Краткая характеристика познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Шпаргалка: Психические познавательные процессы Что такое психология восприятие память мышление воображение

Структура приема информации включает следующие этапы:

Р->ОЧ->НИ->ГМ->ОЩ->ЦВ->(ЭП)->ОП->(М)->ОС = ВН.

Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ ), складывается целостный образ восприятия (ЦВ ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП ), в результате чего происходит опознание (ОП ) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М ) происходит осмысление (ОС ), понимание информации. Внимание (ВН ) должно быть направлено на прием и понимание информации.

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление

отражение отдельных свойств предметов, непосредст-венно воздействующих на наши органы чувств

отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупно-сти свойств и признаков этих предметов

отражение прошлого опыта или запечатле-ние, сохранение и воспроизве-дение чего-либо

отражение будущего, создание нового образа на основе прош-лого опыта

высшая форма отражательной деятель-ности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер-ность развития

Рис. 2.1. Познавательные психические процессы

Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей:

    рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

    проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;

    мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Выделяют виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестетические (ощущения движения тела), интероцептивные (ощущения о внутреннем состоянии организма).

Основные характеристики анализаторов

1) Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначаетсяJ0 ). Сигналы, интенсивность которых меньшеJ0 , человеком не ощущаются.Верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax ). Интеграл междуJ0 иJmax носит название "диапазон чувствительности". 2)Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (DJ ). ВеличинаDJ пропорциональна интенсивности сигналаJ. DJ/J = K - закон Вебера. Для зрительного анализатораK = 0,01 , для слухового -K = 0,1 . 3)Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога. 4)Интенсивность ощущения (E ) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителяJ (закон Вебера - Фехнера)E = k logJ + c. 5)Временный порог - минимальная деятельность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формулеtga = h/2L , гдеa - угловой размер объекта, h - линейный размер,L - расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин., минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов, объем восприятия составляют 4-8 элементов. 6)Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1-0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должен быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала. Инженерам, проектирующим и эксплуатирующим современную технику, необходимо знать и учитывать психологические возможности человека по приему информации, характеристики анализаторов человека. Основные характеристики анализаторов приведены в табл. 2.1,2.2,2.3.

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться, например адаптация к яркому свету, сильному запаху);сенсибилизация - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.Восприятие - целостное отображение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединение основных и наиболее существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит названиеапперцепции . Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

2.5 Воображение и речь

Исследования показали, что очень мощный шаг в развитии воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задержку развития воображения.

Э. Блейлеру и его школе мы обязаны знанием фактов, которые проливают свет на вопрос: «Почему развитие речи является мощным толчком для развития воображения?» Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает возможность ему чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.

2.6 Воображение и эмоции

Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Известно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком держится на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты.

Воображение и эмоции в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще французский психолог Т.Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами «…всякое чувство, всякая эмоция стремиться воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит о том,что «всякое построение фантазии обратно влияет на ниши чувтства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством».

Используя богатство эмоциональных состояний, можно успешно развивать воображение и, наоборот, целенаправленно организуя фантазию, можно формировать культуру чувств.

Образы фантазии дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.

Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения- это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.


Заключение

Объектом моего исследования было воображение. Я стремились выявить его место и связь с другими психическими процессами. Анализ воображения связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, так как оно переплетается со всеми видами познания.

На основании проведенного мною исследования можно сделать следующие выводы:

Воображение – это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы.

Воображение позволяет представлять результат труда до его начала.

Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющее человеку ориентироваться интуитивно и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение надо рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.

Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение неразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти. Также связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

«Воображение, - как писала психолог О.М. Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».

Благодаря связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у субъекта информация (знания) способствует формированию новых образов, реконструированных из чувственного опыта и мышления. В этих процедурах действие воображения постоянно возобновляется. Причем отсутствие или недостаток познавательной информации способствует постановке целей и задач для воображения.

Роль и место воображения неодинаковы, оно по-разному функционирует в творческих актах, активно выступая в одних процессах или скрыто проявляя себя в других.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.


Список цитат

Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии// Вопросы эстетики-1964.-Вып 6.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970

Koestler A. The Act of Creation. Hutchinson C. London, 1969

Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М., 1946

Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М., 1956

Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1

Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. общая психология. 3-е изд. –М.: Просвещение, 1986,

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.://Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1988, №6.- с.52-59.

Список литературы

1. Брушлинский А.В. Воображение и познание. // Вопросы философии. - 1967. - №11.

2. Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение.- Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.

3. Выготский Л.С. «Психология искусства», Ростов-на-Дону «Феникс», 1998

4. Выготский Л.С. «Собрание сочинений». В 6т. Т.2.-М., 1964.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997

7. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1

8. Дж. Гибсон, «Связь между воображаемым и воспринимаемым.» Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. Субъект познания.// под ред. Петухова В.В., М., Российское психологическое общество. 1998

9. Дудецкий А.Я. «теоретические вопросы воображения и творчества: цикл лекций спецкурса для студентов пед. ВУЗа и учителей общеобразовательной школы». – Смоленск: изд-во смоленского гос. пединститута им. К. Маркса, 1974.

10. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника.//Вопросы психологии.-М.: Педагогика, 1988, №6.- с.52-59.

11. Игнатьев Е.И. «Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью». Сб. «Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания». Ярославль, 1966.

12. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. - М., 1956

13. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии.//Вопросы эстетики, вып.6.-М., 1964.

14. Koestler A. The Act of Creation. Hutchinson C. London, 1969

15. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.: Просвещение.ВЛАДОС, 1995.

16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 3-е изд. стереотип. –М.: Академия, 2002.

17. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. общая психология. 3-е изд. –М.: Просвещение, 1986,

Его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников 3.1 Организация, методы и методики исследования Цель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения и творческих...

и необратимыми. Если вы помните как ваше имя и имена своих родственников, скорее всего с процессом "Память" у вас все в порядке. И причину проблем с запоминанием в этом случае следует искать не в нарушении памяти, а в нарушении других психических процессов. Процесс "Внимание" Внимание осуществляет селекцию (отбор) поступающей в сознание информации. Если внимание становится крайне неустойчивым, ...

И с созданием собственных замыслов и их реализацией. Отмеченные особенности и результаты эксперимента, несомненно, свидетельствуют о бедности и несформированности предпосылок творческого воображения. Глава III. Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы...

В г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки . Глава 3. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности 3.1 Исследование творческих способностей дошкольников ДОУ № 40 В исследовании приняли участие 15 детей обоих полов из старшей группы ДОУ № 40 г. ...

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В про­цессе отражения окружающего мира человек наряду с вос­приятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания но­вого в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в про­шлом не воспринимал или не совершал, у него могут возни­кать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышле­нием, воображение характеризуется большей, чем при мыш­лении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и яв­ляется необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема полу­чит отчетливое, реализуемое в конкрет­ном материале выражение).

Виды воображения:

Можно выделить несколько видов воображения, среди ко­торых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фан­тазия). Активное воображение включает в себя артистичес­кое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирую­щее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопережи­вать...

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фраг­ментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях отно­сительно друг друга. Активное воображе­ние направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоя­тельств).

Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

Выделяют следующие основные функции языка :

1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

2. средство общения (коммуникации);

3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию , язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.



Выполняя функцию средства общения , язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции:

1. сигнификативную (обозначения);

2. обобщения;

3. коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

В психологии выделяют два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монолигическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль или переориентировать ее.

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателя – с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражения переносного и образного значения.

Интеллект .

«Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Рассматривают три основных уровня активности:

1. Низший уровень. Индивид неприспособлен, среда подавляет слабую психику малоодаренного человека.

2. Средний уровень. Человек хорошо приспосабливается к среде и находит место, соответствующее внутреннему психологическому складу.

3. Высший уровень. Характеризуется стремлением переделать окружающую среду.

Терстоун (1938г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями и выделил семь таких потенций:

1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. память;

6. способность к рассуждению;

7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии (болезнь Дауна, сопровождаемая нарушением умственного развития ребенка, вызывается: а) наличием лишней третьей хромосомы из 21-й пары хромосом, б) пожилым возрастом родителей, неполноценным питанием и определенными заболеваниями матери во время беременности. Недостаток йода в рационе питания матери может обусловливать кретинизм ребенка или если мать в начале беременности заболевает краснухой, это приводит к необратимым дефектам зрения, слуха, интеллектуальных функций ребенка. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениум или даже аспирином, употребление алкоголя и курение может привести к значительной задержке умственного развития ребенка).

Существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и в конечном счете для повышения интеллектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка.

Занятие 1

1 Внимание: понятие, сущность, функции, свойства и виды

2 Характеристика процессов памяти - запоминания, воспроизведения, сохранения, забывания

3 Механизмы развития и тренировки памяти

4 Формы мышления и мыслительные операции

Занятие 2

1 Характеристика мышления, его виды, функции и индивидуальные особенности

2 Психолого-педагогические аспекты развития интеллектуального потенциала личности

3 Понятие о воображении, его виды и физиологические основы

4 Воображение и личность

Основные понятия по теме

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.

Память - это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал.

Процессы памяти:

Запоминание;

Сохранение;

Воспроизведение;

Забывание.

Запоминание – это процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечат-ление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запомина-ние отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное, связанное с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны - сохранение и забывание .

Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохра-ненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроиз-ведения:

- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;

- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызы-вающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;

- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Виды памяти:

- наглядно-образная - это память на зрительные, зву­ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы;

- словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку;

- двигательная (моторная) - выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений;

- эмоциональная память - это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше­ния того или иного поступка.

Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формиро-вание организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительную, обонятельную, осязательную, слуховую, тактильную) и словесно-логическую (вербальную);

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную ;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную .

Памяти присущи следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.

Законы памяти

Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Возможные расстройства памяти:

Гиперфункция памяти - когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивых воспоми­наний.

Амнезия - утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

Мышление - это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышле-ние , а в практическом наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое мышление.

Понятийное мышление - это такое мышление, в котором исполь-зуются определенные понятия.

Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в кото-ром используются образы.

Наглядно-действенное мышление отличается тем, что решение
нестандартной задачи(практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное мышление осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

Абстрактно-логическое мышление оно же словесно-логическое,
вербально-логическое или дискурсивное - это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного рода дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т. д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:

Глубина знаний определяется степенью проникновения в сущность явлений, а широта - возможностью привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей.

Гибкость ума обеспечивает достаточно полный учет специфических условий решения именно данной задачи. Противоположным ка­чеством гибкости ума является его инертность, шаблонность.

Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки

Глубокое и обоснованное критическое отношение к действительности является одним из проявлений самостоятельности ума человека.

- понятие - это мысль, выраженная в слове; оно включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса;

- суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо;

- умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагиро-вания, обобщения, классификации, систематизации.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объедине­ние объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классифи­кации, а их групп, классов.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

Аналогия – движение мысли от частного к частному на основе сходства.

Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее - представлений памяти.

Образы воображения создаются с помощью следующих приемов:

- вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

- изменение величины воображаемых объектов (отсюда
великаны, гномики и т.д.);

- агглютинация - соединение вычлененных элементов в
образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

- конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

- гиперболизация - мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру­сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

- перенос какого-либо свойства на другие объекты (был
тише воды и ниже травы и т.п.);

- типизация - создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.).

Воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

Непроизвольное (пассивное) - когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

Произвольное (активное) - когда образы вызываются по
собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее - создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.;

б) творческое - (более сложный вид воображения) - самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности.

Фантазии - это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

Мечты - нацелены на будущее, это образы желаемого будущего.

Грезы - мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

Тематика рефератов

1 Приемы развития памяти.

2 Мышление и речь, их взаимосвязь.

3 Аналитико-синтетический характер процессов воображения.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое память?

2 Какова классификация памяти?

3 Каковы особенности наглядно-образной памяти?

4 В чем выражается словесно-логическая память?

5 Каковы характерные черты моторной памяти?

6 Чем характеризуется эмоциональная память?

7 Что такое гиперфункция памяти?

8 Что такое амнезия?

9 Каковы законы памяти?

10 Каковы индивидуальные особенности памяти?

11 Что такое мышление?

12 Каковы виды мышления?

14 Каковы операционные компоненты мышления?

15 Что такое мыслительная операция?

16 Что такое воображение?

17 Каковы физиологические основы воображения?

18 Каковы приемы воображения?

19 Каковы виды воображения?

Литература

1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

3 Личность и ее структура: справочные материалы / под ред. Н.Я. Мороз.- Витебск: ВОИУУ, 1996. - 34 с.

4 Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 228 с.

5 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

6 Общая психология: словарь / под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

7 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

8 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

Тест

1 Вставить пропущенные слова.

Память - это процесс … действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта:

1) отражения; 3) обобщения;

2) создания; 4) анализа.

2 Из указанных слов выбрать те, которые находятся к данному слову в таком же отношении, как в приведенном примере:

а) запоминание - …

1) обучение; 2) опыт; 3) мотив; 4) информирование.

Образец: деятельность - цель.

3 К объективным причинам, влияющим на продуктивность памяти, относятся:

1) характер материала; 4) количество материала;

2) предшествующий опыт; 5) обстановка;

3) интерес; 6) состояние организма.

4 Вставить пропущенные слова.

Представление - это вторичный … предмета или явления, сохраненный в памяти:

1) род; 3) образ;

2) вид; 4) смысл.

5 Вставить пропущенные слова.

Воображение есть не что иное, как процесс … отражения действительности:

1) преобразующего; 3) стереотипного;

2) точного; 4) обратного.

6 Вставить пропущенные слова.

Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, харакретизующийся … и опосредованным … действительности:

1) обобщенным / отражением;

2) обобщенным / восприятием;

3) непосредственным / отражением;

4) непосредственным / восприятием.

7 Что из перечисленного является формой мышления:

1) анализ; 5) суждение;

2) умозаключение; 6) синтез;

3) понятие; 7) абстрагирование;

4) сравнение; 8) классификация.

8 К субъективным причинам, влияющим на продуктивность памяти, относятся:

1) тип запоминания; 4) количество материала;

2) предшествующий опыт; 5) осмысленность;

3) установка и интерес; 6) состояние организма.

9 Что не относится к формам мышления:

1) гиперболизация; 5) суждение;

2) агглютинация; 6) амнезия;

3) типизация; 7) понятие;

4) умозаключение; 8) абстракция.

Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.

Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.

Внимание - это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание - это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.

Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным - человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.

Память

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.

И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Память связана с определенными отделами головного мозга, соединенными между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, обучению. Именно приобретение индивидуального опыта путем формирования условных рефлексов рассматривается как процесс обучения.

Виды и формирование памяти

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение - мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:

  1. Двигательная память - лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
  2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
  3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
  4. Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память имеет большое значение для поведенческой ориентации человека. Без способности накапливать и сохранять информацию невозможно получить знания, необходимые для жизни, накапливать и осуществлять целенаправленные действия.

Различают кратковременную (нестабильную) память и долгосрочную (долговременную) память , где хранится наиболее значимая информация. В долговременной памяти информацию сохранять необходимо в обобщенном виде (фундаментальные законы, закономерности, обобщения, понятия). Мозг же отбирает в долговременную память самую необходимую информацию. Эту очень важную «мыслительную» работу выполняет мотивационная система, которая и определяет, какая информация наиболее важна.

В последние годы интенсивно исследуется механизм памяти. Установлено, что образование следов памяти проходит поэтапно.

  1. На первом этапе - нервные импульсы проходят от органов чувств к коре головного мозга, где сигналы задерживаются на несколько сотых секунды для их анализа. Этот процесс называют оперативной или сенсорной памятью . Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.
  2. Второй этап связан с хранением информации и именуется краткосрочной памятью , отвечающей за временное (несколько секунд) хранение информации в виде слов. Ее называют еще
    первичной памятью
    . Информация из первичной памяти может быть вытеснена новыми сигналами.
  3. Третий этап (вторичная память ) - информация из первичной памяти передается во вторичную и через промежуточные станции - в третичную, где и хранится длительное время.

Все виды памяти проявляются в двух формах: логически-содержательной и чувственно-образной . Первая оперирует преимущественно понятиями, вторая - представлениями.

Развитие и тренировка памяти осуществляются путем постоянных тренировочных упражнений: сосредоточенности, четкости восприятия, внимательности, активной мыслительной деятельности с использованием схем, таблиц.

Память - очень ценное качество человека, ее необходимо не только развивать, но и сохранять, не отравляя мозг алкоголем, никотином, наркотиками. Эти отравляющие вещества нарушают кровообращение в сосудах мозга, разрушают связи между клетками и сами нервные клетки, которые в процессе жизнедеятельности не восстанавливаются.

Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позе, а также жестам человека, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми .

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Жизнь человека без эмоций невозможна. Потеря эмоций - это потеря специфических для человека черт.

Нормальная жизнь человека должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоций. Бурные отрицательные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека. Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли - осмысленного руководства эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, «не давать чувствам воли».

Самообладание, умение владеть собой в различных ситуациях приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.