Category Archives: «Психологические сказки»: для детей, для взрослых, притчи. Сказкотерапия или сказки изменяющие жизнь Читать сказки по психологии для взрослых

В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями - проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. Андрей Владимирович Гнездилов - петербургский врач-психиатр, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета в Англии, автор нескольких сборников сказок, известен многим как доктор Балу.

Сказки эти необычные - терапевтические. Они перенесут Вас в загадочный и таинственный, причудливый и дивный мир. Все описанное в этих историях - это реальность, но реальность не внешняя, а внутренняя, психологическая. Героями становятся наши мысли, чувства, нереализованные стремления, впечатления от взаимоотношений и путешествий.

Книга будет интересна не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкоте­рапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консуль­тирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить "особым" детям в процессе формирования социальных навыков; как обу­чать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Несколько слов об игре............................................................... 5

Игровая терапия ...................................................................................11

1.Игровая терапия и психоанализ........................................13

2. Игровая терапия отреагирования.......................................14

3. Игровая терапия построения отношений.............................15

4. Недирективная игровая терапия........................................16

5. Игровая терапия в условиях школы...................................17

Сказочная игротерапия .......................................................................21

Игровой практикум..................................................................33

1. Искусство дебатов............................................................33

2. Шесть шляп...................................................................48

3. «Волшебный круг» .........................................................63

4. «Полотно счастья» ...........................................................89

Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и ограниченные возможности жизнедеятельности ....................... 100

1. Игры с пуговицами........................................................ 101

2. Рыбалка........................................................................ 103

3. Аквариум...................................................................... 103

4. Пуговичное ожерелье..................................................... 104

5. Пуговичное лото............................................................105

Игры со спичками ..............................................................................111

1. Знакомая незнакомка..................................................... 111

2. История одной спички................................................... 112

3. Спичечный узор............................................................ 113

Коммуникативные игры .................................................................... 115

1. Обыкновенное чудо........................................................ 115

2. Камень и веревка........................................................... 118

3. Волшебные руки............................................................ 120

4. Глина и скульптор......................................................... 121

5. Групповая скульптура....................................................122

6. Чудесные пироги........................................................... 123

7. Моя ладонь................................................................... 124

8. Ладонь друга................................................................. 125

Игры в песочнице ...............................................................................128

Общие принципы взаимодействия с клиентом .............................130

1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141

2. Серия игр «Песочная грамота» .......................................175

3. Познавательные игры.....................................................199

4. История России в играх на песке.....................................202

5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207

Цель этой книги - в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

Введение......................................................11

Глава 1. Истоки волшебства Достоинства сказок ..........15

Как строится сказочный сюжет..............23

Многообразие сказочных форм................34

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.................47

Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну.............123

Сценарии занятий. Два первых путешествия...................134

Методы регистрации...............................151

Глава 3. Новые разработки Постановка сказок на песке ...................159

Систематизация наблюдений и дальнейшие "шаги" ......179

Заключение....................185

Список литературы...............189

Приложения Святая вода...............191

Сказкотерапевтические театрализованные игры (сценарии).......237

Пусть сказка былью станет....................282

Игровая сказкотерапия для "особых" детей (в помощь дефектологам и родителям)............293

Дидактические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы "особых" детей........299

Сценарий занятия "Путешествие в мир сказок"....................337

Сказочные сюжеты: тайный смысл и философское значение.............342

Сказкотерапия и внутренний мир и тишина…

Как правило, когда взрослый человек слышит слово «сказкотерапия», то первой спонтанной реакцией бывает что-то вроде «Но у меня нет детей!» или «Мои дети уже давно выросли и им не нужны сказки!». Слово «сказка» моментально возвращает человека в детство, заставляет его вспомнить запах бабушкиных пирогов по воскресеньям, вкус теплого молока и печенья перед сном и «школьных» пирожных по выходным. Мир в детстве был простым и цельным, но с течением жизни он как-то потерял свою целостность, причем так, что сами мы даже и не заметили когда и как все это случилось. Вроде бы ничего страшного не происходило, ничего из ряда вон выходящего – обычные для всех разочарования, в чем-то – потери, где-то приобретения. Где-то чуть-чуть пришлось покривить душой – но ведь совсем же немножко и ради общего блага, где-то на что-то закрыть глаза, где-то – с чем-то смириться и не ответить так, как требовало чувство собственного достоинства. А может быть, всего этого и не было – просто была жизнь и жизнь эта немного нас потрепала и поиздержала…

А ведь хорошо бы снова в свои наивные двенадцать лет, снова – все открывать вновь, снова – ничего не бояться и точно быть уверенным в своей правоте. И – чтобы жизненный опыт не давил на плечи и прошлые разочарования не мешали сегодняшнему счастью. Чтобы – с удовольствием по лужам и не думать о том, что туфли промокнут, колготки намараются, о том, что подумают окружающие, ведь вода в лужах «такая теплая…»

Вы скажете, что это – несбыточные мечты, что так не бывает, что время не повернуть вспять. И все это – будет правильным. Время действительно не вернуть, но вот вернуть свежесть восприятия и цельность мироощущения попытаться можно. Помочь в этом могут сказки. Как ни странно и как ни парадоксально, но – именно сказки. Те, что вы читаете своим детям и внукам, те, что вы сочиняете для них и вместе с ними. Нужно только сделать небольшое усилие и понять, что сказки – они не для взрослых и не для детей. Они для тех, кто еще не разучился или кто не забыл как удивляться чуду; как верить в то, что злодеи обязательно будут наказаны и делать все, для того, чтобы они были наказаны; кто еще не забыл о том, что счастье – оно ведь не только в карьере, бизнесе, зарплате, оно - в каких-то очень простых и обыденных вещах: в том, что приходишь домой и кто-то рад твоему приходу, в том, чтобы вечером чай в мире и за приятной беседой ни о чем и обо всем, в том, чтобы родители были здоровы и дети росли умными и счастливыми... Счастье – это когда как у Клайва Льюиса «горящий камин, старые поношенные тапочки и – больше ничего тебе не надо». Счастье – это когда дети радуются не тому, что вы дали им денег на мороженное или новый автомобиль, а тому, что вы собрались с ними в зоопарк. Счастье – это когда хорошо там, где мы есть, а не там, где нас нет. Для счастья, в сущности, нужно очень-очень мало: мир душевный и мир в семье. Это – совсем немного и этого так легко достичь, но почему-то именно этого у стольких из нас нет… И как часто мы сами этот мир нарушаем, принося в том все то, что раздражало и угнетало нас днем, раздражаясь на тех, кто рядом, кто любит и кто не может поэтому ответить… Как часто в нашем доме нет ни мира, ни покоя, ни тишины, но винить нам, кроме самих себя и некого…



Энтропия души

Однажды в одном сердце забастовали привратники Максвелла. Их было двое: один постарше, другой помладше и именно они решали кому и когда открыть дверь в человеческое сердце.

Обычно тот, что постарше открывал двери для всех дел и забот, которые пытались попасть в душу, а тот, что помладше – для тех, кто пытались душу покинуть. Привратник постарше был опытнее и мудрее и далеко не всякого, стучащегося в двери, пускал внутрь. Привратник помладше был веселее и бесшабашнее и всякого, стремящегося вон, – выпускал на волю в любое время дня и ночи. Так им удавалось достичь в сердце человеческом мира и равновесия между добром и злом, покоем и сумятицей. Заботы и тревоги не всегда могли попасть в него, но покинуть человека могли по первому желанию, никто их не удерживал.

Все привыкли к этому и никто не задумывался – на чем держится порядок в душе человеческой.

Но вдруг они забастовали. Почему, отчего? Неизвестно. Они ничего не стали объяснять. Просто – перестали открывать и закрывать двери. Открыли засовы, смазали петли, а сами сели пить чай и резаться в домино.

Поначалу сердце человеческое обрадовалось. Ему уже давно надоели эти ворчуны. Один впускал еле-еле, нехотя, словно выполняя тяжкую работу, постоянно комментируя и высказывая свое мнение там, где его совсем не спрашивали. Другой, наоборот, выпускал сразу же, по первому желанию, не давая возможности полюбоваться, посмаковать ту или иную мысль, прежде чем отпустить ее на свободу.

«Теперь-то я само смогу решать, когда и кого впускать и выпускать», - обрадовалось сердце, любуясь на то, как открываются и закрываются на ветру двери.

«Теперь-то я смогу легко попасть в человеческое сердце», - обрадовалась Суета-сует, которую до сего времени старший привратник не то что внутрь не пускал, а даже просто заглянуть через порог не позволял.

«Теперь-то мы спокойно сможем уходить и возвращаться в любое удобное для нас время», - обрадовались разные мысли и мыслишки, которым всегда не хватало воздуха в сердце человеческом и поэтому они стремились хоть ненадолго вырваться наружу – подышать, покурить. А вот обратно уже попасть не могли: их вредный привратник не пропускал, гнал в три шеи.

Какая тут началась в дверях катавасия!... Мысли и мыслишки бегали туда-сюда словно стада слонопотамов разного калибра. Иногда они застревали в дверях и устраивали там небольшой заторчик. Шуму было немало, но привратники ничего не слышали, они играли в домино и прихлебывали чай с сахаром вприкуску (где только им удалось достать кусковой сахар по нашей современной жизни?). Суета-сует прочно поселилась в сердце и вносила немало шуму-гаму в царивший вокруг беспорядок. Расслышать что-нибудь в этом бедламе было просто невозможно.

Расслышать было невозможно, потому никто и не слышал, как тихо плакало сердце. Сердце плакало и скорбело, потому что слишком поздно поняло, что само просто не умеет управляться с дверями. Не может оно ни открывать, ни закрывать их. Двери жили своей жизнью и желаниям сердца не подчинялись. Сердце скорбело, потому что былой порядок сменился энтропией. Энтропией души. А энтропия губительная для человеческого сердца. Сердце плакало, потому что желало, чтобы привратники вернулись к своей работе, но в этом шуме они не могли расслышать слез сердца и продолжали пить чай и резаться в домино… Трудные времена наступили. Трудные и печальные…

Сказкотерапия и познание самого себя…

Взрослый человек, по своей сути тот же ребенок, только этот ребенок позабыл то чувство свободы, которое он имел в детстве. Перегруженная проблемами психика, постоянно включенный разум, настроенный на материальность существования, не дают возможности выразить свои чувства, истощают внутренние ресурсы и человек часто оказывается на грани нервного срыва. Один из путей вернуть человеку Радость жизни - это сказкотерапия. Сказки для сказкотерапии можно использовать разные, как народные, так и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки. Сказки – успокаивают, снимают стресс, помогают расслабиться и спокойно, немного отстраненно обдумать существующие проблемы и сложившуюся ситуацию.

Сказки можно читать самому и пытаться постичь истинный смысл, скрытый за привычными с детства образами. Сказки можно читать своим детям, вслушиваясь в читаемый текст и размышляя о нем еще долго после того, как сказка закончилась, усталый ребенок уснул, программу «Время» уже посмотрели, а любимый сериал еще не начался. Сказки можно сочинять самостоятельно или при некоторой помощи сказкотерапевта.

Сочинение собственных сказок – основа сказкотерапии для взрослых. Во время сочинения сказки взрослый человек невольно раскрывает такие чувства и переживания, которые он сам не всегда осознает или просто стесняется признаваться в них, а тем более – обсуждать их с кем-либо. Сочинение собственной сказки – это своего рода безошибочный тест на выявление мироощущения и ощущения себя в этом мире. Сочиняя сказку практически невозможно лгать. Истинное отношение к людям, к миру, к самому себе обязательно тем или иным образом проявится в вашей сказке. Попробуйте сочинить сказку, если она у Вас получится радостной, значит, Вы в стоянии сделать свою жизнь счастливой. И еще, сказка может помочь в самом главном – понять кто ты такой и что ты ищешь в этом мире…

Храмы Великого города

"Вместилище Духа – храм Его..."

Что есть храм – мертвые камни или живой дух?.. Что делает холодные камни горячими и столь желанными – красота их отделки или тепло рук человеческих и жар сердец, положившихся себя на отделку его?

Пот, кровь, бессонные ночи, смятение духа, страдание, горести и радости, приносимые под каменные своды величественных соборов, искренность сердечного волнения и простота молитв, возносимых к небесам, чистосердечное покаяние – это, а не золото и драгоценные камни, освещают и охраняют храм Божий и от мирской суеты и от тлена земного...

Поднимая в небо шпили и купола – стоят они, величественные и молчаливые храмы Великого города... Возведенные жестокой волей стремящегося к свету духа, они чужды спокойной и сытой жизни, чужды успокоенности, умиротворенности и самодовольства... Великий город дает приют всему новому и необычному и храмы его освящены полетом души человеческой. Грозные в своем величии, потемневшие от суровых ветров, строгие и сдержанные охраняют они улицы Великого города, притягивая всех страждущих, указуя путь то ли в вечно серое стальное небо, то ли в царство Духа требовательного и живого...

Они обладают великой мудростью и пониманием того, что нельзя идти дурному пути, не изменив себе, пониманием того, что главное в жизни человеческой – постижение себя и верность истинной своей сущности, Божественному дыханию, вложенному в прах земной.

"Умение правильно мыслить важнее умения находить правильные ответы" – за много веков до христианства сформулировал философ суть пути человеческого... Найти правильный ответ не всегда важно, не всегда можно и не всегда нужно. Гораздо труднее и важнее – задать правильный вопрос. Единственно важный, поиску ответа на который можно посвятить добрую толику своей жизни. Единственно нужный вопрос...

"Мир разделен на реальное и видимое..."

"Ищите и найдете..."

"Не мир принес я, но меч..."

"Храм мой – храмом молитвы наречется..."

"Где двое или трое соберутся во имя Мое..."

И в тишине и полумраке храма учится человек видеть сердцем, не торопиться с душевным порывом, метким словом, быстрым осуждением и безапелляционным неприятием. Учится видеть и слышать не слова, но суть их, зреть не хрупкую внешнюю оболочку, но то, что таит она от невнимательного беглого взора – ту внутреннюю сущность, которая единственно является истинной как у человека, так и у любой вещи... Видя внутреннее, абстрагироваться от внешнего; проникая в главное, отметать ничего не значащие детали, единственное предназначение которых – защитить от праздного и недоброжелательного взора... Понимать того, кто рядом, понимать самого себя…

Сказкотерапия и доверие…

Взрослым людям несвойственно доверять другим взрослым людям. Зачастую они не доверяют даже самим себе, строя вокруг себя своего рода «башню из слоновой кости», которая очень хорошо защищает от захватчиков, но в которой жить очень скучно и однообразно. Тем более что крысы, мыши и тараканы, которые имеют тенденцию заводиться в замкнутых человеческих жилищах, могут оказаться гораздо хуже любых, самых неожиданных знакомств.

Проблема доверия – одна из самых сложных психологических проблем. Самых сложных и самых неотложных. Проблему доверия обязательно нужно решать, иначе жизнь вообще может потерять всякий смысл или станет ну очень уж куцей и ограниченной. Процесс восстановления доверия заключается в преодолении власти прошлого над собой, преодоление страха повторения той же самой боли, испытав которую когда-то еле-еле смог собрать себя по кусочкам.

Самое сложное заключается в том, что процесс восстановления доверия – это процесс длительный, он занимает какое-то время, в течение которого люди не перестают обманывать тебя. Возможно, что вновь обманутое доверие – это когда человек – случайно или намеренно – всколыхнул то, что было запрятано за семью замками и боль, пережитая когда-то, вновь хлестнула тебя по сердцу, по глазам, разорвала на кусочки все твое существо и ты понял, что снова – один, снова - беззащитен в этом мире и ничто не может тебя уберечь: проклятая человечность и обманчивая теплота человеческих взаимоотношений просачивается через самые крепкие стены, казалось, только для того, чтобы ослабить твою бдительность и хлестнуть. Безжалостно. Наотмашь. В самую сердцевину и глубину. Точно и бездушно…

И неважно почему человек обманул твои ожидания: специально, долго готовясь, случайно, по глупости, желая сделать добро… Все твое существо сжимается в комок от ужасной, все затмевающей боли и исступленно твердит: обманул, обманул, обманул… опять, опять, опять… Ты почувствовал себя в безопасности и расслабился, а тебя – ударили, убили, уничтожили…

И единственное желание, которое живет в тебе – развернуться, подобно сжатой пружине, и хлестнуть в ответ. Так, чтобы там, на другом полюсе человеческих взаимоотношений, также сжались в комок. Чтобы и там увидели своих призраков, лишающих сна, покоя и разума…

Все умерло внутри тебя и только ты сам можешь решить, будешь ли ты жить дальше… Сможешь ли и захочешь ли слышать и видеть того, кто заставил тебя вновь пережить этот ад… Даже если он и не виноват. Даже если совсем не виноват… Потому что внутри тебя теперь всегда будет жить подсознательный страх пережить все снова: если удар попал раз, попадет и другой…, а вдруг это было не случайно…, а зачем все это надо…

И если перестаешь доверять, то перестаешь доверять всем, и прежде всего самому себе, – потому что знаешь то, что не может знать никто другой – знаешь почему и чего боишься и почему так больно. Не доверяешь всем, кроме одного или двух самых близких, которые, возможно, причинили немало боли, но которые никогда не отдадут тебя на волю внешних, и, главное, на волю тебя самого. Которые, возможно, и являются твоими худшими врагами и заклятыми друзьями, но ты, подобно Скарлетт, говоришь себе «я подумаю об этом завтра», я подумаю об этом потом, когда смогу снова проделать мучительную операцию под названием «собрать себя по кусочкам», чтобы снова приобрести смутные очертания человека…

Однако доверие, это, возможно, единственное, ради чего все-таки стоит брать на себя труд и выстраивать какие-то личные взаимоотношения со всеми вытекающими отсюда вопросами и последствиями… Доверие – это высшая ценность, измеряющая взаимоотношения между людьми, безошибочно разделяющая мир на своих и чужих. Поэтому восстанавливать утраченное доверие нужно всеми возможными способами, а еще лучше – всеми способами стараться его сохранить, не потерять, не растранжирить по мелочам. Потому что, когда мы доверяем, то мир для нас – цветной, разнообразный, увлекательный. Когда мы доверяем, мы можем любоваться звездами, наслаждаться красотой природы, вкушать прелесть человеческих взаимоотношений, радоваться своей внутренней свободе и независимости, радоваться сегодняшнему дню, не печалиться о прошлом и не заботиться чересчур о будущем.

Очень короткая сказка

Жил был Кот. Он очень любил драться и очень хотел иметь друзей. Драться он любил потому, что когда он был маленьким котенком, дети часто таскали его за хвост, а взрослые коты постоянно гоняли, чтобы он не путался у них под ногами. Поэтому когда он подрос, научился царапаться и кусаться, то ему очень понравилось доказывать всем вокруг, что он сильнее, ловчее и быстрее. Но еще ему очень хотелось иметь друзей.

Однажды он встретил маленькую птичку.

- Я ищу друзей, давай дружить, - сказала ему птичка.

Но Кот не поверил ей, напружинил лапы и только хотел броситься на птичку, как она взмахнула крылышками и улетела.

Но почему? Ведь Кот так хотел дружить… А еще – он хотел быть самым ловким, самым быстрым и самым сильным… И – чтобы все об этом знали…

Сказкотерапия и все краски мира…

Сказка позволяет выполнить еще одну важную задачу – она дает повод пересмотреть философию своей жизни, возможность задуматься, как это ни банально звучит – о вечном, возможность оценить все то, что имеешь и то, к чему стремишься. Сказка апеллирует к нашему подсознанию, а ведь именно в подсознании таится большинство наших проблем, равно как и возможные их решения. Именно информация, таящаяся в подсознании, руководит течением нашей жизни и именно с ним и нужно работать, если хочешь что-то в своей жизни изменить. А еще сказка может сделать действительно чудо – «вытащить» на поверхность часть того, что находится в подсознании, помочь осознать то, что тебя мучает и понять, как с этим справится.

Итак, взрослому человеку тоже нужна сказка в его жизни, она помогает:

а) вернуть утраченную веру в чудо;

б) восстановить порушенную целостность души;

в) обратиться к своему подсознанию в поисках ответов на жизненно важные вопросы (помните мудреца: «Человек не может задать вопрос, ответа на который не знает»);

г) сделать явными проблемы, существующие в настоящий момент и благодаря сказке «проиграть» возможные варианты их решения;

д) дает возможность прожить до конца ситуации, мучающие человека именно своей незавершенностью и таким образом – освободиться от их власти;

е) восстановить утраченные взаимоотношения с окружающими, прежде всего, - со своими собственными детьми

и это – далеко не полный список того, что может сделать сказка, будучи легально возвращенной в нашу жизнь, однако, даже вышеперечисленного уже достаточно для того, чтобы выдать ей вид на жительство в нашей душе, в нашем сердце и в нашем сознании…

Все люди хотят знать об одном – зачем мы живем . Каков смысл жизни конкретно взятого человека?

По мнению многих, Смысл жизни, как яркое Солнце, должен озарять жизненный путь, освещая его впереди. Счастье и гармония смогут тогда, наконец, наполнить идущего по этому пути, а знание, что жизнь проживается со смыслом, а не впустую, убережет человека от сомнений и негативных переживаний. Это так заманчиво! А надо ведь всего только одно - найти это Солнце-смысл!

И человек отправляется на поиски. Кто-то ищет информацию по этому вопросу у старшего поколения, кто-то в учебниках различных университетов, кто-то в умных книгах, а кто-то на тренингах личностного роста. Попытки схватить и удержать хотя бы лучик от манящей воображение Солнечной звезды, превращаются в бесконечную гонку человека за знаниями, но не наполняют гармонией и счастьем. Переизбыток информации вызывает не наслаждение, а токсикоз. Вместо радостной наполненности, человек впадает в уныние и тоску.

Отчего так? Ведь каждый искренне хочет увидеть Солнце! И делает для этого все возможное.

Может быть, это происходит потому, что

Кто-то смотрит все время под ноги, всю жизнь боясь оступиться. И не видит Солнце.

Кто-то, глядя вперед, все время бежит, всю жизнь боясь не успеть. И не видит Солнце.

Кто-то все время стоит на месте и сосредоточенно смотрит вверх. Ослепленный, он не видит Солнце...

А, может быть, и по другим причинам…

Сможет ли каждый из них когда-нибудь найти свое Солнце? И что для этого надо? Поживем - узнаем…

Но рассказывают, что была когда-то вот такая история:

«Недавно или давно жил один человек. Голова его всегда была опущена, плечи ссутулены, взгляд обреченно устремлен вниз. Он никогда не поднимал своей головы вверх, так как для этого у него не было ни желания, ни необходимости. Ничего в жизни не приносило ему радость. Все для него было серым и безвкусным. Это его очень огорчало. На всех за это он был обижен и показывал всем своим страдальческим видом, как плохо ему живется на белом свете.

Из-за его постоянных жалоб и слез людям все меньше и меньше хотелось с ним общаться. Но ему удавалось обвинять их даже в этом. И, наконец, у него не осталось никого, кому бы можно было пожаловаться на свою горькую судьбу и несправедливость вокруг.

Он остался совсем один. От одиночества ему стало еще хуже, и он начал плакать. Сначала он наплакал лужу, потом озеро, а потом целое море горьких слез. Сил держаться на плаву в этом солено-горьком море у него не осталось, и он обреченно пошел ко дну.

Опускаясь на самое дно, он стал прощаться с жизнью - привычно серой и безвкусной. Все обиды всплыли в его памяти, не давая места другим чувствам. Ватное тело – руки, ноги и туловище - безвольно распласталось по песку. Сильная усталость от бесполезной и тоскливой жизни не давала возникнуть даже страху перед наступающим концом. Когда уже и голова затылком коснулась песчаного дна, глаза последний раз открылись пустым взглядом.

Этот взгляд неосознанно устремился прямо вверх к зеркалу воды. Лучи Солнца там пронизывали воду, смело пробивая и разукрашивая её разноцветными искрами.

«Что это? Что это за свет? Что за лучи и что за краски?», – мгновенно множество вопросов промелькнули в его голове.

«Я хочу это видеть! Я хочу вверх! Я хочу плыть! Я хочу плавать там!», - наперебой зазвенело у него в голове.

Первый раз в своей жизни этот человек забыл о своих тяготах и обидах на других людей. Ему было не до них. Оказалось, что жизнь разноцветна, и смотреть на нее можно под разными углами, а не только с опущенной головой!

Удивление от увиденного, интерес, желание познать и жить переполняли его. От новых ощущений и чувств тело наполнилось силой, а сердце прощением и любовью.

Он собрался с духом, оттолкнулся от дна и начал свой путь навстречу пленяющему Солнцу, наблюдая, как мир вокруг разукрашивается яркими красками от везде проникающих и все пронизывающих лучей...»

Рассказывают, что этот Человек до сих пор живет, может, и вы его встречали, только смотрит он теперь, улыбаясь, прямо в глаза других людей, и говорят, что в глазах его теперь светится Солнце.

Люди спрашивают его, что им прочесть или сделать для того, чтобы и у них так горели глаза, а он всегда дает им один ответ:

«Не нужно специально искать ВСЕГДА СВЕТЯЩЕЕ И НИКОГДА НЕ УГАСАЮЩЕЕ СОЛНЦЕ. Придет время, и его лучи сами пронзят ваше сердце - в тот момент, когда вам это будет на самом деле нужно».

Сказкотерапия как один из способов борьбы с жизненными трудностями. Правила проведения в домашних условиях. Подбор сказок для детей разного возраста и взрослых.

Содержание статьи:

Сказкотерапия - это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека.

Описание и функции сказкотерапии


Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, читатель неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для самого чтеца. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач . Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта . Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Развитие мышления . Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.
  • Лечебно-психиатрическое направление . Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.
Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией. Психологи выделяют такие функции методики:
  1. Сглаживание барьеров между терапевтом и клиентом . Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
  2. Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем . Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в любимой сказке клиента или придуманной им самим.
  3. Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций . На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
  4. Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов . Даже если человек пытается скрыть от психолога-терапевта беспокоящие его проблемы, не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
  5. Отображение внутреннего конфликта . Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.
Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Познав суть сказкотерапии и научившись пользоваться ее технологиями, родители маленьких детей ограждают себя от проблем с подростками в будущем. Взрослые, порой под страхом не найти выхода со сложных жизненных ситуаций, обретают подсказки в обычных сказочных историях.

Особенности проведения занятий по сказкотерапии


Занятия затрагивают несколько аспектов жизни человека, которые в свою очередь раскрывают его архетипы и социальные установки. Через сюжет сказки можно узнать, чем именно живет в данный момент индивид и что его беспокоит. Только по завершению этого этапа можно будет выстраивать дальнейшее лечение.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой . На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
  • Самостоятельное написание сказки . Человек составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
  • Драматизация или инсценировка написанной сказки . Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
  • Работа над окончанием сказки . Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки . Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за партами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.

Структура занятий по сказкотерапии:

  1. Ритуал «погружения» в сказку . Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
  2. Знакомство со сказкой . Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
  3. Обсуждение . Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить аудиторию.
  4. Арт-терапевтическая работа . Рисование героев или самого интересного момента сказки.
  5. Ритуал «выхода» из сказки . Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию.
  6. Подведение итогов . По ответам на поставленные вопросы терапевт интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.
Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, ведущий с легкостью сможет расположить ребенка или взрослого к себе и настроить его на продуктивную работу.

Как применять сказкотерапию для взрослых и детей

Сказкотерапия может применяться по-разному в зависимости от особенностей человека, с которым проводится работа. Учитывается возраст, психические и физические способности. Сказка благодаря своей простоте способна проникать в бессознательное каждого индивида и влиять на его личностные ориентиры, под воздействием которых предоставляется множество выходов с любой проблемной ситуации.

Как использовать сказкотерапию в работе с дошкольниками


Сказкотерапия для дошкольников является самым эффективным методом, направленным на всестороннее развитие малыша, и выступает одной из интереснейших технологий психоанализа и психотерапии. Занятие может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой (до 12-ти человек).

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:

  • Практическая деятельность на основе сказки . Необходимо выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для психоанализа.
  • Заинтересованность ведущего . Сказкотерапевт во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его.
  • Эмоциональное оформление сказок . Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.
  • Работа над настроением ребенка . Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.
Правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками:
  1. Учитывайте возраст детей . Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его.
  2. Дозировка представляемой информации . Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, помните, что все хорошо в меру. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
  3. Терапевтическая направленность . После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
  4. Отсутствие нравоучений . Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
  5. Подведение итога . После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.
Данный метод позволяет раскрыть душу малыша, обогатить его знаниями и сформировать характер. Учитывая все правила во время подготовки к занятию, ведущий получает возможность достичь поставленных целей и выстроить доверительные отношения со своими подопечными.

Сказкотерапия в работе с детьми школьного возраста


Сказкотерапия для детей школьного возраста помогает им раскрыться и избавиться от волнующих проблем. Для младших школьников рекомендуют использовать сказки, в сюжете которых присутствует волшебство, а в работу со старшими вносят уже сказки-притчи, ведь они несут смысл жизненной философии.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рассказывание или сочинение сказок . Во время рассказа ребенок выражает эмоции, которые он чувствует. На основе этого можно провести анализ его отношения к тому или иному событию и персонажу. Предлагая школьнику сочинить собственную сказку, ведущий дает возможность развивать фантазию и воображение.
  • Рисование сказки . Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.
  • Изготовление кукол . Создание персонажей своими руками позволяет развить моторику пальцев, улучшить внимание. Создавая куклу, дети вкладывают в нее свою душу и продумывают порядок действий, что тренирует мышление. Далее малыши играют с героями, могут инсценировать сказку и взять на себя ответственность за роль. Этот способ развивает коммуникативные навыки, обогащает опыт взаимодействий между людьми.
Сказки способствуют развитию личности и сознания, они заставляют верить в чудеса. Применяя в своей работе различные формы проведения занятий и поэтапно пользуясь ими, родители, учителя или психологи смогут развить у детей интерес к данному роду деятельности, что избавит их от проблемных проявлений.

Как применять сказкотерапию в работе с подростками


Подростковый возраст - это жизненный этап, на котором происходит становление личности. Сказкотерапия для подростков является инструментом, связывающим их внешний и внутренний мир. Благодаря сказкам молодежь учится взаимодействовать с окружающим миром, вступать в контакт с людьми и показывать свою индивидуальность.

Работа с подростками разделяется на три стадии:

  1. Начальная . На данном этапе совершается сплочение подростков на групповом занятии, обговариваются правила общения. Если участники незнакомы между собой, то на этой стадии происходит знакомство. Сказки выбирают простые по содержанию и легкие для восприятия, это позволит расположить детей к продуктивной деятельности. Начальный этап должен включать в себя переход в сказочный мир через заранее подобранное упражнение (волшебное слово, счет до определенного числа).
  2. Основная . Проходит работа над выявленной проблемой (борьба со страхами, повышение самооценки и пр.). Тут используют различные упражнения и проигрывание сюжетов по представленной сказке. Выбираются произведения, в содержании которых проявляется проблемный характер персонажей, а борьба с представленной ситуацией должна завершаться обязательно позитивно. В основную стадию можно включить рисование, что поможет в выявлении и преодолении существующей проблемы.
  3. Заключительная . Обсуждаются проблемные ситуации и способы их решения, проводится интерпретация рисунков. По завершению занятия обязательно нужно совершить ритуал выхода из сказочного мира, он может быть таким же, как вхождение, а можно добавить что-то новое.
Таким образом, метод сказкотерапии не ограничивается правильно подобранными сказками, а во многом зависит от потенциала подростков, настроенных на положительный результат под действием волшебной атмосферы.

Использование сказкотерапии в работе со взрослыми


На сегодняшний день сказкотерапия для взрослых стала популярной, ей все больше отдают предпочтение в диагностике и коррекции различных заболеваний.

Данный вид терапии можно применять такими способами:

  • Обсуждение уже написанного произведения . Открывает новые грани возможностей, человек объясняет содержание согласно своим убеждением, что раскрывает его сущность.
  • Написание сказки . Придумывать свое произведение можно вместе со специалистом, который поможет выявить по содержанию проблемный аспект и избавиться от него.
  • Проигрывание сказки . При данном способе происходит переживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию всех внутренних эмоций наружу.
Главным аспектом в работе со сказками является осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их. Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы переносить на персонажей. Нередко человек, воспользовавшийся сказкотерапией, обретает цель в жизни.

Какие выбрать сказки для сказкотерапии


Сказки для сказкотерапии подбираются, учитывая возраст и цели человека. Если у людей возникает желание самостоятельно написать произведение, то это еще лучше.

Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:

  1. Бытовые сказки («Каша из топора», «Курочка ряба», «Барин и собака», «Колобок» и пр.);
  2. Волшебные сказки («Кот в сапогах», «Дочь и падчерица», «Морозко», «Хрустальная гора» и пр.);
  3. Поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавель», «Чертов хвост», «Федины игрушки» и пр.);
  4. Героические сказки («Сивка-Бурка», «Илья-Муромец», «Добрыня и Змей», «Вавила и скоморохи» и пр.).
Рассказы, которые отбирают для сказкотерапии, должны четко разграничивать позитивных и негативных персонажей, главные герои обязательно сталкиваются с такими же проблемами, как и дети. Если они приблизительно одного возраста с ребенком, с которым предстоит работать, то такая сказка будет ему понятна и близка.

В подборе произведений можно отдавать предпочтение различным видам: русским народным, притчам, сказкам народов мира и авторским. Лучшим выбором могут стать рассказы, написанные психологами лично, которые направлены на предотвращение определенных проблем.

Для терапии со взрослыми нужно выбирать произведения, помогающие избавиться от внутренней сумятицы. Определившись, с чем будет проходить борьба, и выбирается соответствующая история (для улучшения взаимоотношений, здоровья, денежного положения, любви и пр.). Можно пользоваться книгами Рушеля Блаво, Разиды Ткач, Эльфики.

Если есть чувство, что прочитанное произведение находит отклик в душе, тогда выбор правильный, человек уже на полпути к избавлению от волнующих его неурядиц, вследствие чего наблюдается направленность полученных знаний на желаемый результат, предоставляются варианты, как избавиться от проблемной ситуации.

Как проводить сказкотерапию - смотрите на видео:


Сказкотерапия - это приятный метод лечения, который помогает как детям, так и взрослым. Его использование не ограничивается психологами и психиатрами, а наоборот приветствуется в дошкольной и школьной педагогике, а особенно в семейном воспитании.