На парламентских выборах во франции лидирует партия макрона. Процедура выборов в парламент франции Выборы в парламент франция результаты сейчас

Нижняя палата парламента — Национальное Собрание, верхняя палата — Сенат.

Национальное Собрание состоит из 577 депутатов, избираемых путем прямого всеобщего голосования. Срок депутатских полномочий — пять лет.

Право участвовать в выборах имеют граждане Франции, достигшие 18 лет до первого тура голосования, не ограниченные в гражданских и политических правах и зарегистрированные в качестве избирателя. Иностранцы (граждане Европейского Союза и третьих стран) не имеет права голосовать на парламентских выборах .

Право быть избранным в парламент имеют граждане Франции, достигшие 18 лет , имеющие право голоса, прошедшие военную службу в вооруженных силах.

Требования к кандидатам в заместители депутатов аналогичны требованиям к кандидатам в депутаты.

Кандидат в депутаты может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. Запрещено регистрироваться в качестве кандидата в депутаты в одном округе и заместителя депутата — в другом.

Единой централизованной системы постоянно действующих органов не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов и их представление СМИ и общественности. Департамент по заморским территориям МВД Франции обслуживает зарубежных избирателей.

Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности. На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии. Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК).

Депутаты избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства в одномандатных округах. Франция делится на 577 избирательных округов, население каждого избирательного округа составляет в среднем 125 тысяч человек. Избирательные округа делятся следующим образом: 539 — в метрополии, 19 — в заморских департаментах, 8 — в общинах за рубежом и 11, охватывающих французских граждан за рубежом.

Избирательная компания начинается за 20 дней до дня голосования.

Финансирование избирательной кампании кандидата со стороны юридических лиц, за исключением политических партий или групп, запрещено. Пожертвование физического лица не может превышать 4600 евро . Все пожертвования на сумму более 150 евро должны быть оплачены чеком, переводом, кредитной или дебетовой картой.

Выборы в парламент проводятся по воскресеньям.

Для отдельных категорий граждан возможно голосование по доверенности .

Депутаты избираются в два тура.

Для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей, но не менее 25% от общего числа зарегистрированных в избирательном округе избирателей.

Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов, то через неделю проводится второй тур. До участия во втором туре допускаются кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре необходимо получить относительное большинство голосов, при этом при равенстве полученных голосов, избранным считается старший по возрасту кандидат .

Сенат — верхняя палата парламента — состоит из 348 членов, которые избираются косвенными выборами на 6 лет .
Выборы членов Сената проводятся создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов Национального Собрания, членов Советов департаментов и регионов, делегатов от муниципальных советов и др.

Каждые три годы половина сенаторов обновляется .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Эммануэль Макрон находится в шаге от того, чтобы сделать свою победу на президентских выборах окончательной. 7 мая за него проголосовало более 60% французов — это исключительно высокий результат, который дает новому президенту серьезный кредит доверия. Однако это лишь часть пути, который он должен пройти для того, чтобы получить реальную власть в стране.

Политическая система Пятой республики устроена так, что президент не может эффективно управлять, не имея прочного парламентского большинства. Предыдущий опыт показал: доминирование оппозиции в нижней палате превращает его в номинальную фигуру.

Фактическая власть в этом случае переходит в руки премьер-министра, а президент, по конституции обладающий значительными полномочиями, становится республиканским аналогом английской королевы. Это явно не тот сценарий, на который рассчитывал Макрон, собираясь занять Елисейский дворец.

Новый президент — старая оппозиция

Макрон не скрывает, что у него большие планы: обновление всей политической жизни страны, полная ротация элит, перестройка французской экономики. Чтобы воплотить их в жизнь, нужна прочная опора в парламенте. Оставшись «хромой уткой», Макрон быстро стал бы мишенью острой критики едва ли не со всех сторон. Подчеркнутая внепартийность нового президента — это не только преимущество, которое оценили избиратели, но и его слабая сторона: по итогам выборов 7 мая против него оказались настроены едва ли не все основные политические силы страны, перешедшие в разряд оппозиции.

Макрону, таким образом, жизненно важен контроль над парламентом. Для его оппонентов столь же принципиально этого не допустить. Нынешняя кампания по выборам во французский парламент отличается удивительным единодушием почти всех участвующих в ней партий — не допустить победы президентской партии «Вперед, республика!».

Главным оружием оппозиции стала незамысловатая формула — никакой концентрации власти в одних руках. Она объединила столь разные силы, как левацкая «Непокоренная Франция» и респектабельная правоцентристская партия «Республиканцы».

Дело в том, что рутина предвыборных программ, предусматривающих повышение или понижение налогов, ужесточение или либерализацию иммиграционной политики, отступила на второй план перед главными лозунгами — «Победитель берет все!» и «Они не пройдут!». «Вперед, республика!» фактически не сформулировала никакой ясной платформы. Ее основной посыл избирателям — дать большинство президенту для того, чтобы он мог трудиться на благо Франции. У ее оппонентов зеркальная позиция: любой ценой подрезать Макрону крылья.

Системный «изгой»

Все это до предела задрало ставки первого тура парламентских выборов. Цифры показывают, что президентской партии удалось одержать важную победу. Треть голосов избирателей за политическую силу, которой всего полтора года от роду, — это, безусловно, успех. Старые партии потерпели серьезное поражение.

Социалисты продолжили свое пике, начатое провальной президентской кампанией. Их ключевые лидеры провалились уже в первом туре, и им придется оставить депутатские кресла. Правоцентристы со своими 20% голосов могут вдвое сократить свое присутствие в нижней палате.

Арифметика тут приблизительная. Во Франции существует мажоритарная избирательная система. Партийных списков нет, на выборы идет конкретный кандидат в конкретном избирательном округе. По сути, в стране проходят не одни выборы, а 577 отдельных голосований. Во второй тур проходят лишь те, кто смог набрать больше 12,5% голосов, после чего начинается важнейшая часть действа — формирование блоков и обмен электоральной поддержкой.

В результате часто выигрывает отнюдь не тот, кто имеет наибольший личный рейтинг, а тот, кого удалось «протащить» основным политическим силам. Такая система не всегда выглядит демократичной, но она эффективно отсекает изгоев.

В частности, именно благодаря ей «Национальный фронт», лидер которого Марин Ле Пен является одним из наиболее популярных политиков в стране, в прошлом составе нижней палаты парламента имел фракцию всего из двух депутатов.

Макрон считается плотью от плоти европейского истеблишмента. Он был министром экономики при предыдущем президенте Франсуа Олланде и хорошо знает властные элиты Франции. Назвать «несистемным» политиком его нельзя. Однако его популистская предвыборная кампания без опоры на старые партии, бесспорно, сделала Макрона далеко не самым типичным президентом в истории современной Франции.

У макронистов есть все шансы завоевать по итогам второго тура более 400 мест в Национальной ассамблее. Это будет большим успехом молодого президента и даст ему все карты в руки.

Однако Франция — это страна непредсказуемых политических виражей. 11 июня на избирательные участки не явилось более половины французов, имеющих право голоса. Это рекордный показатель в истории Пятой республики.

Если эта тенденция повторится и во втором туре, то по легитимности пропрезидентского большинства будет нанесен мощный удар. Здесь впору вспомнить и о том, что еще в мае 61% французов не хотели, чтобы Макрон имел большинство в парламенте. Президенту еще предстоит понять, что делать с этой реальностью.

Данные различных опросов прочили президентской партии от 75% до 80% голосов во втором туре парламентских выборов и 440–470 мест в Национальном собрании соответственно. Ближайший конкурент - правые «Республиканцы» - могли надеяться только на 70–90 мест, а социалисты - на 20–30. У «Национального фронта» Марин Ле Пен дела и того хуже: набрав 13% голосов в первом туре, ее партия может рассчитывать только на 1–4 парламентских кресла во втором.

Традиционные партии настолько отчаялись побить «новичка», что призывали своих сторонников голосовать за себя только для того, чтобы в законодательном органе была хоть какая-то оппозиция. Иначе получается, что французы избрали себе не президента, а короля, шутят в местных СМИ. Эта шутка перестает быть смешной, если вспомнить, как в одном из ранних интервью Эммануэль Макрон говорил, что стране нужен сильный лидер, наподобие Наполеона или Шарля де Голля, и намекал, конечно, на себя.

Поддержка в парламенте Макрону пригодится. Он собирается изменить трудовое законодательство, сократить тысячи рабочих мест в госсекторе и развернуть масштабную программу по переподготовке кадров и инвестициям в экономику. Когда подобные трудовые реформы попытался провести премьер-социалист Мануэль Вальс, на улицы вышли тысячи протестующих.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе. Это значит, что каждому из 577 избирательных округов соответствует одно место в Национальном собрании и займет его тот кандидат, который наберет больше всех голосов в этом округе. Первый тур отсеял мелкие партии, и 18 июня в схватке сошлись политические тяжеловесы. Однако сами французы уже устали от предвыборных баталий - настолько напряженной и насыщенной получилась нынешняя президентская кампания. Об этом свидетельствует рекордно низкая явка в первом туре: на избирательные участки 11 июня пришли около 49% избирателей.

«Как и рассчитывал Макрон, на волне победы в президентских выборах его партия получает подавляющее большинство в парламенте, - подчеркнул в комментарии «МК» руководитель Центра французских исследований института Европы РАН Юрий Рубинский . - Произошло радикальное обновление и омоложение политического класса, которое давно назрело и сыграло на руку Макрону и его партии. У него нет не то что сильного оппонента, но и реальной альтернативы. Но это вовсе не означает, что эта расстановка сил уже устоялась. Тот факт, что в первом туре парламентских выборов более 50% избирателей воздержались, говорит о том, что большинство голосовали не столько за партию Макрона, сколько против его соперников.

Кроме того, в таком крупном большинстве, в котором более половины депутатов не имеют никакого опыта и никогда никуда не избирались, единство и способность принимать решения не гарантированы. При проведении серьезных реформ в жизнь конфликты неизбежны и могут возникнуть внутри большинства. С другой стороны, ограниченное представительство оппозиционных сил может привести к выходу этих конфликтов на улицу.

Что касается «Национального фронта», то сейчас партия Марин Ле Пен переживает кризис. Одна из крупнейших фигур националистов Марион Марешаль Ле Пен демонстративно ушла из политики, правая рука Марин Ле Пен Флориан Филиппо создает собственное движение... Так что притязания «Нацфронта» на то, что именно он станет центром притяжения всех оппозиционных сил, преждевременны».


Социалисты и республиканцы признают свою неудачу, подводит итог выборам Le Figaro . Несмотря на то, что правоцентристы остаются второй силой в парламенте, это можно считать беспрецедентным поражением. По сравнению с предыдущим собранием они теряют 95 мест. А правительство левых полностью уничтожено, получив 44 мандата вместо прежних 302.

После парламентских выборов этого года 75% Национального собрания обновляется, это исторический рекорд, пишет Le Monde . Макрон получает очень комфортное большинство для проведения обещанных реформ. Еще один рекорд этих выборов - в парламент избраны 223 женщины, в прошлом собрании их было 155, напоминает издание.

Большинство Макрона оказалось не таким подавляющим, как это предсказывали некоторые аналитики, отмечает немецкая Frankfurter Allgemeine . Распределение мест в Национальном собрании открывает возможность для реальной оппозиции. Однако плохая новость заключается в том, что французы все больше воздерживаются от участия в выборах, и это вызывает тревогу, заключает издание.

Ультраправые получили восемь мест, подчеркивает немецкая Bild . А их лидер Марин Ле Пен впервые избрана в Национальное собрание Франции. Партия выиграла в своем избирательном округе на севере Франции и представила такой результат как успех. Но последователи разочарованы. Они надеялись на большее количество мест в собрании после поражения Ле Пен на президентских выборах.

Эмманюэль Макрон укрепил свою власть после того, как французские избиратели дали его юной партии абсолютное большинство в парламенте, пишет британская The Times . Эти выборы завершили разгром старого политического порядка. Главная парламентская оппозиция - правоцентристы - потеряли почти половину мест. В партии заявили, что это «конец целой эпохи».

Лидер социалистов Жан-Кристоф Камбаделис признал поражение своей партии, но отметил, что абсолютное большинство Макрона не соответствует экономическим и социальным реалиям Франции. Низкая явка бросает тень на победу Макрона, пишет The New York Times . Она показывает безразличное отношение французов к обещаниям Макрона. Вполне возможно, что ему будет непросто провести задуманные реформы. «Такой процент явки свидетельствует, что рабочий класс больше не хочет принимать участия в политических процессах», - цитирует издание французского социолога.