Собор пресвятой богородицы. Православный праздник собор пресвятой богородицы Икона божьей матери собор богородицы

Во время празднования Собора Пресвятой Богородицы православный мир с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Деве Марии, которая родила Спасителя.

Sputnik Грузии поинтересовался, что за праздник Собор Пресвятой Богородицы и каковы его суть и история.

Собор Пресвятой Богородицы

Праздник называется Собором Пресвятой Богородицы, потому что в этот день почитаются Святые, которые имеют непосредственное отношение к празднику Рождества Христова.

В богослужебном годовом круге есть особенность — на следующий день после великого праздника совершается память Святых, послуживших этому событию.

В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь - в этот день вспоминают Иосифа — старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии.

Иосиф был первым, кто увидел ребенка — Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение.

Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака.

Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

История и традиции

Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение.

Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии.

Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Собор Пресвятой Богородицы на Руси считался для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связан с Божией Матерью. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, то ребенок у них родится с физическими недостатками.

В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки - рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется "Милостивая".

Милостивая

Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название "Киккотиса" (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В свою очередь и враги христианской веры попали к грекам в плен, которыми образ был доставлен в Константинополь, где Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь.

Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери "Милостивой", поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление.

Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы.

Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая".

Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

На иконе изображение Богоматери являет собой тип "Елеусы", лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках - греческий свиток.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Копии чудотворного образа "Милостивая" на Руси появились в XVII веке — в московском Зачатьевском женском монастыре пребывал один из наиболее известных и почитаемых списков и являлся его главной святыней.

Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке.

Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери "Милостивая" вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.

Молитва

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы - праздник в православных церквях, совершается 8 января, на следующий день после Рождества Христова. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом вселенском соборе в 681 году.

В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества.

Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу.


Икона Собор Пресвятой Богородицы
(Русский север, конец XVII века)

Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви.

Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

Иконография Собора Пресвятой Богородицы иллюстрирует текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина: «Что ти принесем…» и является символическим вариантом иконы «Рождество Христово». Иконография Собора Богоматери имеет сербское происхождение и в русской традиции известна с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Её, в соответствии с текстом стихиры, окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.


Икона Собор Пресвятой Богородицы
(Ростово-Суздальская школа, Середина XV века)

Собор Пресвятой Богородицы. История праздника

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после отмечается Собор Пресвятой Богородицы , после - Собор Иоанна Предотечи, после дня - Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Библиотека Русской веры

Читать онлайн в оригинале

Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода - Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа , которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда , из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня , сына Иосифова.

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

И $же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV - нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.

Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых - Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин - Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.

О празднике Собора Пресвятой Богородицы

В тот же день верующие вспоминают святого Иосифа Обручника и царя Давида , из колена которого были (происходили по плоти) Сама Матерь Божия и Иосиф Обручник. Это также день памяти и святого Иакова, брата Господня от первого брака святого Иосифа, - он, Иаков, впоследствии один из первых Господних апостолов в числе семидесяти, находился при семье во время бегства Святого семейства с Младенцем Христом в Египет от преследования царя Ирода.

Матерь Божия стала тем сосудом, из которого родился Спаситель человечества. Она, родившая Сына своего, Агнца Божия, Который начал свой земной путь в вертепе - пещере, служившей стойлом домашнему скоту, отдала Его на крестные муки за всех нас, уверовавших в Него. Он же своим драгоценным Распятием превратил крест мук и скорби, символ позорнейшей казни среди иудеев - в Животворящее Древо, а физическую смерть, поправ ад, - в возможность Воскресения во плоти, которое доступно каждому, кто доверится Ему и последует за Ним.

Праздник был установлен в первые века христианства - Епифаний Кипрский, святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, говоря о празднике Рождества Христова, в первых проповедях-поучениях объединяли хвалу Господу, Боговоплощению Его в человека с похвалами Пречистой Пресвятой Деве. Окончательно празднование дня Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе, созванном в 691 году, в его 79-м правиле.

Сегодня Церковь славит Пречистую за материнский подвиг Ее, за данный нам в Ее лице образец беспримерного смирения перед Богом, за ее несказанное материнское страдание и радость вечного присутствия после Успения Ее у престола Господа нашего Иисуса Христа. С Нее началась новая эра духовной истории человечества. Вся Ее земная жизнь и страдание стали залогом Пасхи Христовой, через Нее вместе с Богомладенцем пришло исполнение пророчеств о Мессии и будущей Благой Вести о жизни вечной, которая возможна для всех, кто уверует в Сына Божия - Сына человеческого.

Некоторые приметы и обычаи, связанные с праздником

Но, как и повсеместно, национальные культурные корни не могли исчезнуть бесследно с приходом христианства. Они сохранялись в виде обрядов, фольклорных праздников, сливаясь с православной церковной культурной традицией, которая обогащала и духовно облагораживала традицию народную, придавая ей более глубокое звучание: Медовый и Яблочный Спас, рождественские колядки, Масленица, где каждый день - начало приготовления к Великому посту, Пасха, Троица… Во всех праздниках присутствует особый, наш, русский национальный дух. Собор Пресвятой Богородицы тоже в старину был не только духовным праздником, но и подходящим радостным случаем для сохранения некоторых обычаев и обрядов.

В старину в этот день сельские женщины пекли пироги и брали их с собою, отправляясь в церковь, чтобы «угостить» Пречистую, и отмечали особый женский праздник - «бабьи каши». Женщины варили вкусную кашу, брали пироги, домашнее сало, мясо для щей и муку и шли в гости к бабкам-повитухам, чтобы был у тех в доме достаток, чтобы та, что принимает новорожденного в мир, никогда ни в чем не нуждалась. Нетрудно в этом увидеть символическую параллель, завуалированный намек на то, что Пресвятая Дева сама принимала у себя новорожденного Христа-младенца. Кроме этого, повитухам дарили холсты или полотенца, чтобы принимаемые ею роды проходили успешно и легко. Дело было женское, потому ни незамужние девушки, ни мужчины к участию в празднике не допускались.

Немного об иконографии иконы, посвященной празднику, и других богородичных икон

Самая известная икона Собора Пресвятой Богородицы происходит из Сербии, в русской иконографии она известна с XIV века. Искусствоведы считают этот образ символическим вариантом иконы «Рождество Христово», так как её композиция и библейские персонажи, присутствующие на ней, близки к иконе «Рождество» . Также считается, что икона Собора Пресвятой Богородицы - иллюстрация к рождественской стихире, написанной святым Иоанном Дамаскиным «Что ти принесем», так как она точно передает содержание стихиры, в которой поется о всех дарах, принесенных к Его колыбели: пение, славословящее Богородицу и Богомладенца - от ангелов, Вифлеемская звезда - от небес, дары - от волхвов и изумление - от пастухов. Здесь же внизу изображены те, кто воспевал и событие Рождества, и Богородицу, и Отцы Церкви.

Православная иконография богородичных икон очень велика и разнообразна. В иконографии богородичных икон более 860 наименований, а поминаемых в календаре Русской Православной Церкви - около 260 чудотворных и чтимых Её образов. Обычно Богородицу изображают в пурпурном мафории - одеянии замужней женщины, пурпурный цвет - цвет царственной принадлежности Богоматери, на мафории - три звезды, расположенные на голове и плечах, а под мафорием Пресвятая одета в синюю тунику.

Мы приходим к иконам Её и молимся перед ними Пречистой. Но и Она с икон говорит с нами. Икона «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) - Её указание нам на необходимость мира и согласия между собою, ибо всякий раздор - родовой, семейный, любой - как острая стрела, вонзается в Её любящее сердце, ведь теперь, после Боговоплощения, мы - и Её дети, вечно ссорящиеся между собой к великой горести нашей общей Матушки Небесной.

Многому молятся перед Казанской иконой Божией Матери - одной из главных икон России, в каких только бедах не обращают к Богородице свой взор молящиеся, но особенно перед этой иконой просят об избавлении от проблем со зрением. Перед ней же, поскольку она относится по типу к Одигитрии-Путеводительнице, как и перед любой другой иконой этого типа, например, Смоленской иконой Божией Матери , молятся о помощи в предстоящем пути.

Перед иконой «Неупиваемая чаша» просят об избавлении от недуга наркомании, алкоголизма и курения, о разрешении жилищных проблем, в целом просят о достатке в доме. А перед образом Богородицы «Скоропослушница» - о благополучном разрешении от бремени и рождении здоровых детей. А также молят о духовном прозрении, особенно в такие моменты, когда человек находится в растерянности и не знает, как поступить. К Богородице перед Ее иконой «Скоропослушница» обращаются во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Также Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических.

Очень мощное исцеляющее начало имеет икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). Во всем мире она известна как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы - «Всегоспожа», «Bсeповелительница» - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» молятся об исцелении от смертельных заболеваний, чаще всего от раковых, об избавлении от колдовства и заговоров, а также к Богородице перед Ее иконой «Всецарица» обращаются за помощью родители, чьи дети пристрастились к наркотикам и алкоголю.

По преданию, первую икону Елеуса - Умиление написал еще при земной жизни Богоматери евангелист Лука, вхожий в дом Пресвятой Богородицы. Он изобразил Пречистую на столешнице стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. Один из самых известных и почитаемых в русских традициях вариант Елеусы - . В скорбях и искушениях читают молитвы и акафисты перед ней, молят Богородицу о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, а также об исцелении телесных и душевных болезней.

Перед любой иконой Богоматери мы можем просить обо всем, но каждый обретенный Её иконописный образ в истории своего создания или обретения несет Её заповедь к нам, о чем мы можем особенно просить именно перед этим образом. Потому великое множество известных икон Богоматери - свидетельство многой всеобъемлющей любви и внимания Её к нам и готовность к помощи и заступничеству.

Но, памятуя Её материнский подвиг, не забудем и поблагодарить Её и вознести Ей хвалу за то, что Она подарила миру Предвечного Бога Иисуса Христа, открыв тем самым для нас время Нового Завета, и, как говорится, в одной из молитв, через Боговоплощение Ею взят в усыновление весь род людской .

Тропарь Собора Пресвятой Богородицы, глас 4-й
Пречистая Богомати, Богородице, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, Узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша.

Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6-й
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Темже звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Молитва - Песнь Пресвятой Богородице
Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества:«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Дом-музей П.Д. Корина, Москва

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

XVI в. Москва. Музеи Московского Кремля