Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе детского сада. День космонавтики. План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия: "День космонавтики"

Оксана Зайферт

Конспект НОД по рисованию «Полет в Космос »

Цель : продолжать знакомить детей с праздником – День Космонавтики .

Задачи :

1. Закреплять умение детей рисовать ракету , летящую в космосе .

2. Воспитывать интерес к празднику - Дню Космонавтики .

3. Развивать эстетическое восприятие, память, внимание, речь.

Предварительная работа : чтение стихотворений о космосе , загадывание загадок, рассматривание иллюстраций о космонавтах , планетах, рисование космоса в нетрадиционных техниках)

Материалы : листы бумаги черного цвета на каждого ребенка формата А4, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации о космосе и космонавтах , обручи разных цветов для подвижной игры, ободочки.

Воспитатель : здравствуйте, ребята! Скоро вся наша страна будет отмечать праздник – День Космонавтики ! 12 апреля - в этот день человек впервые совершил полет на ракете вокруг земного шара! А звали первого космонавта – Юрий Гагарин . (показ иллюстраций о космосе , первом космонавте ) Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие ! Вы готовы? (ответы детей) А на чем мы отправимся, вы сейчас отгадаете.

Чудо-птица–алый хвост.

Прилетела в стаю звезд.

Ответ : ракета.

Воспитатель показывает иллюстрации разных ракет и космических кораблей .

Дети садятся в заранее построенную ракету из мягких модулей.

Воспитатель : Отгадайте загадку.

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит .

Ответ : космонавт .

Космонавты одевают специальную одежду – скафандр. (показ иллюстраций) Посмотрите, какая она прочная!

Давайте мы оденем наши скафандры и отправимся в полет ! (дети одевают ободочки, под музыку закрывают глаза и представляют полет .)

Воспитатель : ребята, мы в открытом космосе , скажите, что вы видите? (ответы детей) Дальние планеты кажутся нам светящимися звездочками, посмотрите на планеты которые сфотографировали ученые. (показ иллюстраций планет солнечной системы) А сейчас мы поиграем!

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По группе раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами :

Ждут нас быстрые ракеты.

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим !

Но в игре один секрет :

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы . Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов . Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

Воспитатель : ребята, мы с вами поиграли, а сейчас мы нарисуем ракету, которая совершает полет в космос . (показ способов рисования ракеты , дети рисуют)

Воспитатель : а сейчас мы немножко отдохнем.

Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта »

Воспитатель :

- Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр . Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы) .

Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса) .

Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей) .

Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки) .

На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Дети продолжают рисовать .

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы, какие красивые у вас получились ракеты! А нам пора возвращаться из космоса на землю ! Занимайте места в ракете! (дети садятся и под музыку возвращаются назад в детский сад.)

Спасибо за внимание!



















Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в старшей группе «Полет в космос» Цель: выявление грамматических способностей детей. Интеграция образовательных областей: Познание (формирование целостной картины мира, расширение.

Программное содержание: Упражнять в рисовании пальцами. Развивать пространственное восприятие, творческое воображение, наблюдательность.

Тема: «Расписные ткани». Программное содержание: Познакомить с новой техникой в рисовании батик. Учить детей рисовать узоры по замыслу,.

Конспект НОД подготовительной группы КВН «Полет в космос» Конспект НОД подготовительной группы КВН «Полет в космос» Цель: закрепить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах солнечной.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе "Полет в космос". Подготовила: воспитатель.

Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.

Задачи:

  • Закрепить знания о планетах солнечной системы.
  • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы.
  • Закреплять навык составления простых и сложных предложений.
  • Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.

Оборудование:

  • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
  • Глобус.
  • Мнемотаблицы.

Предварительная работа :

  • Беседы на тему «Космос»
  • Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
  • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе
  • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель:

Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.

Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).

А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).

А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)

Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)

Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина - космонавт)

А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).

А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Дети: Планеты.

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Дети: Полетим.

Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).

Через люк мы заходим на борт корабля.

Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».

Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»

Физкультминутка (под музыку)

Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).

Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).

Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).

Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).

Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

А пока мы летим, я загадаю вам загадки

Загадки о космосе

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…(Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…(Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…(Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…(Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу — серпом. (Луна)

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!

Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).

И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?

В: Мы с планеты Земля.

И: Значит, вы земляки?

Дети: Земляки - это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы - земляне.

И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда - моя планета сойдет с орбиты.

А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.

А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!

И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.

В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.

Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?

Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

В: А на твоей планете нет воздуха - планета безвоздушная.

Нет воды - безводная.

Нет людей - безжизненная.

Нет радости - безрадостная.

И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.

В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).

Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»

Наш корабль летит к земле.

Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.

Рассказ о Солнце с помощью символов.

Звезда или планета?(звезда)

По размерубольшое или маленькое? (большое)

По форме круглое или квадратное? (круглое)

По освещенностияркоеили тусклое? (яркое)

По температуре горячее или холодное? (горячее)

По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.

Массаж для снятия напряжения глаз

Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)

Что мы видим? (Землю - нашу любимую планету)

Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).

Планета Земля - наш общий дом.

Расскажем вам сейчас о нем!

И вновь нам пригодится

«Помощница - таблица»!

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

«Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждет она в тревоге,

Чтоб мы ее спасли.

Она для всех на свете -

Единственная мама,

А мы родные дети

У матери Земли.

Пускай над вашим краем,

Пускай над нашим краем

Цветут, не увядая,

Весенние сады.

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем,

И защитим, как маму,

От горя и беды!

Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.

Татьяна Валериевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Тематическая неделя: «Профессии на транспорте»

Сюжетное рисование: «Космонавтом стать хочу»

Задачи: закреплять рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, учить рисовать контур предмета простым карандашом с лёгким нажимом на карандаш, развивать воображение и творческую активность, развивать чувство композиции, учить располагать изображения по всему листу.

Материал: белые листы бумаги А4, цветные карандаши, простые графитные карандаши, репродукции картин о космосе.

Предварительная работа: беседа «Юрий Алексеевич Гагарин», подвижная игра «Космонавты».

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей, как называются люди, которые управляют различными видами транспорта.

Ответы детей: на теплоходе – капитан; на самолете – пилот; на поезде – машинист; на тракторе – тракторист; на велосипеде – велосипедист…

Воспитатель: Ракета является транспортом? Как называется профессия человека управляющего ракетой?

Дети: Космонавт.

Воспитатель: Расскажите мне, есть ли у космонавтов профессиональный праздник?

Дети: Да есть. Он называется «День космонавтики».

Воспитатель: Да правильно. День космонавтики отмечается 12 апреля, в честь первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил полёт вокруг планеты Земля по её орбите. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут (почти два часа).

А теперь рассмотрим репродукции картин, на которых художники изобразили космос. Расскажите, что мы видим?

Дети: Гагарина, ракету, запуск ракеты, спутники, космические станции, планеты, звезды, метеориты…

Речевая игра "Подбери словечко"

Воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

Человек, который считает звезды- звездочет.

Космический корабль летящий к звездам- звездолет.

Скопление звезд на небе- созвездие.

Момент, когда звезды «падают»- звездопад.

Небо, на котором много звезд?- звездное.

Небо на котором нет звезд?- беззвездное.

Бывает большая звезда, а бывает маленькая - звездочка.

Воспитатель: Давайте, и мы нарисуем космическое пространство. Но прежде чем мы возьмём карандаши, давайте поиграем.

Физминутка:

Поднимаемся в ракету (Маршируют на месте)

И прощаемся с Землёй. (Правая рука наверх, машут)

Нас зовут просторы эти, (Обе руки вперед, соединить ладони)

В космос полетим стрелой. (Развести руки в стороны)

Мчит ракета прямо в небо!

Звёзды освещают путь. (Пальцами делать «салют»)

Может, на Сатурне где-то (Хлопают в ладоши)

Нас встречает кто-нибудь.

Мы в открытый космос выйдем, - (Маршируют на месте)

Лишь скафандр не позабудь!

Как же хочется на Землю! (Присесть)

Все – назад! В обратный путь! (Руки вытянуты над головой, соединены пальцами (ракета)

Дети сели на свои места

Воспитатель: Представьте, вы выросли и стали настоящими космонавтами, и отправились в полёт в космос. Нарисуйте всё что, вы увидели из иллюминатора на своих листах бумаги.

Возьмите правильно в руки простой графитный карандаш. Сначала мы нарисуем контур предметов с лёгким нажимом на карандаш. А потом цветными карандашами раскрасим. Но не забывайте, что карандашами нужно раскрашивать в одном направлении.



В процессе рисования воспитатель следит за расположением рисунка, за использованием показанных ранее приемов рисования карандашом. Если ребенок действует неправильно, напоминает, как нужно рисовать. Обязательно следит, чтобы дети правильно и свободно держали карандаш при рисовании линий и закрашивании рисунков, в случае надобности поправляет руку ребенку.

По окончании занятия рисунки надо рассмотреть, обратить внимание на интересные моменты в рисунке. Предложить детям выбрать наиболее интересные рисунки.


Окружающий мир для дошкольников является средством познания и источником художественных образов, которые они с удовольствием воплощают на бумаге в процессе рисования. В старшей и подготовительной группе воспитанники детского сада знакомятся с неизведанным миром Вселенной. Он привлекает детское внимание, заставляет размышлять и фантазировать. Как результат ребята создают замечательные композиции на тему «Космос».

Особенности рисования по данной теме в старшем дошкольном возрасте

Чтобы осознать огромный неизведанный мир космоса, нужно максимально задействовать воображение. Дошкольники же с легкостью справляются с этой задачей - могут представить себя на борту космического корабля, пролетающего мимо неизвестных планет, или спасающими пришельца из черной дыры.

Космос - одна из тем, очень хорошо развивающих детскую фантазию. Акцент в таких рисунках ставится на три основных направления. Прежде всего, это создание космического пейзажа с множеством звезд, красивыми, не похожими друг на друга планетами, кометами, астероидами и пр. В некоторых работах дошкольников может четко выделяться передний план - детально прорисовывается ландшафт планеты или другого космического тела (например, Луны - спутника Земли).

Другое направление рисунков на данную тему - это изображение техники, предназначенной для освоения космоса: ракеты, спутники, космические корабли. Старшие дошкольники создают вполне реалистичные образы, уделяя внимание деталям. Наряду с такими аппаратами ребята очень любят рисовать средства передвижения вымышленных пришельцев, так называемые летающие тарелки.

И еще одна часть работы по созданию космических композиций - это изображение космонавтов в своем профессиональном снаряжении и фантастических антропоморфных существ - пришельцев. Последние могут выглядеть в детском представлении совершенно по-разному, быть милыми или же нарочито безобразными, иметь свой характер - добрый или агрессивный.

Воспитатель на занятии по рисованию космоса не дает старшим дошкольникам готовых шаблонов. Так, для создания космического пейзажа ребятам будет достаточно иметь перед глазами плакат с изображением Солнечной системы, чтобы иметь представление, как выглядят различные планеты.

Плакат для дошкольников

Рисование ракеты обычно не представляет для детей сложности - педагог лишь уточняет с ребятами ее составные элементы. Кроме того, рисованию обычно предшествует аппликация на данную тему.

Что касается создания образа космонавта, то изображение человека всегда сложная задача. Однако в данном случае работа упрощается наличием объемного скафандра, поэтому детальная передача черт лица или пропорций частей тела уже не будет столько актуальной.

Рисование инопланетян - исключительно творческий процесс, когда дети самостоятельно ищут способы создания фантастического образа. Однако воспитатель может предоставить дошкольникам картинку с различными видами этих существ (например, на основе мультфильма).

Плакат для дошкольников

В старшей и подготовительной группе важное значение имеет заключительная часть занятия - анализ готовых работ. Например, если ребята рисовали инопланетянина, то педагог организовывает обсуждение по поводу выразительности созданных образов. Дети рассказывают, какие цвета они использовали в работе, что лучше всего получилось изобразить. Кроме того, каждый ребенок может придумать имя своему пришельцу и рассказать о его характере, а также о планете, с которой он прилетел.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

Рисование на космическую тему предполагает использование определенной основы. Если это будет рисунок красками, то лист бумаги, как правило, тонируется в темный цвет - черный, коричневый, темно-синий, темно-фиолетовый. Хотя отдельные рисунки замечательно смотрятся и на голубой основе. Также эффектно смотрится градиентный фон с красивыми цветовыми переходами.

Основа для рисования космического пейзажа

Форма основы может быть не только стандартной (формата А4). Интересное решение - предложить ребятам большие круги бумаги серого цвета (Луна), на которых они изобразят лунный ландшафт либо вымышленных обитателей этого космического объекта.

Основа рисунка - круг, вмещающийся в формат А4

Что касается краски, то гуашь в данном случае будет предпочтительнее акварели, так как позволяет создать яркие и насыщенные образы.

Космические композиции также создаются старшими дошкольниками цветными карандашами или восковыми мелками. Фон при этом закрашивается в процессе работы, и, в отличие от рисунка красками, он не бывает слишком темным.

Всегда необычно смотрится сочетание материалов. Например, на акварельном рисункЗае контур белой ракеты прорисовывается ярким фломастером.

За счет использования фломастера акварельный образ становится более ярким и контрастным

Поскольку при рисовании на тему «Космос» часто задействуются нетрадиционные техники, то воспитатель предоставляет детям соответствующие принадлежности - поролоновые губки, зубные щетки, ватные палочки, зубочистки для процарапывания рисунка, клей. Можно использовать даже такой неожиданный материал, как мыльные пузыри или пену для бритья.

На изобразительном занятии по данной тематике ребятам также можно предложить трафареты с изображением, например, кометы, инопланетянина, космического корабля. При этом можно затонировать основу красивыми цветовыми переходами, а изображения трафаретных объектов сделать однотонными и контрастными.

Материалы для рисования

Техники и приемы изображения, используемые при рисовании на космическую тему

Создавая композиции на космическую тему, старшие дошкольники отрабатывают все освоенные ранее приемы рисования красками и карандашами. Совершенствуется техника работы с кистью (кончиком и всем ворсом). Дети регулируют силу нажима на карандаш, упражняются в закрашивании силуэта ритмичными однонаправленными движениями. Педагог следит, правильно ли воспитанники держат инструмент, делает замечания по мере необходимости (это актуально даже в подготовительной группе).

В старшей, а тем более в подготовительной группе ребята уже хорошо умеют смешивать краски, добиваясь интересных оттенков. Этот навык пригодится им при рисовании космических пейзажей.

Такая необычная и таинственная тема, как «Космос», открывает большой простор для раскрытия творческой фантазии дошкольников. В этом плане большие возможности предоставляют нетрадиционные техники изображения. Так, например, бескрайние просторы космоса, изображенные акварелью, можно эффектно дополнить с помощью набрызга зубной щеткой - таким способом мы изобразим многочисленные далекие звезды, мелкие астероиды и космическую пыль.

Рисунок с использованием нетрадиционной техники набрызга

Для создания образа загадочной Вселенной идеально подходит техника граттаж - процарапывание силуэтов на темном фоне. Предварительно основа закрашивается разноцветными восковыми мелками и покрывается густым слоем черной гуаши (дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно накануне занятия.

Техника граттаж

Самое интересное - это непосредственно процесс процарапывания рисунка. В результате такой работы получается оригинальное изображение.

Рисунок в технике граттаж

Причудливые образы инопланетян хорошо получаются с помощью кляксографии - выдувание краски через коктейльную трубочку с последующим дополнением деталями.

Кляксография

Нарисовать лунный ландшафт с характерными кратерами поможет обыкновенный клей ПВА в пузырьке с узким горлышком. На поверхности Луны изображаются рельефные окружности, которые после высыхания покрываются серой краской.

Рисование при помощи клея ПВА

Интересное рельефное изображение также получается с помощью обыкновенной соли. Силуэт космического объекта вначале обозначается клеем, а затем посыпается крупной солью. Когда изображение подсохнет, оно покрывается краской.

Рисование солью с последующим закрашиванием

Рассмотрим и такой необычный прием, как рисование пеной для бритья. Пена смешивается с краской - в результате получается красивый мраморный эффект. Таким способом можно изобразить нашу родную планету Земля.

Рисование пеной для бритья

В детском саду также часто практикуется рисование восковыми мелками с последующим покрытием листа бумаги акварелью или гуашью. В данном случае используется свойство восковых мелков отталкивать воду. Вначале дошкольники рисуют космические объекты, ракеты, космонавтов и пр., а затем покрывают весь лист черной краской, используя кисть. С участков, покрытых воском, краска скатывается. В результате получается красивое контрастное изображение.

Рисунок акварелью и восковыми мелками

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

При рисовании на такую творческую тему, как «Космос», конечно же, нужно поощрять дошкольников использовать дополнительные виды деятельности. Таким образом, можно реализовывать индивидуальный подход на занятии. Например, яркую картину, изображающую далекую чужую планету с ее причудливыми обитателями, украсит аппликация в виде бумажных силуэтов диковинных деревьев.

Рисование с элементами аппликации

Композицию сделают более оригинальной и пластилиновые детали.

Сочетание рисования и пластилинографии

Варианты композиций для рисование на тему «Космос» в старшей и подготовительной группе

Занятие по рисованию на космическую тему с дошкольниками старшего звена логичнее всего проводить в начале апреля - накануне празднования Дня космонавтики. Перед такой продуктивной деятельностью желательно провести занятие по познанию окружающего мира на тему «Космос», чтобы потом ребята отразили свои познания и впечатления на рисунке.

В качестве конкретных тем для изобразительно деятельности можно предложить следующие:

  • «Космический пейзаж». Здесь основное внимание уделяется самому космическому пространству, летающим в нем кометам, метеоритам, космической пыли и пр.)
  • «Планеты Солнечной Системы». Ребята детально изображают Солнце и вращающиеся вокруг него планеты, отражая характерные внешние черты определенных космических объектов (красный цвет Марса, кольца Сатурна, зелено-голубая Земля, оранжевая Венера, очень маленький Меркурий, огромный Юпитер и пр.).
  • «Полет на Луну» (как вариант – «Полет на Марс»). Дошкольники изображают лунную поверхность, космический корабль на ней. Также можно включить в композицию образ космонавта. Другой вариант - Луна изображена издалека, а космический корабль подлетает к ней.
  • «Космонавты в космосе». Дети рисуют космонавтов в скафандре, парящих в невесомости в открытом космическом пространстве.
  • «Пришельцы в космосе» (как вариант – «Марсиане»). Это фантазийная работа, в которой дошкольники создают вымышленный образ инопланетянина, наделяя его самыми немыслимыми внешними чертами.
  • «Ракета в космосе», «Летящий спутник». Здесь акцент ставится на детальном изображении технических объектов, созданных человеком для освоения космоса.

Рисование на космическую тему при желании можно организовать и как коллективную работу. Для этого можно взять такую тему, как «Солнечная система» - каждый ребенок в подгруппе изображает определенную планету.

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: сюрпризный момент, познавательная беседа, чтение сказки, стихотворения, рассматривание иллюстраций и прочее

Занятие по рисованию космоса должно проходить в творческой атмосфере, чтобы дошкольники соприкоснулись с таинственным и волшебным миром бескрайней Вселенной. Прежде всего, это поможет сделать продуманная игровая мотивация.

Например, воспитатель сообщает ребятам, что получила послание из космоса, в котором кто-то просит о помощи. Оказывается, это Незнайка, который улетел на Луну и не может вернуться обратно. Ему страшно одному в незнакомом месте. Незнайке обязательно нужно помочь - отправить на Луну спасательный отряд космонавтов. Но долететь туда можно только на ракете или космическом корабле, которые нужно нарисовать.

Письмо дошкольникам также могут прислать космонавты. К нему также прилагается посылка с подарком - шлемом. Космонавты, зная, что ребята хорошо рисуют, просят их прислать им картинки с изображением космического пейзажа.

Интересна мотивация с использованием игрушечного персонажа. В гости к детям приходит пришелец из космоса. Он говорит, что ему понравилась большая и красивая планета Земля. На ней живет много людей, а вот ему грустно и одиноко, потому что он на своей планете живет совсем один. Инопланетянин просит ребят порадовать его - нарисовать друзей.

Мягкая игрушка, которую можно использовать на занятии

Чтобы дети прониклись космической темой, воспитатель может предложить им превратиться в космонавтов. Для этого дошкольники надевают заранее приготовленные бумажные шлемы и под соответствующую музыку представляют себе полет. Ребята открывают глаза и видят плакат с изображением Солнечной системы.

Фотография с открытого занятия в детском саду

Рисование на тему космоса можно начать и со сказки. Замечательное современное произведение - сказка Ирис Ревю «Про находчивую девочку и щедрое Солнце». Там повествуется, что когда-то очень давно наша планета освещалась только днем, когда солнечные лучи освещали все живое. А вот ночью было так темно и страшно, что нельзя и описать. И вот одна маленькая девочка обратилась к Солнышку с просьбой, чтобы кто-нибудь светил и ночью, потому что она очень боится темноты. Солнце задумалось и решило совершить чудо - его лучики подарили свет Луне, чтобы она в свою очередь посылала его на Землю. Кроме того, Луне вызвались помогать и звезды. Теперь ночи не были столько темными, а маленькая девочка больше не боялась спать.

После прочтения этой красивой сказки воспитанникам старшей или подготовительной группы можно предложить нарисовать космический пейзаж, где яркая Луна и звезды будут освещать земной шар в темноте Вселенной.

Также можно порекомендовать «Сказку об одинокой звезде». Главная ее героиня - маленькая звездочка (хотя на самом деле она была больше нашего Солнца). Ей было очень одиноко, потому что другие звезды расположены далеко, а планеты не интересовались ее жизнью. Они лишь спорили друг с другом о том, чья траектория более правильная. И вот как-то ночью мимо звездочки пролетела комета. Героиня никогда не видела их раньше. Они разговорились. Комета рассказал, что она небесная путешественница - летает, где захочется. Она сделана изо льда, но есть еще другие кометы - из камней и металлов. Звездочка попросила комету не улетать пока, а погостить у нее и рассказать о чудесах, которые та видела во Вселенной. Комета согласилась, стала вращаться вокруг звезды вместе с планетами и ежедневно рассказывала удивительные истории. Из ее рассказов звездочка узнала, что есть очень много разновидностей звезд: молодые и старые, раскаленные и почти остывшие, маленькие и гигантские. А самое интересное - многие звезды, которые видны на небе, на самом деле давным-давно погасли, а свет от них еще идет и долгое время будет идти. Звездочка призналась комете, что ее сокровенное желание - поговорить с другими звездами. И новая подруга сообщила ей, что звезды общаются друг с другом своим мерцанием (вспыхнут то ярче, то почти погаснут) – это их язык.

Вскоре комета улетела. А звездочка все вглядывалась в небо, желая разгадать таинственный язык. И вдруг одной ночью, когда она любовалась на ярко-красную звезду, та стала мигать - три коротенькие вспышки, затем одна яркая. Затем то же самое сделала другая звезда. И тут маленькая звездочка поняла, что это было приветствие, и так же помигала далеким звездам. Теперь оставалось только ждать ответа, пусть он даже придет через тысячу лет.

Картинка, которой можно проиллюстрировать сказку

Сюжет этой замечательной сказки станет хорошей мотивацией для рисования космических объектов - звезд, планет и комет.

Педагог также может рассказать воспитанникам от первого лица такую сказочную историю:

«Однажды я была на звездном космическом балу. В центре, на высоком троне, без движения сидела царица бала - Полярная звезда. На ней было великолепное голубое платье, а голову украшала корона. Вокруг вальсе кружились разноцветные звезды, в разных масках плясала созвездия. Хрустальный звон колокольчиков сообщил о прибытии на бал госпожи Кометы. Ее хвост переливался всеми цветами радуги, наряд был неотразим. Комету называют космической вестницей. Быстрая, где только она не бывает!? Заглядывает в самые отдаленные уголки Вселенной. Первой узнает о рождении новых звезд и планет. Вот и сейчас она рассказала о том, где скоро выпадут метеориты и метеорные дожди. А еще она передала Полярной звезде признание в любви от моряков, летчиков и космонавтов с планеты Земля. Уж очень они любят ее за то, что она всегда указывает верное направление».

Интересна следующая сказка, в которой планеты Солнечно системы наделяются антропоморфными чертами.

«Живет во Вселенной дружная семейка - Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей - планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку - Венерой, а самую добрую - Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер, Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья - спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космос без дружбы!»

https://infourok.ru/fizika.html

Плакат, которым можно проиллюстрировать сказку

После прочтения этой необычной коротенькой сказки можно предложить ребятам изобразить планеты в неожиданном ракурсе - с человеческим лицом, при этом постараться каждую из них наделить своим характером.

На космическую тему также существует множество интересных стихотворений, по сюжету которых также можно выстраивать занятие по рисованию. Приведем некоторые примеры.

«В космосе так здорово!» О. Ахметова

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!

«Десять лунатиков» (песня-игра, слова Усачёв А.А.)

Десять лунатиков жили на Луне.
Десять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне
И ДЕВЯТЬ лунатиков осталось на Луне.
Девять лунатиков жили на Луне.
Девять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне.
И ВОСЕМЬ лунатиков осталось на Луне.
Восемь лунатиков жили на Луне.
Восемь лунатиков ворочались во сне…

Считай лунатиков до тех пор, пока:

И вдруг один лунатик упал с Луны во сне!
И больше лунатиков не стало на Луне!

А если ты не хочешь спать,
Начинай считать опять!

Н. Цветкова

Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз
Солнце - дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвется с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?

В. Татаринов «Космонавт».

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду,

Самую лучистую выберу звезду.

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песню о земле родной.

Еще больше заинтересовать детей темой космоса помогут физкульминутки и динамические паузы на данную тему:

Физкультминутка «Космонавт»

Физкультминутка «Костюм космонавта»

Физкультминутка «Идем на космодром»

Пальчиковая гимнастика «Космос»

  • В космос мы с тобой летали,
  • Инопланетян встречали,
  • И для пальчиков зарядку
  • Вместе с ними выполняли.
  • Познакомились сначала,
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Подружились, обнялись,
  • А потом пошли смотреть,
  • В телескоп на звёздный путь!

Подвижная игра «Космонавты»:

  • Дети, взявшись за руки, ходят по кругу:
    Ждут нас быстрые ракеты
    Для прогулок по планетам
    На какую захотим,-
    На такую полетим!
    Но в игре один секрет:
    Опоздавшим - места нет!

Дети разбегаются и стараются занять места (в обручах). В одну ракету могут сесть только два космонавта.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Смирнова А.В. «Космический пейзаж»
(старшая группа)
Образовательные задачи : учить изображать Солнечную систему, получать разные оттенки красок путем смешивания.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру космоса.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации космоса, Солнечной системы.
Раздаточный материал: листы бумаги формата А4, акварельные краски, масляная пастель, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки
Ход занятия:
Воспитатель напоминает дошкольникам, что во время прогулки они рассматривали небо, и просит описать его. Оказывается, небо бывает разным: в солнечный день - ярко-голубым, в пасмурный - серым, на закате солнца - оранжевым. Ночью же небо кажется черным, на его фоне загораются тысячи звезд. Помимо нашей планеты, в космосе огромное число других планет, звезд, пыли, газов, астероидов.
Детям предлагается совершить увлекательное путешествие по Вселенной, представить, что они поднялись так высоко, что Земля кажется маленьким голубым шаром. Небо превратилось в космическое пространство, заполненное разными объектами. Ребята узнают, что наша галактика называется Млечный путь, а Солнечная система состоит из восьми планет.
Чтение стихотворения В.Шипуновой «На далёкой планете…»:
  • На далёкой, удивительной планете
    (Нам за десять лет не долететь)
    Солнце изумрудом ярко светит
    И живет оранжевый медведь.
    По шёлковой сиреневой траве
    Спокойно бродит розовый олень –
    Жемчужные рога на голове –
    Серебряным копытцем топчет тень.

Беседа на тему: что еще может быть на далекой удивительной планете.
Проводится музыкальная разминка «10 лунатиков» (на словл. А. Усачёва).
Вниманию детей представляется плакат с изображением Солнечной системы. Педагог кратно обозначает внешние отличительные признаки планет. Например, Меркурий имеет много кратеров, а Венеру и Землю называют «сестрами» за их одинаковый размер. Марс из космоса кажется красным, Земля - голубой, а Уран - зеленым. Сатурн окружен кольцами, состоящими из камня и льда.
Дошкольникам предлагается зарисовать свое путешествие с помощью акварельных красок и мелков масляной пастели. Космические объекты рисуются мелками, а воздушное пространство закрашивается акварелью.
Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ.

Аляева О.А. «Мы летим в космос»
(старшая группа)

Загадка про Незнайку:

  • В шляпе с круглыми полями
    И в штанишках до колен
    Занят разными делами,
    Лишь учиться ему лень.
    Кто он, быстро угадай-ка,
    Как зовут его? (Незнайка)

Незнайка присылает послание из космоса, в котором просит о помощи - он
Улетел на Луну и не может вернуться. Ребята должны превратиться в космонавтов, чтобы слетать в космос и помочь персонажу. Но для этого им
понадобиться ракета, которую нужно нарисовать.
Рассматривается схема Солнечной системы.
Детям предлагается дидактическая игра «Расколдуй марсианина»: нужно назвать, из каких геометрических фигур составлены портреты инопланетян, и посчитать их.
Педагог сообщает ребятам, что они будут рисовать ракету и космические объекты в технике граттаж. Дошкольники рассматривают три образца работы в данной технике.
Проводится физкультминутка - под медленную музыку ребята имитируют движения космонавтов в невесомости.
Самостоятельная продуктивная деятельность. Анализ работ.

Гарифуллина В.В. «Пришельцы из космоса»
(подготовительная группа)

Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в виртуальное космическое путешествие - представить себя на борту космического корабля. Беседа о планетах Солнечной системы.
Педагог просит ребят пофантазировать о том, как могут выглядеть инопланетяне, будут ли они похожими на нас. Дети высказывают предположения, что пришельцы могут быть огромными, зеленого цвета, иметь третий глаз и пр.

Появляется игрушечный пришелец Чуча. Он прилетел с далекой планеты, но там он живет совсем один. Чуча просит ребят нарисовать ему друзей - разных инопланетян - и придумать им имена (мотивация).
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Познакомились сначала,
    В космос мы с тобой летали,
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Инопланетян встречали,
    Подружились, обнялись,
    И для пальчиков зарядку
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Вместе с ними выполняли.
    А потом пошли смотреть,
    В телескоп на звёздный путь!

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ работ. Дети рассказывают о своем пришельце и планете, с которой он прилетел, называют его имя.
Рисунки ребята дарят Чуче и приглашают его прилететь к ним снова.

Деева Т.
(подготовительная группа)

Занятие начинается с загадок про ракету и космонавта:

    Чудо-птица - алый хвост
    Полетела в стаю звезд.
    Наш народ построил эту
    Межпланетную …
    (Ракету)
    Он не летчик, не пилот,
    Он ведет ни самолёт,
    А огромную ракету,
    Назовите, кто же это.
    (Космонавт)

Проводится подвижная игра «Космонавты».
Краткая беседа о Дне космонавтики. Чтение стихотворения В. Степанова: «Ю. Гагарин»:

  • В космической ракете
    С названием «Восток»
    Он первым на планете
    Подняться к звездам смог.
    Поет об этом песни
    Весенняя капель:
    Навеки будут вместе
    Гагарин и апрель.

Обсуждение профессии космонавта, необходимых для нее качеств. Педагог рассказывает об испытаниях, которым подвергаются космонавты на Земле. Дошкольники представляют, что они полетели в космос, рассматривают иллюстрации на космическую тему.
Проводится физкультминутка:

  • Раз, два - стоит ракета,
    (дети проверяют осанку)
    Три, четыре - самолет.
    (руки в сторону)
    Раз, два - хлопок в ладоши,
    (хлопки в ладоши над головой)
    А потом на каждый счет.
    (четыре хлопка перед собой)
    Раз, два, три, четыре
    (руки вверх, потянуться)
    Руки выше, плечи шире
    (руки в стороны, предплечья вверх)
    Раз, два, три, четыре
    И на месте походили.
    (ходьба на месте)
    А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    (руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты»)
    На носочки поднялись,
    (встать на носочки)
    Быстро, быстро руки вниз
    (правую руку вниз, левую руку вниз)
    Раз, два, три, четыре –
    Вот летит ракета ввысь!
    (потянуть голову вверх, плечи вниз)
    В ясном небе солнце светит,
    Космонавт летит в ракете.
    (потягивания - руки вверх)
    А внизу леса, поля-
    Расстилается земля.
    (низкий наклон вперед, руки развести в стороны)

Дошкольникам предлагается нарисовать ракету с помощью трафарета, дорисовав пальчиками окошки. Планеты будут изображаться крышечками от
бутылок (печатание). Белые и желтые звезды рисуются ватными палочками.
Продуктивная деятельность детей. Пока рисунки сохнут, ребята выкладывают на ковре ракету из счетных палочек.
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Космонавт»:

  • Мне бы надо, очень надо
    Космонавтом смелым стать.
    Мне бы надо, очень надо
    К двум Медведицам слетать,
    У Медведиц погостить,
    Их коврижкой угостить.
    Уж такая там природа:
    Ни цветов, ни пчёл, ни мёда,
    А потом махнуть в ракете
    К самой северной планете…

Композиции дошкольников старшего звена с комментариями по выполнению работы

«Космический пейзаж, планеты Солнечной системы»

Воспитанники старшей и подготвоительной групп создают замечательные картины космоса. Всегда эффектны рисунки на темном фоне: планеты и звезды кажутся более яркими и контрастными. В этом плане отметим работы «Неизвестная планета», «Загадочный Сатурн», «Сатурн», «На просторах Вселенной».

Оригинальны композиции, в которых задействованы нетрадиционные способы рисования. Это работа «Неизведанный космос», выполненная в технике граттаж, рисунок «Наши соседи по космосу», где Марс и зеленые фрагменты Земли изображены с помощью соли. А композиция «Тишина и спокойствие в космосе» представляет собой целую комбинацию нестандартных техник - набрызг, рисование мыльными пузырями и губкой. Набрызг также применен в работе «Комета».

Дошкольники любят изображать строение Солнечной системы. Это коллективная работа «Наша Солнечная система», где каждый ребенок в подгруппе рисовал определенную планету. Интересна интерпретация этой темы в фантазийном рисунке «Солнечная система», где Солнце ребенок изобразил меньшего размера, чем Сатурн, а большинство планет окрасил в загадочный фиолетовый цвет.

Фотогалерея: работы дошкольников

Рисунок гуашью Рисунок гуашью с использованием соли Рисунок акварелью и карандашами (коллективная работа) Рисунок гуашью с применением техники набрызга Рисунок восковыми мелками Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок акварелью и фломастерами Рисунок в нетрадиционной технике: набрызг, рисование губкой и мыльными пузырями

«Ракеты и космические корабли»

Старшие дошкольники очень реалистично изображают ракеты и другие виды космической техники. Это яркие работы «Космическиц полет», «Ракета», выполненные гуашью. Аккуратный рисунок на красивом голубом фоне - «Ракета в пути». Композиции «Вперед к неизведанным мирам» и «Ракета стартовала от Земли» интересны своей техникой (граттаж и карандашный рисунок с преобладанием оттенков черного цвета).

Представляют интерес образы космических кораблей. На рисунке «Неизвестная планета» техника осваивает поверхность в то время как космонавт устанавливает флаг России. А в композиции «Белка и Стрелка» из космического корабля выглядывают знаменитые на весь мир собачки.

Образы ракет и космических кораблей неизменно соседствуют с космическим пейзажем, включающим в себя звезды и планеты. Часто на рисунках мыв видим нашу Землю («Белка и Стрелка», «Ракета», «Ракета пролетает планеты»). На исунке «Путешествие в космосе» мы видим Сатурн с улыбающимся человеческим лицом.

Фотогалерея: рисунки детей с изображением космоса

Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок карандашом Рисунок фломастерами Рисунок гуашью Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

«Полет на луну»

В своих рисунках дошкольники детально изображают Луну - неизменную спутницу нашей планеты. В композиции «Полет на Луну» мы видим ракету, которая стартует с Земли, чтобы добраться до загадочного ночного светила. Луна здесь изображена в приглушенно желтом цвете на таинственном синем фоне.

А рисунок «Привет с Луны» имеет патриотическую направленность: ведь, именно русский космонавт установил на лунной поверхности флаг нашей страны.

Работа «Путешествие на Луну», выполненная в пастельных сине-голубых тонах, изображает космонавта, прогуливающегося по поверхности спутника.

Фотогалерея: рисунки по теме

Фотогалерея: рисунки по теме «Полет на луну»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок восковыми мелками

Программное содержание: систематизировать представления детей о космосе;

— знать некоторые сведения из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом, кто был первым космонавтом, кто первым вышел в открытый космос.

— оперировать сведениями о солнечной системе: сколько планет, у каких есть кольца, какая планета является спутником Земли, уточнить представления о модели солнечной системы.

— формировать речевые умения (обогащение словаря за счет активизации в речи знакомых слов и эпитетов), формирование связной монологической описательной речи.

— воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту звездного неба, желание отразить свои впечатления в рисунке, аппликации, игре.

— формировать навыки включения в игру – моделирования, умение входить в предложенную или выбранную роль. Стимулировать познавательный интерес.

1. Предварительная работа.

Цель: Пробуждать познавательную активность,познакомить с культурными ценностями.

Формировать потребность выражать свое отношение к миру, свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них).

Сказки: Маленький солнечный лучик.Волшебные сказки космоса. Космический адрес. Сказка о глупых мышатах, которые хотели съесть луну. Сказка о солнечном лучике. Миф о Фаэтоне. Миф о Персее и Андромеде. Миф о Большой и Малой медведицах. Миф о созвездии Лира. Звездные сказки. Моя первая книжка по астрономии. Космос в картинках. Медвежонок Миша открывает мир.

Игры:

Игра-моделирование «Солнечная система»

Дидактическая и сюжетно-ролевая игра «Мы изучаем космос»

Игра-моделирование «День и ночь»

Игра «Обитатели космоса»

Подвижная игра «Космонавты»

Практическая деятельность: создание макета «На Луне», аппликация «Мое созвездие, конструирование: «Ракета». «Звезда» (оригами)

Материал: шапочки с изображением ракет, планет солнечной системы, плащи для игры- моделирования «Солнечная система», обруч с лентами, строительный набор.

Аудиозапись для танца на планете, конверт с загадками

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вчера наша страна отмечала День космонавтики. Мы с вами уже многое знаем о космосе. Как бы вы хотели, чтобы прошло наше занятие? (дети выбирают космическое путешествие) . А что нам нужно для путешествия? (из крупного строительного материала строим с детьми ракету). Придумываем название ракеты. Обозначаем Центр управления полетом.

Руководитель: Назначаю командиром корабля Наталью Романовну. Командир, приступайте к выполнению своих обязанностей.

Командир: Построиться! Каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым — называя необходимые качества, дети комментируют, для чего они нужны).

Первое отборочное задание: Ответьте на вопросы!

Какая наука изучает Вселенную? (астрономия)

Как называется профессия людей, которые летают в космос? (космонавты)

Как называется одежда космонавта? (скафандр)

— Кто был первым космонавтом. который полетел в космос? (Ю.Гагарин)

Как звать первую женщину –космонвта? (В.Терешкова)

Кто первым вышел в открытый космос? (А.Леонов)

Что такое солнце? (звезда)

Как по другому называется Млечный путь? (Галактика)

Какая самая яркая звезда в небе? (Сириус)

Какие бывают спутники? (естественные и искусственные)

Назовите спутник Земли? (Луна)

Сколько планет в солнечной системе? (9 планет)

У каких планет есть кольца? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Назовите главный космодром нашей страны? (Байконур)

С помощью какого прибора можно наблюдать за звездным небом? (телескоп)

Что такое НЛО?

Командир: Поздравляю! Вы все успешно прошли испытания и зачислены в отряд космонавтов. Одеть скафандры! Занять свои места! Земля! Мы готовы к полету!

Руководитель: Приготовиться к старту. Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни. Внимание! 5,4,3,2,1 – старт! (музыкальное сопровождение).

Руководитель: Мир! Мир! Мир! Прием. Как слышите? Как экипаж переносит перегрузки?

Командир: Земля! Спасибо, все в порядке. Приступаем к выполнению программы полета. Ребята, какие космические объекты могут встретиться нам в космическом пространстве? (планеты, звезды, астероиды, метеориты, метеоры, спутники, кометы, созвездия).

Вспоминаем с ребятами, что из себя представляют звезда, астероид, комета, метеорит, метеор. Что такое созвездие? (это группы звезд, расположенные недалеко друг от друга).

Игра: «Назови созвездие»

Командир: Итак, мы прошли первый этап работы в космосе (пальчиковая гимнастика «Звезда»)

Руководитель: Мир! Мир! Мир! Прием. Как проходит полет?

Командир: Все в порядке. Наши юные космонавты знают о космических объектах, узнали все созвездия. Продолжаем полет.

Ребята, мы приближаемся к неизвестной земле, приготовься к высадке. (аудиозапись космической музыки. Появляется инопланетянин).

Командир: А где находится планета Земля? Какой ваш космический адрес?

Дети: Страна — Вселенная

Город — Галактика

Район — Солнечная система

Дом — Земля

Командир : А чтобы жителю планеты Антарис было понятнее расположение нашей планеты, какую игру мы знаем? («Солнечная система»).

Игра-моделирование «Солнечная система».

(Дети от имени «своей» планеты дают ей характеристику).

Инопланетянин: А что такое танцевать?

Командир: Ребята, покажем свой любимый танец?

Танец «Утята»

Инопланетянин: Хороший танец. Спасибо, грустно с вами расставаться. Примите от меня сюрприз.

Прощаемся с инопланетянином и возвращаемся на корабль.

На корабле в конверте — сюрприз от планеты Антарис обнаруживаем – загадки космического содержания.

Руководитель: Мир! Прием. Как проходит полет?

Командир: Земля. Все отлично. Мы побывали на планете Антарис. Познакомились и подружились с ее жителем. Ребята назвали своему другу адрес Земли, показали игру «Солнечная система».

Руководитель: Мир! Внимание. Вижу Землю. Ориентируйтесь на созвездие Малая Медведица. По полярной Звезде.

Командир: Где находится Полярная звезда? Как она поможет нам вернуться домой?

Ребята объясняют, что Полярная звезда находится на хвосте Малой Медведицы и всегда указывает путь на север.

Командир: Внимание! Вижу Землю.Приготовится к спуску

Руководитель: Мир! Все готово к вашему приему. Ждем вас.

Командир: Всем оставаться на своих местах. (аудиозапись спокойной музыки) .Вот мы и дома.

Итог: Что вас удивило в полете? О чем вы расскажите своим друзьям? Какие вам встретились трудности? О чем вы еще хотите узнать?

Командир: Полет окончен!Всем спасибо!Открыть люк! Выйти из ракеты!

Руководитель: Дорогие ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.

Благодарю вас за отличные знания и умения. На память о полете вручаю вам памятные медали.

воспитатель МБДОУ № 30 «Северное сияние»

г. Инта Республики Коми