Строительство железной дороги в обход. Железнодорожный обход Украины отсекает её от «Нового шёлкового пути. Что станет со станцией Чертково

11.12.2017

Россия с 11 декабря перевела все перевозки по железной дороге в обход Луганской области Украины. Что теряет и чем ответит Киев на отказ РФ от транзита, разбиралась DW.

Россия перевела 11 декабря 2017 года все поезда дальнего следования : и грузовые, и пассажирские в направлении Москва-Ростов-на-Дону и обратно в обход Украины. В РФ заявляют о "стратегической значимости" события и оценивают убытки Киева в сумму более 200 млн долларов, которые раньше РФ платила за железнодорожный проезд через Луганскую область.

Однако украинские эксперты замечают, что на самом деле сумма российских выплат за луганский транзит снизилась втрое после начала событий на юго-востоке страны, так как объемы перевозок упали. По мнению аналитиков, восстановить потери Украины от падения транзитного трафика помогут реформы "Украинской железной дороги" ("Укрзализныця"), обновление подвижного состава, модернизация железнодорожной инфраструктуры и активное участие в проекте нового "Шелкового пути" из Китая в Европу.

Поезда в обход

Пассажирские составы "Российской железной дороги" (РЖД) с 11 декабря будут ходить в южном направлении на удалении 25 км от украинской границы по территории Воронежской и Ростовской областей - по новой линии "Журавка-Миллерово" длиной в 137 км. Ранее поезда РФ шли транзитом через короткий перегон "Гартмашевка-Зориновка" в Луганской области, дважды пересекая украинскую межу. Российские СМИ сообщают, что "построенная дорога усилит независимость России и обеспечит безопасность перевозок". После открытия этого участка в минувшем сентябре по нему пустили грузовые эшелоны, а министр обороны РФ Сергей Шойгу прикрепил орден Жукова к знамени 39-й бригады железнодорожных войск, участвовавшей в строительстве.

Infografik Karte Eisenbahn Russland Ukraine RUS

"Короткий перегон в Луганской области между Гартмашевкой и Зориновкой давно находится в зачахшем состоянии", - рассказал глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. В начале 90-х этот участок дороги был сдан в аренду России на 49 лет. "До начала российско-украинского конфликта здесь перевозили уголь, добытый в Донбассе и Ростовской области", - пояснил собеседник DW. С 2014 года грузовое движение резко сократилось, но некоторые предприниматели продолжали перевозки. "Участок не был самым главным, его специфика была в том, что грузы частично шли по территории Украины, а теперь россияне будут ее объезжать", - говорит Охрименко. Эксперт не считает это "огромной трагедией", но, по его мнению, "потеря даже небольшого объема оплаты за транзит, а это около 70 млн долларов, конечно, нежелательна".

Борьба за транзитный трафик

Как сообщается на сайте министерства инфраструктуры Украины, "кроме данных о временно оккупированной Автономной республики Крым и города Севастополь, а также части зоны АТО", железнодорожный транспорт обеспечивает 82 процента грузовых и до 50 процентов пассажирских перевозок из всех, которые осуществляются разными видами транспорта. Именно транспортировка грузов приносит больший доход "Укрзализныце" и украинской казне. Однако на протяжении 3 последних лет объемы транзитных грузовых перевозок по отдельным группам товаров неуклонно снижались. Так, только в 2016 году транзитом через Украину проследовало на 30 процентов грузов меньше, чем в 2015-м.

Александр Охрименко

"При этом, несмотря на войну, российский транзит у нас еще остался, хотя по Украине следуют поезда только украинского формирования", - подчеркнул Александр Охрименко. Он считает, что Москва поставила цель - ослабить экономику Украины. "Через нашу территорию идет поток грузов из Азии в Европу и обратно, нам выгодно их обслуживать", - говорит эксперт. Но, по его словам, Россия хотела бы в обход Украины "перетянуть на себя весь транзитный трафик железнодорожных перевозок, которые идут из Китая через Казахстан в РФ и далее в страны ЕС".

РЖД планирует продолжение строительства дороги от станции Журавка до Прохоровки. А к 2025 году будет сдана скоростная железнодорожная магистраль вдоль восточной границы Украины, которая соединит Центральную часть РФ с Черноморским побережьем (направление Воронеж-Лиски-Ростов-на-Дону). Охрименко предупреждает, что "когда Россия выстроит свою инфраструктуру в этом регионе и прекратит использовать Украину как транзитную страну, украинцы могут потерять до 1,6 млрд долларов - столько они зарабатывали в 2011-2012 годах на железнодорожном транзите в Европу, когда отношения с РФ не были такими, как сейчас". Эту же цифру возможных потерь Украины ранее называли СМИ, ссылаясь на слова Евгения Червоненко - экс-министра транспорта и связи при Викторе Ющенко.

"Подсчитывать прежние утраты бессмысленно"

Эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич согласен с тем, что названные Россией убытки Киева после открытия небольшого участка "Журавка-Миллерово" преувеличены и не смогут серьезно подкосить экономический потенциал Украины. "С началом полномасштабных военных действий на части Луганской и Донецкой областей "Укрзализныця" уже не существует как единое целое, пассажирское и грузовое сообщение в прежних объемах восстановить просто невозможно", - заявил DW Тышкевич.

Игорь Тышкевич

Поэтому он убежден, что подсчитывать утраты прежних лет не имеет смысла, как и "говорить, что Украина не обойдется без российских грузов". Эксперт не видит также ничего неожиданного и в том, что Россия строит обходной железнодорожный путь вокруг Украины, так как "это связано с программой развития российских портов в южном регионе РФ".

"Что же касается разрыва тесной в прошлом кооперации украинской и российской железных дорог, - это произойдет обязательно, как то, что вечером будет заход солнца", - убежден Тышкевич. По его мнению, "Укрзализныця" должна "заниматься тем, чем она собственно сейчас занимается - проводить тендеры и переговоры о закупках нового подвижного состава и ремонте старого".

По официальным данным, изношенность парка магистральных электровозов и тепловозов, электро- и дизель-поездов, грузовых и пассажирских вагонов - свыше 80 процентов при острой количественной нехватке этой железнодорожной техники. А длина магистральных путей с просроченным капитальным ремонтом составляет 27 процентов от общей протяженности железных дорог.

"Но если тендеры на закупки и ремонты проводятся, то модернизация железнодорожного полотна и линий электропередач в основном существует только в планах", - говорит Игорь Тышкевич. Причина не только в недостатке инвестиций, но и в отсутствии реформ в самой "Укрзализныце", которые затягиваются по разным причинам. В том числе, из-за ее перевода из ведомства министерства транспорта под контроль кабинета министров, а затем обратно. А также "из-за торможения рыночных механизмов работы, преобладания политических причин над экономическими и нежелании реагировать на обвинения в масштабной коррупции", о чем не раз писали украинские СМИ.

В свою очередь Александр Охрименко напомнил еще об одном проекте, в котором могла бы активно участвовать Украина, чтобы возместить потерю российского транзита. Это транспортировка грузов в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) - одному из коридоров китайского "Шелкового пути" . Южный маршрут под названием "Шелковый ветер" ведет из Китая через Казахстан, Азербайджан и Грузию, оттуда по двум направлениям - в Турцию или на Украину, а из нее через Беларусь - до литовского порта Клайпеда на Балтике.

"Об этом проекте много говорят, но пока мало сделали, - считает эксперт. "Критическая ситуация должна заставить Украину реально подумать, как наряду с реформами в "Укрзализныце" реализовать и этот замысел", - заключает Охрименко.

Часто приходилось ездить по старой железной дороге, которая два раза пересекала территорию другого государства. Не сказать, что это было слишком неудобно, но все же два пограничных контроля, заполнение пусть и простецких деклараций да и какая то непонятность того, что вроде бы едешь по России, но зачем то заезжаешь в другое государство. Издержки развала СССР. Но как вы знаете несколько лет назад появился повод поправить это.

Железная дорога в обход Украины заработает уже 15 августа 2017 года, то есть более чем на год раньше запланированного срока, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. Строители завершили возведение земляного полотна на участке с 11 по 57 километр и ведут укладку путей на перегоне Зайцевка — Сергеевка, рассказал Булгаков.

По его словам, Минобороны увеличило группировку железнодорожных войск на строительстве ветки, и сейчас ее личный состав превышает тысячу человек. Группировка также включает 452 единицы автомобильной, инженерной и специальной техники. С января 2017 года к работам привлекут еще один путевой батальон Южного военного округа, добавил замминистра.

С советских времён главная железнодорожная ветка, соединявшая Центральную Россию с южными регионами, проходила по территории Украинской ССР. После распада СССР российским железнодорожникам приходилось менять маршруты движения, дабы избавиться от необходимости двойного пересечения государственной границы.

Тем не менее до настоящего времени участок железной дороги длиной около 26 километров, соединяющий Центральный федеральный округ и Ростовскую область, проходит по территории Луганской области Украины практически вдоль границы с Россией. Российским поездам из некоторых регионов на пути в Краснодар и Ростов-на-Дону по-прежнему приходится дважды пересекать границу.

Варианты решения этой проблемы предлагались давно. Наиболее масштабный предполагал строительство железнодорожной линии Прохоровка – Журавка – Чертково – Батайск в обход Украины протяжённостью 748 километров.

Государственный переворот на Украине, произошедший в феврале 2014 года, заставил скорректировать эти планы в пользу менее масштабного, но быстрее реализуемого проекта.

Рассматривалось несколько вариантов трассировки обхода участка, проходящего по территории Украины: Журавка – Шептуховка (протяжённость 149 км), Кантемировка – Шептуховка (146,1 км) и Журавка – Миллерово (122,5 км). В итоге был утверждён вариант протяжённостью 122,5 км, который позволяет отодвинуть ход магистрали от государственной границы без существенного удлинения пути.

На новом участке магистрали планируется построить новые железнодорожные станции Зайцевка и Сергеевка в Воронежской области, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези в Ростовской области, а также мост через реку Белая Калитва.

Распоряжение правительства РФ о строительстве трассы Журавка – Миллерово было подписано в сентябре 2015 года.

Двухпутная электрифицированная железная дорога Журавка – Миллерово рассчитана на пропускную способность до 100 пар поездов в сутки. Проектная скорость подвижного состава на данном участке составляет 160 км в час. Несмотря на то, что новый участок железной дороги будет длиннее, чем маршрут через Украину, планируется, что общее время в пути может сократиться за счёт исчезновения пограничного контроля.

Вот что говорит политолог Александр Чаленко. - Они неоднократно заявляли, что Москва - это агрессор. Мы постоянно видим провокации со стороны Киева. Откуда мы можем знать, что когда поезд будет идти 26 километров по украинской территории, всё будет хорошо? Они же могут выдумать всё что угодно. Признают половину пассажиров пособниками террористов и снимут пограничники их с пути. Предъявят надуманные обвинения, например, лайки поставили под «сепаратистскими постами» в социальных сетях. Потом начнутся допросы, аресты. Или взбредёт в голову украинским радикалам отомстить гражданам России за какие-нибудь вещи. И закидают они вагоны коктейлями Молотова. Да и украинская власть может в любую секунду взять и перекрыть маршрут для поездов. Зачем так рисковать? Естественно Россия хочет себя обезопасить. Пути пойдут по безопасной территории. Мы прекрасно понимаем, что это дорога стратегического плана, которая соединяет столицу и юг России.

источники

Новая двухпутная электрифицированная железная дорога протяжённостью 137 км проходит в стороне от российско-украинской границы по территориям Воронежской и Ростовской областей. До сегодняшнего дня все российские поезда кавказского направления, в том числе Москва-Адлер, проезжают 26 км по Луганской области, дважды пересекая государственную границу.

Главной причиной строительства обходной ветки послужила забота о безопасности движения, потому что техническое состояние полотна на украинском участке магистрали, связывающей Москву с курортами черноморского побережья, оставляет желать лучшего. Вдобавок есть неудобства, связанные с пересечением границы. С открытием новой дороги поезда будут следовать по территории России.

Как отметил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу, участок Журавка-Миллерово имеет большое значение для безопасной и интенсивной перевозки пассажиров и грузов на южном направлении страны.

На пути следования модернизировали семь железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково. Максимальная скорость движения пассажирских поездов будет составлять140 км/ч, для грузовых — 90 км/ч. По официальным данным, на проект федеральный бюджет потратил 55 млрд рублей.

Прогресс или забвение?

Старую железную дорогу, идущую в сторону Украины, и новый обход хорошо видно с федеральной автомобильной трассы М-4 «Дон» между городом Миллерово и станицей Мальчевской Ростовской области. Некоторые автомобилисты останавливаются: делают селфи. Движение поездов здесь интенсивное, составы идут каждые десять минут. Уже скоро локомотивы поменяют направление и станут сворачивать в российскую сторону.

Новая железная дорога в обход Украины. Станция Кутейниково (Чертковский район). Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Предстоящее событие поменяет жизнь многих селян в приграничных населённых пунктах Чертковского и Миллеровского районов Ростовской области. Для одних людей новая «железка» — это прогресс, для других — забвение.

Вторая жизнь хутора Марьяны

Новая станция Кутейниково находится на территории хутора Марьяны, сюда железная дорога пришла впервые. Тут уже построили трёхэтажное здание для дежурных смен, подключают оборудование. Готова электрическая подстанция, скоро начнётся возведение вокзала для пассажиров. В хуторе к семи улицам добавилась ещё одна, на которой возводят два шестнадцатиквартирных дома для железнодорожников.

Строители заканчивают обустройство прилегающей территории новой железной дороги. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Поначалу марьяновцы с настороженностью отнеслись к масштабному строительству, но постепенно поняли своё преимущество. Самое главное, что многие из них обрели работу по месту жительства и теперь не уезжают от семей в далёкие края на заработки. Подрядные организации приняли марьяновцев на работу водителями, механизаторами, поварами.

«Конечно, меня радуют те изменения, которые внесла в жизнь земляков железная дорога. Хутор Марьяны начинает вторую жизнь. Территория железнодорожной станции Кутейниково разрастается и благоустраивается», — говорит глава сельского поселения Виталий Нещерет. По его мнению, персонал с Чертково переведут в Кутейниково, поэтому действующие железнодорожники работу не потеряют.

«Дырка в бюджете»

Для жителей слободы Колодези, как и хутора Марьяны, железная дорога в новинку. Разъезд построили в нескольких километрах от Колодезей, и теперь привычная степенная жизнь селян изменилась. Люди подстраиваются под новые реалии, свыкаются с соседством стальной магистрали.

Глава Колодезянского сельского поселения Виктор Рудой подсчитывает и плюсы, и минусы: «В бюджете сельского поселения теперь дыра в 50 тысяч рублей за изъятую „федералами“ землю у фермеров, а это 300 гектаров. Недополучим налогов на них теперь».

В прилегающих к «железке» населённых пунктах обновляют автомобильные дороги, строят мосты. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Железка» затронула интересы тысячи пайщиков земли, колхозники получают компенсацию. Сельским предпринимателям пришлось менять стратегию бизнеса, потому что полотно разделило поля на две части. У некоторых хозяйств техника оказалась на одной стороне, а угодья на другой.

Места проезда сельхозтехники под путями согласовывали со строителями не без проблем. В итоге удалось найти баланс интересов, железнодорожники услышали местное население. «Проколы» построили нужной ширины, даже комбайн с жаткой проходит под железной дорогой. Поэтому страхи фермеров оказались напрасными.

Виктор Рудой отмечает преимущество соседства с «железкой»: «У селян появились новые рабочие места. На станции Колодези семь человек обслуживают электростанцию, на содержание моста также будет требоваться персонал. В планах строительство трёх четырёхквартирных домов для железнодорожников».

Дорога в обход Украины удалена на расстояние 25 км от границы. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Железка» ушла от станичников

Но не всем населённым пунктам так повезло, как хутору Марьяны или слободе Колодези. Есть и такие, до которых ветка не дошла.

Больше других из-за изменения движения пострадает население маленькой станицы Мальчевской, которую, как и районный центр Чертково, новая «железка» оставила в стороне.

Своей почти полуторавековой историей населённый пункт обязан железнодорожникам. В 1865 году в Мальчевской построили станцию на железной дороге, ведущей из Воронежа в Ростов, и все годы жизнь в станице процветала благодаря отрасли. До развала Советского Союза в Мальчевской останавливались пассажирские поезда дальнего следования Тамбов-Ростов, Жданов-Воронеж, Москва-Ростов и многие другие, а теперь делает короткую остановку лишь одна электричка Ростов-Чертково.

Главной особенностью станции в Мальчевской в семидесятых-восьмидесятых годах были два буфета, работавшие круглосуточно, в которых продавали спиртное на розлив: пиво, вино, водку. Многие пассажиры поездов, едущие на южные курорты или домой, в Москву, знали об этом факте и с нетерпением ждали остановку. За десять минут стоянки некоторые курортники успевали так «набраться», что потом бежали вдогонку за составом. Были и те, кто отставал от поезда...

Поезда пока идут через станцию Чертково: проезд к путям загорожен насыпью. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Но есть и другая сторона жизни станичников: гибель людей под колёсами поездов. «Порожняки» стоят часами (а то и сутками) в ожидании формирования составов, поэтому местные вынуждены «нырять» под вагонами, чтобы перейти на противоположную сторону.

«Несчастные случаи у нас не редкость. В прошлом году мужчина попал под поезд, я опознавал. Ещё бабушка погибла: не услышала сигнала идущего поезда, — рассказал глава Мальчевского сельского поселения Александр Гусаков. — Пешеходный мост через железнодорожные пути мы просили построить для безопасности людей многие десятилетия, но его возвели на соседней станции Боченково, через которую прошла новая ветка».

Сельский глава разочарован тем, что проектировщики выбрали разъезд Боченково, где практически нет жителей, а не Мальчевскую, где проживает 3,5 тысячи селян. Александр Гусаков уверен, что без «железки» его землякам станет хуже: «Для нас это вовсе не радостная новость, потому что уже прикипели. Железная дорога давала рабочие места на нефтебазе, элеваторе, а теперь как будет, не знаю. Говорят, старую дорогу не станут убирать, но мне не верится. Ведь Россия за проезд по территории Украины платит деньги».

Чертково на обочине

Статус узловой потеряет и станция Чертково, расположенная в районном центре. Здесь больше других переживают украинцы из соседнего посёлка Меловое. Многие жители соседнего государства пользуются электричкой Ростов-Чертково для поездок на заработки в Ростов-на-Дону. Теперь непонятно, оставят ли электропоезд на старой ветке. Сейчас украинцам очень удобно: перешёл железнодорожный мост и сразу оказался на российском вокзале Чертково.

«Для страны лучше, конечно, но для нас неудобно, — говорит жительница Чертково Александра Фоменко. — Надеемся, что здание вокзала Чертково оставят, но будут ли держать его штат ради одной электрички?»

Посёлок Чертково сегодня. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Глава администрации Чертковского сельского поселения Татьяна Безгина более оптимистична в прогнозах: «На мой взгляд, обход не затронет жителей посёлка. Мы ведь не ездим каждый день на поезде».

Тем не менее изменения в жизни чертковцев можно наблюдать уже сейчас, причём положительного характера. Год назад двадцатипятикилометровая автомобильная дорога от Чертково до Кутейниково не выдерживала никакой критики, была с ухабами и ямами. Теперь же трассу капитально отремонтировали, ехать по ней одно удовольствие. По плану проектировщиков Чертково заменит именно Кутейниково. Здесь будут останавливать пассажирские поезда дальнего следования, идущие из Москвы на юг и обратно.

Работу на строительной площадке получили местные жители. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Продолжение проекта «Центр-Юг»

По стратегической значимости новый железнодорожный участок Журавка-Миллерово эксперты сравнивают с Керченским мостом и строительством железной дороги в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Байкало-Амурской магистрали). Но это только начало масштабных планов «РЖД» в направлении Центр-Юг. Следующий этап — строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Ростов-Адлер. На 2021-2025 годы намечено строительство участков Ростов-Краснодар-Адлер и Тула-Воронеж. До 2030 года планируют проложить ВСМ между Ростовом и Воронежем. Общее время в пути от Москвы до Ростова составит 4,5 часа (вместо 18 часов на пассажирском поезде), от Ростова до Адлера — 3,5 часа (вместо 11 часов).

Военнослужащие железнодорожных войск ведут активное строительство железной дороги в обход Украины. Дело в том, что 30 км дороги, ведущей в южные регионы России, проходят через неспокойную Луганскую область. Чтобы не подвергать жизни пассажиров опасности, и было принято решение построить обходной путь.

Корреспондент АиФ.ru побывал в приграничном российском посёлке Чертково и выяснил, почему местные жители не в восторге от начавшегося масштабного строительства и почему новая дорога значительно ухудшит их благосостояние.

Сейчас поездам, следующим по территории РФ на юг страны, приходится в районе Воронежской и Ростовской областей пересекать территорию Украины на участке длиной 26 километров.

Справка

Строительство железнодорожного обхода позволит поездам сообщения Москва - Адлер следовать на юг России, не пересекая территорию Украины.

Этот участок железной дороги строился во времена СССР, когда границы между союзными республиками существовали исключительно на атласе.

После распада СССР по межгосударственному соглашению транзитные пассажиры не должны проходить пограничный досмотр - российские поезда по территории соседнего государства следуют без остановки.

В случае остановки движения по магистрали Москва - Адлер единственный возможный путь объезда лежит через Волгоград. В этом случае время в пути у поездов, следующих из Москвы на юг, увеличится на 12 часов. Поэтому необходимо строить новую ветку.

Строительство обходной железной дороги «Журавка - Миллерово» завершится в 2018 году. В перспективе РЖД планирует сделать скоростную дорогу, чтобы от Москвы до Черноморских курортов добираться за 15 часов.

Местные жители попадут в изоляцию

Жители двух районов Ростовской области и сопредельной Луганской области Украины останутся отрезанными от железнодорожного сообщения Ростов - Москва. Через три года поезда поедут по изменённому маршруту, минуя Чертково, в обход Украины.

Россияне и их соседи украинцы уже подсчитывают убытки из-за потери статуса Чертково как пассажирской станции.

Житель Чертково Василий Мормуль - пенсионер-железнодорожник, всю жизнь обслуживал участок дороги Чертково - Миллерово, который по планам РЖД в 2018 обойдёт новая ветка.

«Будет всем чертковцам плохо, а украинцам - тем более»

Считает Василий Федотович.

Сейчас жители сопредельных с границей России районов Луганской области пользуются поездами, идущими через Чертково. Особенно удобно жителям приграничных, соседних с Россией районов Луганской области - Марковского, Беловодского и Меловодского.

Через три года станция Чертково «переедет» вглубь России на 25 км и расположится близ населённого пункта Кутейниково, но станет она транзитной, то есть все пассажирские поезда через неё будут проноситься без остановки.

Ближайшая станция располагается в Миллерово (Ростовская область) или Кантемировке (Воронежская область), а это около 100 км, что в одну, что в другую сторону.

«Такая поездка на такси обходится сейчас в тысячу рублей, по-другому сложно добраться»

Продолжает разговор железнодорожник.

В нынешних условиях тех же украинцев на пограничном контрольно-пропускном пункте таксисты до станции Чертково довозят за 150 рублей. А меловчанам и вовсе не надо тратиться на транспорт - перешёл через железнодорожный мост, и ты уже на станции Чертково, в России.

Участок железнодорожного пути Ростов - Москва, проходящий по украинской территории.

Что станет со станцией Чертково?

Железнодорожная станция Чертково - это кормилица, дающая заработок не только штатным железнодорожникам, но и простым жителям двух стран, приторговывающим на вокзале в момент остановки поездов. С отсутствием поездов этот приработок у многих исчезнет. А другого тут почти нет.

На Чертково в зимний период останавливаются от шести до десяти поездов в сутки, в летний период, когда люди из Москвы едут на Черноморские курорты, до 80 поездов в сутки.

Что будет с вокзалом Чертково и существующей железнодорожной веткой - пока непонятно. Чертковцам обещают оставить электричку Чертково - Миллерово, на самой станции, вполне возможно, сохранится разгрузочно-погрузочная площадка для грузовых поездов.

А вот продолжат ли курсировать российские поезда по 26-километровому украинскому участку - большой вопрос. Если на этом отрезке не будет интенсивного движения и участок перестанет обслуживаться, то дорогу может постичь та же участь, что и 32-километровую железную дорогу Лихая (Россия) - Изварино (Украина), которую разобрали на металлолом.

«Где разрешение?»

Василий Мормуль знает каждую шпалу, столб, фонарь на участке Чертково - Миллерово.

«Все говорят об украинском участке 26 км в сторону Воронежа от Чертково, но почему-то забыли о двух маленьких участках на перегоне Чертково - Миллерово, в другую сторону, где также поездам приходится ехать по украинской территории»

Говорит пенсионер.

Домой по загранпаспорту. Российские дома оказались на территории Украины

Участки небольшие, длиной по два километра, в одном случае дорога тянется по украинской территории на площадки 14 гектаров, в другом - 10 гектаров. Это почти впритык к российской границе, но всё же - на стороне Украины.

Именно поэтому новую ветку проведут от Воронежской области до Миллерово.

Каких-либо территориальных споров с украинской стороной железнодорожник за всё время работы не помнит, но один конфликт всё же случился.

Инцидент произошёл в 2007 году, когда российские железнодорожники рыли ямы под опоры линий электропередач как раз на украинском отрезке пути.

«Подъехали к нам какие-то люди, вежливо потребовали разрешение на работу в приграничной зоне, мы им ответили, что никаких разрешений у нас нет и никогда не было»

Вспоминает россиянин.

По его словам, работу они доделали и больше российских железнодорожников никто не беспокоил.

С момента распада СССР и провозглашения Украины суверенным государством также не зафиксировано никаких инцидентов во время прохождения российских пассажирских поездов по украинским «аппендицитам».

Тем не менее, российские власти решились на дорогостоящий проект, прокладку железной дороги в обход соседнего государства, чтобы получить надёжное, устойчивое и ни от кого не зависящее движение в южном направлении.

Строительство началось в чистом поле

Работы по строительству новой железной дороги началось в конце марта нынешнего года. Российские военные начали подготовку насыпи для строительства путей в районе посёлка Новопавловка Воронежской области.

Задействовано четыре батальона железнодорожных бригад из Центрального, Южного, Западного военных округов численностью около тысячи человек.

«Обустраивались в чистом поле, сейчас уже есть военный городок, личный состав размещается в палатках»

Говорит начальник штаба, заместитель командира войсковой части Павел Шаров.

К концу 2017 года по этим полям пройдёт двухпутный электрифицированный участок железнодорожного пути дороги «Журавка - Миллерово». Задача военных заключается в подготовке насыпи, дальше за дело возьмутся специалисты РЖД. Как быть с жителями Чертково, которых новый участок, по сути, оставит в изоляции, - до сих пор не ясно.

Железная дорога в обход Украины позволит избежать провокаций



Замминистра обороны России Дмитрий Булгаков.

Замминистра обороны России Дмитрий Булгаков лично приехал в Воронежскую область, чтобы проследить за ходом строительства путей.

Железная дорога в обход Украины начнёт работу на год раньше назначенного срока — 15 августа 2017 года . Об этом рассказал журналистам замминистра обороны России Дмитрий Булгаков. Он лично приехал в Воронежскую область, чтобы проследить за ходом строительства путей.

Железнодорожное сообщение на участке Журавка — Миллерово будет открыто уже 15 августа 2017 года. В этот день по этой двухпутной электрифицированной железнодорожной ветке пойдут первые поезда с людьми и грузами, — сообщил Булгаков ТАСС. — Таким образом, поставленная президентом России задача по строительству железной дороги Железнодорожными войсками и ОАО «РЖД» будет выполнена досрочно, более чем на год до установленного срока.

Путь из Центрального федерального округа в Ростовскую область проходит по украинской территории. Поезда идут 26 километров по Луганской области вдоль границы с Россией. Составам приходится два раза пересекать пограничную зону.

Распоряжение о строительстве железной дороги в обход Украины между Воронежской и Ростовской областями подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Этот участок путей обеспечит независимое движение поездов, не завязанное на проблемы и неприятности, которые продолжаются у наших соседей, уверен Медведев. Также эта ветка позволит экономить людям на билетах.

Но у строительства нового железнодорожного пути есть и ещё один плюс – безопасность.

— Нынешняя украинская власть враждебна по отношению к России, — напомнил политолог Александр Чаленко. — Они неоднократно заявляли, что Москва — это агрессор. Мы постоянно видим провокации со стороны Киева. Вот недавно было похищение российских военнослужащих. Откуда мы можем знать, что когда поезд будет идти 26 километров по украинской территории, всё будет хорошо? Они же могут выдумать всё что угодно. Признают половину пассажиров пособниками террористов и снимут пограничники их с пути. Предъявят надуманные обвинения, например, лайки поставили под «сепаратистскими постами» в социальных сетях. Потом начнутся допросы, аресты. Или взбредёт в голову украинским радикалам отомстить гражданам России за какие-нибудь вещи. И закидают они вагоны коктейлями Молотова. Да и украинская власть может в любую секунду взять и перекрыть маршрут для поездов. Зачем так рисковать? Естественно Россия хочет себя обезопасить. Пути пойдут по безопасной территории. Мы прекрасно понимаем, что это дорога стратегического плана, которая соединяет столицу и юг России.

Прибытие поезда. Специальный репортаж Юлии Макаровой

Журавка — Миллерово — новая железнодорожная ветка, которую построили в обход территории Украины. Новый маршрут проходит через Воронежскую и Ростовскую области.

Фото: ИЗВЕСТИЯ │ Александр Казаков

Теперь и пассажирские поезда идут в обход Украины

Пассажирские поезда на юге России с 15 ноября 2017 года пустили в обход Украины по новому участку железной дороги Журавка–Миллерово.

Длина участка 137,5 км. Он проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. По новому участку пойдут поезда, следующие из Москвы и Санкт-Петербурга в Кисловодск, Анапу, Назрань, Новороссийск, Адлер и в обратном направлении.

В дальнейшем планируется запустить в обход Украины все поезда, следующие в южные города.

По проекту максимальная скорость движения пассажирских поездов на участке составит 140 км/ч.

«Пассажирское движение по новой линии Журавка - Миллерово определенно будет безопаснее и комфортнее для пассажиров»

Сообщил генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.

«Также новые линии всегда строятся с применением новых технологий, а значит, пусть и на небольшом участке, но комфортабельность поездки повысится», - добавил он.

Стоимость строительства железной дороги Журавка - Миллерово в обход Украины оценивалась в сумму около 56 миллиардов рублей.

Общая оценка материала: 4.9

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Самые быстрые поезда в Европе и мире РЖД удивляет сервисом и комфортом в поезде Москва-Варшава

7 августа 2017 года было открыто рабочее движение поездов на участке железнодорожной трассы Журавка — Миллерово, сообщает телеканал НТВ. Благодаря этой трассе российские поезда, следующие на юг страны, не будут пересекать территорию Украины.

В торжественной церемонии по случаю завершения строительства принял участие министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Которая принимала участие в строительстве.

«Несомненно, в славную летопись бригады войдёт строительство в кратчайшие сроки железнодорожного участка Журавка — Миллерово. Он имеет огромное значение для обеспечения интенсивности и безопасности перевозок на южном направлении страны», — приводит «Газета.ру» слова министра обороны России.

Проблема в 26 километров

С советских времён главная железнодорожная ветка, соединявшая Центральную Россию с южными регионами, проходила по территории Украинской ССР. После распада СССР российским железнодорожникам приходилось менять маршруты движения, чтобы избавиться от необходимости двойного пересечения государственной границы.

До последнего времени времени участок железной дороги длиной около 26 километров, соединяющий Центральный федеральный округ и Ростовскую область, проходил по территории Луганской области Украины практически вдоль границы с Россией. Российским поездам из некоторых регионов на пути в Краснодар и Ростов-на-Дону по-прежнему приходилось дважды пересекать границу.

Существовало несколько проектов строительства нового участка трассы, однако до реализации дело не доходило. Но переворот 2014 года в Киеве и последовавшее вслед за этим обострение отношений между двумя странами заставили действовать оперативно.

Перегон Журавка — Миллерово Фото: Министерство обороны РФ

Справились за два года

Рассматривалось несколько вариантов трассировки обхода участка, проходящего по территории Украины: Журавка — Шептуховка (протяжённость 149 км), Кантемировка — Шептуховка (146,1 км) и Журавка — Миллерово (122,5 км). В итоге был утверждён вариант протяжённостью 122,5 км, который позволяет отодвинуть ход магистрали от государственной границы без существенного удлинения пути.

На новом участке магистрали предстояло построить железнодорожные станции: Зайцевка и Сергеевка в Воронежской области, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези в Ростовской области, а также мост через реку Белая Калитва.

Распоряжение правительства РФ о строительстве трассы Журавка — Миллерово было подписано в сентябре 2015 года. Как заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев, новая ветка должна обеспечить устойчивое и независимое движение поездов, чтобы «не быть завязанными на те проблемы и неприятности, которые, к сожалению, продолжаются у наших соседей».

К работам по строительству трассы были привлечены как гражданские специалисты, так и железнодорожные войска.

20 апреля 2016 года была начата укладка железнодорожного полотна. Планировалось, что в постоянную эксплуатацию ветка будет запущена в 3 квартале 2017 года. Можно констатировать, что задача была решена в срок.

Журавка — Миллерово, далее везде

Двухпутная электрифицированная железная дорога Журавка — Миллерово рассчитана на пропускную способность до 100 пар поездов в сутки. Проектная скорость подвижного состава на данном участке составляет 160 км в час.

«Этот объект позволит обеспечивать не только скоростной пропуск пассажирских и грузовых составов в направлении юга нашей страны, но и позволит в кратчайшие сроки, обеспечив строительство этой трассы, обеспечить независимость от прохождения границы рядом расположенной Украины», — приводит «Интерфакс» слова министра транспорта РФ Максима Соколова, выступившего на церемонии.

В ближайшее время на новом участке будут продолжаться работы по подготовке эксплуатации трассы в расчётном режиме.

«Рабочее движение на участке Журавка — Миллерово открыто. Таким образом, можно сказать, что началась эксплуатация этой двухпутной электрифицированной железной дороги, которая строилась в обход соседней Украины», — приводит «Интерфакс» слова информированного источника.

Полностью ввести в эксплуатацию прошедшую все необходимые испытания железную дорогу в комплексе со всеми станционными, платформенными и вспомогательными сооружениями изначально планировалось в 2018 году.

Решив самую неотложную проблему, железнодорожники не намерены останавливаться на достигнутом. В настоящее время ведутся подготовительные работы к строительству трассы Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск в обход Украины протяжённостью 748 километров. Данная магистраль не только уведёт основные пути движения российских поездов ещё дальше от украинской территории. Речь идёт о возможности запуска скоростной дороги, которая сократит время в пути от Москвы до курортов Чёрного моря до 15 часов.