Разбор глагола спряжение онлайн программа. Морфологический разбор глагола как узнать вид переходный спряжение наклонение число время лицо и рот. На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками

Напоминал -глагол,н.ф. - напоминать,
постоянные признаки: несовершенный вид,невозвратный,переходный,1 спряжение.
непостоянные признаки:в изъявительном наклонении,в прошедшем времени,в мужском роде в единственном числе
синтаксическая роль в предложении - сказуемое.
Даю разбор глагола - алгоритм:
Памятка для морфологического разбора глагола (разбор как части речи)1.начальная форма – это неопределённая форма,отвечает на вопросы –что делать? Что сделать?2.Даю стишок,чтобы запомнить порядок разбора: ВИД.ВОЗВРАТНОСТЬ,ПЕРЕХОДНОСТЬ И СПРЯЖЕНИЕ(это постоянные признаки глагола)А ЗАТЕМ (слово ЗАТЕМ как бы указывает на переход к непостоянным признакам)мы у глагола найдём наклонение,время,род (или лицо) ну и, наконец, число.3.Синтаксическая роль в предложении.
Как определить эти категории?
Вид- бывает совершенный и несовершенный,зависит от вопроса: что делать? –несовершенный,что сделать?– совершенный (.подсказка – Если в вопросе есть С,то и вид с буквой С (=Совершенный)Если в вопросе нет С,то и вид без -С –(несовершенный)-любить(что делать?) -несовершенный вид;полюбить – что Сделать? –вид Совершенный.-
возвратность – зависит от частицы СЯ – есть СЯ – глагол возвратный,нет СЯ – глагол невозвратный(умыть - невозвратный, умытьСЯ- возвратный)
Переходность –определяем так: надо К ГЛАГОЛУ задать вопрос винительного падежа без предлога:КОГО? ЧТО?- любить (кого? что?) – можно мысленно «прилепить» существительное –(маму или кашу) .Если существительное «лепится», то глагол переходный,если – нет – (например, бежать (кого? Что?) – нельзя "прилепить"существительное в винительном падеже без предлога – следовательно, глагол непереходный)Помни: если глагол возвратный (то есть с частицей СЯ, он всегда непереходный)
СПРЯЖЕНИЕ –Запомни -ко 2 спр относятся ВСЕ глаголы на ИТЬ (в неопр форме) ,кроме БРИТЬ
СТЕЛИТЬ (они -1 спряжения)
+ 11 исключений (гнать,держать,смотреть и видеть
дышать,слышать,ненавидеть
и обидеть,и терпеть,и зависеть,и вертеть -вы запомните,друзья,их на Е спрягать нельзя.Все остальные глаголы - на АТЬ,ОТЬ.ТИ.ЧЬ,УТЬ и т д. это глаголы 1 спряжения
И ещё :в 1 спр - пишется Е (гласная с 1 палочкой - как и само спряжение 1)-борЕтс
А во 2 спр пишется И (гласная с двум палочками - как и в самом спряжении 2).строИт
Переходим к непостоянным признакам глагола.Наклонение (изъявительное сослагательное,повелительное) – в основном глаголы стоят в изъявительном наклонении – это глаголы настоящего,прошедшего и будущего времени (стоит,стоял постоит),сослагательное наклонение – имеет при себе частичку –бы (стоял бы),а повелительное – содержит приказ: (Стой!)В изъявительном наклонении определим время (см. выше)В зависимости от времени определим род (если время прошедшее –мужской,женский,средний) или лицо (1-ое 2-ое,3-е- если время настоящее или будущее)Ну и наконец – число (единственное и множественное)Синтаксическая роль в предложении у глагола,как правило,- сказуемое.

На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.

План морфологического разбора глагола

Часть речи: глагол ;

Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.

Общее значение: действие предмета.

Морфологические признаки:

Начальная (неопределенная) форма;

Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;

Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).

Синтаксическая роль

Схема 1. Непостоянные признаки глагола

Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .

Морфологический разбор глагола

Увидите - глагол;

I. (что сделаете?) увидите ;

Н.ф. - увидеть ;

II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;

Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.

III. Вы (что сделаете?) увидите.

Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола

Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.

Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.

Я буду всегда вас помнить .

Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).

повелит. накл. изъявит. накл.

Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Глагол как часть речи. СРЯ ().
  2. Спряжение глаголов ().
  3. Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
  4. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
  5. Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
  6. Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().

Домашнее задание

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.

3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.

4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.

6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova
  1. Часть речи. Общее значение.
    • Часть речи — глагол.
    • Обозначает: действие или состояние.
    • Отвечает на вопросы: что делать(-ся)?, что сделать(-ся)? в неопределенной форме (инфнитиве) и формы этих вопросов (что делает? что делаешь? что сделал? что будешь делать?).
    • Начальная форма — неопределенная форма глагола (инфинитив).
  2. Морфологические признаки:
    • Постоянные признаки :
      • вид — разделение глаголов по признаку законченности действия.
        • несовершенный (что делать? и его формы);
        • совершенный (что сделать? и его формы);
        • двувидовые (одновременно отвечает на вопросы что делает? и что сделает? ) .
          При разборе указать, что глагол двувидовой, в данном контексте — совер.в. (или несов.в.)
      • возвратность — определяется по наличию постфикса -ся/-сь
        • возвратный — с постфиксом -ся/-сь;
        • невозвратный.
      • переходность — сочетаемость с существительными и местоимениями со значениями объекта в Вин. падеже без предлогов.
        • переходные;
        • непереходные.
          Все возвратные глаголы — непереходные.
      • спряжение (см. подробнее в статье ниже)
    • Непостоянные признаки :
      Глагол имеет спрягаемые и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие). Разбор для них различается .
      • Неспрягаемая форма — инфинитив. Грамматический признак инфинитива — неизменяемость, поэтому другие непостоянные признаки НЕ указываются ,
      • Для спрягаемых форм указываются :
        • наклонение
          • изъявительное;
          • повелительное;
          • сослагательное.
        • число (если есть)
          • ед. число;
          • мн.число.
        • время (есть в изъявительном наклонении);
          • настоящее;
          • прошедшее;
          • будущее;
        • лицо (есть в наст. или будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении) — соотносимость с личными местоимениями. Существует для глаголов настоящего и будущего времени
          • 1 лицо;
          • 2 лицо;
          • 3 лицо;
        • род (в ед.ч. прошедшего времени изьявительного и условного наклонения)
          • м.р.;
          • ж.р.;
          • ср.р.;
  3. Синтаксическая роль — функция в предложении
    • Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого.
    • Неспрягаемые формы (инфинитив) могут быть сказуемым и другими членами предложения: подлежащее, простое сказуемое, глагольная часть составного сказуемого, определение, дополнение, обстоятельство.
    • Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемым, при них нет подлежащего.

Пример разбора

Льды сковали реку.

Сковали — глаг., нач.форма — сковать, сов.вид, переходн., невозр., 1 спр., изъяв.накл., прош.вр., мн.ч., льды (что сделали?) сковали (сказуемое).

Обратите внимание

Начальная форма глагола

  • Начальная форма глагола — инфинитив (неопределенная форма глагола). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и имеет постоянные признаки переходности, возвратности и вида.
  • Формальные показатели инфинитива — формообразующие -ть (бежаТЬ), -ти (несТИ), —чь (пеЧЬ).
  • У глагола много составных форм, части которых в предложении могут быть разделены другими членами предложения. Важно правильно выписать глагольную форму из текста. Примеры составных форм глагола:
    • будущее время глагола несов.вида — буду писать ;
    • условное наклонение — сделал бы ;
    • формы повелительного времени — пусть летит, давайте пойдем .
  • Начальная форма глагола должна иметь вид (совершенный или несовершенный), совпадающий с видом исходной формы глагола: записал (сов.в.) — записать (н.ф., сов.в.) .
  • Некоторые безличные глаголы не имеют формы инфинитива: следует в значении долженствования.

Спряжение

  • Глагол имеет спрягаемые (личные и безличные) и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие).
    Разбор для них различается.
    Неспрягаемые формы глагола :
    • инфинитив;
    • причастие — особая форма глагола;
    • деепричастие — особая форма глагола.

    Спрягаемым формам присущи категории:

    • наклонение;
    • время (в изъявительном наклонении);
    • лицо (в настоящем и будущем времени);
    • род (в прошедшем времени).
  • Спряжение — это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по числам и лицам.
    • Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать (I спряжение), гнать — обогнать (II спряжение) .
    • Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: учиться — учить (II спряжение) .

    Определение спряжения

    Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по неопределенной форме. Знание спряжения важно для правильного написания безударных личных окончаний.

    1. Посмотреть ударение личных окончаний глагола.
    2. Если личные глагола под ударением , то спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слышутся. Неважно, на что заканчивается инфинитив: пить (пьЁШЬ, пьЁТ, пьЮТ) — 1 спряжение; спать (спИШЬ, спИТ, спЯТ) — П спряжение .
    3. Если личное безударные :
      1. Проверить, не образован ли данный глагол от глагола с ударными окончаниями с помощью : ВЫпить <— пить — 1 спряжение .
        Глагол с приставкой относится к тому же спряжению, что и глагол без .
      2. Если личные окончания глагола безударные, то спряжение определяется по инфинитиву:
        • поставить глагол в неопределенную форму того же вида, что и личная форма: работаете (что делаете?) -> работать (что делать?);
        • По гласной перед -ть определить спряжение
          (заучить выделенное красным!)
          Спряжение глаголы Перечисление и примеры Исключения
          П спряжение глаголы на -ить строить, лепить, хвалить брить, стелить .
          7 глаголов на -еть смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
          4 глагола на -ать гнать, держать, слышать, дышать
          I спряжение все остальные глаголы на-еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ють, -ыть, -чь, -ти делать, чувствовать, мокнуть смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
          гнать, держать, слышать, дышать и их приставочные формы
          2 глагола на -ить брить, стелить
          разноспрягаемые (имеют окончания и I, и II спряжений) бежать, хотеть, брезжить и образованные от них
          особоспрягаемые дать, есть, надоесть, чтить и образованные от них (отдать, задать, съесть, заесть и т.п.);

          Есть глаголы, у которых отсутствуют некоторые формы лица и числа:

          • победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить — нет формы 1 лица ед.ч.
          • столпиться, сгруппироваться, разбрестись — нет ед.ч.;
          • жеребиться, кристаллизоваться — нет формы 1 и 2 лица.

Ученики школ и студенты филологических факультетов обязательно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Среди них глагол обычно принято считать наиболее сложным для анализа, поскольку у него много грамматических категорий, которые достаточно трудно определить. Чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, важно точно знать все требования к нему, следовать алгоритму, учитывать все особенности каждой грамматической категории. Сам разбор необходимо выполнять тщательно, внимательно относиться к любому пункту, не забывать об общих правилах анализа. Именно морфологический разбор становится отличным способом регулярно и эффективно повторять грамматические категории глагола, помогает на практике определять свойства глагола, не путать категории и правильно их определять на конкретных примерах.

Выполняем морфологический разбор глагола. Основные принципы разбора, особенности грамматических категорий глагола
Делайте морфологический разбор глагола внимательно. Постарайтесь вникнуть в содержание текста, смысл анализируемого слова. Это необходимо для правильного определения инфинитива, синтаксической роли слова. Сосредоточьтесь и не отвлекайтесь на посторонние факторы. Работайте сначала на черновике. Только полностью выполнив разбор, проверив его, можно приступать к переписыванию на чистовик.
  1. Сначала вам понадобится указать неопределённую форму глагола, инфинитив. Для этого нужно поставить слово в форму, отвечающую на вопрос что делать? или что сделать? Обратите внимание: вопрос должен соответствовать вашему глаголу. Если перед вами глагол «читает», нужно задавать вопрос что делать? (что делает? – читает ), а не что сделать? То есть инфинитив для глагола читает – читать, а не прочитать. Не путайте глаголы разной видовой принадлежности, поскольку вид – это постоянный признак глагола. Он сохраняется, когда вы определяете инфинитив.
  2. Зачастую ученики и студенты забывают записать общее грамматическое значение слова как части речи. Не пропускайте данный пункт. Здесь вам достаточно указать уже выученное общее значение глагола – действие. Оно одинаково для всех единиц.
  3. Следующая категория – возвратность глагола. В школе многие привыкли, что определить возвратность очень просто: достаточно посмотреть на слово, выяснить, есть ли у него формальный показатель возвратности. Им является постфикс –ся, или –сь. Например: тороплюсь, смеётся. На самом деле к данной категории нужно относиться более внимательно, а слово необходимо анализировать глубже и тщательнее. Запомните несколько важных моментов.
    • Возвратным может быть только непереходный глагол. Лучше сначала определить его переходность, а уже после этого анализировать возвратность. Однако в разборах принято сначала указывать возвратность. Поэтому сделать морфологический разбор глагола лучше сначала на черновике, а затем переписывать в заданном порядке.
    • Постфикс –ся или –сь – обязательный признак возвратности.
    • Не путайте невозвратные глаголы с постфиксами –ся или –сь с возвратными. Возвратными не являются глаголы, имеющие данные формальные показатели (постфиксы), но относящиеся к глаголам, которые имеют безличное значение или указывают на интенсивность действия. Например: не думается, стучаться . Эти глаголы – невозвратные.
  4. Точно определяйте переходность глагола. Принято выяснять переходность глагола простым способом. Вам достаточно составить словосочетание с глаголом таким образом, чтобы зависимое слово оказалось в винительном падеже. Запишите словосочетание. Обратите внимание, есть ли в нём предлог. Отсутствие предлога – формальный показатель переходности глагола.

    Переходный глагол должен обозначать в вашем словосочетании действие, направленное на предмет. Сам предмет в результате действия изменяется, возникает. Запомните: вам важно выяснить потенциал слова, подобрать нужное словосочетание, а не просто посмотреть, есть ли предлог в имеющемся контексте.

  5. Грамматическая категория вида чаще всего не вызывает затруднений при морфологическом разборе.
    • Несовершенный вид обозначает действие, которое ещё не завершено, находится в процессе и развитии. Оно пока не закончено, что и дало название виду. Обратите внимание, что от времени вид в данном случае не зависит: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трёх временах. Например: он выполняет работу, он будет выполнять работу, он выполнял работу. Прошедшее время не даёт нам представления о завершённости действия, его результате: возможно, человек выполнял работу, но не выполнил её.
    • Совершенный вид сигнализирует о законченности действия. Действие было прекращено, оно достигло своего предела. Нередко глаголы совершенного вида образуются от несовершенных с помощью приставок: читал – прочитал .
    • Простой способ выяснить вид глагола – задать к нему вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а несовершенного – «что делать?».
    • Важный момент: глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени.
  6. Спряжение глагола – очень непростая для определения грамматическая категория. Вам потребуется знание исключений, окончаний глаголов, которые относятся к конкретному спряжению. Лучше всего хорошо выучить окончания, а также несколько глаголов, относящихся ко второму спряжению.
    • Когда личное окончание глагола находится под ударением, вы сможете определить спряжение по нему. Лучше всего поставить глагол в форму третьего лица множественного числа.
    • Окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ут (-ют), -ешь, -ет, -ем, -ете.
    • Окончания глаголов второго спряжения: -им, -ит, -ишь, -ите, -ат (-ят), -у (-ю).
    • Если личное окончание глагола является безударным, спряжение определяйте по инфинитиву.
    • Глагола первого спряжения – все глаголы с безударным личным окончанием, а также слова стелить, брить.
    • Глаголы второго спряжения – все глаголы, имеющие безударное личное окончание, с инфинитивом на –ить, а также несколько слов-исключений: слышать, дышать, держать, гнать, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть, зависеть.
    • Существуют в русском языке и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть. Есть глаголы, которые склоняются с особыми окончаниями. Например, создать, дать.
  7. Следующая категория, в которой вам необходимо хорошо разбираться, чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, – категория наклонения. Известны три формы наклонения: сослагательное (условное), повелительное, изъявительное. Чаще всего вы встречаете глаголы изъявительного наклонения, но вам нужно уметь определять любое наклонение.
    • Глагол в изъявительном наклонении имеет формы времени, лица, числа, а также рода, если он употреблён в прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые будут происходить, происходят или происходили когда-то.
    • Глаголы в повелительном наклонении побуждают к действию, выражают просьбу, приказ или рекомендацию. В данном наклонении глаголы могут изменяться только по числам.
    • Желательное или возможное действие обозначают глаголы в условном наклонении. Эти глаголы изменяются по числам и родам, но не имеют форм времени.
  8. Категория времени есть только у глаголов в изъявительном наклонении, в других случаях её определять не нужно. Обратите внимание на некоторые нюансы:
    • Настоящего времени нет у глаголов совершенного вида.
    • Сложную форму будущего времени образуют глаголы несовершенного вида. Например: буду смотреть.
    Определяя непостоянные признаки, не забывайте, что далеко не все из них могут присутствовать у вашего глагола. Помните особенности грамматических категорий, чтобы не тратить время на установление какого-то признака.
Порядок морфологического разбора глагола: этапы работы
  1. Выпишите слово из контекста – именно так, как оно там употреблено. Это – словоформа вашего глагола.
  2. Выясните неопределённую форму глагола. Запишите полученный инфинитив.
  3. Обозначьте общее грамматическое значение глагола – действие.
  4. Определите по порядку все неизменяемые грамматические категории глагола:
    • возвратность;
    • переходность;
    • вид;
    • спряжение.
  5. Определите изменяемые грамматические категории глагола:
    • наклонение;
    • время;
    • число;
    • лицо;
    • род.
    Желательно применять традиционную формулировку: глагол употреблён в форме.
  6. Выясните синтаксическую роль глагола в предложении. Чаще всего глаголы являются сказуемыми. Выпишите предложение и подчеркните в нём глагол в соответствии с его синтаксической функцией. Запишите, каким членом предложения он является.
Не забывайте об основных особенностях грамматических категорий глагола, нюансах морфологического разбора, выполняйте анализ в соответствии с алгоритмом. Тогда вы сможете сделать морфологический разбор глагола тщательно и правильно.