Процесс трансформации институтов политической системы при переходе. Методологические основы трансформации социальных и политических институтов в рамках реальной политики. Понятие трансформации политических систем

Идеология

В период президентства Путин выдвинул несколько тезисов для обоснования своей политики.

  • · «Диктатура закона» (неукоснительное и жёсткое исполнение государством своих обязательств без нарушения при этом формальных законов).
  • · Тезис о «вертикали власти» был впервые сформулирован Путиным в период первого президентского срока 2000--2004, и обозначил курс на отстраивание чёткой иерархии государственных органов власти, контролируемых сверху донизу. В 2000 году была введена система из семи федеральных округов во главе с назначаемыми президентом полномочными представителями, которым, в свою очередь, подчинялись всё ещё выборные губернаторы.
  • · Термин «суверенная демократия» озвучен Владиславом Сурковым 22 февраля 2006 года в программной речи перед партийным активом Единой России.

Трансформация российской политической системы

Президенту Путину достаётся в наследство от Бориса Ельцина сильно децентрализованная политическая система. Шаги, предпринятые правительством

2000--2003 годы

Процесс медленной трансформации всех ветвей власти начался уже в течение первого президентского срока Владимира Путина. Наиболее известными шагами этой трансформации стало:

  • · В Госдуме 3 созыва формируется коалиция большинства из партии «Единство» и КПРФ; представители коалиции, несмотря на протесты либеральных фракций СПС и «Яблоко», занимают в Госдуме все ключевые посты;
  • · Введение уже в 2000 году системы федеральных округов (см.: Федеральные округа Российской Федерации). Таким образом, между выборными на тот момент губернаторами регионов и президентом Российской Федерации появилось промежуточное звено -- назначаемые президентом полномочные представители в федеральных округах;
  • · Начавшаяся уже в 2000 году реформа верхней палаты российского парламента -- Совета Федерации, закончившаяся к 2002 году, и фактически лишившая губернаторов регионов контроля над Советом Федерации. В качестве «компенсации», с 2000 года был образован Государственный совет Российской Федерации.
  • · В 2001 году принимается Закон «О политических партиях», устанавливавший минимальную численность партий в 10 тыс. чел. Несмотря на критику оппозиции, предсказывавшей сокращение количества партий до 2, максимум 5, на 2003 год в Министерстве юстиции было зарегистрировано 49 политических партий.

Парламентские выборы 2003 года. К 2003 году из нескольких политических партий, близких к правительству, формируется партия «Единая Россия». В результате парламентских выборов 2003 года «Единая Россия» одерживает победу, и в течение 2004 года собирает в Государственной думе России 4 созыва конституционное большинство в?/3 голосов за счёт депутатов из других фракций, и привлечения независимых депутатов, избранных по существовавшим на тот момент одномандатным округам. В качестве «компенсации» формированию партией «Единая Россия» конституционного большинства в нижней палате парламента, с 2005 года формируется Общественная палата Российской Федерации.

Отмена выборности губернаторов. Формирование партией «Единая Россия» конституционного большинства позволяет провести ряд новых законов, направленных на дальнейшую трансформацию российской политической системы. Первым известным шагом в этом направлении становится фактическая отмена, начиная с конца 2004 года, выборности губернаторов. Этот шаг был встречен крайне негативно либеральной оппозицией и коммунистами. Переназначение большинства глав регионов по новой схеме проходит, начиная с февраля 2005 года. 21 декабря 2005 года Конституционный суд РФ признаёт законность новой схемы назначения глав регионов по запросу партии СПС. Такое же решение было вынесено в 2006 году.

Закон «О некоммерческих организациях». Большой резонанс на Западе вызывает закон «О некоммерческих организациях», принятие которого стало следствием широко распространившегося в 2005 году представления о том, что основным орудием «оранжевой революции» на Украине послужили некоммерческие организации, финансируемые западными державами. Согласно новому закону, НКО обязаны отчитываться об источниках своего финансирования, отдельные предпринимаемые ими проекты, «угрожающие территориальной целостности, суверенитету или национальной самобытности» России могут быть запрещены. Новый закон вызывает негативный отклик американской организации «Human Rights Watch»; конгресс США и Европарламент вынесли резолюции, призвавшие Россию отказаться от принятия этого закона. По мнению «Human Rights Watch» и конгресса США, закон об НКО «несовместим с членством России в международном сообществе демократий G8». Со своей стороны, инициаторы закона ссылаются на аналогичный закон, Закон о регистрации иностранных агентов, действующий в Соединённых Штатах. Согласно этому закону, действующие в Америке общественные организации или кандидаты на выборах, получающие иностранное финансирование, обязаны официально уведомить об этом, и зарегистрироваться как «агент» соответствующего государства.

Закон «О политических партиях». 1 января 2006 года вступает в силу новая редакция закона «О политических партиях», которая увеличивает требования к минимальной численности партий от 10 до 50 тыс. чел. В течение 2006--2007 годов российские суды в соответствии с определениями Министерства Юстиции о несоответствии той или иной партии новому закону, ликвидируют несколько десятков партий всех без исключения частей политического спектра. К числу «ликвидированных» относятся Российская Коммунистическая Рабочая Партия, либеральная Республиканская партия России, националистическая НБП. Партии, не прошедшие регистрации, имеют право продолжить свою деятельность в качестве общественных объединений, но после этого им запрещается участвовать в федеральных выборах. К сентябрю 2007 года количество зарегистрированных политических партий сокращается с 38 до 15. Эта деятельность вызывает ряд обвинений в адрес властей в неверных подсчётах численности партий, и в бюрократических проволочках. В свою очередь, власти обвиняют оппозиционеров в приписках «мёртвых душ». В Конституционный суд с жалобами на неконституционность новой редакции закона обращаются представители ряда партий, которым отказано в регистрации: Российская коммунистическая рабочая партия, Республиканская партия, «Союз людей за образование и науку». Упорное сопротивление собственному запрету развернула Национал-большевистская партия. Она была запрещена Мосгорсудом по ходатайству прокуратуры в июле 2005 года, что было подтверждено решением Верховного Суда в ноябре 2005 года. В феврале 2006 года партия обжаловала свою ликвидацию в Страсбургском суде. 19 апреля 2006 года Мосгорсуд признал НБП экстремистской организацией, что было 20 июля обжаловано в Верховном суде, подтвердившем в августе это решение. В феврале 2008 года адвокат НБП Виталий Варивода обжаловал запрет партии, однако он был вновь подтверждён Мосгорсудом.

Парламентские выборы 2007 года. К выборам в декабре 2007 года Госдумы 5 созыва российская политическая система претерпевает дальнейшую трансформацию.

  • · запрет на переход депутатов из фракции в фракцию;
  • · отмена выборов по одномандатным округам;
  • · запрет избирательных блоков, состоящих из нескольких политических партий;
  • · отмена графы «Против всех» на выборах (отменена Госдумой 30 июня 2006 года);
  • · отмена минимальной явки выборов (с 17 ноября 2006 года, ранее составлял 20 %);
  • · повышение минимального количества голосов, необходимого для прохождения в Государственную Думу, с 5 % до 7 %.

Во время выборов 2005 года в Московскую городскую думу либеральные партии «Яблоко» и «СПС» образуют избирательный блок «Объединённые демократы», преодолевшие 10 % барьер (11,11 % голосов). По утверждению ряда представителей либеральной оппозиции, именно после этого было запрещено образование избирательных блоков на выборах в Госдуму. Парламентские выборы 2007 года, закрепили сложившееся положение вещей. По их итогам партия «Единая Россия» вновь получила конституционное большинство. Перед этими выборами президент Путин выступает в поддержку «Единой России», в результате чего её рейтинг возрастает на 15 %. Как либеральная, так и коммунистическая оппозиция безуспешно пытаются обжаловать этот шаг в Верховном Суде, как незаконную агитацию. В адрес Владимира Путина раздаётся ряд обвинений в нарушении демократии:

  • · Централизация власти, и уничтожение системы «сдержек и противовесов»
  • o Формирование «партией власти» конституционного большинства в парламенте
  • o Перераспределение властных полномочий от губернаторов к федеральному правительству
  • o Уничтожение независимости судов
  • · Концентрация в руках государства трёх крупнейших телеканалов, два из которых (ОРТ и РТР) были созданы государством до распада СССР, а третий (НТВ) основан в 1990-е годы.

Ограничение референдумов. 11 июня 2004 года принят закон «О референдуме Российской федерации», значительно ограничивший круг возможных вопросов, поднимаемых на референдуме, и усложнивший процедуру их проведения. 9 апреля 2005 года коммунистическая оппозиция попыталась инциировать референдум, состоящий из 17 вопросов. ряд из которых носили популистский характер. Центризбирком отказал в проведении референдума, попытка коммунистов обжаловать это решение в Верховном суде оказалась безуспешной. В октябре 2007 года Госдума приняла поправки, расширяющие круг вопросов, которые запрещается выносить на референдум.

Система правосудия. В 2001 году президент Путин подписал пакет федеральных законов о судебной реформе. 1 июля 2002 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, существенно расширивший полномочия защитника: подозреваемому разрешается общение с адвокатом наедине и без ограничения количества встреч; в случае отсутствия у подозреваемого средств на оплату услуг адвоката он должен быть предоставлен за счёт государства.

В соответствии с требованиями судебной реформы, отменяется несменяемость и пожизненное назначение судей; судьи назначаются первоначально на три года и могут быть отстранены от исполнения обязанностей по решению квалификационной комиссии. Президент Всемирного Банка Джеймс Вулфенсон заявил 9 июля 2001 года о своей поддержке судебной реформы в России. В течение 2003--2006 годов в РФ значительно увеличивается количество мировых судей -- судов низшей инстанции, рассматривающих ряд административных дел, а также уголовные дела, срок заключения по которым не превышает трёх лет. В России сохраняется пост Уполномоченного по правам человека (с 2004 года его занимает Владимир Петрович Лукин). Мораторий на смертную казнь был введён в 1997 году и затем продлён депутатами Госдумы в 2006 году до 2010 года. В ноябре 2009 года Конституционный суд России запретил применять смертную казнь в стране и после 1 января 2010 года, когда истёк введённый на неё в России мораторий.

Доля оправдательных приговоров по уголовным делам в судах общей юрисдикции составляет в Российской Федерации на 2006 год, по разным оценкам, от 0,7 % до 3 %. Доля оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, колеблется от 10 до 20 %. По заявлению Председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева, сделанному в 2006 году, доля оправдательных приговоров в судах общей юрисдикции составляет 3 %, в судах присяжных -- 18 %. По данным интернет-ресурса «Газета», за 2004 год доля оправдательных приговоров в судах общей юрисдикции города Москва составила менее одной трети процента, то есть один оправданный на 330 осуждённых. За 2007 год доля оправдательных приговоров составила 0,8 %. По заявлению пресс-секретаря Верховного суда РФ Павла Одинцова, Существует устойчивый стереотип: чем больше оправдательных приговоров -- тем лучше.

Однако большое их количество может свидетельствовать о низком качестве выносимых судом решений в нижестоящих инстанциях. Так что низкий показатель -- это неплохо. Кроме того, не забывайте, что дела, которые приводят к оправдательным приговорам, обычно выявляются ещё на стадии досудебного расследования и в итоге до суда не доходят. В российской системе правосудия существует тенденция обжалования оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, в судах вышестоящей инстанции, вплоть до Верховного суда.

В 2002 году Верховный суд отменил 32,4 % таких оправдательных приговоров и 5,9 % обвинительных. В целом, суды высшей инстанции отменяют до 43 % оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных. Суд присяжных введён в Российской Федерации в 1993 году, в течение 1990-х годов доля обвиняемых, заявивших ходатайство о рассмотрении их дела таким судом, возрастает: 1994 и 1995 годы -- 20,4 %, 1996 год -- 37,3 %, 1997 -- 36,8 %, 1998 -- 43,2 %, 1999 -- 44 %. С 2001 года эта доля начинает снижаться: 2001 год -- 33,6 %, 2002 -- 33 %, 2002 -- 31 %, 2003 -- 17,8 %. Доля обвиняемых, отказавшихся от своих ходатайств о рассмотрении дела судом присяжных, возрастает (1998 год -- 11,4 %, 2000 -- 23,9 %, 2001 -- 31,3 %, 2002 -- 25,8 %, 2003 -- 30 %). 11 мая 2005 года Конституционный суд РФ признал противоречащей Конституции ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой не допускается пересмотр в порядке надзора решения суда, влекущий ухудшение положение осуждённого, а также отмена оправдательного приговора и постановления о прекращении уголовного дела.

В 2007 году проведено разделение следственной и надзорной функций прокуратуры, в результате реформы при прокуратурах всех уровней образованы следственные комитеты. Дело заместителя министра финансов Сергея Сторчака, арестованного в ноябре 2007 года по обвинению в коррупции, продемонстрировало фактическую неподконтрольность Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ самой прокуратуре -- глава Следственного комитета и Генеральный прокурор независимо назначаются Президентом РФ и подчиняются ему.

Количество заключённых в Российской Федерации достигает исторического (после 1991 года) максимума в 1999 году (1 млн 14 тыс. чел.), и с 2000 года начинает сокращаться: в 2001 году 950 тыс. чел., в 2004 году -- 763 тыс. чел. Начиная с 2005 года, количество заключённых начало вновь увеличиваться, достигнув в 2006 году 883 тыс. чел., в 2007 году -- 888 тыс. чел. (для сравнения -- максимальная численность заключённых в СССР составляла 2 млн 650 тыс. 747 чел в 1950 году). Россия занимает второе место в мире после США по количеству заключённых на 100 тыс. чел. населения.

Трансформация политическая

Трансформация политическая

(от позднелат. transformatio превращение)

политический процесс существенного изменения условий и механизмов функционирования политической системы в целом или ее отдельных частей, ведущих к возникновению новых форм политических организаций и институтов, к смене форм государственного правления или политического режима.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Трансформация политическая" в других словарях:

    ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - (лат. transformatio преображение) приобретение политической системой новых черт, изменение политических стандартов и ценностей; радикальные структурные изменения, направленные на достижение качественно нового состояния системы. Политическая… … Политологический словарь-справочник

    Сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

    Политическая социализация это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению… … Википедия

    Политическая партия - (Political party) Определение политической партии. программа и деятельность политической партии Информация о политических партиях, программы и деятольность политических партий, современные политические партии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора

    - (англ. Political Integration) процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Малинов. Ольга Юрьевна Малинова Страна … Википедия

    Малинова, Ольга Юрьевна Ольга Малинова российский политолог Ольга Юрьевна Малинова российский политолог, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, профессор кафедры сравнительной… … Википедия

    - (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Путин Владимир Владимирович - (Putin Vladimir Vladimirovich) Биография Владимира Путина, карьера и достижения Биография Владимира Путина, карьера и достижения, государственная деятельность Содержание Содержание 1. Биография Детство и юность Служба в КГБ в Санкт Петербурге… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Социально-политическая трансформация в современной России: поиск модели устойчивого развития , . В монографическом сборнике представлены выступления участников IV Всероссийского научно-практического симпозиума с международным участием "Социально-политическая трансформация современной…
  • Политическая наука, № 3, 2013. Между империей и современным государством. Трансформация политического порядка на постимперских пространствах , . Анализируется современное состояние исследований имперских способов организации власти и политических трансформаций, происходящих после распада имперских образований. Рассматриваются различия…

Институты российской политической системы адаптированы под политику, проводимую политическим руководством страны, и отражают приоритеты, имеющиеся на данный момент у власти.

Трансформация политической системы России может быть подразделена на три основных периода, связанных с приоритетами в развитии страны:

  • 1. Переход от авторитарного советского режима перестроечного времени к свободному обществу с рыночной экономикой и демократическими методами формирования власти (1991-1998 гг.).
  • 2. Переход от олигархического к государственному капитализму, укрепление государственности (1998-2004 гг.).
  • 3. Формирование политических институтов, призванных обеспечить претензии России на статус «великой державы» и реализацию идеи суверенной демократии (с 2005 г.).

В начальный постсоветский период наибольшую востребованность в обществе приобрели такие ценности, как свобода, частная собственность, рыночная экономика, возможность выбирать власть и другие, с которыми связывалось процветание на Западе. Реформаторы начала 1990-х гг. полагали, что главным препятствием для реализации данных приоритетов является государство, поэтому стремились вытеснить его, прежде всего, из экономической сферы. Однако, для того, чтобы эти ценности работали, необходима была ответственная власть подконтрольная обществу. Избрание руководителей без соответствующего спроса с них за свою работу со стороны народа, политических партий, гражданского общества привело к быстрому разочарованию в либеральных и демократических ценностях. Институт рыночной экономики формировался при попустительстве со стороны государства очень медленно, без надлежащих законов, которые стали замещаться криминальными схемами с вовлечением в них и предпринимателей, и чиновников. В середине 1990-х гг. произошло становление олигархического капитализма, для которого выгодным стал традиционный характер взаимоотношений между властью и обществом.

Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим интересам.

Выборность руководителей регионов, порядок формирования Совета Федерации, состоящего из руководителей исполнительной и законодательной ветвей власти регионов, договорной характер взаимоотношений федерального центра и субъектов федерации повышали их самостоятельность, снижали эффективность центра, что поощряло сепаратизм и центробежные тенденции в Российской Федерации.

Конституция, определившая политическую систему современной России, была принята в 1993 году в условиях резкого противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти и явилась «продуктом» победившей в этом соперничестве стороны. В ней отдается дань историческому прошлому, связанному с силой и авторитетом первого лица в стране, и продекларированы ценности, характерные для современного демократического государства.

Современная трансформация политических институтов происходит в рамках данной конституции, которая может интерпретироваться в зависимости от приоритетов, как основной закон олигархического государства, так и правового демократического по той причине, что сущность политических институтов в определяющей степени зависит от их содержания .

Изменение политики, а соответственно и формирование соответствующих институтов власти, произошло после дефолта 1998 года, когда возникла потребность в усилении роли государства в реформировании российского общества, прежде всего, его экономики и снижении его зависимости от корпоративистских олигархических структур. Необходимы были методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неизбежного для сложно организованных социально-экономических систем. Как выяснилось в ходе реформ, государство не уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло методы и средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие. В концентрированном виде такую политику удалось реализовать Владимиру Путину и его окружению.

Политическая система начала 2000-х гг. характеризовалась усилением властной вертикали, равноудаленностью олигархов от власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы, реформированием административно-государственного аппарата. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство стало проводить активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования стали носить в значительной степени авторитарный характер, но не вызывали резких протестов основной части общества .

Высокая активность террористов стала достаточно серьезным поводом для корректировки политической системы в сторону дальнейшего усиления властной вертикали. Параллельно властью декларируется поддержка институтов гражданского общества и формирование партийной системы, состоящей из сильных, поддерживаемых обществом политических партий. С этой целью сформирована избирательная система, а также приняты соответствующие законы, способствующие укрупнению политических партий.

Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества. Эффективность связывается не с деятельностью гражданского общества, а осуществляется за счет властной вертикали, формирующей механизм зависимости первых лиц субъектов федерации от федерального центра, который и определяет степень эффективности региональной власти.

Современная политическая система создается политической командой действующего президента с точки зрения своего видения политической ситуации и ориентиров на будущее.

Формирующиеся политические институты в современной России обслуживают идею суверенной демократии, выдвинутую в качестве приоритетной при решении как внутри, так и внешнеполитических задач. В качестве приоритетов, на первый план выдвинуты суверенитет государства и демократический характер власти. В данном контексте суверенитет означает способность государства самостоятельно проводить как внутреннюю, так и внешнюю политику, а демократия заключается в выборности органов власти и ее подотчетности народу.

Большинство российских граждан поддерживает складывающиеся политические институты по причине ментальной веры в Путина как политика, способного сохранить завоеванные свободы, восстановить нарушенное чувство справедливости и укрепить международный авторитет страны.

Власть стремится заручиться электоральной поддержкой для проведения намеченного курса и ей это успешно удается. В результате в России возникла двойственная ситуация.

С одной стороны, сегодня никто не мыслит свою жизнь без тех или иных (в зависимости от востребованности) свобод, без открытой страны, без частной собственности, без рыночной экономики. С другой стороны, складывается закрытая политическая система, характеризующаяся высоким уровнем нерациональной бюрократизации, кастовостью, недоступностью для населения. По мнению Л. Радзиховского в России возник «кентавр: открытая страна с закрытой системой власти» .

Такая тенденция позволила В. Иноземцеву охарактеризовать российское государство как сложную социальную структуру, порождающую «квазикастовую систему, архаическую и неэффективную» , Однако, критично относясь к сформированной системе власти, В. Иноземцев упускает тот факт, что такая система отвечает ожиданиям общества, а потому поддерживается большинством и является устойчивой.

Стремление к суверенной демократии, как показывает российская политическая практика, приводит к усилению авторитаризма, так как достижение суверенитета требует жестких действий со стороны власти, повышение обороноспособности, укрепление государства, создание жесткой властной вертикали. Очевидно, что суверенитет будет со временем размываться все в большей степени.

Даже те государства, которые ставят перед собой цель иметь как можно больше суверенитета, не смогут в полной мере им воспользоваться ввиду увеличивающейся зависимости от глобальных процессов, от деятельности многочисленных межгосударственных объединений, в состав которых входят государства (ВТО, Евросоюз, ЕврАзЭС, ОДКБ, НАТО и др.) и коллективные решения которых они вынуждены выполнять.

Вопрос состоит в том, насколько и в чем страна согласна ограничить свой суверенитет. Те государства, которые, следуя историческим амбициям, стремятся поступать независимо или иметь особое мнение по тем или иным вопросам, все равно вынуждены корректировать свое поведение, исходя как из своих приоритетов, так и консолидированного международного влияния .

Вертикаль власти отодвигает демократию, но в результате повышения уровня жизни у российских граждан, формирующих гражданское общество, все в большей степени будет возникать потребность во влиянии на политические процессы, что, в конечном итоге, может стать гарантией формирования демократических политических институтов.

Процесс трансформации институтов политической системы при переходе от традиционного общества к современному называется политической модернизацией .

Для традиционного общества характерно господство тра­диций, т.е. следование привычным установкам. Традиционное общество отличает­ся закрытой социальной структурой, исключающей вертикальную и горизон­тальную социальную мобильность, и низким индивидуальным статусом боль­шинства его членов. Религиозное сознание господствует здесь во всех жизненных сферах, а политическая власть носит авторитарный характер. Традиционное общество слабовосприимчиво к инновациям, застойно по самой своей природе.

Современное общество основывается на преобладании целерационального социального действия. Социальная структура такого общества приобретает от­крытый характер, появляются возможности для горизонтальной и вертикаль­ной социальной мобильности. Ролевые функции в современном обществе диф­ференцированы, а основные сферы жизнедеятельности секуляризированы, т.е. освобождены от религиозного влияния. Власть и управление в совре­менном обществе рационализированы. В целом это общество обладает мощ­ным потенциалом развития.

Выделяют два основных типа модернизации: первичную, или органичную модернизацию и вторичную, или неорганичную модернизацию.

Первичная модернизация реализовывалась в США и странах Западной Европы путем эволюционного развития всех сфер общественной жизни, что привело к формированию гражданского общества и возникновению нового типа политической системы.

Вторичная модернизация (Россия, Турция и пр.) осуществлялась путем заимствования опыта развитых стран, уже прошедших этот этап. Данный тип модернизации, основанный не на объективных требованиях внутреннего развития, а на ориентации на внешние условия, отличался гораздо большей интенсивностью, но при этом и существенной неравномерностью происходивших в обществе изменений.

3. Политические конфликты и способы их разрешения

Политический конфликт (от лат. - столкновение) – вид политического процесса, характеризующийся столкновением политических сил, обусловленным противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Закономерности возникновения, протекания, завершения и разрешения политических конфликтов изучает политическая конфликтология .

К основным видам политического конфликта относят:

1) конфликт интересов , вызванный столкновением политических и социально-экономических целей. Носят, как правило, позитивный для политической системы характер, позволяя согласовать и урегулировать поступающие в политическую систему требования;

2) конфликт ценностей , связанный с противоборством различных идеологических течений, политических ценностей и ориентаций. Конфликты ценностей сложнее поддаются разрешению и всегда таят в себе угрозу распада самой системы;

3) конфликт идентичности , обусловленный процессом отождествления, идентификации индивидами или социальными группами своей принадлежности к той или иной общности. Конфликт, связанный с идентификацией – определением принадлежности политического субъекта к той или иной социальной (этнической) общности, – обычно характеризуется особой остротой и является наиболее опасным для политической системы, так как возникает в условиях формирования новых государственных образований как следствие права на самоопределение, которое имеет каждая нация. Такие конфликты проявляются в борьбе за права и интересы различных национальных групп, статусные и территориальные претензии.

Существуют и другие типологии конфликтов. По масштабам выделяют межгосударственные, региональные и локальные конфликты, по форме протекания - открытые и скрытые. Крайняя форма политического конфликта, которая проявляется в глубокой дестабилизации политической системы, получила название политического кризиса. К кризисным моделям развития конфликтов относят терроризм, войну и революцию.

Существуют разные подходы, объясняющие причины возникновения политических конфликтов

1) С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий.

2) Согласно ценностному подходу , природу конфликта следует искать во взаимоисключающих системах верований, убеждений, культурных стереотипах и несовпадениях представлений о справедливости, присущих разным социальным группам. Источником конфликтов могут быть процессы самоидентификации людей, т.е. осознания ими своей принадлежности к социальным, религиозным, этническим, идеологическим и прочим группам, со стремлением защитить культурную целостность и самобытность.

3) Сторонники биологического подхода причины конфликтов видят в проявлении присущего человеку инстинкта агрессивности, аналогичного инстинкту животных, природной враждебности людей друг к другу.

Конфликт как форма политического процесса имеет свои стадии развития , среди которых можно выделить следующие.

1) Латентная (скрытая) стадия характеризуется социальной напряженностью, отмечена появлением чувства неудовлетворенности существующим положением вещей, симптомов беспокойства.

2) Институционализация конфликта – предмет конфликта начинает осознаваться участниками. Внимание субъектов сосредотачивается на одной-двух болезненных проблемах: недовольство деятельностью правительства, неудовлетворенность существующим статусом и пр. На этой фазе происходит постепенная консолидация оппонентов, их мобилизация. Субъекты начинают осознавать свои собственные интересы и стремления противника. Данная стадия заканчивается обычно инцидентом. Инцидент – это повод для начала действий, он олицетворяет начало открытой борьбы за обладание объектом (ресурсом, ценностью). В качестве инцидента могут выступать:

3) Фаза открытого противоборства – его субъекты становятся подлинной движущей силой, заметнее ощущается роль политических лидеров, влияющих на политические процессы. В свою очередь, организованная оппозиция, начиная открытые действия, побуждает властную элиту вступать в контакты и проводить ответные операции.

Если же власти бездействуют, т.е. не пытаются разрешить ситуацию, конфликт втягивает в свою орбиту и делает спорными все новые проблемы. Расширяется состав его участников. Становится весьма реальным революционный взрыв, а на первый план все отчетливее выдвигаются силовые, вооруженные средства подавления конфликта. Из сферы политического противоборства он переходит в разряд военного конфликта, когда вооруженное насилие используется в качестве главного средства разрешения противоречий.

4) Стадия завершения конфликта . Политический конфликт может разрешиться отставкой правительства или роспуском парламента, отменой непопулярного решения, предоставлением требуемого статуса той или иной социальной или этнической группе и т.д. Вооруженные формы свойственны лишь наиболее глубоким и масштабным политическим конфликтам типа революции, восстания, гражданской войны и т.д.

Стратегия разрешения конфликта должна учитывать тип политического конфликта и означает ликвидацию самой основы его существования. Выделяется четыре варианта таких стратегий.

1. Стратегия «силы» – она сориентирована на ликвидацию противника – либо как биологического организма, либо как дееспособного и свободного в выборе своих действий субъекта.

2. Стратегия «уязвления» противника предполагает изменение обстоятельств, в которых оппонент выдвигал нежелательные требования. Эта стратегия уязвляет противника, ставит его в невыгодное положение.

3. Стратегия «уклонения» заключается в ожидании благоприятного момента для выдвижения требований, она не предусматривает воздействия на другого участника или участников.

4. Стратегия «партнерства» направлена на поиск таких вариантов решения проблемы, которые позволили бы удовлетворить интересы всех сторон, причем в максимальном объеме.

К основным успешным способам разрешения политического конфликта традиционно относят локализацию конфликта, его деэскалацию, а также достижение компромисса или консенсуса.

Инструментами разрешения конфликтов являются: переговоры (прямой диалог сторон), арбитраж (в этой роли может выступать орган власти, суд, международные организации), посредничество (комиссии, известные политики), разъединение сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.