Изготовление засовов для гаражных ворот. Сделаем запор для распашных ворот. Навесной замок и его фото

Запоры для калиток обычно покупают, а для ворот делают самостоятельно. В чем тут дело? Причин несколько:

  • Калиткой пользуются чаще, механизм должен работать как часы. Сможете сделать самостоятельно?
  • Запор для калитки всегда на виду. Он должен иметь красивый внешний вид и в тоже время какой-нибудь секретный механизм открывания или обычный врезной или накладной замок.
  • Калитки более или менее стандартны и выбор запирающих устройств достаточен для того, чтобы выбрать подходящий.
  • Ворота более индивидуальны: размеры, материалы, конструкция. Запоры прячут. Никому не хочется открывать такой широкий доступ на свой участок или в гараж. Красота отходит на второй план, главное – надежность и безопасность. Поэтому мы и мастерим засовы для ворот каждый по-своему. А какую мы выберем конструкцию – это уже секрет.

Разновидности запоров для ворот

Придумать абсолютно новый засов на ворота сложно, да и зачем? Их и так достаточно:

  1. «Вертушки». Так называют запоры с осью вращения посередине. При повороте «крылья» вертушки запирают обе створки. Простой временный запор, используется, когда вы уезжаете ненадолго.
  2. «Шлагбаумы». Разновидность вертушек, когда ось вращения расположена на краю засова для ворот.
  3. «Шпингалеты». Засовы на ворота этого типа наиболее распространены. Их можно купить готовые (красивые и не очень крепкие) или изготовить своими руками (мощные, но непрезентабельные). Засов для ворот этого типа используют не только для запирания, но и для фиксации створок в нужном положении. При необходимости конструкции этих трех типов можно дополнить «ушками» и навесить замок.
  4. Запоры с фиксацией. Такой тип используется для запирания дверей у фургонов, бортов у грузовиков.
  5. Запорные механизмы типа сейфа. При повороте рукоятки створки притягиваются и фиксируются сразу в двух местах, сверху и снизу.

Отметим, что все засовы на ворота не предназначены для посторонних глаз, поэтому требования внешнего вида на них не распространяются.

Как сделать вертушку?

Для изготовления вертушки своими руками вам не понадобится сварка, в этом ее плюс. Дрель, сверло, болт, полоса железа или профильная труба – вот и все, что нужно.

Схема запора типа «вертушка»

  • Делаем отметку посередине и сверлим отверстие по диаметру болта.
  • Такое же отверстие сверлим в одной из створок ворот.
  • Если предполагается запирать засов на замок, на конце полосы сверлим еще одно отверстие и загибаем ушко для замка. Можно приварить его отдельно.
  • Временно прикручиваем полосу на болт и размечаем положение скобок, куда приходит запор при повороте. Одна расположена открытой частью вверх, другая – вниз.
  • В одной скобе предусматриваем отверстие для дужки замка. Можно просверлить его уже после сборки.
  • После окончательной сборки желательно сделать головки болтов несъемными. Болгаркой спилите грани и прорези с внешней стороны ворот.

Ставим шлагбаум на ворота

Этот тип запора отличается от предыдущего расположением оси вращения и скобок. Отверстие под болт сверлят на краю полосы, а скобки (лучше 3) крепят открытой частью вверх на обеих створках. Чем длиннее засов, тем меньше «люфтят» створки ворот.



Запор типа «шлагбаум»

Разновидностью «шлагбаума» можно считать рейку из бруса во всю ширину ворот. На опорных столбах приваривают две скобы буквой «П», на створках посередине две открытые. Вставив брус во все четыре скобы, мы получаем надежно зафиксированные створки ворот.

Запоры-задвижки своими руками



Засов такого типа более популярен и в магазине можно найти несколько разных конструкций: плоские, круглые, с пружинами. Но их легко сделать своими руками из подручных средств. Для этого желательно иметь:

  • Болгарку.
  • Дрель.
  • Сварочный аппарат.

Изготовление задвижки начинаем с поиска пары труба-стержень. Стержень (запирающий пруток) должен свободно перемещаться в трубе. Отметим, что труба не обязательно должна быть круглой. В профильную трубу 15х15 мм с толщиной стенок 2 мм входит пруток диаметром 10 мм. Для усиления ее можно вставить в трубу следующего размера (20х20) и заварить края. Толщина стенок станет 4 мм – более чем достаточно.

Самый простой вариант задвижки, когда берут три отрезка трубы и стержень. Два отрезка приваривают непосредственно на створки ворот, вставляют пруток и приваривают ручку-болтик (как у оконного шпингалета). Ответную часть крепят на другой створке.

В более сложном варианте два отрезка трубы варят к полосе металла, добавляют ограничители хода, ушки для замка, иногда возвратную пружину. Затем такую задвижку можно прикрутить на саморезы, болты, приварить к любым воротам.

По такому же типу делают фиксаторы для створок в крайних положениях, только отрезки труб приваривают вертикально в нижней и верхней части створок.

Запоры-фиксаторы

Такие запоры трудно назвать засовами. Они предназначены для плотного запирания ворот и применяются в основном в гаражах. Там имеется возможность поставить два засова, вверху и внизу, что редко бывает на воротах забора.

Самая распространенная конструкция добывается в запчастях для грузовичков и «Газелей». Запор для дверей фургона, для бортов – уже готовый вариант. Осталось только приложить его к своим воротам.

Принцип действия прост, его даже можно повторить самостоятельно. Неподвижная часть прихватывается петлей и притягивает створку. Из крайнего положения сама она выскочить не может. Для надежности достаточно повесить небольшой замок.

Сейфовый механизм

Несмотря на грозное название, сделать его тоже несложно. Принцип работы аналогичен предыдущему, но запоры объединены в одно целое. Неподвижно закрепленные «пальцы» захватываются крючками, которые приварены к концам длинного стержня. Запирание происходит одновременно и вверху и внизу.

Совет, который подойдет к любому типу запоров: два засова (вверху и внизу) гораздо лучше фиксируют створки, чем один посередине. Особенно это касается заборных ворот, у которых нет ограничителей по верху.

Когда хозяин желает обезопасить участок или здание под гараж от проникновения злоумышленников или посторонних лиц, он ставит массивные ворота. Для усиления защиты их можно оборудовать засовами, и устройства создадут дополнительное препятствие к несанкционированному вторжению. Самостоятельное изготовление засова – задача несложная.
Его особенности зависят от типа конкретного механизма.
Засовы бывают:

  • Сдвижные;
  • Поворотные;
  • Ригельные.

Для изготовления засова своими руками, который будет защищать распашные ворота, понадобится некий набор инструментов.

В него входят:

  1. Швеллеры;
  2. Щеколды;
  3. Деревянные бруски;
  4. Гвозди и болтики;
  5. Крепкий шнур.

Из электрооборудования пригодятся сварочная техника и дрель со сверлом, перфорирующим металлическую поверхность.

Разновидности засовов для двустворчатых ворот

Устройства, которые мы рассмотрим ниже, хорошо подходят для двустворчатых входных групп. И каждый вид изделия хозяин сможет сделать в домашних условиях.

«Вертушка»

Этот тип засова встречается на воротах гаражей и разных хозяйственных построек, которые закрываются при помощи распашных двустворчатых ворот или дверей (возможно, они также изготавливались своими руками). «Вертушка» – самое примитивное устройство, движущейся частью которому служит деревянный брусок.



Параметры данной детали таковы:

  • Длина – не менее 1,5 м.
  • Толщина – от 5 до 10 см.

Держаться деревянные балки будут на швеллерах. Их крепят на ворота сквозным болтом, добиваясь полной неподвижности. Дырочку просверливают дрелью с насадкой по металлу. Если дрели нет, работу выполняют сварочным аппаратом. Один швеллер крепят чуть выше, второй – пониже. Брусок фиксируют в центральной части края полотна, открывающегося внутрь. Его вращение должно происходить против часовой стрелки.

«Шлагбаум»

На распашные ворота поставить этот засов своими руками также несложно.



  1. Брус или железную пластину длиной до 60 см крепят болтом к створке (на 1/3 от края).
  2. Приваривают два швеллера длиной 10 см. Ширина элементов должна соответствовать брусу. При работе с пластиной швеллер заменяют обрезанным металлическим уголком (пластина должна плотно внедряться между деталью и створкой).

Если есть желание оснастить «шлагбаум» навесным замком, с одной стороны пластины под запор приваривают петлю. Второе кольцо крепят на створку.

«Шпингалет»

Модель станет более функциональной при сочетании с вертикальными запорами. Изготавливают ее из трубки Ø 10 мм и больше. Материал режут на 3 куска с длиной одного около 10 см и двух других – по 5 см.



Самую длинную часть приваривают на край полотна горизонтально. Один 5-сантиметровый отрезок приваривают по краю противоположно первой трубке. Далее в них вдевают шпингалет, согнутый из Т-образного штыря (для его изготовления прут по диаметру подбирают так, чтобы он без затруднений входил в трубку). Шпингалет перемещают до упора и на его край приваривают 3-й отрезок трубы.

Фиксируют запор креплением куска металлической пластины под ручку. Для навесного замка предусматривают легкий вход ручки в проушины с петлями.

Засов с запорным механизмом

Этот вариант считается идеальным для высоких железных врат. Изготавливают засов с запорным механизмом следующим образом:

  1. Вверху коробки приваривают кусок арматуры диаметром 15 см (так называемый палец). В ходе эксплуатации за него будет заходить другой изогнутый палец, зафиксированный анкерным стержнем.
  2. Сам анкерный стержень крепят на кусок трубы подходящего диаметра. Еще один кусок позиционируют ниже центральной точки. После фиксации стержня дно нижней трубочки заваривают, после чего проверяют вращение анкера.
  3. В анкерном стержне пропиливают болгаркой отверстие и вставляют калёную железную пластину, производя закрепление болтом. На втором полотне делают крючок, за который при закрытии ворот будет уходить пластина.

Универсальные варианты засовов

Со щеколдой и верёвкой

Для изготовления своими руками такого засова на калитку понадобится щеколда с фиксаторами, расположенными с одной стороны. К дверце ее крепят, придерживаясь угла 40°.

Через кольца продевают прочную верёвку и оставляют ее конец в надежном месте. Калитка открывается в тот момент, когда человек дёргает за шнурок. Хозяину двора этот способ защиты придется по душе, зато посторонние лица вряд ли смогут пробраться на участок.

Засов с балкой и щеколдой

Хитрая конструкция состоит из бруска, который вращается на круглой панели. Открывается такой засов изнутри при помощи ручки. Для усиления надежности механизма устанавливают щеколду, открыть которую также получится только изнутри. Взаимодействие щеколды с балкой обеспечивают, слегка сточив ее нижнюю часть наискось.

Сдвижной засов

Засов такого плана своими руками легко сделать и для ворот, и для калитки. Принцип работы одинаковый. На изготовление изделия уходит одна металлическая пластина с параметрами 50 мм ширины и около 40 см длины. Впоследствии деталь будет «ездить» вперед-назад по специальным пазам.



Сами пазы закрепляют болтами или путем сварочных работ. В них вставляют пластину и для большей надежности обеспечивают входную группу вертикальными засовами. Эту часть конструкции получают из штырей Г-образной формы Ø 10 мм. Для защиты гаражных ворот упор закрепляют вверху полотна, чтобы при закрытии получалось ее фиксировать. В других случаях, где применяются распашные врата, два вертикальных засова обустраивают в нижней части.

Как известно, задвижка на калитку значительно отличается от подобной системы для ворот. В первую очередь это касается качества и удобства ее использования. Учитывая то, что калиткой пользуются значительно чаще, чем открывают ворота, для первого случая нужно использовать хорошую и надежную задвижку. Ее можно приобрести в специализированных магазинах, получить вместе с готовой калиткой, либо сделать самостоятельно.

Пример простой самодельной задвижки на калитку

Помимо высокого уровня прочности, важен и внешний вид изделия, так как задвижка всегда находится на виду, а точнее, на самом видном месте. Лучше всего, если затвор будет снабжен сложным механизмом, либо можно просто установить на калитку врезной замок либо навесной. Калитки в большинстве своем имеют вполне стандартные размеры и виды, поэтому подобрать к ним замок в магазине будет не сложно. Если же трудности все-таки возникли, можно сделать задвижку на калитку своими руками, либо поручить это дело профессионалам.

В зависимости от личных предпочтений владельца дома и необходимого уровня безопасности, можно выбрать 1 из нескольких вариантов замков для ворот и калиток. Одним из популярных вариантов является вертушка, которая представляет собой рейку, вращающуюся вокруг центра.


Простой самодельный засов на калитку типа вертушка


Если повернуть вертушку в нужном направлении, можно закрыть сразу 2 створки. Таким образом, можно использовать вертушки не только для калитки, но и для ворот. Эксперты считают, что такой вид задвижки является не самым надежным, но довольно удобным в использовании. Его можно применять, когда владельцы дома выезжают ненадолго.

Примерно по тому же принципу работают и мини-шлагбаумы. Единственная разница в том, что тут основание, вокруг которого крутится затвор, расположено на одном конце металлической полоски.

Использовать такую задвижку можно только на калитке. Для ворот такой замок не подойдет. Немалой популярностью пользуются всем известные шпингалеты, их нередко можно увидеть внутри жилого помещения, но на наружных входных дверцах они тоже неплохо выполняют свои функции.
Шпингалеты продаются в любом специализированном магазине.


Оригинальная задвижка из кованых элементов


При этом производители нередко предлагают не только очень прочные, но довольно красивые и оригинальные модели. Такую задвижку можно довольно быстро изготовить и собственноручно, но будет ли она иметь достойный внешний вид? Часто для большей надежности шпингалеты снабжают дополнительными ушками. С их помощью можно навесить прочный замок, чтобы недоброжелатели не проникли во двор в то время, когда хозяева дома будут отсутствовать.

Некоторые предпочитают устанавливать запоры на ворота и калитки , как на фургонах и грузовиках. Такие варианты пользуются спросом, так как они удобны и прочны. Самым сложным типом затвора для калитки является сейфовый тип. В данном случае одним нажатием рукоятки происходит стягивание створок с нижней и верхней частей. Такие замки самостоятельно изготовить можно, но эта работа очень сложная и трудоемкая.

Задвижка-вертушка

Чтобы своими руками создать замок на калитку, вовсе не обязательно обладать сверхспособностями и особыми навыками. Можно остановиться на самом простом варианте, с которым под силу справиться любому. К примеру, для изготовления вертушки не нужны сложные инструменты и сварочный аппарат. Чтобы изготовить такую задвижку, необходимо запастись дрелью, сверлом, болтиком и парой полосок железа небольшого размера. Для начала необходимо отметить точку на металлической полоске и просверлить в этом месте отверстие достаточное для болта. Аналогично нужно поступить и с одной из створок ворот.

В случае, когда задвижка будет дополнительно запираться на навесной замок, нужно загнуть конец металлической рейки и сделать там круглое аккуратное отверстие. Далее нужно временно прикрутить металлическую пластинку, чтобы проверить, куда именно будет приходить конец затвора в закрытом состоянии. На этом месте делается отметка.



После этого нужно сделать небольшой уголок и просверлить в нем круглое отверстие, как на конце металлической рейки. Его прикручивают к калитке. Теперь, когда обе дужки для замка будут готовы, можно проверить, насколько удобно будет его закрывать. Если что-либо не сходится, конструкцию нужно снять, доработать, а после тщательно прикрутить к калитке. Желательно обработать головки болтов, которые должны стать несъемными.

Аналогично проходит работа с задвижкой-шлагбаумом. Единственная разница заключается в том, что сверлить металлическую рейку нужно не в середине, а с одного конца. Разновидностью шлагбаума является и мощный прочный засов из дерева, который ранее использовали не только для ворот, но и для жилых домов.

Такие варианты нельзя назвать самыми удобными, но они очень прочные. Чтобы изготовить такой мощный засов, понадобятся 4 металлических изделия в виде буквы П, которые крепятся по краям и в центре ворот.



При этом буква П должна быть перевернутой. После этого в эти скобы можно уложить деревянный брус, который будет надежно фиксировать ворота.

Задвижка своими руками

Затворы задвижного типа можно часто встретить в специализированных магазинах в различных вариантах. Они могут быть плоскими, круглыми и пружинными. Заводские модели, безусловно, выглядят очень хорошо, и иногда можно найти довольно оригинальные варианты. Однако они в большинстве случаев стоят немалых денег. Если желания тратиться на подобное приобретение нет, можно изготовить задвижку для калитки своими руками.

Для этого нужно запастись такими инструментами, как болгарка, дрель и сварочный аппарат. Кроме того, понадобится материал для изготовления замка. Главное в этом деле - это подобрать трубу, подходящую по диаметру к стержню. При этом вовсе не обязательно, чтобы труба была идеально круглой.


Названия элементов задвижки для калитки


Это не имеет значения, так как важнее всего, это свободное движение стержня. Трубку необходимо разделить на 2 части. Одна будет больше, а вторая меньше. Первую часть нужно аккуратно распилить по верхней стороне. К стержню приваривается болтик, а после вставляется в трубу так, чтобы его рычажок оставался наверху. Далее крайние части разреза аккуратно завариваются.

В результате получаем задвижку по принципу шпингалета. Эта часть трубы прочно приваривается к дверце калитки с одной стороны, а на другую сторону необходимо прикрепить таким же образом остаток трубки. Важно, чтобы каждая часть задвижки находилась на одном уровне.

Таким образом, получаем хороший и надежный шпингалет, то есть, замок-задвижку. При его открывании стержень будет переходить в более длинную часть трубы, а в случае, когда необходимо открыть калитку, он будет фиксироваться в короткой части трубки. Управление задвижкой происходит за счет ручки-болтика, приваренной к стержню.

Многие мужчины, которые владеют собственными частными угодьями, стараются постоянно уделять внимание их обустройству. Лицом любого двора или гаража являются красивые входные ворота.

Однако в этом случае красота - не главное, для такого изделия очень важна надежность и защита от возможных визитов нежелательных гостей.

Такими свойствами безопасности дворовые или гаражные ворота наделяет крепкий запор для калитки. Эта удобная дверца позволяет не отворять массивные створки ворот, а просто входить в гараж или во двор через небольшой проем.

Запор для нее можно приобрести в специализированном магазине или смастерить своими руками.

Виды запорных конструкций

Важно понимать, что любой механический замок в отличие от ручных запорных конструкций предусматривает наличие ключей. Так что вы можете не бояться за потерю ключа, поскольку в любое время сможете надежно закрыть калитку или с помощью .

Сегодня существует несколько типов запорных механизмов и различных для калиток, наиболее распространенными из них являются:

  1. По направлению монтажа:

  • Вертикальные задвижки. Удобный запор, который обеспечит надежность и четкую фиксацию калитки и ворот. Чаще всего такой тип затвора применяется в распашных воротах для гаража. Для закрепления створок используются металлические прутья с ручками, которые фиксируются в небольших выемках в полу и на потолке.


Во врезных калитках также применяют такие затворы только в меньшем размере и для их монтажа в верхней и нижней части калиточного проема привариваются металлические фиксаторы с отверстием для закрепления стержня замка.

Дворовые калитки могут запираться таким же образом, только вертикальный запор может быть установлен в нижней их части, а фиксация происходит благодаря отверстию в земле, укрепленной бетонным покрытием.

  • Горизонтальные щеколды. Самые популярные затворы, которые применяются во всех типах ворот. Принцип действия примерно тот же, что и у вертикального механизма. Сам запор имеет простую конструкцию из стержня, оболочки-держателя и фиксирующего ушка.


  1. По функционированию механизма:

  • Накладные запоры сдвижного типа. Простой механизм, который легко крепится к любому материалу с ровной поверхностью. Благодаря усиленному плоскому стержню такой вид задвижки обеспечивает еще большую крепость и надежность запирания калитки. Запор можно установить как с внешней ее стороны, так и с внутренней. Для еще большего укрепления механизма с лицевой стороны можно использовать навесной замок, который следует установить на монтажные уши.


  • Винтовые затворы. Винтовой механизм устанавливается с лицевой стороны ворот и довольно прост в использовании. Состоит он из стержня с винтовой резьбой и ключевой основой, которая имеет выемку и небольшой шпиль. С помощью специального ключа, который имеет соответствующее углубление и шпиль, приводится в действие механизм затвора. Такой замок можно легко сделать своими руками. Однако, сложность такого устройства заключается в том, что в калиточном проеме должно быть достаточно пространства для выемки с резьбой, в которую будет вкручиваться сам стержень. К тому же, такой запор несложно взломать путем подбора похожего ключа.

  • Ригельный замок с реечной системой. Такой затвор можно приобрести в магазине и соорудить его своими руками сможет только опытный мастер. Он состоит из ключа со специальными выемками и соответствующей запорной основы. Такая конструкция обладает особой прочностью и долговечностью, однако, существует вероятность того, что ключ могут подделать. Поэтому для закрытия калитки лучше использовать какой-либо дополнительный запор.


  • Пазовый запор с поворотным механизмом. Такой замок имеет несложную конструкцию, а также может похвастаться особой надежностью и защищенностью от возможного взлома. Его можно изготовить самостоятельно, однако, для этого понадобятся профессиональные знания, станки и инструменты. Принцип функционирования заключается в том, что падающий ключ, когда вставляется в замочную скважину, путем круговых движений приводит в действие шестерной механизм, который отворяет или закрывает калитку.


  • Задвижки с фиксацией на пружинной основе. Эти затворы применяются в основном с внутренней стороны и чаще всего выступают в роли дополнительных фиксаторов ворот на уровне с основным замком. Их пружинная конструкция позволяет без усилий приводить защелку в действие.


  • Врезной замок. Один из самых распространенных запоров, который продается в любом хозяйственном магазине. Для его монтажа понадобиться вырезать отверстие во внутренней основе калитки. Надежность такого замка находится на высоком уровне. Однако, из-за сложности механизма его практически невозможно смастерить в домашних условиях.


  • Электромагнитные системы. Благодаря современным технологиям такой механизм может навсегда уберечь вас от взлома. Его можно купить в специализированных компаниях и для монтажа системы, скорее всего, понадобится помощь специалистов. С помощью усиленного магнита, который функционирует на электронной основе, ваша калитка в закрытом состоянии будет монолитно зафиксирована. Открывается замок с помощью подходящего магнитного ключа.

  • Кодовые устройства. Также удобный и надежный тип запорной системы. Механизм приводится в действие благодаря одновременному нажатию кнопок в соответствии с заранее выставленной комбинацией цифр. Для большей надежности меняйте эту комбинацию как можно чаще.


Как видите, существует большое количество различных запорных систем, которые вы можете применять для защиты своего двора или гаража. В зависимости от сложности конкретного механизма, вы сможете приобрести запор в магазине или сделать его своими руками. Все зависит от вашего желания, опыта, знаний и уровня денежных сбережений.

Делаем запорный механизм собственноручно

Можете самостоятельно соорудить запор для калитки в домашних условиях. Для удобства рекомендуется использовать самый простой механизм в виде горизонтальной щеколды на пружинной основе.

Перед тем как приступить к делу, определите место на калитке для монтажа задвижки, с помощью рулетки и карандаша обозначьте точные пометки. Теперь начертите схему будущей конструкции, наиболее полный и понятный рисунок представлен ниже.


Затем подготовьте все необходимые материалы и инструменты, такие как:

  • металлические пластины подходящего размера;
  • стальной стержень с ушком;
  • пружина;
  • тиски;
  • ножовка по металлу;
  • молоток, отвертки или гаечные ключи;
  • шуруповерт, дрель, сварочный аппарат.

Вначале вам следует смастерить каркас запора. Для этого возьмите металлическую пластину и приварите к ней держатели для стержня. Затем укрепите на стержне ручку и вставьте его вместе с пружиной в готовый каркас. Теперь пришло время заняться монтажом готового изделия.

Если у вас металлическая калитка, прикрепите к указанному месту замок с помощью сварочного аппарата или затяните крепления винтами и гайками.

Ну а если у вас деревянные ворота можно применить монтаж на саморезах. Напротив запорного стержня в соответствующем месте несущего столба или профиля ворот проделайте отверстие для фиксации затвора в закрытом состоянии.


Теперь ваш затвор практически готов. Однако, вы сможете его отворять только с внутренней стороны, поэтому лучше соорудить торсионный механизм. Для этого возьмите тонкий металлический трос нужной длины, проделайте для него небольшое отверстие в боковой нижней части ворот.

Прикрепите трос к ушку задвижки, протяните его на внешнюю сторону через отверстие и закрепите где-нибудь в закрытом месте. Потянув за него, вы сможете открыть калитку с внешней стороны.

Итак, в самостоятельном изготовлении и монтаже этой важной детали нет ничего сложного.

Главное, перед началом работ нужно сделать точные замеры места для монтажа будущего изделия, правильно составить схему конструкции и иметь при себе определенный набор инструментов и материалов.

Калитка выполняет две функции: охранную и декоративную. Чтобы она охраняла приусадебный или дачный участок надлежащим образом, ей нужен надёжный запор. Это может быть обычный засов, или другое какое-либо запорное устройство. Его можно купить в магазине хозяйственных товаров или же смастерить своими руками.

Конструкция простого засова для калитки

Запоры для калиток можно разделить на несколько видов. В их числе есть такие приспособления, которые может сделать практически каждый домохозяин. У него всегда есть в наличии простейшие электроинструменты, которые он время от времени берёт в руки. Найдётся болгарка, дрель, шуруповёрт, набор свёрл и многое другое. Даже заполучить сварочный аппарат для него не проблема. А материал для этих целей он использует подручный, который остался после какого-либо строительства или ремонта.


Названия элементов запора для калитки

Простейшие приспособления, не требующие использования ключей:

  • вертушка на калитку;
  • крючок;
  • защёлка;
  • вертикальное запорное устройство;
  • горизонтальный накладной засов;
  • щеколда;
  • шпингалет для калиточной дверцы;
  • задвижка на пружине.

Запорные вертушки для калиток не продаются, их сбивают своими руками. Для этого нужен деревянный брус, который сквозным болтом прикрепляется к опорному калиточному столбику. Когда он повёрнут вертикально, параллельно опоре, дверца открывается свободно. А если расположен горизонтально, вход закрыт. Снаружи он не виден, повернуть его оттуда практически невозможно.

Используется самодельная вертушка не так уж часто, скорее для того, чтобы свободная створка не болталась на ветру. Со временем болтовое крепление расшатывается, а перекладина устройства не держится в заданном положении.


Тогда между ней и опорной стойкой вставляется пружина и проблема решена. Ровесницей вертушки на Руси является щеколда для калитки. Ей ставят изнутри, а с улицы её открыть невозможно. Бывают они самые разнообразные. Например, такие, которые работают по принципу рычага: одно плечо под тяжестью своего веса падает в защёлку и система автоматически запирается. С той стороны открыть можно только потянув за бечёвку, которая, как правило, вовсе не на виду.

Щеколда на калитку ставится зачастую для подстраховки, чтобы дополнить устройство, которым запереть вход можно только извне. Установка её простая, а удобство ещё в том, что на случай экстремальной ситуации, например, пожара, она открывается очень легко.

Дачники для фиксации створки калитки часто используют обыкновенный крючок со скобой для его защёлки. Смастерить, установить его очень легко и просто.


Взять проволоку необходимой длины, чтобы она гнулась и не ломалась, накалить на костре или газовой плите, и плоскогубцами придать ей нужную форму. Затем изделие закаливают, опустив в холодную воду. Скобу делают по той же технологии.

В качестве запорного устройства можно использовать шпингалет, засов, по форме напоминающий оконную или дверную задвижку. Его свободно можно купить в любом хозяйственном магазине по невысокой цене. Поэтому, как правило, никто не спешит делать его своими руками. Он удобен на калиточной двери, встроенной в створку ворот. Запираться может сверху и снизу.

Но если дверца отойдёт, не будет прилегать плотно и возникнет люфт, то использование такого устройства станет невозможным. Металлический стержень окажется не над запорным отверстием. Часто используется для фиксации накладная вертикальная задвижка для ворот . Но она вполне пригодна в качестве запора на калитку.


Схема работы накладной задвижки на калитку

Устанавливают на ровную поверхность в нижней части дверцы в виде металлического прута с ручкой или изогнутого буквой «Г». Фиксируется в выемке бетонного основания или в укреплённом отрезке трубы. Стержень используют длинный, а погружаться он должен достаточно глубоко, чтобы обеспечить безопасность и прочность конструкции.

Углубление делают, используя садовый бур соответствующего диаметра. В нём укрепляют кусок металлической трубы такого диаметра, чтобы запирающая задвижка входила свободно. К ней для удобства использования приваривают ручку, а к боковой стойке крюк, на который в открытом состоянии будет опираться засов. В закрытом состоянии он надёжно удерживает дверцу запертой и не виден с улицы.

Чтобы открыть его с обратной стороны, некоторые хозяева стараются сделать различные замаскированные проволочные или верёвочные приспособления. Горизонтальный накладной засов работает по тому же принципу.

Вариант установки накладного запора на калитку

Только изготавливается меньших размеров, а отличие от вертикальной задвижки устанавливается перпендикулярно стойке. Бывает в виде плоской металлической пластины или круглого стержня. Использовался испокон веков. Конструкция его проста: оболочка-держатель, подвижной стержень, плоский с петлёй-кармашком, а круглый с фиксирующим ушком. Изготовить его также может каждый хозяин своими руками и с помощью обычных домашних инструментов.

Для запора калиточной дверцы используются также защёлки. Они бывают разные, но принцип их работы одинаков. Когда створка закрывается, засов под тяжестью собственного веса опускается в фиксирующее приспособление. Изнутри открывается просто, а для того, чтобы поднять запирающее устройство, потребуется прикреплённая к ней бечёвка или проволока.

Широко используются защёлки на пружинной основе, которые устанавливаются изнутри в дополнение к замкам.

Схема с размерами пружинной защелки

Их запирающий стержень отводится вручную, а возвращается в запирающее положение при помощи пружины. Их используют для запора тогда, когда все дома и никому не придётся открывать вход снаружи. В других случаях, а также на ночь дверца закрывается на ключ.

Кроме перечисленных простейших запирающих механизмов, некоторые дачники и владельцы приусадебных участков стараются сделать свои потайные устройства, препятствующие свободному проникновению на охраняемую территорию.


Пример самодельного простого запора для калитки

Зачастую они изобретают самодельные запоры, о которых непосвящённым трудно догадаться. На створке дверцы нет никаких замков и отверстий для вставных ключей, а её с улицы невозможно открыть.

Оказывается, изнутри имеется задвижка, но закрывается она снаружи. В общей массе шурупов, находящихся со стороны улицы, затерялся шестигранный мебельный болт. Он проходит насквозь через створку и свободно проворачивается. Со двора к нему перпендикулярно приварена металлическая пластина, которая при повороте блокирует или освобождает дверку входа.

Запорные устройства с использованием металлических ключей

К ним следует отнести:

  • навесные замки;
  • винтовые механизмы;
  • пазовые запоры;
  • накладные и врезные замки;
  • кодовые механические устройства.

Навесные замки – это наследие прошлого. Сегодня на калитки их навешивают редко, практически тогда, когда посещение территории не такое уж частое, а в зданиях нет дорогостоящих вещей. Ведь такое охранное устройство очень легко взломать рычажным способом или при помощи простейшей проволочной отмычки. Единственным достоинством его является простота монтажа: достаточно приварить две проушины для дужки, одну на металлическом каркасе дверцы, а другую на опорной стойке, и установка готова. Непременный спутник такой охраны – защёлка с внутренней стороны.

Винтовой затвор прост в монтаже и использовании. Он устанавливается с внешней стороны калитки.


Так выглядит винтовой засов для калитки

Главная его составная часть – стержень с винтообразной резьбой. Специальным ключом он вкручивается в углубление запорной основы, для которой должно быть достаточно пространства между калиточным каркасом и опорной стойкой. Такая запирающая система не получила широкого распространения из-за своей невысокой практичности в эксплуатации.

Ригельный замок на основе реечной системы своими руками произвести очень сложно. Необходимы инструменты, соответствующий станок и профессиональные навыки. Некоторые устройства такого вида оснащены крабовой системой запирания. При повороте ключа язычки замка входят в зацепление, которое находится на створке калитки. Такой запор надёжен и прост в эксплуатации.

Накладным замкам требуется достаточная толщина калиточной двери, а также ровная площадка для его установки. Конструкция прикрепляется непосредственно к дверце так, чтобы снаружи открывалась только ключом, а изнутри защёлкой.


Элементы накладного замка на калитку

Большое распространение получили врезные замки . Для их установки требуется выемка в калиточной основе. Но не каждый материал, из которого сооружают калитки, позволяет это сделать. Тогда некоторые пользователи к каркасу приваривают прочную металлическую коробку, внутри которой будет установлено врезное замыкающее устройство. Сегодня популярны кодовые запорные механизмы, которые бывают накладными или навесными. Они, кроме корпуса и засова, оснащены блокирующими элементами, ползунками, кодовыми механизмами.

Приводятся в работу путём составления заранее введённого цифрового кода, который набирается самим пользователем. Способ расположения цифр может быть различный, а их комбинацию в целях надёжности можно менять по собственному усмотрению.

Кодовые накладные замки работают за счёт подбора нужной расстановки цифр, расположенных на вращающихся наборных кругах.


Их количество обычно от двух до шести, что позволяет набрать длинный код. Взломщику потребуется много времени, чтобы подобрать нужную комбинацию. Есть и подвесные механизмы, у которых цифры расположены на вращающихся колесиках внутри замочного корпуса. На виду только цифры для набора секретного числа.