Народ молчит безмолвствует народ. Народ в трагедии «Борис Годунов. Смотреть что такое "Народ безмолвствует" в других словарях

О «Борисе Годунове» Александра Пушкина и Владимира Мирзоева

Прав ты, Пушкин.
Но знаешь ли? Об этом обо всем мы помолчим до времени…

И угораздило же меня посмотреть фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов» за несколько дней до выборов!
Я, конечно, был в курсе, что главная стилевая особенность фильма – современный антураж. Президентские покои вместо царских, чиновники вместо бояр, полицейские вместо стрельцов и лампочки вместо лучин и свечей. Меня это нисколько не смущало. Я был уверен, что в таком антураже текст Пушкина двухсотлетней давности не поблекнет и не затеряется… Но на такой эффект я даже не рассчитывал!

Пушкин, безусловно, «наше всё» и «ай да сукин сын», но его замечательная драма не заиграла бы так впечатляюще без режиссуры Мирзоева. И главная режиссерская находка в фильме – это, конечно же, народ.

Тот самый народ, который вначале волнуется, когда ж Годунов, наконец, будет хозяином над ними:

Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами!

А в конце безжалостно:

Народ, в Кремль! В царские палаты! Вязать! Топить! Да гибнет род Бориса Годунова!

Тот самый народ, который «бессмысленная чернь», что «мгновенному внушению послушна» да «пустой надежде предана». Безропотный народ, которому:

Твори добро – не скажет он спасибо,
Грабь и казни – тебе не будет хуже…

И привыкли мы к образу такого народа, забитого, испуганного или ожесточенного, стоящего перед боярами или Государем коленопреклоненно… И вдруг нате вам другой образ: оказывается, этот самый народ сидит перед телевизором, отделенный от бояр и от Государя пространством и временем (если, стало быть, не прямая трансляция), с водочкой на кухне или в уютном кресле! Как меняется весь смысл отношений Власти и народа!

Годунов (в современном костюме президента) с искренним отчаяньем:

Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища:
Они ж меня пожаром упрекали!

(не напоминает прошлое лето?)

И тут же народ, глядя в телевизор:

- О чем там плачут?
- А как нам знать? То ведают бояре. Нам не чета…

(и хлоп рюмашечку аппетитно)

Да тут не страх – тут отстраненность! Эмоции, конечно, остались. У кого злость, у кого ирония. Но страха нет! Фантастически точно и здорово снято. Я вообще думаю, что фильм Мирзоева – это удивительная визуализация той самой фразы Пушкина «Народ безмолвствует». Он безмолвствует у телевизора, отстраненно наблюдая за трагической судьбой Государя. За тем, что коварством и подлостью добытый трон отплатит и тебе и твоему потомству тем же, а для народа закончится смутным временем. В фильме этот контраст максимален – Государь в великолепном исполнении Максима Суханова переживает мучительные мгновения, а народ (перед телевизором) хмыкает равнодушно… В современном мире у народа есть способ отстраниться от любой трагедии Государя. Выдержать дистанцию… Так что же, народ плох и равнодушен? В чем тут дело?

И тут я понял! Сильное, прекрасно выдержанное стилевое решение фильма, отсылающее нас к современному нам миру, дает возможность найти неожиданные ответы на давние вопросы, поставленные Пушкиным двести лет назад. Это же очень просто! Все дело не в народе и не в Государе. Все дело во Власти. В этом понятии, которое так прочно вплелось в многовековую историю России. Власть – это право владеть территорией и людьми на ней живущими. Власть – это привилегия отдельных, особенных (потому она и от Бога), Власть надо захватить, а потом удержать. Как трофей в войне. Поэтому любая Власть есть насилие. А значит - зло. Об этом «Борис Годунов» Пушкина.

И ответ прост – в современном не авторитарном мире нет места для Власти. Вообще. Выполнять государственные обязанности, будучи избранным и владеть – это совсем разные вещи. Вот оно в чем дело! Если бы народ мог влиять на процессы, происходящие в своей стране – он бы не отстранялся и не безмолвствовал. А если бы Борис Годунов был бы избранным президентом – он бы поработал бы свой срок (ну два) и не пришлось бы ему для начала царевича Димитрия порешить…

Я даже думаю, что демократия возникла как раз для того, чтобы избавить, в конце концов, человечество от Власти. Как принципа и как понятия. Хорошо бы даже и от слова «власть», как некоего анахронизма авторитарной эпохи прошлых тысячелетий…

Вот на какие мысли наводит фильм Владимира Мирзоева, просмотренный накануне выборов… Вы будете смеяться, но именно он окончательно убедил меня в том, что на выборы надо сходить. Даже не смотря на всю неоднозначность результатов. А для Гарри Кимовича Каспарова, Анатолия Борисовича Чубайса и всех остальных, кто не пойдет – вот вам, от нас с Пушкиным и Мирзоевым:

Московские граждане!
Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестокого пришельца:
Опалу, казнь, бесчестие, налоги…
Что ж вы молчите?

P.S. К сожалению, фильм трудно увидеть в прокате – он идет в очень небольшом количестве кинотеатров. И если вы скачали его, как и я, из сети – не забудьте поддержать создателей. Это можно сделать

0 В повседневной речи можно порой встретить крылатые выражения, происхождение которых покрыто мраком тайны. В этой статье речь пойдёт о достаточно редком фразеологизме "Народ безмолвствует ", кто сказал вы узнаете чуть ниже.
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам ещё несколько довольно любопытных статей на тематику сленга модников. Например, что значит Эксклюзив , что такое Фенечки , что означает число , кто такая Яойщица и т. п.
Итак, продолжим, кто сказал Народ безмолвствует ? Этот фразеологизм относится к произведению "Борис Годунов", автором которого является А. С. Пушкин.

Народ безмолвствует - в этом фразеологизме заключён глубокий смысл о состоянии русского общества, на которого власть никогда не обращала своего внимания


Нужно понимать, что две дошедших до нашего времени версии книги, заканчиваются не этой примечательной фразой, а восклицанием народа: "Да здравствует царь Дмитрий Иванович!".
Лишь первое издание произведения 1830 - 1831 г "Бориса Годунова" содержало всем известные строки - "Народ безмолвствует".
Как утверждают исследователь, в этом случае не обошлось без влияния Н. Карамзина , который употреблял это выражение в своей "Истории", в тех местах, где нужно подчеркнуть переломные моменты в истории России. Данное крылатое выражение "мигрирует" у Карамзина от одного его произведения к другому, и со временем читатель понимает, что фраза начинает играть главенствующую роль в русской истории.

Вообще, власть предержащие не замечают простой народ, и все их мечты и чаяния им совершенно безразличны. Обычно, на людей обращают самое пристальное внимание лишь при волнениях и бунтах, и после их подавления стараются немного угодить простому люду, чтобы не вызвать очередное недовольство.

Собственно, это свойственно не только России, а властям всех стран мира. Их отношение к собственным людям можно выразить простой поговоркой, "не государство для народа - а народ для государства ".
Западная демократия является обычной ширмой, а их выборы это фикция, поскольку у власти оказывается те люди, которым это разрешено.
Всегда сильным мира сего, общество необходимо было в качестве рабочих и крестьян, то есть одни должны "пахать" от зари до зари, а другие использовать плоды их трудов.

Именно поэтому в 1917 году, была столь сильная ненависть к власти, что люди решили свергнуть прогнившую верхушку. Тогда народ не безмолвствовал, а сказал своё веское слово, что впрочем ни принесло никакой пользы, а поставило жизнь многих людей на грань выживания. Вообще, все революции, те самые, когда народ не безмолвствовал, создавали для людей не сказочную жизнь, как они рассчитывали, а наоборот, погружали страну в пучину хаоса. Может поэтому, может заткнуться, и безмолвствовать , не?

Народ безмолвствует — последняя ремарка Пушкина в финале его трагедии «Борис Годунов», написанной во время ссылки в имение поэта село Михайловское в 1825 году

Народ
— Расступитесь, расступитесь. Бояре идут.
Они входят в дом.
Один из народа
— Зачем они пришли?
Другой
— А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.
Третий
— В самом деле? - слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся…
Народ
— Слышишь? визг! - это женский голос - взойдем! - Двери заперты - крики замолкли.
Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.
Мосальский
— Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
— Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует .
Конец

«Народ безмолвствует» — в этих двух словах, ставших крылатой фразой, заключен диагноз состояния русского общества. Испокон веков мнение, надежды, радости, проблемы народные были государству российскому безразличны. Не то, чтобы совершенно на них не обращалось внимания, но — в последнюю очередь. Не государство для народа, а народ для государства — основной принцип деятельности власть предержащих в России. Народ нужен сильным мира сего лишь как масса; тупая, безголосая сила:
в войне

«Все совершается…массой, числом… Этим … способом мы и воевали. В 1942 году… Мудрый Хозяин командовал одно: «Атаковать!». И мы атаковали, атаковали, атаковали… И горы трупов у погостий, невских пятачков, безымянных высот росли, росли, росли. Так готовилась будущая победа… Много я видел убитых до этого и потом, но зрелище Погостья зимой 1942 года было единственным в своем роде… Трупами был забит не только переезд, они валялись повсюду… Штабеля трупов у железной дороги выглядели пока как заснеженные холмы, и были видны лишь тела, лежащие сверху. Позже, весной, когда снег стаял, открылось все, что было внизу. У самой земли лежали убитые в летнем обмундировании – в гимнастерках и ботинках. Это были жертвы осенних боев 1941 года. На них рядами громоздились морские пехотинцы в бушлатах и широких черных брюках («клешах»). Выше – сибиряки в полушубках и валенках, шедшие в атаку в январе-феврале сорок второго. Еще выше – политбойцы в ватниках и тряпичных шапках (такие шапки давали в блокадном Ленинграде). На них – тела в шинелях, маскхалатах, с касками на головах и без них. Здесь смешались трупы солдат многих дивизий, атаковавших железнодорожное полотно в первые месяцы 1942 года ». (Н. Никулин «Воспоминания о войне»)

в строительстве чего-то грандиозного

«Бушевал и разбойничал всю ночь буран. Промерзли до костей люди…. Утром выступивший на работу отряд увязал в глубоком снегу…. Группа Корчагина освобождала от снежных заносов свой участок. Только теперь Павел почувствовал, до чего мучительны страдания от холода. Старый пиджачок Окунева не грел его, а в калошу набивался снег. Он не раз терял ее в сугробах. Сапог же на другой ноге грозил совсем развалиться. От спанья на полу на шее его вздулись два огромных карбункула. Вместо шарфа Токарев дал ему свое полотенце. Худой, с воспаленными глазами, Павел яростно взметывал широкой деревянной лопатой, сгребая снег» (Н. Островский «Как закалялась сталь»)

«По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.

И слышит шепот гордый
вода и под и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»

Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
(В. Маяковский «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)

в крайнем случае — ради прославления себя любимых

Понимая, что от него ничего не зависит «народ безмолвствует». Но молчание — не значит согласие, непонимание, невнимание. Люди всё видят, слышат, разумеют и ведут себя соответственно

Столетиями в России ведется скрытая, молчаливая, упорная война между населением и государством. Враждующие стороны абсолютно не доверяют друг другу. Всякие, даже самые благие намерения государства, дельные мысли и предложения вызывают у народа подозрения в корысти, подвохе, чьей-то заинтересованности, намерении поживиться за его счет, объегорить, одурачить, и либо игнорируются, либо тихо саботируются. Государство так же воспринимает народ или неким вздорным, вредным, недалеким, ленивым недорослем, которого следует бесконечно воспитывать и, желательно, ремнем, или коллективным жуликом, способным на любое непотребство

Народ безмолвствует

Народ безмолвствует

Заключительные слова последней сцены трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837). Боярин Масальский, один из убийц вдовы Бориса Годунова и ее сына объявляет: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! (Народ безмолвствует .)».

Иносказательно: 1. О безропотном послушании народа власти, об отсутствие желания, воли, смелости защищать свои интересы. 2. О молчании присутствующих при обсуждении важного вопроса (ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Народ безмолвствует" в других словарях:

    Народ ("Бор. Год.") - Смотри также Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами! Будь нам отец, наш царь, воет и плачет народ, на коленях умоляя принять царскую власть Бориса. Один (из народа, тихо): О чем мы плачем? Другой. А как нам знать? то ведают бояре не нам чета.… … Словарь литературных типов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Ствую, ствуешь; нсв. Высок. 1. Хранить полное молчание; молчать. Зал безмолвствует. * Народ безмолвствует (последняя ремарка из трагедии А. С. Пушкина Борис Годунов). 2. Быть безмолвным (2 зн.). Природа безмолвствовала … Энциклопедический словарь

    безмолвствовать - ствую, ствуешь; нсв.; высок. 1) Хранить полное молчание; молчать. Зал безмолвствует. * Народ безмолвствует (последняя ремарка из трагедии А. С. Пушкина Борис Годунов) 2) быть безмолвным 2) Природа безмолвствовала … Словарь многих выражений

    БОРИС ГОДУНОВ - I В 1584–1598 гг. фактический правитель Русского государства при сыне Ивана Грозного* царе* Фёдоре Иоанновиче; русский царь в 1598–1605 гг. Боярин* Борис Федорович Годунов родился ок. 1552 г., принадлежал к знатному роду, воспитывался при дворе… … Лингвострановедческий словарь

    Мосальский ("Бор. Год.") - Смотри также Боярин. Входит с Голицыным и др. в дом Борисов. Оттуда раздаются визг, женский голос; двери заперты крики замолкли, шум продолжается. М. появляется на крыльце: Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели … Словарь литературных типов

    Фёдор Борисович (II) … Википедия

    Фёдор II Борисович 5 й Царь России … Википедия

Книги

  • О чем безмолвствует народ , Ланщиков Анатолий Петрович. Анатолий Петрович Ланщиков (1929-2007) был одним из наиболее читаемых литературных критиков в 60-90-е годы ХХ…
  • О чем безмолвствует народ , Ланщиков А.. Анатолий Петрович Ланщиков был одним из наиболее читаемых литературных критиков в 60-90-е годы XX века. С…

Сноски

Иллюзорное сходство «Бориса Годунова» с драмами эпохи барокко, может быть, подсказано было Вл. Сватоню любопытными указаниями на «барочную оперу» гамбургского композитора Иоганна Маттезона «Boris Godunov» (1710), извлеченными Дм. Чижевским из труда: Н. Chr. Wolff . Die Barockoper in Hamburg. (1957). Zeitschrift für slavische Philologie, 1962, Bd. XXX, H. 2, S. 237-242.

С. В. Шервинский . Ремарки в «Борисе Годунове» Пушкина. Изв. Академии наук СССР. Серия литературы и языка, 1971, т. XXX, вып. 1, стр. 62-71. К сожалению, наша статья названа здесь ошибочно: «Ремарка Пушкина „Народ бездействует “» (вм. безмолвствует).

Ср. «немую сцену» в конце «Ревизора» Гоголя и соображения о ее происхождении в ст.: Ю. Манн . Формула онемения у Гоголя. Изв. Академии наук СССР. Серия литературы и языка, 1971, т. XXX, вып. 1, стр. 28-36. См. также замечания о драматическом движении в «Борисе Годунове» Пушкина в связи с проблемой его сценичности в работе: A. Ivanov . Moto e perno nella struttura del Boris Godunov. Udino, 1967.

Ср.: Л. Н. Лузянина . «История государства Российского» Н. М. Карамзина и трагедия Пушкина «Борис Годунов». Русская литература, 1971, № 1, стр. 45-57 и ее же статью: Об особенностях изображения народа в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В кн.: Русская литература XIX-XX вв. Л., 1971, стр. 3-17.