06 170,6/31,06
5,5 33,54 170,6/33,54
4,5 36,56 170,6/36,56
4,5 36,56 170,6/36,56
5,5 33,54 170,6/33,54
6,5 31,06 170,6/31,06
7,5 28,72 170,6/28,72
8,5 26.46 170,6/26,46
9,5 24.15 170,6/24,15
М\З асфальтобетон (128 )
7,5 24,01 128/24,01
6,5 26,23 128/26,23
5,5 29,02 128/29,02
4,5 35,03 128/35,03
4,5 35,03 128/35,03
5,5 29,02 128/29,02
6,5 26,23 128/26,23
7,5 24,01 128/24,01
8,5 23,81 128/23,81
9,5 22,64 128/22,64

Раздел 6. Планировочные, отделочные и укрепительные работы.

Планировку и укрепление обочин необходимо выполнять вслед за устройством дорожной одежды. При этом следует ликвидировать все временные въезды и съезды.

Водоотводные канавы и кюветы необходимо укреплять сразу же по мере их устройства.

Планировку и укрепление откосов высоких насыпей и глубоких выемок (включая устройство дренажей) следует производить сразу же после окончания сооружения их отдельных частей (ярусов).

При укреплении откосов путем посева трап по слою растительного грунта необходимо откосы выемок, разработанных в плотных глинистых грунтах, разрыхлять перед укладкой растительного грунта на глубину 10-15 см.

Гидропосев многолетних трав следует производить на предварительно увлажненную поверхность откосов или обочин.

При укреплении откосов сборными решетчатыми конструкциями их монтаж необходимо выполнить снизу вверх после устройства упорной бетонной бермы. По окончании монтажа необходимо заполнить ячейки растительным грунтом (с последующим посевом трав), каменными материалами или грунтом, обработанным вяжущим.

Укрепление откосов с использованием геотекстиля следует выполнять в последовательности: укладка полотен геотекстиля раскаткой рулонов сверху вниз по откосу с перекрытием полотен на 10-20 см и закреплением в пределах обочин; отсыпка растительного грунта с посевом трав; устройство дренирующего слоя и монтаж сборного крепления на подтопляемых участках откосов.

При применении геотекстиля с обработкой его вяжущим работы следует выполнять в таком порядке: планировка поверхности укрепляемого откоса; укладка полотна геотекстиля с закреплением его кромок штырями или присыпкой валиком из песка; поливка полотна вяжущим, например, битумной эмульсией; посыпка песком.

Стык геотекстиля с прилегающими сборными или монолитными бетонными элементами крепления необходимо осуществлять путем заведения полотна под элемент или приклеивания геотекстиля горячим битумом к поверхности элемента.

При укреплении подтопляемых откосов, конусов, дамб сборными плитами предварительно должен быть уложен материал обратного фильтра или выравнивающего слоя. Плиты необходимо укладывать снизу вверх. В зимний период подготовленная поверхность откоса должна быть очищена от снега и льда.

При укреплении откосов гибкими бесфильтровыми железобетонными покрытиями из блоков их следует укладывать на откосе снизу вверх впритык друг к другу. В случае, когда проектом предусмотрено закрепление блоков с помощью анкерных свай, укладывать блоки следует сверху вниз. Просвет между соседними блоками не должен превышать 15 мм.

При укреплении откосов цементобетоном методом пневмонабрызга предварительно необходимо уложить металлическую сетку и закрепить ее анкерами. Набрызг следует выполнять снизу вверх с последующим уходом за цементобетоном.

При устройстве обочин необходимо устранить деформации земляного полотна по всей площади обочин, досыпать грунт до установленного проектом уровня, спланировать и уплотнить.

Технология устройства на обочинах покрытий из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона, битумоминеральной смеси, черного щебня, щебеночных (гравийных), грунтощебеночных (грунтогравийных) материалов аналогична технологии устройства из этих материалов оснований и покрытий дорожных одежд, приведенной в соответствующих разделах настоящих правил.

Монолитные бетонные водоотводные лотки следует устраивать механизированным способом с использованием навесного оборудования к машине для укладки укрепительных полос. Кромка лотка не должна превышать кромку покрытия в месте продольного стыка.

Деформационные швы при устройстве лотков следует нарезать в свежеуложенном бетоне с помощью металлической рейки, разрешается устраивать швы в затвердевшем бетоне однодисковым нарезчиком.

Раздел 7. Обустройство дороги

Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями; необходимые здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб и т.п.

При проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей дорог по нормам, следует проводить оценку проектных решений по показателям скорости, безопасности движения и пропускной способности, в том числе в неблагоприятные периоды года.

При проектировании дорог необходимо разрабатывать схемы расстановки дорожных знаков с обозначением мест и способов их установки и схемы дорожной разметки, в том числе горизонтальной - для дорог с капитальными и облегченными дорожными одеждами. Разметку следует сочетать с установкой дорожных знаков (особенно в районах с длительным снеговым покровом). При разработке схем размещения технических средств организации дорожного движения следует пользоваться ГОСТ 23457-86.

Для обеспечения безопасности движения установка рекламы на автомобильных дорогах не допускается.

Осветленные покрытия рекомендуется применять для выделения пешеходных переходов (типа «зебра»), остановок автобусов, переходно-скоростных полос, дополнительных полос на подъемах, полос для остановок автомобилей, проезжей части в тоннелях и под путепроводами, на железнодорожных переездах, малых мостах и других участках, где препятствия плохо видны на фоне дорожного покрытия.

Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевыхпересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.

Вне населенных пунктов средняя яркость покрытия участков автомобильных дорог, в том числе больших и средних мостов, должна быть 0,8 кд/м 2 на дорогах I категории, 0,6 кд/м 2 на дорогах II категории, а на соединительных ответвлениях в пределах транспортных развязок - 0,4 кд/м 2 .

Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части к минимальной не должно превышать 3:1 на участках дорог I категории, 5:1 на дорогах остальных категорий.

Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

Средняя горизонтальная освещенность проездов длиной до 60 м под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть 15 лк, а отношение максимальной освещенности к средней - не более 3:1.

Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП II-4-79, а освещение автодорожных тоннелей - в соответствии с требованиями СНиП II-44-78.

Осветительные установки пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне должны соответствовать нормам искусственного освещения, регламентируемым системой стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте.

Опоры светильников на дорогах следует, как правило, располагать за бровкой земляного полотна.

Допускается располагать опоры на разделительной полосе шириной не менее 5 м с установкой ограждений.

Световые и светосигнальные приборы, располагаемые на мостах через судоходные водные пути, не должны создавать помех судоводителям в ориентировании и ухудшать видимость судоходных сигнальных огней.

Включение освещения участков автомобильных дорог следует производить при снижении уровня естественной освещенности до 15-20 лк, а отключение - при его повышении до 10 лк.

В ночное время следует предусматривать снижение уровня наружного освещения протяженных участков автомобильных дорог (длиной свыше 300 м) и подъездов к мостам, тоннелям и пересечениям автомобильных дорог с автомобильными и железнодорожными дорогами путем выключения не более половины светильников. При этом допускается отключение подряд двух светильников, а также расположенных вблизи ответвления, примыкания, вершины кривой в продольном профиле радиусом менее 300 м, пешеходного перехода, остановки общественного транспорта, на кривой в плане радиусом менее 100 м.

Электроснабжение осветительных установок автомобильных дорог надлежит осуществлять от электрических распределительных сетей ближайших населенных пунктов или сетей ближайших производственных предприятий.

Электроснабжение осветительных установок железнодорожных переездов следует, как правило, осуществлять от электрических сетей железных дорог, если эти участки железнодорожного пути оборудованы продольными линиями электроснабжения или линиями электроблокировки.

Управление сетями наружного освещения следует предусматривать централизованным дистанционным или использовать возможности установок управления наружным освещением ближайших населенных пунктов или производственных предприятий.

Раздел 8. Комплекс мероприятий операционного контроля качества ДО

ПРИЕМ И УКЛАДКА СМЕСИ


Похожая информация.


Пропитка — это технологический процесс строительства или восстановления усовершенствованного облегченного типа дорожного покрытия путем последовательной послойной россыпи и уплотнения каменных материалов (щебня, гравия разной крупности) с расклинцовкой основного слоя и пропиткой их органическими вяжущими. В зависимости от толщины конструктивного слоя пропитку осуществляют на глубину 4-10 см. Пропитку глубиной 4-7 см часто называют полупропиткой.

Покрытия по способу пропитки устраивают преимущественно из щебня изверженных пород марки не ниже 800 или осадочных и метаморфических марки не ниже 600. Для оснований используют щебень марки не ниже 600. Щебень (гравий) должен отвечать требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

Для пропитки используют щебень, разделенный на фракции, например, размером 40-70, 20-40, 10-20 (или 15-20), 5-10 (или 3-10) мм. При глубине пропитки менее 8 см первую фракцию (40-70 мм) не применяют. Последнюю, наиболее мелкую фракцию, предназначенную для защитного слоя, не применяют при устройстве оснований.

Объем щебня основной (первой) фракции размером 40-70 мм или 20-40 мм следует определять с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине конструктивного слоя и увеличения этого объема в 1,25 раза на уплотнение. Объем каждой последующей фракции щебня принимают равным 0,9-1,2 м 3 на 100 м 2 основания или покрытия.

В качестве вяжущих для пропитки используют вязкие органические вяжущие с глубиной проникания иглы от 90 до 200×0,1 мм или битумные эмульсии классов ЭБК-2, ЭБК-3 и ЭБА-2.

Вяжущие, используемые для пропитки, должны выдерживать испытания на водоустойчивость пленки по изменению № 2 к ГОСТ 12801-98. При необходимости улучшить сцепление битума с поверхностью щебня в битум вводят соответствующие поверхностно-активные вещества.

Расход вязкого вяжущего и эмульсии в пересчете на битум принимают равным 1,0-1,1 л/м 2 на каждый сантиметр толщины слоя. При использовании эмульсии концентрация битума в ней составляет 50-55 % при применении известнякового щебня и 55-60 % при применении гранитного щебня.

Покрытия и основания по способу пропитки устраивают преимущественно в теплое время года при отсутствии дождя и температуре воздуха весной и летом не менее 5°С, осенью не ниже 10°С. Последовательность выполнения работ при устройстве щебеночных покрытий и оснований по способу пропитки (полупропитки) приведена в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Последовательность выполнения работ при строительстве покрытий и оснований толщиной 8-10 см

Последовательность работ Покрытие Основание
Распределение основной фракции щебня размером 40-70 мм, м 3 /100 м 2 9-11 9-11
5-6 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 6-8 8-10
Распределение расклинивающей фракции щебня размером 20-40 мм, м 3 /100 м 2 1-1,1 1,1-1,4
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 2-4 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 2-3 -
Распределение второй расклинивающей фракции щебня размером 10-20 мм (15-25 мм), м 3 /100 м 2 1-1,1 -
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4 -
Розлив вяжущего, л/м 2 1,5-2 -
Распределение замыкающей фракции щебня размером 5(3)-10 или 5(3)-15 мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1 -
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4 -

Таблица 2

Последовательность выполнения работ при строительстве покрытий и оснований толщиной 5-7 см

Последовательность работ Покрытие Основание
Распределение основной фракции щебня размером 20-40 мм, м 3 /100 м 2 5,5-8,0 5,5-8,0
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 4-5 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 5-7 5-7
Распределение расклинивающей фракции щебня размером 10-20 (15-20) мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1 1.0-1,2
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 1,5-2,0 -
Распределение замыкающей фракции щебня размером 5 (3)-10 или 5 (3)-15 мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1 -
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4 -

Щебень распределяют механическим распределителем, вяжущее разливают автогудронаторами. В исключительных случаях для распределения основной фракции щебня можно использовать автогрейдер.

Протяженность одновременно обрабатываемого участка (длину захватки) назначают такой, чтобы в течение одного дня выполнить весь цикл работ или по крайней мере распределить и уплотнить первую расклинивающую фракцию щебня.

Основную фракцию щебня равномерно распределяют по всей ширине проезжей части, соблюдая требуемые ровность и поперечный профиль. В отдельных случаях, например, при невозможности обеспечения объезда строящегося участка допускается устройство покрытия поочередно по половинам проезжей части.

Распределенный щебень сначала уплотняют легкими катками (5-6 т) за 2-3 прохода по одному следу, начиная уплотнение от края проезжей части. Затем уплотнение продолжают тяжелыми катками (10-12 т). Щебень невысокой прочности (марки 600) во избежание дробления уплотняют только легкими катками массой до 6 т. При уплотнении следят за тем, чтобы не происходило дробления щебня.

Число проходов катка по одному следу устанавливают пробным уплотнением. При уплотнении постоянно контролируют плотность поверхности и поперечный профиль с помощью поперечной рейки и шаблонов. Все неровности должны быть устранены в самой начальной стадии уплотнения. Щебень, как правило, уплотняют без поливки водой. Когда температура воздуха выше 20°С, щебень невысокой прочности целесообразно поливать по норме 8-10 л воды на 1 м 2 поверхности. После уплотнения основной фракции разливают вяжущее, при этом эмульсию можно разливать по влажному щебню, а битум — только после его высыхания.

Температура вяжущего с глубиной проникания иглы от 130 до 200×0,1 мм должна быть 110-130°С; вяжущее с глубиной проникания иглы от 90 до 130×0,1 мм должно быть нагрето до 130-150°С. Эмульсии, как правило, используют без нагрева, однако при температуре воздуха ниже 10°С их следует применять в теплом виде (с температурой 40-50°С).

Вяжущее можно разливать по всей ширине проезжей части или по одной его половине, которое должно быть разлито равномерно, без пропусков.

До остывания разлитого горячего вяжущего рассыпают механическим распределителем следующую фракцию щебня для заполнения пор между щебенками основной фракции, не образуя самостоятельного слоя. Механические распределители движутся по рассыпаемому щебню.

После распределения щебень уплотняют катками за 5-7 проходов по одному следу при использовании одной расклинивающей фракции и за 3-4 прохода при двух расклинивающих фракциях. Щебень прочных пород уплотняют тяжелыми катками, а невысокой прочности сначала легкими, а затем тяжелыми.

Уплотнив расклинивающую фракцию, на покрытии устраивают замыкающий коврик. Для этого разливают вяжущее и до его остывания распределяют щебень размером 5 (3)-10 или 5 (3)-15 мм и уплотняют 3-4 проходами катка массой 6-8 т. В процессе уплотнения последней фракции щебня ее продолжают разметать жесткими метлами, заполняя оставшиеся поры. Поверхность покрытия после распределения и уплотнения последней фракции щебня должна быть плотной.

При использовании в качестве вяжущего битумных эмульсий устраивать защитный слой на покрытии из последней наиболее мелкой фракции щебня, а также устраивать слой покрытия по подготовленному основанию следует через 3-5 суток, чтобы обеспечить испарение воды из нижележащих слоев.

При распределении и уплотнении расклинивающих и замыкающих фракций продолжают контролировать ровность и поперечный профиль поверхности, одновременно устраняя отклонения от установленных требований. Ровность оценивается величиной просветов под трехметровой рейкой. Просветы под рейкой должны быть не более 10 мм.

Во время розлива вяжущего автогудронатор должен двигаться с постоянной скоростью. При розливе вяжущего поочередно по одной и другой половине проезжей части необходимо обеспечить правильное сопряжение обеих половин. Для этого полосу разлитого вяжущего у внутреннего края шириной 10-15 см не засыпают щебнем. При розливе вяжущего на второй половине рассыпают щебень, захватывая и оставшуюся незакрытой полосу на первой половине.

Во избежание появления неровностей из-за избытка вяжущего поперечные стыки смежных участков не должны перекрываться при розливе вяжущего. Для этого конец готового сопрягаемого участка на протяжении 2-3 м закрывают бумагой, толем. Автогудронатор должен набрать заданную скорость до подхода к закрытому концу готового участка. Во время прохода автогудронатора по закрытому месту открывают сопла распределительной трубы. Расход вяжущего регулируется заранее.

При строительстве покрытий и оснований способом пропитки контролируют качество щебня и вяжущих материалов, нормы их расхода, температуру вяжущих, качество уплотнения. Степень уплотнения слоев, устраиваемых способом пропитки, проверяют пробным проходом катка массой 10-13 т при этом не должно наблюдаться движения щебня или образования волн перед вальцом катка.

После окончания работ по устройству покрытий способом пропитки (полупропитки) в течение 20-25 дней нужно регулировать движение, обеспечивая равномерное формирование и уплотнение по крытия по всей ширине; при необходимости уплотнять покрытие катками для создания ровной поверхности; заметать метлой щебень, разбрасываемый проходящими автомобилями; присыпать мелким щебнем участки, где наблюдается избыток вяжущего.

В период формирования покрытия могут возникать отслаивание покрытия, местное разрыхление, замедленное формирование, выбоины; подобные дефекты должны быть устранены. Появившиеся в период формирования покрытия мелкие выбоины очищают от пыли и грязи, поливают битумом или эмульсией (0,8-1,2 л/м 2), присыпают мелким щебнем в количестве, необходимом для заполнения выбоин, и уплотняют.

Битумная эмульсия. Обработка, пропитка, подгрунтовка. Цена 11 руб. м2. (ЭБА-2). Укрепление слоев дорожных одежд. Современный экологичный материал для дорожных работ.

Виды работ и материал

Ед. измерения

Цена, руб.

Расход эмульсии гр. на м 2

Обработка поверхности эмульсией (ЭБА-2)

Обработка поверхности из асфальтовых оснований эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

Обработка бетонных и щебеночных оснований эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

Обработка (укрепление) слоев дорожных одежд способом пропитки эмульсией битумной анионной (ЭБА-2)

м 2

1200

ЭБА-2 является незаменимым, современным и экологичным материалом для строительства дорог и ямочного ремонта. Самое распространенное применение битумной эмульсии — это гидроизоляция фундамента, обработки асфальта, обработка . Битумная дорожная эмульсия представляет собой маловязкую жидкость коричневого цвета. Все знают, что дорожное покрытие набирает окончательную прочность по мере охлаждения смеси. В качестве альтернативного решения битум разбавляют нефтяными растворителями (керосином), пока он не станет жидким, и конечная прочность материала достигается только при испарении растворителя. В данном случае, битумная эмульсия обеспечивает альтернативный подход, при котором битум разжижается путем диспергирования в воде.
Битумные эмульсии могут использоваться с мокрыми и холодными каменными материалами, и за счет этого происходит окончательный процесс «упрочнения» дорожного материала, когда эмульсия распадается – возвращается в непрерывную битумную фазу – вода исчезает. Другими словами, битумную эмульсию используют, как вяжущий материал, который обеспечивает комфортные условия для обработки дорожных покрытий. Ее используют для разных видов покрытий: асфальтовых, щебеночных и бетонных. Битумная эмульсия разделяется на два типа: анионная (ЭБА) и катионная (ЭБК). Основное различие между вышеуказанными видами эмульсий заключается во взаимодействии с обрабатываемыми материалами.

Черная щебенка относится к смесям продуктов дробления и отсева горных пород и минеральных и органических вяжущих материалов. Они имеют широкую сферу применения, наиболее востребованной областью является дорожное строительство. При небольшом росте цены в сравнении с обычными марками эта разновидность отличается повышенной долговечностью, влаго- и износостойкостью. Процесс изготовления считается несложным, при наличии специального оборудования их можно получить в домашних условиях, но при высоких требования к рабочим характеристикам предпочтение отдается продукции с заводским качеством.

Материал получают путем обработки вяжущими составами изверженных, осадочных и метаморфических пород, продуктов переработки отходов металлургии и речного гравия со стандартным размером. Доля пропитывающих веществ варьируется в пределах 1,5-4,5 % (чем меньше зерна, тем выше расход) и с пенетрацией от 60 до 250, чаще всего они имеют органическую основу. Для улучшения их подвижности также вводят ПАД и минеральные присадки (от 1 до 3 %). Изготавливают в смесителях барабанного типа, оснащенных нагревателями и системами опрокидывания, время приготовления зависит от рецепта и фракций.

В зависимости от способа производства и методов укладки различают следующие виды черного щебня:

  • Горячий – получаемый при температуре вяжущего в районе 120-160 °C и укладываемый около 100-120 (материал должен слегка остыть). Для пропитки в данном случае используются среднегустеющие битумы СГ, БНД, БН или деготь Д-6. Из всех разновидностей эта является самой дорогостоящей, 1 м 3 обходится не менее 2500 рублей.
  • Теплый – на основе дорожных нефтяных битумов или дегтя Д-5, подогретых до 80-120 °C и образующих покрытие при 60-100. По аналогии с предыдущим укладывается незамедлительно, для исключения прилипания к кузову при транспортировке стенки обрабатывают смазочными составами.
  • Холодные – не подогреваемые в процессе изготовления щебень или гравий, пропитываемые медленно и среднераспадающимися эмульсиями, жидкими битумами и дегтем Д-3. Эти марки характеризуются минимальной адгезией, при организации правильных условий хранения они лежат без слипания до 4-6 месяцев, при необходимости их можно купить заранее.

Отдельную группу представляет темный щебень природного происхождения – дробленный мрамор, долерит (куски горных пород насыщенного серого и черно-зеленого цвета) и аналогичные разновидности, используемые преимущественно в декоративных целях. Их цена варьируется от 2500 до 4500 рублей за 1 м 3 , применение этих марок в общестроительных работах экономически нецелесообразно.

Требования к наполнителю регламентированы ГОСТ 8267 и 3344, минимально допустимая марка морозостойкости составляет F15, доля зерен с неправильной формой не должна превышать 35%. Прочность зависит от целевого назначения и основы и варьируется от М300 до М1200. Объемный вес такого щебня определяется этими же факторами и достигает 2,6 т/м 3 .

Величина адгезии напрямую связана со способом изготовления: черные горячие и теплые смеси в этом плане выигрывают у холодных. Данный материал обладает хорошей водостойкостью, износостойкостью, битумное покрытие держится не менее 4-6 лет.

Сфера и нюансы применения

Основной областью использования является дорожное строительство. Хорошие результаты при этом достигаются при укладке разных фракций: крупных – первым слоем, более мелких, расклинивающих – верхним. Пропитанные битумами или дегтем смеси обладают хорошими гидроизоляционными свойствами, что объясняет их востребованность при обустройстве фундаментов зданий на участках с рисками подтапливания. К важным условиям технологии относят укладку в сухую и теплую погоду, идеальными сезонами считаются весна и ранняя осень.

Черный декоративный щебень и блестящий гравий (природного происхождения или окрашенные разновидности) применяются в ландшафтных проектах. Пропитанные битумами марки подходят для обустройства дорожек, на участках с большой проходимостью укладываются горячие и теплые смеси, с малой достаточно холодных. Темный цвет редко используют в качестве основного, максимальный декоративный эффект достигается при комбинировании оттенков.

Стоимость материала

Минимальная стоимость м 3 при условии самовывоза – 2000 рублей. Ориентировочные расценки с учетом доставки в пределах 30-40 км приведены в таблице.

Самым популярным направлением использования битума, при котором щебень пропитывается вяжущим веществом, является устройство асфальтового покрытия. Еще одним вариантом применения такой технологии является устройство гидроизоляции фундамента.

Различают два основных вида битума: природного характера и искусственно созданный нефтяной.

При необходимости дополнительной защиты фундамента можно использовать такие материалы, как битум и щебень. Консистенция (продукт нефтяной переработки) бывает разной, жидкой и твердой. Остальные нюансы его применения и необходимый расход на пропитку щебня рассмотрим далее.

Виды и особенности

Таблица физико-механических свойств битума.

Прежде чем осветить вопрос, касающийся того, какой расход необходим для осуществления пропитки щебня, выясним, что же такое битум. Этот продукт представляет собой вещество твердой либо смолоподобной консистенции.

В его состав входят различные сложные смеси углеводорода и его производных. Чаще всего это соединение углеводорода с серой, азотом и кислородом. Провести идентификацию всех его составляющих невозможно.

  • Данное название в переводе с латинского обозначает «горная смола».

Для битумов характерным является аморфная конструкция, они не обладают определенным градусом плавления.

  • Устойчивость к кислотным, щелочным, солевым растворам водного характера доказана не раз. А вот органические растворители, такие как бензин, скипидар, ацетон и другие, довольно хорошо выполняют свою функцию при воздействии на битум;
  • Еще к свойствам относится такой показатель, как гидрофобность. Говоря по другому, они не подвержены воздействию воды, не пропускают ее, так как обладают плотным строением и нулевой пористостью.

Схема приготовления битумных эмульсий.

Именно в связи с этими качествами они остаются непроницаемыми для воды и устойчивы к низким температурам. Благодаря этим свойствам, битум является довольно востребованным материалом в строительстве (кровля, гидроизоляция) и устройстве дорожных покрытий (для щебня). Воспользовавшись такой пропиткой, вы обеспечите надежную гидроизоляцию фундамента.

Различают два основных вида в зависимости от их происхождения:

  • природного характера;
  • искусственно созданный нефтяной.

Битум природного характера содержится в горючих ископаемых. Их добыча осуществляется чаще всего карьерным способом (либо шахтным), дальнейший процесс извлечения битума из горной породы проводится при помощи органического растворителя либо способом выварки.

Искусственный аналог (технический) производят из остатков продуктов нефтяной переработки, каменноугольной промышленности и сланцев, имеющих сходство составов с битумом природного происхождения.

Назначение подразделяется для строительных, кровельных и дорожных целей.

Характеристики

Таблица характеристик

Все виды имеют специальную маркировку, которая имеет следующую расшифровку:

  • Например, БНК — нефтяной кровельный. Первое число в маркировке обозначает температурный режим, при котором происходит размягчение битума, второе — пенетрацию. Это глубина, на которую проникает битум специальной иглой, при температурном режиме в 25 градусов и степени нагрузки 100 гр (обозначается в десятых долях миллиметра);
  • Такой вид, как строительный, является горючим веществом, у которого температура вспышки составляет от 220 до 240 градусов, а температура самовоспламенения равна 368 градусам. Производится такой битум в процессе окисления продуктов перегонки нефти (а также ее смесей);
  • Использование строительного битума (БН50/50; БН70/30, БН90/10) особенно востребовано в строительных гидроизоляционных работах;
  • Битум для кровли имеет температуру вспышки не меньше 240 градусов, а температуру самовоспламенения — 300 градусов. Производится тем же методом, что и строительный. Его применение, в соответствии с названием, — различные кровельные материалы: пергамин, рубероид и другие.

Существует и такой вид, как модифицированный. Он отличается от обычных улучшенными, за счет добавления специализированных добавок (полимеров), качествами.

А теперь давайте рассмотрим такой показатель, как расход.

Таблица оценки адгезии щебня и битума.

От того, в каких целях используется битум, будет зависеть и его расход. Например, при устройстве гидроизоляции при помощи битума требуется разогрев его до жидкой консистенции. Рекомендуемый слой нанесения — от 1,5 до 2,5 миллиметров, расход при этом составит от 1 до 1,5 кг на один квадратный м.

  • При выполнении дорожного покрытия с использованием битума его розлив (БНД90/130) производится при температуре нагрева около 150 градусов, с помощью автогудронатора по всей ширине имеющегося покрытия.

Поверхность слоя предварительно очищается от грязи и пыли. Расход вещества соответствует следующему соотношению, от 1 до 1,1 л/кв.м на один см толщины пропиточного слоя, дополнительная пропитка, т.е. расход, от 1,5 до 2 л/кв.м для устройства покрытия.

  • Для того чтобы снизить расход, используют асфальтобетонные покрытия, имеющие в составе активированный порошок. В этом случае расход битума понижается примерно на 25%.

Кроме экономии битумной составляющей, налицо значительное уменьшение такого качества, как пластичность, а это обстоятельство напрямую способствует повышению степени устойчивости полученного покрытия деформационным изменениям в виде сдвигов.

Схема устройства асфальтобетонных покрытий.

Любое асфальтовое покрытие делают при помощи горячей битумной смеси, щебня (гравия), песка и минерального порошка. Технологический порядок операций включает следующие этапы:

  • нанесение грунтовочной смеси, слой которой составляет 1 мм на бетонную поверхность;
  • укладка смеси асфальтобетонного характера (может быть жесткой либо литой) и последующее ее уплотнение.

Устройство покрытия с применением асфальтобетона требует наличие смеси жесткой консистенции и последующего уплотнения при помощи механического катка. Уплотнение ручным способом литого асфальтобетона разрешается только тогда, когда объем предстоящих работ не очень большой либо уплотнению подлежат труднодоступные для механического катка места.

Таблица сцепления дорожного битума с поверхностью щебня.

Асфальтобетон, точнее его литые смеси, укладывают при устройстве покрытия полосками шириной не более двух метров, имеющими ограничение рейками, которые выполняют функцию маяков при выполнении асфальтовых работ, что позволит не превышать расход материала.

  • Необходимо выполнять выравнивание смесей с использованием правила. Передвигать его нужно по маякам (рейкам), применяя дальнейшее уплотнение катком, оснащенным электрическим нагревателем и весом в 70 кг;
  • Окончание трамбовки асфальтобетона литого характера целесообразно в случае устранения его подвижности под воздействием катка;
  • Каждый уплотняемый слой, точнее его максимальная толщина, не может быть больше 25 мм. Иногда в труднодоступных местах для уплотнения смеси используются вальцы;
  • Если в работе по устройству асфальтового покрытия был перерыв, то кромка участка, уплотненного ранее, разогревается. Швы подлежат тщательной утрамбовке, до состояния, когда они станут незаметными. Участки с браком (трещинами, раковинами) подлежат вырубке и замазыванию при помощи горячей смеси.

Что касается случаев, когда для устройства покрытия используется щебень, то для него необходимо использование одинаковых по прочности частей натурального происхождения.

Щебень, точнее его размер, должен отвечать значению от 25 до 75 миллиметров. Главное — не превышать 0,7 % толщины накрывочного слоя. На начальном этапе щебень (его слой) обрабатывается при помощи клинца, обладающего размером от 15 до 25 миллиметров, либо камешков не больше 15 мм.

  • Щебень укладывается слоями от 80 до 200 мм. Не забудьте, что каждый его слой необходимо подравнять, после чего осуществить трамбовку при помощи катка. Выполняя действия по трамбовке, щебень необходимо обрабатывать водой. После того как полностью исчезла подвижность щебня, а следы от катка стали незаметными, можно закончить уплотнение.

Как уже отмечалось выше, щебень, точнее его слой, покрывается клинцом, затем мелкими камешками, а также песком не крупнее 5 миллиметров. Осуществив нанесение вышеперечисленных материалов, поверхность смачивают водой и проводят трамбовку катком весом в 12 тонн. Обратите внимание: если после прохождения катка не остается следов, можно завершить уплотнение.

Аналогичным способом выполняется покрытие из щебня с пропиткой в виде битума. Перед началом пропитки щебень должен быть сухим. Если он влажный, необходимо его просушить. Расход материала при этом не изменяется, но так положено по технологии.

Чаще всего для осуществления пропитки применяют марку битума БН11. Пропитку выполняют путем троекратного разлива горячего битума равномерным слоем на щебень (по всей площади).

  • Битум при разливе должен обладать температурой от 150 до 170 градусов. Произведя разлив первый раз, необходимо сразу же осуществить посыпку клинцом. После второго и третьего слоя битума рассыпают мелкие камни с соблюдением соотношения 1 куб.м на 100 кв.метров поверхности. Не забудьте о равномерном распределении камня между частями щебня;
  • Покрытие, выполненное таким способом (с пропиткой), обладает хорошей прочностью, шероховатостью и с легкостью выдерживает движение интенсивностью около 1000 машин за сутки.

В качестве недостатка можно отметить большой расход битумной составляющей и не всегда равномерное распределение вяжущего вещества между частями щебня. Если использовать битум в большом количестве, то возможно появление сдвигов и волнообразных выпуклостей.

А недостаточное количество влияет на качество связности щебня и, как следствие, способствует быстрому разрушению дорожного покрытия. Поэтому целесообразно соблюдать рекомендованный специалистами расход.

Стандартные требования

Таблица требований к щебню и битуму.

Как уже известно, для обустройства дорожного покрытия используется такая составляющая, как щебень. Его получают в результате дробления горной породы. В зависимости от способа устройства и вида дорожного покрытия, выбирают ту либо иную .

Хочется отметить, что, при выполнении дорожного покрытия с использованием пропитки, зерна пластинчатой формы могут содержаться в щебне, не превышая значения в 35%.

Что касается вяжущих материалов, то для дорожного покрытия могут использоваться следующие варианты:

  • вязкий дорожный нефтяной в соответствии с ГОСТом 22245-76;
  • жидкий дорожный нефтяной битум, обладающий медленной и средней скоростью загустения (ГОСТ 11955-74);
  • дорожный каменноугольный деготь, соответствующий ГОСТу 4641-74;
  • другие органические вяжущие вещества.

Выбор марки и вида находится в прямой зависимости от того, какое покрытие предполагается сделать, назначения слоя, способа выполнения работ и других немаловажных факторов.

Пропитка щебня

Если вы планируете построить дом с подвальным помещением и цокольным этажом, то вам не обойтись без устройства гидроизоляции. Это очень важный этап в строительстве.

Если вы позаботитесь об устройстве качественной гидроизоляции, то в будущем избежите проблем с высоким уровнем грунтовых вод и с ненадлежащей прочностью фундамента.

Поэтому воспользуйтесь нашим советом и позаботьтесь об устройстве гидроизоляционного слоя на этапе возведения фундамента. В любом случае этим вы только увеличите срок службы вашего строения и избавитесь от сырости в помещениях дома.

О том, какой расход наиболее целесообразен, говорилось выше. Далее можно ознакомиться с технологическим порядком проведения работ по гидроизоляции.

  • Дополнительная защита фундамента осуществляется с использованием битума. Им осуществляется проливка щебня, предназначенного для фундаментного слоя. Сначала необходимо засыпать щебень в подготовленный котлован будущего подвального помещения;
  • Специалисты рекомендуют использовать более крупный щебень. Заполнение оставшихся пустых пространств проводится с помощью добавления более мелких частей щебня;
  • Обязательное действие при устройстве фундамента — уплотнить щебень, в итоге его высота должна составить около 40 миллиметров. Теперь возможна проливка.

Слой заливают горячим битумом, в результате чего получают еще более надежное уплотнение. Все пустоты, не заполненные мелкими камнями, необходимо залить вяжущим веществом.

Такая проливка обеспечит надежную защиту от влаги. После окончания пропитки щебня необходимо выполнить заливку с помощью бетонной смеси.