Презентация на тему сложные рефлексы. Рефлексы. Механизм образования условного рефлекса

Шутит жизнь над нами подчас,

Тьма вопросов и мало ответов,

Что такое мир вокруг нас?

И кто сами мы в мире этом.

Как смогли мы разумными стать

Наша цель сегодня узнать

Почему мы не звери, а люди?



Основная форма нервной деятельности –

Ответная реакция организма на воздействие окружающей среды –

Материальная основа рефлекса -



Регулирует

и их систем

Обеспечивает

организма

с внешней

Материальная

психической

деятельности


Тема «Поведение. Психика. Рефлекторная теория поведения»

составить характеристику условным и безусловным рефлексам, выяснить причины торможения.


Вставить пропущенные слова

Простые рефлексы, с которыми человек появляется на свет, относятся к видовым признакам поведения, верно служат человеку до того момента, когда он приобретет собственный опыт, передаются из поколения в поколение –

Рефлексы направленные на постоянное приспособление к постоянно изменяющемуся внешнему миру, приобретаются человеком в течении жизни индивидуально, не передаются по наследству –

Явление, происходящее с условным рефлексом, при отсутствии безусловного раздражителя -


Найдите соответствие

1. Безусловные рефлексы

3. Врожденные (наследственные)

Условные рефлексы

4. Приобретенные в жизни

Кора больших полушарий

7. Постоянство состава крови, размножение

Ствол головного мозга

8. Приспособления к изменениям среды


Проверь себя

Условные рефлексы

  • Непостоянные

3. Не имеют готовых рефлекторных дуг

6. Помогают приспособится

7. Изменчивы и более подвижны

8. Формируются на базе безусловных рефлексов

9. Индивидуальны

11. Связаны с корой головного мозга

14. Количество велико

17. Возникают при определенных условиях

18. Приобретаются в течении жизни

Безусловные рефлексы

2. Имеют постоянные рефлекторные дуги

4. Осуществляются в ответ на адекватное раздражение

5. Передаются по наследству

10. Присущи всем особям одного вида

12. Задействованы подкорковые отделы ЦНС

13. Количество невелико

15. Ориентировочные

16. Кашель

19. Поддерживают постоянство внутренней среды

20. мигание


Проверь себя

С Л О В Н Ы Е

Б Е З У С Л О В Н Ы Е



  • Человек шел по улице и жевал конфетку, неожиданно он наткнулся на острый предмет, мгновенно отскочил в сторону и перестал жевать. Какие два процесса произошли одновременно в нервной системе?
  • В детстве моя бабушка мне говорила, что во время грозы нельзя кушать, иначе Господь накажет. Что может произойти и почему?

Рефлексия

  • Целью моего освоения темы было …..

В результате я получил …….. .

2. Для того, чтобы выполнить задания я сделал следующее……., я воспользовался источниками …….. .

3. На уроках по теме «….» я узнал…… ,

понял……, научился ….. .

4. Наибольшего успеха я достиг в …… .

Наибольшую трудность я испытал в ….. .


  • Оцените свою работу

на уроке

  • Поработал отлично
  • Хорошо!
  • Мог бы лучше

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде. Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Иван Михайлович Сеченов (1829- 1905) Иван Петрович Павлов (1849-1936). Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет. И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Рефлексы врожденные (безусловные) приобретенные (условные) Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами. Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов. Поведение Врожденное Приобретенное Нет четкой границы Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить. Приобретенными (в результате научения) называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма. Безусловные рефлексы, их характеристика и классификация Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС). Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым - обязательным видовым признаком - имеет готовые рефлекторные дуги. - осуществляются спинальными или черепно-мозговыми рефлекторными дугами. - центры расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. - необязательно участие коры полушарий большого мозга. - обратная связь – информация о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека. Классификация безусловных рефлексов (И.П. Павлов) – пищевые (глотание, сосание и т.п.); – половые («турнирные бои»); – защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.); – ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) Возникновение внутренней потребности является условием реализации безусловного рефлекса Инстинкты и их характеристика Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – это сложная врожденная форма поведения, возникающая в ответ на определенные изменения окружающей среды и имеющая большое значение для выживания организма. -специфичны для каждого вида -целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов. Примеры: постройка птицами гнезд, плотины бобрами и др. В этом инстинкте проявилась такая цепочка врожденных рефлексов: рождение --> СО2 --> вдох --> крик. Инстинктивное поведение обеспечивает организм набором готовых поведенческих реакций, что позволяет экономно использовать нервные клетки. Ответьте на вопрос №2 на стр. 106, используя текст учебника. Врожденный пусковой механизм Приобретенные формы поведения. В основе приобретенных форм поведения лежит научение. Научение – это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным (приспособительным) изменениям в поведении особи. Основные способы научения Габитуация, или привыкание, – процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции. Так детеныши южно-африканской черноногой кошки реагируют на первую встречу с человеком: оскаленные зубы и прижатые уши – признак тревоги. После того, как фотограф стал появляться каждый день, эта реакция угасла Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. Термин «условный рефлекс» - П. Павловым в 1903 г. -строго индивидуальны и непостоянны - Дуги приобретенных рефлексов замыкаются в коре полушарий большого мозга и носят временный характер. Метод проб и ошибок Камера Скиннера Инсайт (от англ. insight – интуиция, понимание) – внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных, хаотичных попыток достичь желаемого результата. Опыт Кёлера на шимпанзе Запечатление, или импринтинг (от англ. imprint – отпечатывать, запечатливать), – формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам. 30-х гг. XX в. Конрад Лоренц. Аппарат, применяемый для изучения импринтинга. Состоит из беговой дорожки, по окружности которой движется манок утки. Утенок следует за манком. Контролирующая аппаратура на переднем плане Условные рефлексы– индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловнорефлекторным актом. И.П. Павлов разработал методику образования условных рефлексов. Эксперимент по выработке условных рефлексов по И.П. Павлову. Слева – внутренняя часть экспериментальной камеры, справа – внешняя часть Условия необходимые для образования уловного рефлекса 1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (безразличного), который хотят сделать условным, и безусловного, вызывающего какую-либо деятельность организма. 2. Индифферентный раздражитель (свет, звук и т.п.) должен предшествовать безусловному и некоторое время сопровождать действие последнего. 3. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. 4. Отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей. 5. Активное состояние коры Выработка условного рефлекса 1. Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее. Рефлекса нет. 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 2. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 3. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 4. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. Общие признаки условных рефлексов – отсутствуют у новорожденных; – являются индивидуальным высшим приспособлением к меняющимся условиям жизни; – осуществляются высшим отделом ЦНС; – приобретаются путем образования временных нервных связей и утрачиваются, если вызвавшие их условия среды изменились; – представляют собой предупредительную сигнальную реакцию. Динамический стереотип – это способность мозга объединять в систему ряд отдельных рефлекторных актов. - Привычки человека, распорядок дня, умение кататься на коньках и велосипеде, ходить на лыжах - Играет большую роль в формировании разнообразных трудовых, спортивных, игровых навыков у человека и в поведении животных, если деятельность однообразна и часто повторяется. - Обеспечивает приспособление организма к устойчивым или привычно меняющимся условиям среды. - Способность к динамическим перестройкам с возрастом ослабевает. Рассудочная деятельность способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях. - Чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. - Высшая форма приспособления к условиям среды. Возбуждение и торможение Возбуждение – это активное состояние нервной ткани в ответ на действие различных раздражителей достаточной силы Торможение – это активный нервный процесс, приводящий к угнетению возбуждения. Виды безусловного (врожденного) торможения - запредельное (охранительное) торможение - внешнее торможение - некоторые врожденные рефлексы, в которых определенные раздражители вызывают прекращение определенных действий Виды условного (приобретенного) торможения - Угасательное торможение - Дифференцировочное, или различительное, торможение - Запаздывательное торможение Задания Торможение условного рефлекса Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет произойдет угасание условного рефлекса. Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение. Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Закон взаимной индукции Очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения. Двойственные изображения Разные формы торможения И. М. Сеченов открыл центральное торможение. И. П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения. Он показал, что бывает торможение врожденное и торможение условное, приобретаемое в процессе жизни. К врожденному торможению относится внешнее торможение. Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции. С помощью внешнего торможения автоматически прерывается действие, которое совершалось раньше, и дается простор для функционирования новых рефлексов или других видов деятельности. К приобретенному торможению относится внутреннее торможение, наступающее при неподкреплении условного рефлекса, например при его угасании. Доминанта Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) Российский физиолог А.А.Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой. Доминантный очаг отличается рядом особенностей: 1 - он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. 2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями. С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть. Источники материалов http://school.xvatit.com/index. http://rugrad.eu/communication/blogs/Paralipomenon/1598/?commentId=18855 http://nashavlast.ru/article_description/107/1070.html http://medicinkoff.ru/page/76/ http://andrey-dol.spb.ru/golovolomki/litso_saksafon.shtml http://clubs.ya.ru/4611686018427406302/replies.xml?item_no=13720 http://www.kcnlp.com.ua/illusions/2D/ http://biology.ru/course/content/scientist/uhtonsky.html

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рефлексы.

Понятие рефлекса. Рефлекс- это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни. Условные рефлексы не передаются по наследству. Врожденные рефлексы называют безусловными. Они передаются по наследству.

Безусловные рефлексы. Имеются с рождения. Не меняются и не исчезают в течение жизни. Приспосабливают организм к постоянным условиям. Одинаковы для всех организмов данного вида

Примеры безусловных рефлексов

Чихание – защитный врожденный рефлекс.

Условные рефлексы. Приобретаются в течение жизни. Могут изменяться и исчезать при изменении условий. У каждого организма вырабатываются свои. Приспосабливают организм к меняющимся условиям.

Примеры условных рефлексов у животных

В основе дрессировки- условный рефлекс

Выработка условного рефлекса

Выводы. В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение. Рефлексы делятся на условные, выработанные в течение жизни и врожденные или безусловные. Безусловные рефлексы помогают выжить в трудных условиях. Благодаря условным рефлексам животные приобретают навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок рефлексии в 5-ом классе.

Урок рефлексии в 5-ом классе.Тема “Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”Тип урока: урок рефлексии....

Слайд 2

Рефлекс - стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой.

Слайд 3

Классификация рефлексов

1.По типу образования: безусловные и условные

Слайд 4

2.По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов).

Слайд 5

3.По эффекторам: соматические, или двигательные, (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов - пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

4.По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

Слайд 6

5.По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

Слайд 7

6.По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные - вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные - ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца - блуждающим).

Слайд 8

7.По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса - отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга.

Слайд 9

Нейронная организация простейшего рефлекса

Простейшим рефлексом позвоночных считается моносинаптический. Если дуга спинального рефлекса образована двумя нейронами, то первый из них представлен клеткой спинномозгового ганглия, а второй - двигательной клеткой (мотонейроном) переднего рога спинного мозга. Аксон мотонейрона переднего рога входит в состав переднего корешка, затем соответствующего двигательного нерва и заканчивается двигательной бляшкой в мышце. Чистых моносинаптических рефлексов не существует.

Слайд 10

Условные рефлексы

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга. Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.

Слайд 11

Исследование рефлексов требует практического навыка, при отсутствии которого может быть получена ложная картина изменения рефлексов, а следовательно, и неверное суждение о состоянии того или иного отдела нервной системы обследуемого. При поражении пирамидной системы появляются патологические рефлексы, а также так наз. защитные рефлексы, которые у здоровых взрослых людей не вызываются.

Слайд 12

Патологические рефлексы в зависимости от характера ответной двигательной реакции разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей) и аксиальные (вызываются на голове, туловище).

носогубный рефлекс (короткий удар неврол. молоточком по спинке носа вызывает сокращение круговой мышцы рта с вытягиванием губ вперед); хоботковый рефлекс (та же двигательная реакция, но возникающая при нерезком ударе неврологическим молоточком по верхней или нижней губе); сосательный рефлекс (штриховое раздражение шпателем губ вызывает их сосательные движения); ладонно-подбородочный рефлекс (штриховое раздражение кожи ладони в области возвышения большого пальца вызывает сокращение подбородочной мышцы на той же стороне со смещением кожи подбородка кверху).

Слайд 13

Cтопные патологические рефлексы:

рефлекс Бабинского (разгибание большого пальца, иногда с веерообразным разведением остальных пальцев, при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы); рефлекс Оппенгейма (разгибание большого пальца стопы в момент скользящего нажима по гребню большеберцовой кости); рефлекс Россолимо (сгибание - "кивание" II-V пальцев стопы при коротком ударе по кончикам этих пальцев со стороны подошвы) и др.

Перечисленные патологические рефлексы у взрослых составляют синдром центрального, или спастического, паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 - 2 лет эти рефлексы не являются признаками патологии.

Слайд 14

Пиломоторный рефлекс (сокращение мышц, поднимающих волосы, с появлением так наз. гусиной кожи) вызывается охлаждением или пощипыванием кожи в области надплечья; ответная реакция в норме возникает на всей половине тела (на стороне раздражения); поражение вегетативных центров в спинном мозге, узлов симпатического ствола ведет к отсутствию рефлекса в соответствующей зоне иннервации

Примерами дистантных рефлексов могут служить зрачковый рефлекс на свет, имеющий большое диагностическое значение, а также старт-рефлекс, повышение которого проявляется резким вздрагиванием тела при всяком неожиданном звуке, вспышке света. Больные, у которых старт-рефлекс нарушен вследствие поражения определенных отделов головного мозга, не могут быстро включиться в действие, требующее быстрой реакции и двигательной мобилизации.

Рефлексы.


Рефлексы

Безусловные

(врождённые)

Условные

(приобретённые)


  • Имеются с рождения, передаются по наследству.
  • Одинаковы для всех организмов данного вида.
  • Не меняются и не исчезают в течение жизни.
  • Приспосабливают организм к постоянным условиям.
  • Осуществляются благодаря работе спинного мозга и подкорковых структур головного мозга


1- нервное окончание

2 – чувствительный нейрон

3 – вставочный нейрон

4 – двигательный нейрон

5 - рабочий орган


Ориентировочный рефлекс

  • Опыт: испытуемым предлагается прочитать небольшой текст. Остальные присутствующие наблюдают за ними

Во время чтения экспериментатор издаёт громкий звук.

В этот момент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный рефлекс).


Глотательный рефлекс

  • Опыт: Испытуемым предлагается в быстром темпе сделать подряд несколько глотательных движений

Доказывает, что глотательный безусловный рефлекс не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.


Зрачковый рефлекс

  • Опыт: Испытуемые смотрят в сторону зашторенного окна, наблюдатели внимательно смотрят на их зрачки. Экспериментатор быстро меняет освещённость комнаты

Доказывает, что сужение зрачков возникает рефлекторно в ответ на изменение освещёности


  • Приобретаются в течение жизни, не передаются по наследству.
  • У каждого организма вырабатываются свои,
  • Изменяются и исчезают при изменении условий.
  • Приспосабливают организм к меняющимся условиям.
  • Осуществляются при участии коры больших полушарий головного мозга.




  • выделение слюны при виде лимона
  • реакция ребенка на бутылочку с молоком


Безусловные

Условные

  • Врождённые, передаются по наследству
  • Приобретённые, не передаются по наследству
  • Осуществляются при помощи спинного мозга
  • помогают выживанию в обычных для вида условиях, «опыт предков»
  • Осуществляются при помощи головного мозга
  • помогают приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды