Особенности православного воспитания. Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка Воспитание девочки в православной семье


Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком . Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Православное воспитание детей - воспитание в строгости?

Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.
Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться . Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

Кто из женщин не мечтает встретить на жизненном пути настоящего мужчину, достойного самой жертвенной любви, который никогда не предаст и поддержит в л...

В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания .

  1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство - это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
  2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва . Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
  3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
  4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
  5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
  6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории - все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о...

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

  • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
  • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
  • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
  • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
  • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
  • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
  • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

8 0

Многим современным родителям хочется, чтобы их чада выросли в лучших традициях православной педагогики. Однако понятия о правильном воспитании у всех разные. Для одних это - суровый Домострой, для других - либеральный стиль, приправленный лёгкими религиозными «специями». Так что же всё-таки такое - православное воспитание?

Золотая середина

Мой приятель Семён вырос в радикальной православной многодетной семье, в которой игнорирование домашней молитвы или воскресного визита в храм считалось тяжким преступлением. А любые попытки жить своим умом жестоко подавлялись. Но у парня оказался волевой характер, и как только представилась возможность жить самостоятельно - он ушёл из семьи и стал для родных «падшей овцой» и «отрезанным ломтем». Теперь он - убеждённый атеист, презирающий Церковь и собственных родителей-«мракобесов», которых он не может простить за то, что они лишили его нормального детства…

Другой мой знакомый, Андрей, вырос в семье убеждённых либералов. Для него практически не существовало запретов и ограничений. Он вырос, женился, развёлся, снова женился и по-прежнему любит своих родителей. Однако мать и отец теперь переживают: к религии и моральным нормам их сын равнодушен, по жизни слабоволен и даже инфантилен, и слишком много вольностей позволяет, осложняя жизнь себе и окружающим.

Любые крайности в воспитании детей - вредны. Семья фанатиков порождает либо себе подобных радикалов, плохо приспособленных к реальной жизни, либо пополняет ряды «безбожников». По-своему проблемные дети вырастают и там, где царит ничем не ограниченная свобода. А значит, оптимально придерживаться золотой середины, избегая крайностей и предпочитая разумный гибкий подход.

Готовимся к рождению

В православных семьях воспитание ребёнка начинается с… подготовки к зачатию. Будущие родители морально и духовно готовятся, стараясь вести достойную христианскую жизнь и укрепляя себя молитвами и святыми таинствами. Такой супружеский союз обязательно должен быть благословлён церковным венчанием, покрывающим семью Божественной Благодатью.

Во время постных дней принимаются меры по исключению возможности зачатия. Самым надёжным способом считается воздержание. По мнению большинства духовников, зачатые в пост дети больше болеют и страдают, хуже поддаются лечению и труднее воспитываются. Впрочем, это касается только православных христиан, сознательно нарушающих запрет. Было бы абсурдом, если бы Бог «карал» за нарушение православного поста иноверцев и атеистов.

После зачатия и в период грудного вскармливания наиболее ревностные христиане также стараются избегать сексуальных отношений, считая, что это может духовно и физически навредить ребёнку. Вместо этого супруги стараются больше молиться и бывать в храмах и прочих святых местах, и как можно чаще исповедоваться и причащаться.

Детство

И вот, наконец, долгожданный малыш родился и ему выбирают имя. У православных принято давать новорожденному имя святого покровителя, в день которого он появился на свет, либо именины которого будут в ближайшие 8 дней, или совпадают с намеченным днём крещения. Также можно дать ребёнку имя наиболее любимого и почитаемого в семье святого угодника.

Моя старшая дочка родилась в дни памяти святой Марии Египетской. Но мне поначалу хотелось дать ей иное имя. И тогда мы с женой решили положиться на Промысел Божий. Написали на бумажках несколько вариантов имён, свернули и положили их на полку с иконами. Помолились и вытянули жребий. Выпало имя Мария, и мы уже не сомневались, как её назвать. А когда родилась младшая, Саша, её святой покровительницей стала Дивеевская подвижница, чьи именины по святцам приходились в день крещения дочки.

Чаще всего православные крестят ребёнка на 8-й или 40-й день с момента рождения. С момента крещения ребёнок становится членом Церкви и у него появляется персональный ангел-хранитель. Желательно приобрести икону небесного покровителя, и когда малыш начнёт понимать слова - время от времени показывать святой образ, называя имя и рассказывая о нём. Нательный крестик носится постоянно и никогда не снимается, он - своего рода оберег против любого зла. Подрастая, ребёнок приучается перед сном и в трудные моменты жизни целовать свой крест и беречь его.

При выборе крёстных православные родители отдают предпочтение искренне верующим ответственным людям, готовым всегда молиться о крестнике и заботиться о его духовном воспитании. Если не нашлось двоих крёстных - не беда, главное, чтобы был хотя бы один восприемник того же пола, что и ребёнок. В ходе таинства между крёстным и крестником устанавливается особое духовное родство и мистическая связь, сохраняющаяся даже после ухода в мир иной.

С момента крещения младенца можно и нужно причащать - чем чаще, тем лучше. Скажем, еженедельно. Дети, которых регулярно причащают в храме, отличаются особым душевным покоем, более послушны, и в них дольше сохраняются всё то доброе и ангельское, что мы так любим в невинных малышах.

Детская душа подобна мягкой глине, из которой можно лепить будущую личность. Чем больше доброго и позитивного родители вкладывают в ребёнка в первые его 6 лет жизни, любя и оберегая от зла как нежный цветок от ветров и морозов - тем лучше.

Малыш восприимчив к религиозным впечатлениям и инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Очень хорошо, когда мать или отец подносит ребёнка к иконам, осеняет крестным знамением, держит на руках в течение богослужения, молится над его кроваткой, напевая молитвы в качестве колыбельной. И, конечно же, полезно приучать малютку к церковной службе с первых месяцев жизни. Сознание младенца впитывает в себя звуки и образы, и впоследствии служба для него будет роднее, милее и понятнее, чем для детей, начавших посещать храм лишь в сознательном возрасте.

Не раз наблюдал картину: младенец пристально смотрит вверх, под купол храма, и протягивает ручку, словно пытаясь показать родителям нечто, парящее в вышине. Дети способны видеть сверхъестественное, о чём они, к сожалению, впоследствии забывают. Впрочем, сын прихожанки нашего храма, выросший на моих глазах, как-то признался мне, что помнит, как в раннем детстве он видел под куполом живые лики и ангелов.

Православный ребёнок ежедневно соприкасается со святыней. Проснувшись утром, он выпивает святой воды и заедает кусочком просфоры - освящённого церковного хлеба. Целует любимые иконы, берёт в руки Евангелие. Вместе с родителями молится утром и вечером, а также перед едой и после. Приходя в храм, прикладывается к иконам и принимает святые таинства.

Очень важно, когда ребёнок видит молящихся родителей и постепенно начинает делать то же самое. Зажигаются свечи, лампадки, домашний уголок с иконами ощущается как окно в таинственный иной мир. Образ материнской и отцовской молитвы остаётся в душе навсегда и оказывает гораздо больше позитивного воздействия, нежели самые авторитетные объяснения и указания.

Подрастающий малыш постепенно запоминает основные, самые важные молитвы, а также учится молиться своим словами - о здоровье и благополучии семьи, о личных нуждах и т.д. Духовная нагрузка на ребёнка увеличивается по мере сил и взросления, но так, чтобы не переборщить и не превратить всё в тяжкую повинность.

С 3-4 лет малышу можно простым кратким и понятным детским языком начинать рассказывать о Боге, о творении, о видимом и невидимом мире. Но нужно быть готовым, что ребёнок может неожиданно задать какой-нибудь важный для него вопрос мировоззренческого характера. Например, Кто такой Бог и почему это Его нельзя увидеть. К подобным вопросам желательно готовиться заранее, чтобы суметь кратко и внятно на них ответить.

Постятся дети по-разному, в зависимости от состояния здоровья и семейных традиций. В одних семьях уже с 3 лет малыши едят то же самое, что и постящиеся родители, в других - приучение к посту начинается в более позднем возрасте, с разумными послаблениями. Например, в нашей семье дети отказываются только от мяса, а полезную для них рыбу и молоко продолжают кушать. Но при этом на время постных дней им приходится забыть о сладостях и ограничить некоторые свои развлечения - вроде мультиков.

Оптимально, когда ребёнок знает об укрепляющей и дисциплинирующей пользе поста и постится без отторжения и сожаления. Ему необходимо есть досыта, в его рационе должны быть полезные для здоровья овощи и фрукты, каши, орехи, семечки, мёд. И если вы на время поста что-то отнимаете - то надо обязательно дать взамен что-нибудь полезное! Например, запретив смотреть телевизор - больше уделять времени совместным играм, чтению и беседам.

А ещё полезно начинать приучать подрастающего малыша к труду. С 4 лет у него должны появляться первые обязанности по дому - уборка игрушек и личных вещей и любая посильная помощь родителям.

Отрочество

Полноценное присутствие на воскресных и праздничных всенощных и литургиях становится для подростка привычным делом. Так же, как и своё собственное посильное домашнее молитвенное правило. Чтобы посещение храма не наскучивало, привлекало и вызывало интерес - полезно каждый раз перед уходом в церковь вести увлекательные беседы на духовные темы. Например, рассказывать о церковных праздниках, чудесах и удивительных явлениях в жизни верующих людей. И отвечать на любые детские вопросы.

Очень важен личный положительный пример родителей. Если мама и папа молятся дома и регулярно ходят в храм с радостью, а не относятся к этому как к вынужденной повинности, если они излучают добро и любовь - то и ребёнок ведёт себя соответственно. Свойственное же некоторым взрослым лицемерие, притворство и фарисейство ничего кроме вреда не приносит, дети очень чутко чувствуют любую фальшь и притворство.

Помимо обычных «светских» добрых и полезных книг, приходит время читать и изучать Священное Писание. Для начала - детскую Библию с красивыми картинками и адаптированные для детей жития святых и духовные рассказы. Затем, годам к 8 - можно начинать читать полноценное «взрослое» Евангелие, разъясняя чаду непонятные или знаково-символические моменты. Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе с повествованиями о Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом. Рассказывают о содержании Его проповедей и поучений, а также о Богородице и о жизни и деятельности святых апостолов, основавших христианство. Также дети должны знать основные божественные заповеди и их толкование, и получать информацию, побуждающую стремиться к правде и добродетели . А вот с Ветхим Заветом стоит быть крайне осторожным и брать из него лишь полезные с педагогической точки зрения фрагменты, избегая книги с описаниями войн и зверств, пусть даже оправдываемых религиозной необходимостью.

Помимо знаний о Боге, добрых ангелах и святых праведниках, в отрочестве, примерно с 8-9 лет, приходит пора рассказывать и о существовании падших ангелов, ставших бесами-искусителями и об их предводителе - дьяволе. Но рассказывать надо так, чтобы подросток не боялся представителей инфернального мира, а лишь остерегался их и знал, что он находится под защитой Божьей и всегда может огородить себя от любой нечисти молитвами, святыми таинствами и достойной христианской жизнью.

Родителям не стоит переживать из-за всевозможных сказочных персонажей, о которых их ребёнок узнаёт из книг и фильмов. Увлечения феями, эльфами и прочими придуманными персонажами со временем проходит, а христианская вера остаётся и переходит на новый качественный уровень.

С 5-7 лет многие родители начинают водить чадо в воскресную школу, которая, как правило, действует при любом храме и безплатно принимает желающих. Занятие проводят священники, матушки и духовно опытные миряне, способные открыть перед ребёнком многогранный мир православия, рассказать о смысле и сущности христианской веры, научить новым молитвам и полезному опыту. А также приобщить к творческим занятиям и декоративно-прикладному искусству . Мои дочки с удовольствием ходят на хоровые занятия и мечтают петь в хоре. А обожающий рисовать сын моих друзей осваивает иконопись.

С годами обязанности и личная нагрузка подростка возрастает, а для гулянок и развлечений остаётся всё меньше времени. Всё это помогает ребёнку вырасти в ответственного и трудолюбивого человека. Но важно не перегнуть палку и не утомить непосильной ношей, соблюдая разумный баланс между отдыхом и полезной деятельностью. И очень хорошо, если у сына или дочки есть творческие наклонности - к музыке, живописи, поэзии... Их надо стараться поощрять и развивать, подыскивая хороших учителей. То же самое касается и детских увлечений спортом, танцами или полезными ремёслами.

Замечательно объединяют семью совместные семейные «посиделки» с чтением и общением, с развивающими играми и викторинами, а также просмотр хороших добрых поучительных фильмов. Очень любят дети совместно проводимые праздники - с чаепитиями и поеданием вкусностей.

А вот безконтрольного смотрения телевизора лучше избегать. Во многих православных семьях родители удаляют антенну, а взамен собирают хорошую коллекцию проверенных добрых фильмов, мультфильмов и познавательных передач. Не меньшей бдительности требует и обращение детей с компьютером. Многие компьютерные игры могут навредить детской психике и духовности, да и на безкрайних просторах Интернета можно всякого нахвататься и потерять нравственные ориентиры.

Какой бы ни был хороший ребёнок, а полностью избежать поступков, требующих наказания, никому не удаётся. Но наказывать надо не в гневе, а с любовью и заботой о душе чада. По возможности избегать рукоприкладства, ограничиваясь строгими беседами или временным лишением некоторых привычных благ. Скажем, провинившийся ребёнок может на несколько дней лишиться любимого планшета или компьютера, либо горячо обожаемых шоколадок и мороженого. А на некоторых подростков сильнее всего действует временный «игнор», когда родитель, объяснив причину, перестаёт разговаривать с чадом до полного его раскаяния и обещания исправиться.

Юность

«Представляешь, моя Танька замуж собирается! - недавно пожаловалась приятельница на свою 17-летнюю дочку. - Ещё недавно пешком под стол ходила, а уже - в невесты готовится, жениха завела! И даже батюшку слушать не хочет. И куда торопится, глупая?!» Пришлось напомнить Ольге, что и сама она, едва ей исполнилось 18, замуж выскочила. А яблоко от яблони, как говорится…

После 15 лет отроки и отроковицы вступают в по-своему прекрасную пору юности. И, бывает, что только-только родители соберутся провести с ними серьёзные беседы на щекотливые интимные темы, как вдруг выясняется, что их дети уже не только всё знают, но уже и влюблены, и мечтают о создании собственной семьи, а то и просто хотят «пожить в своё удовольствие». Тут уже и духовник не всегда способен помочь и рассудить. Приходится включать всю свою житейскую мудрость, чтобы не наломать дров и действовать, ориентируясь на обстоятельства. Готовиться к ранней свадьбе, или уговаривать чуть повременить и хорошенько взвесить все свои чувства и возможности.

В юности приходит пора пожинать плоды заложенного в детстве и отрочестве воспитания. Готовясь к исповеди, девушка и юноша подвергают анализу свои мысли и чувства, работая на более тонких уровнях, чем прежде. А молясь перед иконой, знают, что говорят не с ней, а как бы через неё - с Тем, чей образ изображён. И очень хорошо, если у юного создания выработано чувство, что Бог видит каждый его поступок и есть в душе чистая любовь к Господу и к духовной жизни. Тогда ему никакие житейские бури и проблемы не страшны. А родителям остаётся лишь ненавязчиво делиться своим жизненным опытом и с любовью поддерживать свою кровиночку на пути во взрослую жизнь.

«Добрые дети – дому венец,

злые дети – дому конец ».

Русская народная пословица.

«Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, имеет ту

воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа ».

Ушинский К.Д.

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нрав­ственных устоев. «В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи».

Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро. Одна из основных причин кризиса семьи и воспитания - утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. «Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».

Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи – духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом.


Среди духовно-нравственных характеристик семьи , характерных для отечественной семейной культуры, и благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию детей являются:

· любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами,

· ведение нравственного образа жизни на основе отечественных

духовных традиций,

· общую для членов семьи духовную цель служения ближним,

обществу, Отечеству,

· признание супругами семьи и детей подлинными духовным

ценностями,

· желание супругов укреплять семью и стремление воспитать

гармонично развитых детей,

· признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом

интересов, роли и места всех ее членов,

· взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи,

· совместное духовное возрастание всех членов семьи.


Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада :

· жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных

праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи,

· уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,

· особо ответственном и любовном отношении к воспитанию

младенца (долгое грудное вскармливание, пестование),

· использовании в воспитании устного и изобразительного народного

творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-

самоделок,

· посильном участии детей в трудовой деятельности семьи,

обучении рукоделию и ремеслам,

· общей семейной трапезе,

· назидательном семейном чтении с последующим обсуждением

прочитанного,

· существовании семейного совета с решающим словом старшего

члена семьи.


Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни деревни в течение всей жизни каждого человека. Религиозный смысл почтения к родителям («Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет » - Мф. 15, 4) особенно ясно проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и родительскому проклятью.

Духовное воспитание начиналось с крещения . По­давляющее большинство русского народа не могло допустить, чтобы новорожденный остался не крещеным. Вполне осознанное признание необхо­димости крещения составляло и составляет важнейший элемент массово­го религиозного сознания русских.

Религиозное воспитание в благочестивых крестьянских семьях отраже­но в многочисленных жизнеописаниях подвижников, вышедших из крес­тьян. Их современники, приступая к повествованию о жизни подвижника, как правило, говорили, хотя бы кратко, о той обстановке, в которой он вырос в детстве. Чаще всего, они опирались на рассказы самого подвиж­ника.

Обязательными были исповедь и прича­щение детей, молитвы детей в храмах и участие их всемейных молит­вах дома - все это и было основой массового духовно-нравственного вос­питания.

Примером благочестия для детей были родители . Как пишет А.С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».

Трудно переоценить значение семьи в трудовом воспитании каждого человека. При этом трудовое воспитание очень естественно и незаметно соеди­нялось с духовным, составляя его необходимую, неотъемлемую часть.

Во многих играх крестьянские дети и подростки очень точно подра­жали разным видам работ . Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых, все­гда поощрявших подобный поворот в детских забавах. Чаще это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо извест­ным большинству участников. Но импровизация всегда дополняла стро­гую схему игры.

Существовала определенная последовательность включения детей и подростков в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длитель­ного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного района. Включение детей и подростков во все промысловые занятия происходило постепенно, соот­ветственно возрасту, под наблюдением взрослых.

Начиналось это зачас­тую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру, полуза­нятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке - под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте. Приобретение навыков в земледельческих работах, как и в промыслах, выходило за рамки семьи.

Дети, естественно, наблюдали в поле, на лугу, в лесу и на реке труд не только взрослых членов своей семьи, но и соседей, односельчан. И не только стихийно наблюдали, но и получали от них нередко направленные указания и советы. Существенно помогало в этом отношении семье общественное мнение . Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, их возрасту, начинали насмехаться.

Системными составляющими традиционной культуры семейного воспитания, построенными на приоритете духовно-нравственного воспитания детей в разных видах деятельности: в труде (домашнем, ремесленном, общинном ), в праздниках, играх и семейном чтении, уходе за престарелыми и меньшими членами семьи оставалось самым важным:

Уважительное отношение к старшим (их почитание),

Отношение к браку как священному союзу,

Требовательность и ответственность,

Совесть и честь каждого члена семьи.

Преемственность отечественных семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень служения обществу, Отечеству.

В современной России необходимо возрождать практически все формы православного семейного уклада. Вполне реальнысемейные советы , благоприятно для гармоничного развития детей использование народных игрушек и игр, особенно изготовленных совместно детьми и взрослыми. Большие возможности для развития ребенка несут в себе устное и изобразительное народное творчество.

Отставание на первых месяцах и годах в психическом и речевом развитии можно преодолеть за счет возрождениятрадиционного воспитания младенцев : обязательного грудного вскармливания, пестования, использования попевок, потешек, колыбельных, сказок.

Укрепляют отношения доверия и уважениясемейные трапезы и общие праздники , как внутрисемейные, так и объединяющие несколько семей, групп детей в детском саду, школе, семейном клубе, церковной общине.

Забота о близких людях действенно проявляется и формируется в ходеподготовки к праздникам в течение всего года через изготовление подарков, угощений, выступлений, а необходимые навыки для этого приобретаются при обучении в семье рукоделию и ремеслам, в совместных общих делах.

Просвещенность русского народа во все времена определяласьтрадицией семейного чтения , которая в наше время сохранилась в немногих семьях. В это же время почти в каждом доме еще хранятся собрания книг русской классической литературы. Восстановлению интереса и любви к семейному чтению могут помочь новые современные формы межсемейного общения: семейные клубы, школы молодых родителей, семейные гостиные, которые реально в естественной форме решат проблему повышения педагогической компетентности родителей при привлечении специалистов к работе этих семейных объединений.

Целесообразно привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, создание семейных библиотек, аудио и видеотек. Именно в неформальных объединениях возможно введение новых семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия преподобных Кирилла и Марии, благоверных Петра и Февронии, составление семейных родословных и фотоальбомов с обязательным участием всех членов семьи.

Благоразумно введение семейной традиции обсуждения прожитого дня, обсуждения прочитанного, увиденного, прослушанной музыки, пережитых событий.

Основные принципы , лежащие в основе традиционного семейного воспитания, современного духовно-нравственного воспитания детей в семье:

·принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,

·духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,

·иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,

·преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций,

Сегодня мы в Церкви прикладываем огромные усилия, чтобы удержать наших детей в православии. Во многих случаях они не проявляют к этому интереса. Можем ли мы как-то побудить своих детей с радостью исполнять заповеди и быть православными христианами? Я думаю, есть такой способ. Он требует целеустремленности и упорного труда.

Моя мама умерла, когда мне было восемь лет, а когда мне исполнилось десять, мой отец снова женился. Одним летним вечером, мне было около четырнадцати, я сидел на ступеньках у входа в наш дом и размышлял, как сильно мне не хватало мамы. Тем вечером я решил, что мое самое заветное желание иметь крепкий брак и семью. Я поставил это превыше образования, превыше успешной карьеры и превыше положения в обществе.

Мы с моей женой Мэрилин посвятили свои жизни Христу, когда учились в Университете Миннесоты. Однажды профессор колледжа Бетхель* в Сент-Поле, доктор Боб Смит читал лекцию на тему брака и семьи. Как-то в процессе выступления, он нарисовал такой образ, который неизгладимо отпечатался в моей памяти. Он сказал: «Однажды я буду стоять на судилище Христовом как отец и моя цель в том, чтобы рядом стояли моя жена и дети и говорили: «Господи, мы все здесь. Вот Мэри, вот Стив, вот Джонни, все на месте». В ту ночь я молился: «Господи, вот чего я хочу, когда я женюсь, и у меня будут дети, чтобы мы все вместе смогли войти в Твое Вечное Царствие»

За время обучения в колледже, в семинарии, и за сорок пять лет семейной жизни моя решимость иметь большую семью и привести ее с собой в Вечное Царствие ни разу не поколебалась. Мы с женой сохранили здоровый брак и всегда стремились быть благочестивыми родителями, а потом и дедушкой с бабушкой. Я хотел бы выделить пять вещей, которые мы с Мэрилин пытались исполнять и которые по Божией милости исполнялись нами успешнее всего на пути построения семьи во Христе и Его Церкви.

1. Отдавать приоритет своей семье.

Самое важное после Царствия Божия это наша семья. Мне кажется, если мы хотим взращивать Православные христианские семьи, наши супруги и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви.

Для верующего человека наш путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. В этом отношении Священное Писание, Святые Отцы, Литургия говорят однозначно. По крайней мере, четырежды за воскресной Литургией мы поминаем со всеми святыми, говоря: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором, а увлеченность нашей работой на третьем.

Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье.

В начале своей семейной жизни, я работал в «Campus Crusade for Christ»**. Потом я проработал три года в Университете Мемфиса, и затем одиннадцать лет в издательстве «Thomas Nelson Publishers» в Нэшвиле. И на каждом из этих этапов свирепствовала борьба за равновесие между работой и семьей. Мне бы хотелось свидетельствовать, что выиграть это борьбу легко, но это не так. Я не могу перечислить, сколько моих друзей и знакомых христиан остались без своих семей, потому что по их собственному признанию, карьера была у них на первом месте. Это были вечно отсутствующие дома мамы и папы, и их работа их поглотила.

На всех своих работах в течение долгих лет я ездил в поездки, когда я работал в Campus Crusade в 60х годах, в Thomas Nelson в 70х и 80х, и сегодня в Антиохийской Православной Митрополии. Почти половину своего времени я в разъездах. Когда авиалинии несколько лет назад стали предлагать бонусные перелеты для постоянных клиентов, я подумал: «Минуточку, это же выход. Я буду брать с собой детей».

Таким образом, за время работы в издательстве я стал иногда брать с собой в поездки кого-нибудь из детей. Во время поездки на восток США я взял с собой одну из дочерей, в Нью-Йорке мы взяли в аренду машину и поехали в сторону Хариссбурга в Пенсильванию. Мне кажется, мы никогда так не общались вдвоем, как во время этой поездки. В другой раз мне нужно было ехать всю ночь из Чикаго в Атланту, и я взял собой своего сына Грэга. Когда мы выехали за город, где не было городских огней, он заметил, что он никогда еще в своей жизни не видел звезды так ясно. В ту ночь мы с ним говорили о Божьем творении. Уже взрослыми, большинство их наших шестерых детей говорили: «Папа, одними из лучших мгновений нашей жизни были наши с тобой поездки».

Если вы очень заняты, найдите время это восполнить. Я назначал встречи со своими детьми. Если у вас нехватка времени, и при этом вы не выкраиваете время на детей, вы их потеряете. Если вам звонит кто-то, кому нужно с вами встретится, вы говорите: «Послушай, Джо, у меня встреча. Мы можем встретиться завтра». Вы решаете отдать предпочтение семье.

2. Расскажите детям о любви Божией

Во Второзаконии 4, Моисей говорит детям Израиля о важности исполнений Господних постановлений. А потом он обращается напрямую к родителям и прародителям. «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие 4:9).

Возможно вы из тех родителей, которые пришли ко Христу в позднем возрасте и духовно не работали со своими детьми должным образом. Что ж, теперь у вас есть шанс попытаться с внуками. Эта возможность не означает, что вы станете родителем своим внукам. Но вы всегда можете рассказать внукам, что Господь сделал для вас, как сказал Моисей. Разговаривайте с ними. Если вы стали ближе ко Христу в более позднем возрасте, расскажите внукам об этом. Расскажите, какие вы вынесли уроки. Расскажите о реальных случаях, свидетельствующих о любви Бога и Его милости к вам.

Моисей продолжает пояснять важность таких разговоров, вспоминая, как Господь сказал ему: «Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дня жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Второзаконие 4:10). Дети, которым преподали Слово Господне правильно, научат и своих детей.

Как мы учили своих детей? Прежде чем ответить, я бы хотел сказать, что в этом деле можно переусердствовать. Вы не можете вдолбить христианство в головы своей семье. Если вы будете фанатичны, у вас может возникнуть искушение оказывать на них давление, пока они не взбунтуются. Я встречал в семинарии нескольких человек, которые там оказались не по собственной воле или по Божьему призванию, а скорее, чтобы угодить родителям. И это страшно.

Самое важное, что мы пытались исполнять всей семьей, — ходить на воскресное богослужение. Даже несмотря на трудности подросткового периода, никогда не возникало вопроса, что мы будем делать в воскресенье утром. Я еще не был священником, когда старшие дети были в подростковом возрасте, но, несмотря на это, мы всей семьей в воскресное утро были в церкви. А если мы путешествовали, мы шли в храм, там, где мы оказывались.

Я знал, что если я дам поблажку своим собственным детям, они буду давать поблажки своим. Если вы будете делать уступки, они будут делать еще большие уступки. Поэтому данный вопрос никогда не вызывал сомнений. Слава Богу, все наши шестеро детей православные, с православными супругами и все наши 17 внуков православные. И каждое воскресное утро они в храме.

Сейчас у православных больше богослужений, чем у . Что же мы делали? Мы всегда были в субботу на всенощной, на воскресной литургии, и на основных праздничных богослужениях. Было ли это милосердным? Безусловно. Неужели я не отпустил бы их на школьный вечер или большой футбольный матч в субботу вечером? Конечно, это не так. Просто мы не хотели, чтобы они гуляли допоздна, так, что это могло им помешать участвовать утром в воскресном богослужении. В праздники, если у них должна была быть контрольная на следующий день, разве я заставлял их идти в церковь? Конечно нет. Я старался придерживаться принципа, в котором Христос и Церковь должны были на первом месте, но не вбивать это насильно. Тут была дисциплина, но было и милосердие.

Тот же дух мы пытались сохранить на домашней молитве. Когда дети были маленькими, мы читали им каждый вечер истории из Библии. Мы молились все вместе. Мы делали так всегда, а когда они подросли, мы учили их по вечерам произносить свои собственные молитвы.

Становясь православными, мы изучали церковный календарь. Во времена Рождественского и постов в журнале «Лексикон» появлялись библейские отрывки из Старого и Нового Завета. На протяжении Рождественского и Великого Постов мы читали эти отрывки каждый вечер за общим столом. Если я был в дороге, я просил кого-нибудь почитать. Таким образом, наша семья соблюдала духовный пост, который предписывается Церковью в продолжение этих двух периодов. Если я был дома, я читал и комментировал отрывки. Мы обсуждали, как отрывок можно было применить к нашей жизни, и как он соотносился с Рождественским и Великим Постом.

В остальное время года, я обычно благословлял пищу и затем зачастую разговор за ужином шел о Христе. Если у детей возникали вопросы, я открывал Писание вместе с ними. Таким образом, мы обнаружили, что ритм церковного года привносил душевное равновесие.

3. Любите своих супругов.

В-третьих, я не могу не придать этому значения, мы очень поддерживаем своих детей, когда мы любим наших супругов. Психологи говорят, что для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих.

Красивый отрывок из Послания к Ефесянам описывает такую любовь. Это тот отрывок, который читается в качестве Апостольского послания на православном венчании. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (ст.25). Это означает, господа, что мы любим ее так, чтобы мы могли умереть за нее. Мы жертвуем собой друг ради друга. Это то, о чем свидетельствуют венцы на церемонии. Я люблю свою жену больше, чем я люблю свою жизнь. Венцы также свидетельствуют о царском достоинстве. В своем наставлении на венчании младшего сына я сказал: « Питер, обращайся с ней как с королевой! Кристина, относись к нему, как к королю». Такая расстановка прекрасно работает.

Еще мне кажется, мы никогда не перестаем ухаживать друг за другом. Мы с Мэрилин до сих пор ходим на свидания, а ведь мы уже женаты сорок пять лет! Иногда просто необходимо отдохнуть, сходить куда-то вместе, поговорить и выслушать друг друга и продолжать пребывать в любви. До , я спросил одного своего друга, у которого были прекрасные отношения с женой. Я спросил его, в чем секрет. Он ответил: «Постарайся узнать, что ей нравится, и делай это». Мэрилин любит ходить по магазинам. В начале нашей совместной жизни мы ничего не могли себе позволить, поэтому ходили и смотрели на витрины, после того как магазины уже закрывались.

Сейчас, когда выдается свободный день, я спрашиваю ее: «Что бы тебе хотелось поделать, дорогая?»

Она обычно отвечает: «Пошли по магазинам».

Я надеваю спортивную куртку, и мы едем в центр, я держу ее за руку, пока мы изучаем витрины, и я покупаю что-нибудь в подарок внукам. Возрастайте в своей любви, и не переставайте ухаживать друг за другом.

4. Никогда не наказывайте в гневе

Бывают времена, когда дела идут неважно, даже очень плохо. Мне очень хотелось бы вам сказать, будто никому из наших шестерых детей никогда не доставалось на орехи. Или, что мама или папа были абсолютно непогрешимы. Я не знаю такой семьи, где такое бывает. Я бы сказал, что в сравнительном отношении, троих из наших детей было относительно легко воспитывать, а трое были более трудными. Если кто-то из них начинал упрямствовать в подростковом возрасте, я говорил Мэрилин: «Помнишь, какими мы были в этом возрасте? Они ничем не отличаются от нас». Я был , и частично это проявилось в наших детях.

Св. Иоанн Богослов сказал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин 4). И наоборот. Нет большей сердечной боли, чем когда дети твои не ходят в истине. У нас было несколько больших неприятностей в семье. Были ночи, когда я и моя жена рыдали в подушку, пытаясь уснуть. Мы говорили: «Господи, есть ли свет в конце этого тоннеля?»

Будучи еще молодым родителем, я запомнил одну из строк Ветхого Завета из Книги Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Уверяю вас, это обетование от Бога истинно. Бывали времена, когда я сомневался, что наша семья будет стоять перед Господом в полном составе. Я благодарю Бога за раскаяние и прощение, исправление и Его милость.

Сразу за наставлением Св.Апостола Павла в отношении брака в Послании к Эфесянам, он продолжает поучение на тему отношений родителей и детей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6 Еф 1-3). Это еще одно достоверное обетование. Если ребенок слушается родителей, он проживет долгую жизнь. Поэтому мы учим их послушанию.

Полезно время от времени садиться со своими детьми и напоминать им, почему так важно . Потому что, если дети не научаться подчиняться своим родителям, они не научатся подчиняться Господу. А последствия этому ужасны, и в этой, и в будущей жизни. Поэтому одна их причин, почему мы слушаемся своих пап и мам, это то, что таким образом мы исполняем Господни заповеди.

Следующая строка демонстрирует нам обратную сторону монеты: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, и воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6Эф4). Не помню, где я взял эту идею (а сам я редко их изобретаю), но когда мне приходилось делать замечания нашим дочерям, я брал их за руку. Когда я был еще молодым отцом, я обычно сажал их на стул, и сам садился напротив. Но однажды я сказал себе, что это не передает того, что мне хочется им сказать. Поэтому я стал садиться с ними на диван, брал за руку, и, глядя им в глаза, говорил, чего я от них хочу.

Когда мои дочери стали взрослыми, двое из них не сговариваясь, благодарили меня за то, что я держал их за руку, когда делал им замечания. У них обеих были друзья, чьи отцы приводили их в большое смущение своей возможно слишком строгой манерой наказания. Я призываю отцов остерегаться такого дисциплинарного воздействия на детей, которое может породить у тех гнев. После любого назидания, обнимите их и покажите им, что вы их любите.

Временами отцу необходимо воздержаться от наказания, потому что сам он находится в гневе. Помните строчку из Мультфильма «Невероятный Халк»? «Я могу вам не понравиться, когда я в гневе». Если это так для персонажа мультфильма, насколько это более актуально для реального отца?

5. Помогите вашим детям распознавать Божию волю.

Давайте еще раз заглянем в Книгу Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Фраза «он не уклонится от него, когда и состарится» не подразумевает того пути, который вы для него определили. Это тот путь, который определил для него Господь. Другими словами, принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, вы должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил.

Я очень рад, что Питер Джон семинарист, а муж Вэнди православный дьякон. Но это не значит, что я рад за них больше чем за Грэга, который работает маркетологом, или за Терри, мать пятерых детей, или за Джинжер и Хайди, которые работают, чтобы помочь своим мужьям обеспечивать своих сыновей.

Я повторю, что наша родительская задача, помочь нашим детям определить, чего Господь ждет от них, и затем обучать их в этом направлении. Каким бы ни было их призвание, предпринимательство или юриспруденция, продажи или служение Церкви, я хочу, чтобы они прикладывали в своем деле все свои усилия, во Славу Божию. И между прочим, каждый из нас находится на служении Христу по завету нашего Святого Крещения. Миряне или клирики, мы все определены на служение Ему. Поэтому, что бы мы ни делали, мы стремимся делать это во Славу Божию.

Вот те шаги, которые мы старались предпринимать в отношении наших детей. Слава Богу, эти усилия принесли достойные плоды. На настоящем этапе жизни, когда нас осталось дома всего двое, приятно мысленно возвращаться в прошедшие годы и благодарить Господа за детей, супругов, и внуков, которые являются верными членами Церкви. Нет ничего лучше этого.

Это не значит, что больше никогда не будет никаких проблем. Я, конечно, наивный, но не настолько, чтобы в это поверить. В нашей жизни могут случиться неприятности. Но как мы говорим на свадьбах: « закладывают основания домов». Наши годы это не время почивать на лаврах, а время благодарственных молитв.

Да даст вам Господь радость воспитания вашей семьи во Христе, как испытали ее мы, воспитывая наших детей.

О.Питер Е.Гиллкист – директор Департамента Миссионерства и Евангелизма Антиохийской Православной Митрополии в Северной Америке, издатель Conciliar Press . Он и его жена Мэрилин живут в Санта-Барбаре, в Калифорнии.

*(Bethel College) Христианский колледж в штате Миннесота.

** Campus Crusade for Christ -Американская Христианская транснациональная миссия

Статья впервые напечатана в журнале AGAIN, номер 4, лето 2004 г. Перевод с английского Марины Леонтьевой, специально для «Православие и мир»

На чтение 5 мин.

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.