Написать рассказ о любом обитателе соленых водоемов. Водоемы - это что такое? Виды водоемов и их обитатели. Какое значение водоемов

Светлана Еремина
«Водоёмы». Занятие-беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание :

дать представление о некоторых видах природных водоёмов ; рассказать об источниках питьевой воды; активизировать и обогащать словарь детей существительными . Прилагательными по теме занятия ; прививать бережное отношение к воде.

Материал :

фотографии, картинки, рисунки с изображение различных природных водоёмов ; географическая карта мира или глобус; карта Мурманска; модель возвышенности.

Ход занятия .

В.: Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Вода есть в морях, океанах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода попадает на Землю и в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде. Что это такое? (лёд, снег) – ответы детей .

В.: Правильно, ребята! Всё это – разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку и всему живому на Земле. Как вы думаете : что является самыми большими водоёмами на Земле ? (ответы детей .)

В.: Правильно! Океаны и моря – самые большие водоёмы , или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей. (рассказ сопровождается показом на глобусе или карте) . Все океаны и моря – это один огромный водоём . Вода всё время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря. А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и маленьких рек. Реки питаются водой ледников , болот.

Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или из озера, из ключей и родников, бьющих из-под земли. Начало реки называется ИСТОК. Сбегая под уклон, река вбирает в себя дождевую воду, другие ручьи и потоки и становится всё больше. Большинство рек течет к морю, выбирая обычно наименее трудный, но извилистый путь. Некоторые реки перед морем разделяются на несколько речушек. Такое место называется ДЕЛЬТА реки (повторить новое слово всем вместе) . Рассказ сопровождается выставлением фотографий и показом по карте. Место, где река впадает в море, называется УСТЬЕ реки (повторить новое слово всем вместе) .

Демонстрация стока воды на макете. (макет выполнен из пластилина на пластиковом основании круглой формы. В центре макета заснеженные горы, от них отходят по разным сторонам бороздки, которые переходят в более широкие - реки. По всему краю диаметра выполнен один водоем – море . Наглядно показываем как вода стекая с гор (полит из любого сосуда сверху) – таяние снега, по бороздкам-речкам, попадает в океан).

Вода не всегда течет по поверхности Земли. Иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озёра. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.

На территории нашего города и области тоже много родников. Кто из вас был хотя бы раз у родника? (рассказы детей ) Какая вода в родниках на вкус (ответы детей )

В.: Правильно! Вода в родниках чистая, пресная, пригодная для питья. А вот морская вода – солёная. И для питья не годится.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА : «У моря» .

К берегу бежит волна. В след за ней ещё одна.

Эта – выше, эта – ниже, эта – вовсе не видна,

А на берегу морском будем мы играть с песком.

Будет башня из песка, как до неба, высока.

В. Морская вода содержит много различных солей, например, солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто простуженным людям врачи советуют ездить на море, для того, чтобы купаться в морской воде. Полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть, или заболевают гораздо реже : так укрепляет организм морская вода.

Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны . Этой водой мы моемся , из неё готовим супы, ею завариваем чай.

На территории нашей области тоже много озер и рек. (показ по карте)

Но самая длинная река в мире – Нил – находится в Африке (показать на карте) . Она протянулась на 6671 км и впадает в Средиземное море.

Самая полноводная река в мире – Амазонка в Южной Америке. На пути к океану она вбирает в себя более 15 тысяч рек и речушек. (показать на карте)

Иногда на пути рек встречаются крутые скалы – и река, падая с них, образует водопад . Самый высокий водопад в мире называется АНХЕЛЬ. Его высота 1054 метра (это выше здания в 220 этажей) _(демонстрация фотографий)

В.: В заключении давайте вместе вспомним о каких водоемах шла речь (ответы детей )

Еще раз посмотрим по карте, какие водоемы есть в Мурманске и его пригороде, послушаем ваши рассказы о походах к водоемам .

Домашнее задание : составить вместе с родителями репортаж или фоторепортаж об отдыхе у водоема .

Страница 1 из 4

Животные пресноводных водоемов

Пресноводные водоемы можно найти по всему миру в самых разнообразных климатических зонах. Эти водоемы бывают стоячими (озера, пруды, заводи и болота) и проточными (реки и ручьи). Начиная от самых маленьких илистых лужиц до самых больших озер, от самых крошечных ручейков до самых больших рек.

Все это пресные воды, которые представляют собой очень подвижную систему, чувствительно реагирующую на загрязнение и постоянно подверженную различным изменениям: озера могут зарастать и превращаться в болота, реки могут изменять свое русло. Однако именно здесь находят приют множество видов растений и животных, которые приспособились к жизни в пресной воде или около нее.

Землеройка

В водоемах северной Европы и Азии живет водяная землеройка. На лапках у нее длинные, обрамленные щетинками пальцы, а мех такой густой, что вода скатывается с него, когда землеройка выбирается на сушу. Эта превосходная пловчиха ведет ночной образ жизни. Питается она мелкими водными животными, но иногда отважно нападает и на добычу гораздо крупнее себя.

Китайский аллигатор

Один из двух видов аллигаторов, китайский аллигатор, обитает в реке Янцзы. Он известен меньше второго вида - миссисипского аллигатора, который живет на юго-востоке США в заболоченных местах и спокойных реках, питаясь рыбой, мелкими млекопитающими и птицами. У обоих видов аллигаторов очень сильный хвост, который они активно используют в качестве защиты и в качестве руля во время плавания. Аллигаторы роют себе логовище, где отдыхают и зимой впадают в спячку.

Щука

Вес щуки может достигать 16 кг. Эта хищница поджидает свою добычу, неподвижно застыв в зарослях растений вблизи берега реки или озера. Как только неосторожная рыбка или насекомое доверчиво приблизится к ней, она молниеносно бросается и хватает добычу. В экосистемах небольших водоемов щука играет немаловажную роль, заботясь о том, чтобы численность отдельных видов рыб не слишком быстро увеличивалась.

Большую часть жизни паук-серебрянка, единственный из всех пауков, проводит под водой, даже не выныривая, чтобы вдохнуть воздух. Он плетет шелковистую сеть, закрепляет ее на растениях, растущих на дне мелководных озер или прудов, и наполняет пузырьками воздуха, который доставляет с поверхности воды на покрывающих его тело волосках. Когда колокол из паутины бывает готов, паук поселяется в нем и отсюда охотится за проплывающими мимо насекомыми.

Яканы

Яканы - тропические водные птицы, живущие на болотах, рисовых полях и в заводях. У них очень длинные пальцы и коготки, что позволяет им легко передвигаться по водным растениям - например по листьям кувшинок. Грациозно переступая с листа на лист, они поедают насекомых, моллюсков, мелкую рыбешку и семена водных растений.

Растения в водоемах распределены группами, в зависимости от глубины воды.

На самом берегу растут прибрежные растения: гусиная лапка , незабудки и другие травы.

На мелких местах растут осока , тростник , камыш и рогоз с длинными листьями и коричневой бархатистой шишкой. Это - растения мелководья .

Осока

Тростник

Камыш

Рогоз

Нижние части этих растений погружены в воду, а верхние возвышаются над ней.

Камышимеет гладкий, прозрачный прочный стебель. На верхушке находится небольшая раскидистая метелка. Стебли используются как топливо, для плетения сумок и циновок.

Тростниквыше камыша, имеет прочный узловатый стебель. Его высота достигает четырех метров. На вершине стебля расположена красивая пышная коричневая метелка. Побегами и корневищами этих растений питаются многие животные водоема.

Следующая группа растений - это плавающие на поверхности водяные растения с листьями - белые кувшинки и желтые кубышки .

Корневища этих растений прочно прикреплены к илистому дну, от корневища тянется длинный черешок - до пяти метров. Толстые пластинки листа прочно прикреплены к черешку, поэтому даже в сильный ветер листья не отрываются и не переворачиваются. Цветок кувшинки находится на безлистом длинном стебле, он раскрывается утром, когда солнце греет, а вечером снова закрывается. На более глубоких местах развеваются густые заросли рдеста, которые целиком погружены в воду.

Интересным растением является пузырчатка .

На еще большей глубине встречаются водоросли . Кроме того на различной глубине свободно плавают мелкие растения. Это ряска , от обилия которой иногда вода кажется зеленоватой.

Все растения водоемов являются влаголюбивыми или водолюбивые.

С водоемами связана жизнь многих животных.

На спокойной поверхности водоема можно увидеть длинноногих клопов-водомерок . Они толчками скользят по поверхности воды, как на лыжах. Кончики лапок водомерки покрыты густыми волосками и смазаны жировым веществом. Это помогает водомерке удерживаться на поверхности воды. Водомерка относится к хищным насекомым.

Маленькие жучки-вертячки хорошие спортсмены, эти жучки то прыгают в воздух, то ныряют глубоко в воду в погоне за добычей.

У вертячек интересное устройство глаз. Они как бы разделены на две части. Верхней частью глаза жучки хорошо видят добычу вверху, а нижней частью глаз эти насекомые видят под водой.

Жук-плавунец - большой черный, блестящий жук. Он поднимается с глубины на поверхность воды, чтобы набрать воздуха. При движении лапки его работают как весла. Плавунец - хищник. Он часто нападает не только на насекомых, но и на мелких рыбок.

Лягушки - очень полезные животные. Они поедают много вредных насекомых, например, жуков-плавунцов, которые истребляют мальков и небольших рыбок.

Сквозь прозрачную воду водоема можно увидеть, как стремительно проплывают стайки рыбок. В водоемах Пермского края (реках, озерах и прудах), где вода не сильно загрязнена, обитают различные рыбы. Это щука , лещ , судак , плотва , окунь , налим и др.

Щука


Окунь


Налим

Судак

Лещ

Плотва

Тело рыб приспособлено к жизни в воде. Оно вытянуто и покрыто слизью. Это помогает рыбам легко двигаться. Хвостовой плавник служит хорошим рулем, а другие плавники поддерживают равновесие рыбы. Питаются рыбы растениями, насекомыми, а хищные рыбы, такие как щука, едят еще мелких рыбок и лягушек.

Животный мир водоемов края обогатился бобрами и ондатрами.

Бобр


Ондатра

Бобра называют замечательным пловцом и четвероногим инженером, искусным строителем за его сооружения - хатки, плотины, каналы. У него красивая темно-коричневая шкурка, веслообразный хвост, лапы с перепонками. Бобры завезены из Воронежского заповедника и из Белоруссии. Из Курганского зверосовхоза завезена ондатра - водяная крыса. По образу жизни она напоминает бобра.

Каким бы ни был во-до-ем, есте-ствен-ным, ис-кус-ствен-ным, он укра-ша-ет нашу землю, ра-ду-ет нас своей кра-со-той. В прес-ных во-до-е-мах мы берем воду, без ко-то-рой не обой-тись ни в быту, ни на про-из-вод-стве. В во-до-е-мах мы ку-па-ем-ся, рядом с ними за-го-ра-ем, по воде пу-те-ше-ству-ем на судах, пе-ре-во-зим грузы. Зна-че-ние во-до-е-мов в при-ро-де ве-ли-ко. Прес-ная вода яв-ля-ет-ся важ-ней-шим усло-ви-ем су-ще-ство-ва-ния че-ло-ве-ка на Земле, а для жи-вот-ных, ко-то-рые живут в воде, это еще и един-ствен-ный дом. В воде есть все необ-хо-ди-мое для жизни: свет, тепло, воз-дух и рас-тво-рен-ные ми-не-раль-ные ве-ще-ства.

Растения водоемов

Какие же рас-те-ния рас-тут и какие жи-вот-ные оби-та-ют в прес-ных во-до-е-мах? Ока-зав-шись у во-до-е-ма в теп-лое время года, вы могли на-блю-дать толь-ко тех его оби-та-те-лей, ко-то-рые живут на по-верх-но-сти. Но жизнь в во-до-е-ме есть везде: и у бе-ре-гов, и на по-верх-но-сти, и в толще воды, у са-мо-го дна и на дне. На бе-ре-гах во-до-е-мов можно уви-деть ли-стья и стеб-ли ка-мы-ша, трост-ни-ка, ро-го-зы, стре-ло-ли-ста. Неболь-шая глу-би-на поз-во-ля-ет этим рас-те-ни-ям при-кре-пить-ся ко дну во-до-е-ма. На зна-чи-тель-но боль-шей глу-бине рас-тут кув-шин-ка белая, ку-быш-ка жел-тая (рис. 7, 8). На глад-кой по-верх-но-сти воды пла-ва-ют их цвет-ки и ши-ро-кие ли-стья.

Как этим рас-те-ния уда-лось при-спо-со-бить-ся к жизни в силь-но увлаж-нен-ной почве, где почти нет кис-ло-ро-да? Если рас-смот-реть срез стеб-лей трост-ни-ка, ка-мы-ша, ро-го-за, то можно уви-деть воз-душ-ные ка-на-лы, ко-то-рые про-хо-дят в стеб-лях этих рас-те-ний (рис. 9, 10).

Воз-ду-хо-нос-ные ка-на-лы есть и в ли-стьях, и в кор-нях вод-ных рас-те-ний. У кув-шин-ки белой и ку-быш-ки жел-той че-реш-ки ли-стьев и цве-то-нож-ки, на ко-то-рых сидят цвет-ки, тоже про-ни-за-ны воз-ду-хо-нос-ны-ми ка-на-ла-ми, по ко-то-рым про-ни-ка-ет кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния. Сры-вая цве-ток, че-ло-век на-но-сит вред всему рас-те-нию. В место раз-ры-ва в рас-те-ние на-чи-на-ет про-ни-кать вода, это при-во-дит к за-гни-ва-нию под-вод-ной части и, в ко-неч-ном счете, ги-бе-ли всего рас-те-ния.

Трава ряска в виде мел-ких зе-ле-ных пла-сти-нок тоже пла-ва-ет на по-верх-но-сти во-до-е-ма, но кор-ня-ми ко дну не при-креп-ля-ет-ся, а в толще воды - мель-чай-шие зе-ле-ные во-до-рос-ли, рас-смот-реть их можно толь-ко под мик-ро-ско-пом. Но их при-сут-ствие вы-да-ет цвет воды. Когда их в во-до-е-ме очень много, цвет воды ста-но-вит-ся зе-ле-ным.

Растения и животные

Какую роль иг-ра-ют рас-те-ния в жизни мно-го-чис-лен-ных жи-те-лей во-до-е-мов? Во-пер-вых, зе-ле-ные рас-те-ния под воз-дей-стви-ем сол-неч-но-го света из воз-ду-ха берут уг-ле-кис-лый газ, а вы-де-ля-ют в воду кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния всех жи-вот-ных. Во-вто-рых, в за-рос-лях во-до-е-ма на-хо-дят убе-жи-ще и пищу птицы, зем-но-вод-ные, на-се-ко-мые и их ли-чин-ки, рыбы. Жи-вот-ные в во-до-е-мах есть везде: на по-верх-но-сти и в толще воды, на бе-ре-гу, на дне, на вод-ных рас-те-ни-ях. Глав-ные связи между жи-вот-ны-ми и рас-те-ни-я-ми - пи-ще-вые. Вот во-до-мер-ки (рис. 11) стре-ми-тель-но бегут по по-верх-но-сти воды и охо-тят-ся на ко-ма-ров и дру-гих мел-ких жи-вот-ных.

Их длин-ные ножки снизу по-кры-ты жиром, по-это-му вода их и дер-жит. А на вод-ных рас-те-ни-ях оби-та-ют улит-ки: пру-до-вик и ка-туш-ка (рис. 12, 13).

Без кого река жить не может

Без кого же река жить не может? Очень ма-лень-кие рачки во-до-е-мов, даф-нии и цик-ло-пы, живут и зи-му-ют в воде. Их ве-ли-чи-на немно-го боль-ше за-пя-той в книж-ке (рис. 14, 15).

Самое при-ме-ча-тель-ное у даф-нии - длин-ные усы. Взмах-нут усами, резко опу-стят, от-толк-нут-ся от воды и под-прыг-нут. У цик-ло-па есть непар-ный лоб-ный гла-зок, из-за ко-то-ро-го он и по-лу-чил свое на-зва-ние.

Без рач-ков река жить не может, так как они очи-ща-ют воду от неви-ди-мых глазу бак-те-рий, зе-ле-ных во-до-рос-лей и мель-чай-ших жи-вот-ных, если бы не рачки, река быст-ро бы пе-ре-пол-ни-лась ими. Даф-нии и цик-ло-пы, как и дру-гие оби-та-те-ли речки, пи-та-ют-ся этими ор-га-низ-ма-ми, тем самым очи-щая воду. Сами слу-жат кор-мом маль-кам рыб, мол-люс-кам, го-ло-ва-сти-кам, ли-чин-кам на-се-ко-мых.

Моллюски

Неуже-ли в реке кто-то без го-ло-вы живет? Это мол-люс-ки, без-зу-б-ки и пер-ло-ви-цы (рис. 16).

Сна-ча-ла ра-ко-ви-на, со-сто-я-щая из двух про-доль-ных пла-сти-нок, будет ле-жать непо-движ-но, потом створ-ки ее при-от-кро-ют-ся и из нее вы-су-нет-ся нога, го-ло-вы ни у без-зу-б-ки, ни у пер-ло-ви-цы нет. Вы-дви-нет без-зу-б-ка ногу и во-ткнет ее в песок, ра-ко-ви-на сдви-нет-ся с места. Пе-ре-ме-стит-ся без-зу-б-ка на 2-3 сан-ти-мет-ра, от-дох-нет - и снова в путь. Так и пу-те-ше-ству-ет по дну реки. Пищу и воз-дух без-зу-б-ка до-бы-ва-ет прямо из воды. При-от-кро-ет створ-ки ра-ко-ви-ны и на-чи-на-ет втя-ги-вать воду, потом вы-бра-сы-ва-ет. В воде полно мель-чай-ших жи-вот-ных, по-па-да-ют они в ра-ко-ви-ну, так без-зу-б-ка их спе-ци-аль-ны-ми при-спо-соб-ле-ни-я-ми и за-дер-жи-ва-ет. Дышит без-зу-б-ка и ест, а за-од-но и воду очи-ща-ет. И пер-ло-ви-ца также ра-бо-та-ет. Каж-дая за сутки очи-ща-ет при-мер-но 40-50 лит-ров воды. Мол-люс-ков, ли-чин-ки на-се-ко-мых, го-ло-ва-сти-ков по-еда-ют рыбы, аисты, ку-ли-ки, утки. Жук-пла-ву-нец охо-тит-ся на дру-гих на-се-ко-мых, а также чер-вей, ули-ток, го-ло-ва-сти-ков. Ля-гуш-ки кор-мят-ся в при-бреж-ных ча-стях во-до-е-мов, в ос-нов-ном ле-та-ю-щи-ми на-се-ко-мы-ми, а сами яв-ля-ют-ся кор-мом для три-то-нов и хищ-ных рыб, окуня и щуки. За рыбой и три-то-на-ми охо-тят-ся цапли, чайки, зи-мо-род-ки.

Жизнь рака

Ос-нов-ная пища рака - рас-ти-тель-ная. Но он охот-но по-еда-ет жи-вот-ных, а также остан-ки мерт-вых жи-вот-ных. По-это-му часто раков на-зы-ва-ют са-ни-та-ра-ми во-до-е-мов (рис. 17).

Раки за свою жизнь ме-ня-ют пан-цирь. Ор-га-ны чувств у реч-но-го рака раз-ви-ты пре-крас-но, глаза вы-дви-ну-ты впе-ред на тон-ких сте-бель-ках и со-сто-ят из огром-но-го ко-ли-че-ства, 3000, кро-хот-ных глаз-ков. Ко-рот-кая пара уси-ков - ор-га-ны обо-ня-ния, а длин-ные - ося-за-ния. Если хищ-ник хва-та-ет рака за клеш-ню, то рак ее об-ла-мы-ва-ет и скры-ва-ет-ся в норе. По-те-рян-ная клеш-ня отрас-тет снова. Раки очень чув-стви-тель-ны к за-гряз-не-нию воды, по-это-му в ме-стах, где они во-дят-ся, го-во-рят об эко-ло-ги-че-ской чи-сто-те во-до-е-мов.

Стрекоза

У реки можно уви-деть раз-ных стре-коз: кра-сот-ку, стрел-ку, лютку, они живут у реки по-сто-ян-но (рис. 18).

Одноклеточные

Всем стре-ко-зам нужна вода, по-то-му что толь-ко там могут жить их ли-чин-ки. Ли-чин-ки не по-хо-жи на взрос-лых стре-коз, толь-ко глаза у них оди-на-ко-вые. Каж-дый глаз со-сто-ит из почти 30 000 кро-хот-ных глаз-ков (рис. 19).

Оба глаза вы-пук-лые, бла-го-да-ря чему стре-ко-за од-но-вре-мен-но может смот-реть во все сто-ро-ны (рис. 20). Все стре-ко-зы - хищ-ни-ки, они охо-тят-ся в воз-ду-хе, на лету хва-та-ют на-се-ко-мых.

Ли-чин-ка стре-ко-зы, под-ка-ра-у-лив до-бы-чу, вы-бра-сы-ва-ет впе-ред силь-но удли-нен-ную ниж-нюю губу. Обыч-но губы сло-же-на и при-кры-ва-ет го-ло-ву, как маска. Ли-чин-ка в боль-шой му-скуль-ный мешок внут-ри тела вса-сы-ва-ет воду, а потом силой вы-бра-сы-ва-ет. По-лу-ча-ет-ся во-дя-ной вы-стрел. Через год, а неко-то-рые через 3, ли-чин-ки вы-би-ра-ют-ся на по-верх-ность, шкур-ка ли-чин-ки ло-па-ет-ся, и из нее по-яв-ля-ет-ся стре-ко-за. По-си-дит несколь-ко часов, рас-пра-вит кры-лыш-ки и уле-та-ет.

Кто же живет в капле воды? Если по-смот-реть в мик-ро-скоп, то от-кро-ет-ся уди-ви-тель-ный мир необыч-ных су-ществ. Вот почти про-зрач-ный ко-мо-чек, ко-то-рый все время ме-ня-ет-ся, - это амеба (рис. 21).

Дру-гие су-ще-ства на-по-ми-на-ют кро-хот-ные ту-фель-ки, так они и на-зы-ва-ют-ся. Тело у ту-фель-ки по-кры-то рес-нич-ка-ми, каж-дая умело управ-ля-ет этими рес-нич-ка-ми и быст-ро плы-вет (рис. 22).

Тру-ба-чи - самые кра-си-вые оби-та-те-ли капли, го-лу-бые, зе-ле-ные, по-хо-жи на цвет-ки вьюн-ков (рис. 23).

Дви-га-ют-ся тру-ба-чи нето-роп-ли-во и толь-ко впе-ред. Если их что-то на-пу-га-ет, то они съе-жи-ва-ют-ся и на-по-ми-на-ют ша-ри-ки. Амебы, ту-фель-ки и тру-ба-чи - од-но-кле-точ-ные ор-га-низ-мы, пи-та-ют-ся бак-те-ри-я-ми.

В капле воды также оби-та-ют и хищ-ни-ки. Это ди-ди-ний (рис. 24).

Хоть он и мень-ше ту-фель-ки, он не толь-ко смело на-па-да-ет на нее, но и це-ли-ком за-гла-ты-ва-ет, раз-ду-ва-ясь как шар.

В прес-ном во-до-е-ме сов-мест-но оби-та-ют рас-те-ния, жи-вот-ные, бак-те-рии, все они хо-ро-шо при-спо-соб-ле-ны к жизни в воде и свя-за-ны между собой пи-ще-вы-ми це-поч-ка-ми. Когда рас-те-ния и жи-вот-ные по-ги-ба-ют, то они скап-ли-ва-ют-ся на дне во-до-е-мов, под дей-стви-ем бак-те-рий раз-ру-ша-ют-ся и пре-вра-ща-ют-ся в соли, ко-то-рые рас-тво-ря-ют-ся в воде и ис-поль-зу-ют-ся дру-ги-ми жи-вот-ны-ми. Во-до-ем - это при-род-ное со-об-ще-ство.

Подведение итогов

Се-год-ня на уроке вы по-лу-чи-ли новое пред-став-ле-ние о прес-ном во-до-е-ме как о прес-ном со-об-ще-стве и по-зна-ко-ми-лись с его оби-та-те-ля-ми.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/presnyy-vodoyom-i-ego-obitateli

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6813-zhizn-presnogo-vodoema.html

источник видео:

Образование

Водоем - это что такое? Как он образуется? Виды водоемов

20 мая 2015

Очень часто во всем мире можно встретить многочисленные различные скопления воды. Как правило, они образуются во впадинах поверхности земли. Поэтому возникают вопросы: «Водоемы - это что такое? Какова причина их возникновения?» Для того чтобы ответить на них, необходимо познакомиться с такой наукой, как гидрология. Она изучает все возможные взаимодействия воды с окружающей средой, а также явления, происходящие в ней. Некоторые результаты, полученные гидрологами, используются при судоходстве и ведении боевых действий на водных потоках.

Водоем - это место, в котором скапливается жидкость с минимальными или полностью отсутствующими стоками. Зачастую этим местом выступают искусственные и естественные впадины. Если брать во внимание широкий смысл слова, то водоемами называют также моря и океаны.

Виды водоемов

Водоемы делятся на несколько видов по различным факторам. По своему времени существования их разделяют на постоянные и временные. Последние возникают лишь в определенный сезонный промежуток на некоторый срок. Например, лужи и старицы, которые появляются в результате весеннего разлива больших рек. По способу формирования водоемы бывают искусственными и естественными. К искусственным относят бассейны, пруды, водохранилища, запруды.

Водоем - это воды, отличающиеся друг от друга своим химическим составом, содержанием микроэлементов и других биологических веществ. Также одним из важных показателей является скопление солей. Именно по этому фактору определяют виды водоемов. Они делятся на пресные и соленые. Каждому из них соответствует определенная флора и фауна.

Озеро

Созданное природой озеро представляет собой скопление вод в углублении суши. Оно не имеет устья и истока, а также не является какой-либо частью Мирового океана. Вода в нем преимущественно стоячая, без ярко выраженного течения. Питание происходит в основном благодаря подземным водам, реже дождевое и снеговое. Озеро - особый водоем. Это обусловлено тем, что порою именно оно дает новую жизнь рекам, не давая им пересохнуть. По своим размерам и характеристикам озеро занимает среднее место между прудом и морем. На планете существует более 5 миллионов данных водоемов, которые в общем покрывают 1,8 % суши.

Самым большим озером в мире является Каспийское море. Оно не имеет стока, расположено на границе Азии и Европы. Вода отличается большим содержанием солей, которое колеблется от 0,05% до 13% в зависимости от районов.

Старица

Подобное скопление воды - явление непостоянное. Как правило, образуется во время весенних паводков. Старица находится в пойме реки. Она постоянно подвергается затоплению. Река, меняя направление русла, оставляет глубокие впадины. Впоследствии именно они служат местом возникновения старицы. Старица является полноценным водоемом. Это можно утверждать по ее характеристикам и отсутствию течения. Зачастую она имеет форму, похожую на серп или петлю. Из-за того что воды реки перестают поступать в старицу, она еще некоторое время существует как озеро. Впоследствии в нее постоянно заносится песок и ил, и спустя некоторый промежуток времени она превращается в сырой луг, болото или полностью высыхает.

Пруд

Часто встречаемый водоем - это пруд. Он создается человеком для того, чтобы хранить водные запасы, которые со временем используются для орошения земли, спортивных, санитарных потребностей, разведения разных видов рыб, птиц. В них часто можно встретить инфузории или рачков. Здесь чаще всего разводят карпов, форель, толстолобика и севрюгу. Как правило, прудами называются водоемы, площадь которых превышает 1 млн м 3 . Ранее возле каждой деревни, которая слабо снабжена водными ресурсами, существовал пруд, созданный зачастую самими жителями. Питание осуществляется благодаря дождевым, грунтовым, реже речным водам. Иногда пруды используются для очищения рядом располагающихся рек от различного рода загрязнений.

В водоемах биологические, физические и химические процессы осуществляются по-разному. Это обусловлено соответствующими характеристиками типов.
К сожалению, мнение, что река - это водоем, является ошибочным. Она - водный поток. Основная разница заключается в том, что во всех водотоках существует течение, которое, в свою очередь, влияет на образование растительного и животного мира.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное