Система согласных звуков. Фонетическая система русского языка В системе русских согласных звуков есть два

по русскому языку

«Фонетическая система русского языка»


Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.


1.Фонетические средства русского языка

К фонетическим средствам русского языка относятся:

Ударение (словесное и фразовое)

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

1.3 Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег таети Снег тает?). Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.

Интонация тесно связана с другими уровнями языка, и, прежде всего, с фонологией и синтаксисом.

С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит к звуковой стороне языка и что она функциональна, однако от фонологии ее отличает то, что интонационные единицы имеют семантическую значимость сами по себе: например, восходящая интонация в основном соотнесена с вопросительностью или незавершенностью высказывания. Отношения между интонацией и синтаксисом предложения не всегда однозначны. В одних случаях грамматические образцы, по которым строится высказывание, могут иметь типичное интонационное оформление. Так, предложения с частицейhttp://fonetica.philol.msu.ru/intonac/m321.htmли, представляют собой грамматический образец для построения вопросительного высказывания.

Разные синтаксические структуры могут быть оформлены одной и той же интонацией, а одна и та же синтаксическая структура может быть оформлена разными интонациями. Соответственно изменяются высказывания. Это говорит об определенной автономности интонации по отношению к синтаксису.


С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука.

Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай.

Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд . Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос-, образуют фонемный ряд <о> - <Λ> - <ъ>: [косы] - [кΛса] - [късΛр"и], а согласная фонема <в> морфемы став- начинает фонемный ряд <в> - <в"> - <ф> - <ф">: [уставы] - [устав"ит"] - [устаф] - [устаф"].

Фонемный ряд является существенным элементом структуры языка, так как на нем основано тождество морфемы. Состав фонем одной и той же морфемы всегда соответствует определенному фонемному ряду. Флексии творительного падежа в словах окн-ом и сад-ом [Λкном] - [садъм], вод-ой и мод-ой [вΛдо ] - [модъ ] произносятся по-разному. Однако эти флексии ([-ом] - [-ъм], [-o ] - [ъ ]) являются одной и той же морфемой, так как в их составе меняются фонемы <о> и <ъ>, входящие в один фонемный ряд.


Вывод

Таким образом, фонетическая система русского языка состоит из значимых единиц речи:

Форм слова

Словосочетаний и предложений

для передачи и различения, которых служат фонетические средства языка:

Ударение

Система согласных звуков

В одних позициях (которые называются сильными позициями) согласные звуки произносятся отчетливо и противопоставлены всем другим согласным звукам, в других позициях (называемых слабыми) согласные приспосабливаются к окружению, могут терять свои характерные признаки. Сильной позицией для согласных звуков является позиция перед любым гласным звуком. В этой позиции различается 37 согласных звуков.

Согласные звуки классифицируются по нескольким признакам:

1. интенсивность шума;

3. твердость/мягкость;

4. место образования;

5. способ образования;

6. долгота/краткость.

Интенсивность шума. По этому признаку противопоставлены звуки шумные и сонорные. Шумные звуки ([п], [с"], [з], [т], [к"] и др., их большинство) характеризуются интенсивным, очень звучным шумом. У сонорных звуков шум слабый, зато тон почти такой же звучный, как у гласных. Сонорных звуков 9: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"] и [j] («йот»).

Глухость/звонкость. Все согласные делятся на две группы - глухие и звонкие согласные. Глухие согласные [п], [с], [ш], [к] и др. образуются без участия тона, только при помощи шума; звонкие согласные состоят не только из шума, но и тона: [б], [з], [ж], [г] и т. п.

Большинство согласных объединяются в пары по глухости/звонкости. Таких пар 12:

[п] - [б] [с] - [з] [ш] - [ж]

[п"] - [б"] [с"] - [з"] [ш"] - [ж"]

[ф] - [в] [т] - [д] [к] - [г]

[ф"] - [в"] [т"] - [д"] [к"] - [г"]

Кроме перечисленных парных, имеются и непарные по глухости/звонкости согласные. Непарными глухими являются звуки [х], [ч] и [ц], а непарными звонкими - все 9 сонорных звуков.

Твердость/мягкость. Русские согласные могут быть твердыми или мягкими, ср.: [нос] нос и [н`ос] нёс. Мягкие согласные отличаются от твердых дополнительной артикуляцией: при произнесении мягких согласных спинка языка продвигается в полости рта к нёбу вперед и вверх, а при произнесении твердых язык продвигается назад и вверх.

Согласные могут объединяться в пары по твердости/мягкости, в каждой из этих пар звуки близки по артикуляции и различаются только по признаку твердости/мягкости. Подобных пар 15:

[п] - [п"] [з] - [з"] [р] - [р"]

[б] - [б"] [т] - [т"] [л] - [л"]

[в] - [в"] [д] - [д"] [к] - [к"]

[ф] - [ф"] [м] - [м"] [г] - [г"]

[с] - [с"] [н] - [н"] [х] - [х"]

Не все согласные объединяются в пары по признаку твердости/мягкости. Непарными твердыми являются согласные [ш], [ж], [ц], а непарными мягкими - [ч], [j], [ш`] и [ж`].

Место образования. По месту образования различаются прежде всего согласные губные (образуемые в результате работы губ) и язычные (которые образуются при помощи языка).

Среди губных выделяются группы согласных губно-губных: [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] и губно-зубных (образуемых присоединением нижней губы к верхним зубам): [в], [в"], [ф], [ф"].

Группа язычных согласных делится на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в артикуляции. Передняя часть (кончик) языка - самый активный речевой орган, поэтому переднеязычных согласных больше всего. Среди них различаются переднеязычные зубные (кончик языка примыкает к области верх них зубов): [с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"] и переднеязычные передненёбные (кончик языка примыкает к передней части нёба): [р], [р"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч].

Среднеязычным является только звук [j].

Заднеязычные согласные - это звуки [к], [к"], [г], [г"], [х] и [х"].

Способ образования. Этот признак связан с тем, какое препятствие для идущей из легких воздушной струи образуют органы речи и каким образом это препятствие преодолевается. Препятствие может представлять собой или узкую щель, или же полную смычку органов речи.

Звуки, образуемые в результате прохождения воздушной струи сквозь узкую щель, называются щелевыми: [в], [в"], [ф], [ф"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [j], [х], [х"].

Смычные согласные образуются при полном смыкании органов речи, и эта преграда преодолевается воздушной струей по-разному, благодаря чему различаются:

смычные взрывные - [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"], для их образования сомкнутые речевые органы резко, словно при «взрыве» размыкаются под действием напора воздуха в полости рта;

смычно-щелевые [ц] и [ч], которые характеризуются тем, что сомкнутые органы речи размыкаются не широко, как при артикуляции взрывных, а образуют узкую щель;

дрожащие [р] и [р"], образуемые в результате.дрожания кончика языка, его неоднократного примыкания к передней части нёба;

смычно-проходные носовые [м], [м"], [н], [н"], образуемые смычкой губ или органов речи в полости рта и одновременным выходом воздуха через нос;

смычно-проходные боковые [л] и [л"], при артикуляции которых воздух проходит сбоку от преграды, создаваемой кончиком языка и верхними зубами.

Долгота/краткость. В русском языке только два звука: [ш"] (счастье [ш"aс"т"jи]) и [ж"] (езжу ), у которых долгота - их самостоятельный признак. Эти звуки являются непарными по признаку долготы/краткости, потому что, [ш"] отличается от звука [ш] не только долготой, но и мягкостью (это касается и соотношения звуков [ж"] и [ж]).

Однако в русской речи много долгих звуков, которые образуются в результате слияния двух соседних кратких звуков. Так, при соединении приставки рас- с глаголом сыпать появляется в результате слияния [с]+[с] долгий звук [с] ра[c]ыпать.

В одних позициях (которые называются сильными по­зициями) согласные звуки произносятся отчетливо и противо­поставлены всем другим согласным звукам, в других позици­ях (называемых слабыми) согласные приспосабливаются к окружению, могут терять свои характерные признаки. Силь­ной позицией для согласных звуков является позиция перед любым гласным звуком. В этой позиции различается 37 со­гласных звуков.

Согласные звуки классифицируются по нескольким призна­кам: 1) интенсивность шума; 2) наличие/отсутствие тона, или голоса (глухость/звонкость); 3) твердость/мягкость; 4) место об­разования; 5) способ образования; 6) долгота/краткость.

Интенсивность шума. По этому признаку противопоставле­ны звуки шумные и сонорные. Шумные звуки ([п], [с"], [з], [т], [к"] и др.", их большинство) характеризуются ин­тенсивным, очень звучным шумом. У сонорных звуков шум слабый, зато тон почти такой же звучный, как у гласных. Со­норных звуков 9: [м], [м"], [н], [и"], [л], [л"], [р], [р"] и [j] («йот»).

Глухость/звонкость. Все согласные делятся на две груп­пы - глухие и звонкие согласные. Глухие согласные

[п]> [с], [ш], [к] и др. образуются без участия тона, только при помощи шума; звонкие согласные состоят не только из шума, но и тона: [б], [з], [ж], [г] и т. п.

Большинство согласных объединяются в пары по глухос­ти/звонкости. Таких пар 12:

[п] - [б] [с] - [з] [ш] - [ж]

[п"] - [б"] [с"] - [з"] [ш"] - [ж"]

[Ф] - [в] [т] - [д] [к] - [г]

№"] - [в"] [т"] - [д"] [к"] - [г"]

Кроме перечисленных парных, имеются и непарные по глу­хости/звонкости согласные. Непарными глухими являются звуки [х], [ч] и [ц], а непарными звонкими - все 9 сонорных звуков.

Твердость/мягкость. Русские согласные могут быть твер­дыми или мягкими, ср.: [нос] нос и [н"ос] нёс, [сат] сад и [с"ат"] сядь. Мягкие согласные отличаются от твердых допол­нительной артикуляцией: при произнесении мягких соглас­ных спинка языка продвигается в полости рта к нёбу вперед и вверх, а при произнесении твердых язык продвигается назад и вверх.

Согласные могут объединяться в пары по твердости/мяг­кости, в каждой из этих пар звуки близки по артикуляции и различаются только по признаку твердости/мягкости. Подоб­ных пар 15:

[п] - [п"] [з] - [з1] [р] - [р"]

[б] - [б"] [т] - [т"] [л] - [л"]

[в] - [в"] [д] - [д"] [к] - [к"] [Ф] - [Ф"] [м] - [м"] [г] - [г"] [с] - [с"] [н] - [н"] [х] - [х"]

Не все согласные объединяются в пары по признаку твер­дости/мягкости. Непарными твердыми являются согласные [ш], [ж] и [ц], а непарными мягкими - [ч], [j], [ш"] и [ж"].

Место образования. По месту образования различаются прежде всего согласные губные (образуемые в результате работы губ) и язычные (которые образуются при помощи языка).

Среди губных выделяются группы согласных г у б н о -губных: [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] и губно-зубных

(образуемых присоединением нижней губы к верхним зубам): [в], [в"], [ф], [ф"].

Группа язычных согласных делится на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в артикуляции. Передняя часть (кончик) языка - самый активный речевой орган, поэтому переднеязычных согласных больше всего. Среди них различаются передне­язычные зубные (кончик языка примыкает к области верх­них зубов): [с], [с"], [з], [в*], [т], [т*], [д], [д*], [ц], [л], [л"], [н], [н"] и переднеязычные передненёбные (кончик язы­ка примыкает к передней части нёба): [р], [р"], [ш], [ш*], [ж], [ж"], [ч].

Среднеязычным является только звук [j].

Заднеязычные согласные - это звуки [к], [к"], [г], [г"],[х]и[х"].

Способ образования. Этот признак связан с тем, какое пре­пятствие для идущей из легких воздушной струи образуют ор­ганы речи и каким образом это препятствие преодолевается. Препятствие может представлять собой или узкую щель, или же полную смычку органов речи.

Звуки, образуемые в результате прохождения воздушной струи сквозь узкую щель, называются щелевыми: [в], [в"], [ф], [ф*], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш"], [ж], [Я"], [j], [х], [х"].

Смычные согласные образуются при полном смыкании ор­ганов речи, и эта преграда преодолевается воздушной струей по-разному, благодаря чему различаются:

смычные взрывные [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"] - для их образования сомкнутые речевые ор­ганы резко, словно при «взрыве», размыкаются под действием напора воздуха в полости рта;

смычно-щелевые [ц]и [ч], которые характеризуют­ся тем, что сомкнутые органы речи размыкаются не широко, как при артикуляции взрывных, а образуют узкую щель;

дрожащие [р]и [р"], образуемые в результате «дрожа­ния» кончика языка, его неоднократного примыкания к пе­редней части нёба;

смычно-проходные носовые [м], [м"], [н], [н"], образуемые смычкой губ или органов речи в полости рта и од­новременным выходом воздуха через нос;

смычно-проходные боковые [л] и [л"], при ар­тикуляции которых воздух проходит сбоку от преграды, созда­ваемой кончиком языка и верхними зубами.

Долгота/краткость. В русском языке только два звука: [ш"] (счастье [ш"ас"т^и]) и [ж"] (езжу ). У которых долго­та - их самостоятельный признак. Эти звуки являются непар­ными по признаку долготы/краткости, потому что, например, [ш"] отличается от звука [ш] не только долготой, но и мягко­стью (это касается и соотношения звуков [ж"] и [ж]).

Однако в русской речи много долгих звуков, которые образу­ются в результате слияния двух соседних кратких звуков. Так, при соединении приставки рас- с глаголом сыпать появляется в результате слияния [с] + [с] долгий звук [с] ра[с]ыпать; ср. также: [с] + [ш] =■ [ш] - ра[Щалйться; [д] + [т] = [т] - по[т]ащйть; [т"] + [с] = [ц] - учйЩъ] (учиться).

Классификация согласных звуков

Место образования
Способ образования губные передне­язычные средне­языч­ные задне­язычные
губно-губные губно-зубные зубные передне­нёбные средне­нёбные средне­нёбные задне­нёбные
Щелевые ф в ф"в" с з с" з" ш ж ш"ж" J х" X
Смыч­ные взрывные п б п*б" т д т" д" к"г" к г
смычно-щелевые Ц ч
дрожащие Р Р"
смычно-проходные носовые м м" н н"
смычно-проходные боковые л л"

Примечание. Выделены сонорные звуки.

10. Прочитайте текст. Укажите согласные в сильных позициях.

Вот взошла луна златая, Тише... чу... гитары звон... Вот испанка молодая Оперлася на балкон (А. Пушкин).

11. Прочитайте текст. Укажите согласные в слабых позициях.

Туманом легким парк наполнился,

И вспыхнул на воротах газ.

Мне только взгляд один запомнился

Незнающих спокойных глаз (М. Цветаева).

12. Транскрибируйте предложение. Укажите звук, непарный по признаку долготы/краткости.

Мне чужого не надо, я и своих-то устала считать (Цв.).

13. Прочитайте текст. Какие звуки являются шумными, какие - сонорными?

Идти на гору Люсе не очень и хотелось, но чем заняться еще, она не нашла. Не сидеть же весь день дома. Сначала, не подумав, она позвала с собой Надю, и та согласилась... (В. Рас­путин).

14. Транскрибируйте слова и формы слов. Определите, парным или непарным по признаку глухости/звонкости является каждый из согласных звуков (для парных звуков укажите его пару по глухости/ звонкости). Многосложные слова поделите на слоги, охарактеризуй­ те их.

Скат, сад, рук (Р. п. мн. ч.), друг, суп, груб, чудак, зигзаг.

15. Транскрибируйте слова. Охарактеризуйте все согласные по признаку твердости/мягкости (если звук парный, назовите его пару по этому признаку).

Сяду, чадо, щука,«яма, пример, мэр, лей, ЛЭП, сыр, миф, жив, дрожжи, цирк, шея, жесть, в душе.

16. Определите место образования каждого согласного звука.

Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже был в гостиной, разговаривая с маленькой княги­ней... Потом к ней подошел Анатоль... (Л. Толстой).

17- Определите способ образования каждого согласного звука. Воспоминания толпою проходили перед ним, но были одно­образны и исчерпывались одним словом: «ученье» (С.-Щ.).

18. Рассмотрите все согласные звуки в пословицах. Охаракте­ризуйте каждый согласный по схеме: 1) шумный или сонорный; 2) глухой или звонкий; 3) твердый или мягкий; 4) место образования; 5) способ образования.

1. На ошибках учатся. 2. Веселье - делу не помеха. 3. Москва веками строилась.

__________________________________________________ &>

ФОНЕТИКА и ФОНОЛОГИЯ. Лекция № 1.

Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phonē - звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. Для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

Фонетические средства РЯ

К фонетическим средствам РЯ с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон ).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (кл у бы - клуб ы , д ы ры - дыр ы , р у ки - рук и ).

Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (Снег идет и Снег идет ).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (Снег тает и Снег тает? ).

Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

Фонетические единицы ря

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт (или синтагма ) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.

Речевой такт делится на фонетические слова , т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги , а последние - на звуки .

Слогораздел. Типы слогов в РЯ. Ударение.

Понятие слога

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н ), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та . Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай . Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта . Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон .

Основной закон слогораздела в ря

Строение слога в РЯ подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные. Во-да : 1-3/1-3; ло-дка : 2-3/1-1-3; ма-сло : 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.

Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то : 2-3/1-3; сте-кло : 1-3/1-2-3.

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и .

Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [а/де/сит]; искусство [и/ску/ствъ]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].

Ударение

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово : [под-горо й], [на-стороне ], [вот-те-ра з].

РЯ свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в РЯ для различения омографов и их грамматических форм (о рган - орг а н ) и отдельных форм различных слов (м о ю - мо ю ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (х а ос - ха о с ) или придает слову стилистическую окраску (молод е ц - м о лодец ). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огор о д, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов ), или переходит с одной части слова на другую (г о род, -а, -у, -ом, -е; - а , - о в ). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (к у пите - куп и те, н о ги - ног и ).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: тв о рог и твор о г, и наче и ин а че, о бух и об у х .

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [н а -зиму ], [з а -город ], [п о д-вечер ].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать , некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнер у сский . Таковыми являются слова:

1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостро е ние ),

2) сложносокращенные (гôстелец е нтр ),

3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлант и ческий, послеокт я брьский ),

4) некоторые иноязычные слова (пôстскр и птум, пôстф а ктум ).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм , | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам .

Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам .

Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.

Звуковой состав РЛЯ. Понятие звука

Кратчайшая, минимальная, нечленимая далее звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи . Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

Согласные звуки и их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении. Согласные различаются:

2) по месту образования шума,

3) по способу образования шума,

4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j].

Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], [j], [γ], [γ"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные . Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф].

Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].

Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные : носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими , а образуемые без нее - твердыми .

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании: р о за - рос а и роз - рос [рос - рос]. Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] [j] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.

Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:

По способу

По месту

Губные

зубно- губные

зубные

средне- небные

задне- небные

Взрывные

Фрикативные

Аффрикаты

Сонорные

взрывные

Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице

(, - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки ([л"ес], [в"ес], [б"ес]).