Происхождение честных древ животворящего креста господня. О празднике. Проповедь дня

История Креста Господня, который является одной из главных христианских реликвий, берет свое начало со времен распятия Иисуса Христа. Крест Господин по сей день дарит верующим чудеса спасения и исцеления.

Происхождение животворящего дерева

История Животворящего Креста Господня основывается на преданиях о животворящем дереве, на котором был распят Иисус, но и поныне дарящем чудеса исцеления, освобождения.

Библия не дает ответа на вопрос, из какого дерева было изготовлено орудие смерти, на котором был распят Христос. В Евангелиях о нем уже готовится, как об орудии распятия.

Апокрифические источники хранят много интересных достоверных данных о происхождении легендарного дерева.

По легенде богомилов, христианского течения 5 столетия, пришедшему из Болгарии, райское дерево добра и зла при изгнании Адама с Евой распалось на три части. Центральная часть осталась в райском саду, и впоследствии из нее был сделан Крест для распятия Христа.

По Золотой легенде, сын Адама Сиф отправился к вратам райского сада с прошением даровать ему масло для помазания умирающего отца. Архангел Михаил отказал ему, сообщив, что это масло закрыто на 5,5 тысячи лет до времени рождения Иисуса, но преподнес Сифу ветвь от дерева добра и зла. Сиф не застал отца живым, из ветки легендарного дерева был сплетен венок и надет на голову Адаму при погребении.

Смерть Адама, художник — Пьерро Дела Франческа

Из этой ветки впоследствии выросло дерево, срубленное слугами царя Соломона для строительства храма в Иерусалиме. По причине несоответствия по размерам оно было использовано как опора для моста.

Царица Савская, имеющая дар пророчества при посещении царя Соломона, остановилась около моста и преклонила колени перед историческим деревом. По ее словам, это древо предназначено стать орудием смерти Спасителя мира, после чего иудеев ждет разорение.

Царь Соломон хорошо знал царицу Савскую и ее дар видения. Предсказание не на шутку его испугали. По приказу царя дерево было демонтировано с моста и закопано.

Древесина этого бруса впоследствии использовалась для обустройства бассейна в Вифезде, чья вода привлекала калек своими целебными качествами.

Когда Иисус был арестован, из подножья бассейна всплыло это дерево, кипарис, из которого был сделан ствол Животворящей святыни, перекладины изготовили из сосны и кедра.

Важно! История животворящего Креста Господня легла в основу праздника первого Спаса, который отмечается 14 августа. Он известен в народе как Медовый Спас.

Предания об обретении животворящей святыни

Славянские и греческие сказания повествуют о Кресте, имеющем восемь концов и сделанном из трех частей. Эти легенды основываются на словах пророка Исайя, где он называет три породы дерева, которые принесут славу к подножию.

Кипарис послужил материалом для столба. Для поперечной перекладины, к которой были прибиты Святые руки Сына Божьего, использовали певгу или сосну, по-другому. Нижняя часть орудия смерти была изготовлена из кедра, к ней прибили ноги Неповинного Агнца.

После смерти Иисуса равноапостольная императрица Елена дала распоряжения найти место нахождения святыни.

Исайя 60:13 «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих»

Икона «Обретение Креста»

Иудеи скрывали от христиан святое место захоронения креста Иисуса, пока к одному из них, Иуде, по приказу Елены не были применены пытки. (История гласит, что впоследствии он крестился и принял сан епископа в Иерусалиме).

Иудейский пророк Иуда был потомком первого мученика Стефана, погибшего ха Христа. Отец пророка знал о месте, где были закопаны три орудия распятия, но строго хранил эту тайну. По преданию, обнаружение христианской реликвии станет началом конца превосходства иудейской религии над всеми остальными.

О других Господних праздниках:

Иуду бросили в сухой колодец, где он должен был умереть от истощения, пока не укажет места погребения святыни. Через семь дней молитв и взываний к Богу пророку было дано знамение.

Для справки! Сведения о человеке, нашедшем место захоронения реликвии, имеют смысл предания. В некоторых источниках указывается имя христианина Аблавиуса.

Место, указанное пророком, испускало легкий пар, наполненный сладостным ароматом. Елена приказала провести раскопки на месте казни Христа, где и было обнаружено честное древо.

Как определили истинность орудия распятия Христа

При раскопках святого места было найдено три креста. Определить, какой из них принадлежал Христу, не представлялось возможным. По одному из преданий помогла вера иерусалимского епископа Макария, который воззвал к Богу и попросил помощи.

Знамение пришло в ответ на молитву. Бог показал Макарию, что в их стране умирает женщина, страдающая долгое время неизлечимой болезнью. От прикосновения животворящей святыни она выздоровеет. Древа, на которых были распяты разбойники, не дало никакого результата, а от драгоценной святыни умирающая женщина вздохнула, тотчас выздоровела.

Во всем мире существует несколько версий обретения христианской реликвии. У каждой из них есть свои приверженцы.

По повелению Елены, якобы данному ей ангелом, Животворящий Крест был роздан по частям в разные уголки земли.

Возможно, это легенды, но Животворящий Крест и даже Его частички поныне существует и дарит верующим в эту святыню все новые чудеса, ответы на молитвы.

Награды из Иерусалима с кусочками от Животворящего Древа являются самыми ценными.

Другие версии происхождения честных древ Креста Господня (Медовый Спас)

Согласно истории, Медовый Спас отмечается как память о двух событиях, которые произошли одновременно на Руси при князе Боголюбском и во время византийского похода императора Мануила. Первый их них воевал с волжскими булгарами, а византийцы - с турками.

В обоих случаях сила врага намного превосходили защитников земли своей. Под покровом икон Спасителя и Божьей Матери обоими христианскими войсками была вознесена в Небеса горячая молитва - прошение о даровании победы. Бог услышал крики верующих людей и воздал по вере их. На небе над обоими войсками стояло животворящее древо Креста Господня как Божественное оружие против врагов.

Важно! В этот день начинается Успенский пост , поэтому наступает строгое ограничение в еде, увеселениях и забавах. 14 августа принято идти в церковь и святить мед и мак.

Святой дар в Годеново - глубинке России

Преображение языческой Руси в один из центров православия является великой милостью Господа и Его чудным промыслом.

Исторические события 1423 года в ростовских болотах, неподалеку Никольского погоста, изменили жизнь всего края. Происхождение Животворящего Креста в Годеново описано историческими воспоминаниями пастухов, первыми увидевшими знамение на небе.

В то время как пастухи пасли скот, небо с восточной стороны озарилось неизреченным светом. Неземная красота сияния заворожила пастухов. Они пошли на место зарева и увидели необъяснимое явление - Честный Крест, на Нем распятый Иисус, а у подножия святой Николай, держащий в руках Святое Евангелие.

Голос с Небес вещал, что это место выбрано для благодати Божьей. Пастухам было дано указание рассказать об этом событии по всему миру, с указанием построить здесь храм Божий, чтобы каждый приходящий с молитвой к Чудотворному Распятию получал исцеления и освобождения.

Чудеса начались с первого дня строительства церкви, получившей благословение архиепископа Дионисия.

Читайте о чудесах в православии:

Строители посчитали, что храм невозможно построить посреди болота, и решили заложить фундамент немного в стороне, на суше.

Наступившее следующее утро вызвало возгласы восхищения и удивления, начавшееся строительство было перенесено в болотные просторы, где было явлено чудное знамение. Через ночь на этом месте образовалась суша, а около нее - река.

Все участники строительства храма получили исцеления:

  • хромые начали ходить;
  • слепые видеть;
  • больные выздоровели.

С особым благоговением велись списки людей, получившие благодать исцеления от Животворящего Креста, однако все они сгорели во время пожарищ, а Божье творение осталось невредимым.

Интересно. Во время прихода атеистов к власти было решено разрушить храм, а распятие сжечь. Только Господь не дал извергам ни распилить, ни разбить чудотворное творение, которое в 1933 году перенесли в село Годеново, где находился Златоустовский храм.

Поныне не зарастает народная тропа к святыне, обладающей чудотворной силой.

Современные чудеса и исцеления в Годеново

Многое может усиленная молитва у Животворящего Креста в Годеново.

Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню

Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.

Чудеса, исцеления, происходящие от прикосновения к святой реликвии, подобной которой нет во всей России (по свидетельству специалистов Русского музея), заносятся в специальные списки.

Чудотворная святыня обладает чудным свойством - когда ей хотят нанести вред, уничтожить или вынести из храма, изваяние как бы наливается весом, да таким, что сдвинуть его не может никакая сила. И топорами его рубили, пилами пилили, кололи, жгли. Все напрасно. Дерево превращается по силе в неизвестный металл, не поддающийся обработке.

Животворящий Крест (Годеново)

С другой стороны, две маленькие монахини при необходимости с легкостью могут переместить Святыню с места на место.

Чтобы отвратить паломников от целования подножия распятия, атеисты смазали машинным маслом святое древо, но потерпели крушение. Святое распятие стало издавать запах благовоний, мирровый аромат.

На глазах монахинь и поныне происходит множество исцелений:

  • раковых опухолей;
  • болезней почек;
  • зубной боли;
  • мгновенное заживление ран.

Как добраться к святыне

Посетить в Годеново Животворящий Крест и доехать из Москвы к месту поклонения помогут паломнические службы.

Добраться до Годеново из Москвы можно за несколько часов, поездом или автобусом до Петровска, затем следует пересесть на местный автобус, который ездит по расписанию.

Машиной следует проехать 180 километров от Москвы до Петровска, там повернуть направо по указателю, указывающему путь к храму Златоустовскому.

Проезжая поселок Демьянское, следует свернуть налево, по направлению к Приозерному. После этого поселка повернуть на Годеново, дорога сама приведет к Монастырю Сошествия Креста. От Петровска до Годеново всего 15км.

Совет! При планировании паломнической поездки следует учесть, что дорога до Петровска асфальтированная, а дольше грунтовка, в особо ненастные дни добраться до храма не просто.

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой - освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды.

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции - при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции - победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

- О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего - оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату - лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному - огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое - по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Медовый Спас - 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье .

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Смысл

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью .

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно,эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя , Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов . Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.
Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.
Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Празднование Происхождению Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 августа (1 августа ст. ст.). В этот же день празднуем Всемилостивому Спасу.

Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1 ». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:

А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй - , а третий - Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 8

Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним - чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними - крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника - поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона из Покровского монастыря - одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и к тому же позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии «Происхождения древ»: известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой, и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 14 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510–1520-е годы (около 1515 г.?). Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, Владимир
Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Оборот - Крещение Господне. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Происхождение Честных древ Креста Господня. Первая четверть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец - источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода - святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.

Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня

В народе праздник Происхождения Честного Креста Господня называли «медовым» Спасом, а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу, т.е. медовому, пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, кто приходил в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». Первый Спас особенно почитался в южной полосе Великороссии, где ранее созревал хлеб и плоды и где этому празднику приписывалась роль и значение второго Спаса, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто производилось до Преображения Господня, именно 14 августа.

14 августа - день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко - маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине - макитрой, в Белоруссии - макатером. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом - усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод». В день Маккавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».


Спасов день на севере. И. М Прянишников, 1887 год

В некоторых сербских селах в Медовый Спас освящали воду и молодой базилик. С этого дня переставали купаться в водоёмах. Считалось, что тот, кто работает в этот день, может заболеть неизлечимой болезнью. В Македонии погода в течение «Макавеев» (6 или 12 дней праздника Маккавеев) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года и т. д.). Болгары с 1 по 12 августа наблюдали за солнцем, ветром и осадками и таким образом гадали о погоде в течение следующих 12 месяцев, то есть на следующий год, который раньше начинался с 1 сентября. На северо-западе Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом из нового урожая и вином, в связи с чем день так и называли - «Зетьовден».

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня отмечается Православной церковью первого августа по старому стилю и четырнадцатого августа по новому. Этот день имеет особое значение, поскольку он посвящён одной из величайших святынь христианства.

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. История

Крест был обретён спустя три века после распятия сына Божия. История о том, как был найден этот священный для всех православных людей предмет, вошла в содержание Акафиста Происхождению Честных Древ Животворящего Креста Господня. В нём рассказывается, как во время страшных появился Император Константин, который наконец-то избавил верующих людей от постоянных преследований и казней. До этого времени православные вынуждены были скрывать своё вероисповедание и проводить церковные службы тайно, часто расплачиваясь за свою веру свободой и даже жизнью.

Святые Константин и Елена

Именно в эти времена и пришёл к власти Святой равноапостольный император Константин, чья мать, тоже прославленная впоследствии в Лике святых, вошла в историю как человек, руководивший поисками Животворящего Креста Господня. На Происхождение честных древ, на службе церковной вспоминаются эти события. Когда Святая Елена предприняла поездку в Иерусалим для поиска величайшей святыни христианства и других реликвий, ее сын всячески содействовал данному предприятию.

Радушный приём благочестивой царице оказал Иерусалимский патриарх Макарий, который прославился тем, что произвёл Воздвижение Креста Господня. Когда священная реликвия была обнаружена, то он по сложившейся к тому времени восточной традиции приподнял Крест и показал его народу, находившемуся на улицах Иерусалима.

Праздники Креста

Так он поступил четырежды, обратившись к четырем сторонам света. Архиепископ Макарий также известен тем, что посоветовал Елене способ, которым был определён истинный крест Господень, из трёх обнаруженных возле Голгофы. Об этом подробно рассказывается в песнопениях службы на Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Мудрый старец сказал, что действительной святыне следует обладать целебными свойствами. Поэтому Древо Креста было приложено к телу смертельно больной женщины, которая вследствие этого была излечена. По другой же версии, воскрешён был покойник, которого несли на кладбище для захоронения.

Ещё одной великой задумкой императрицы Елены было строительство Храма Воскресения Христова в Святой Земле, на месте, где был обнаружен Крест Господень. Но этому начинанию святой не было суждено сбыться при ее жизни. После того как равноапостольная умерла, продолжением строительства занимался ее сын, император Константин. Крест господень является святыней, которой посвящено два церковных праздника, один из которых - является одним из двенадцати главных праздников Православной Церкви, другой, который носит название День Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, хоть и не является двунадесятым праздником, но, несмотря на это, горячо любим в народе.

Русская традиция

На службы и, традиционно проводящийся в этот день, крестный ход обычно собирается огромное число людей. Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня также носит название медового Спаса. Это один из трех известных в православии Спасов. Перед и после богослужения обычно происходит освящение воды и мёда. Несколько слов следует сказать и о значении названия этого праздника. Слово "происхождение" в данном контексте обозначает традиционное шествие, которое проводится после литургии.

Крещение Руси

Для русских православных людей данная дата имеет ещё и другое значение. Именно в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня произошло крещение Руси святым Князем Владимиром, которого также называли в народе Красным Солнышком. Специально ли выбран был именно данный праздник для того, чтобы проводить это знаменательное мероприятие, об этом история умалчивает. Однако вполне возможно, что совпадение не является случайным. Хотя слово "происхождение" в названии торжества принято толковать в менее употребительном значении, тем не менее, нужно всё-таки сказать и о действительном происхождении Креста Господня.

О Происхождении Честны х Древ Животворящего Креста Господня

По версии, которую исповедует Православная Церковь, этот священный предмет был изготовлен из трёх видов древесины. После того, как реликвия была обнаружена, святая приняла решение о том, что крест следует разделить, для того, чтобы у верующих людей из нескольких стран появилась возможность поклониться священной реликвии. В России тоже находится одна из частей животворящего Креста Господня.

Годеновский Крест

Обретена она была в болотистой местности возле города Ярославля и находится сейчас в монастыре, расположенном в небольшом поселении, которое носит название Годеново. С этого креста, который был сделан из найденной древесины и помещен в главную церковь монашеской обители, были изготовлены несколько копий. Они находятся в церквях в разных частях России и Украины. Одна из этих святынь побывала на космической орбите во время экспедиции русско-американской команды космонавтов.

Шествия и иконы

В крестном ходе, который непременно совершается на праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, первыми неизменно идут священники, которые несут деревянные кресты впереди себя. В церквях, где находится копия Годеновского креста, святыни обычно участвуют в шествии. Во время богослужения, посвященного этому великому дню, читается акафист Происхождению Честных Древ животворящего Креста Господня и тропарь. Известны также иконы, которые посвящены этой церковной дате. Они, как правило, написаны в традиционной русской иконописной манере средневековыми мастерами.

Но есть и некоторые особенности, отличающие их. Как правило, композиция этих икон гораздо сложнее, чем на более древних образах. Изображение делится на два плана - верхний и нижний. Внизу иконы нарисованы молящиеся люди и ангелы, совершающие чин освящения воды, а вверху - Христос и Пречистая Дева в окружении святых. Представители вышнего мира стоят на скалах, что символизирует с одной стороны тяжёлый путь человека на небеса, а с другой - твёрдость и нерушимость веры.

Праздник в Византии

Установление этого праздника связано еще и с тем обстоятельством. В средневековом Константинополе каждый год в конце лета происходили многочисленные эпидемии страшных болезней. Медики того времени не знали, как справиться с напастью, и поэтому оставалось надеяться только на милость Господа Бога.

Творцу возносились молитвы во время крестных ходов, которые шествовали по главным улицам всех православных городов, воспевая славу Иисусу Христу, и моля Господа о помиловании и даровании народу спасения от всех болезней.

Спасительный образ

На Руси праздник стал отмечаться лишь спустя 500 лет после его установления на территории Византийской империи. В русских летописях причина его возникновения объяснялась так: крестные ходы важны для просвещения народа и для освящения воды.

Также в этот день вспоминают победу русского войска над волжскими булгарами перед битвой. Полководец молился перед иконой Божьей Матери, которая держит младенца Иисуса на руках. Во время боя среди воинов присутствовали священники, которые несли образ в середине войска. В это же время константинопольский правитель тоже вел войну с врагами и победил. Два царя были знакомы друг с другом и знали о воинских успехах каждого.

Нужно сказать, что оба правителя не только сами усердно молились, но и показывали своим примером, как следует действовать всей рати. Когда же оба войска вернулись в свои станы, то все воины увидели, что от образа Пречистой Девы Марии исходило чудесное свечение. Правители известили об этом друг друга, а также архиереев своих государств, и сообща, пришли к выводу, что следует установить праздник в честь этого события в первый день августа.

Особенности праздника

Еще в православной традиции эта дата связана с началом одного из постов круглогодичного богослужебного цикла, а именно с первым днём Успенского поста. Церковная служба проводится наподобие тех, что обычно устраиваются в день Воздвижения Креста Господня, а также на Великого поста, то есть, на третьей его седмице, когда вспоминается обретение Креста Господня и события, случившиеся в это время в городе Иерусалиме.

Считается, что молитва перед иконою Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня помогает в очищении от грехов при исполнении её с надлежащим благоговением, покаянием и вниманием. Акафист, посвящённый этой святыне, можно, как и любой другой образец данного церковного жанра, исполнять не только в стенах храма, но и дома, причём, при этом не обязательно должен присутствовать священник.

Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня длится один день, то есть, канун торжества тоже торжественно отмечается. Именно тогда происходит вынос Креста из алтаря и возложение его для поклонения всем народом. Нужно сказать, что традиция освящения воды в первый день месяца существовала еще в древней Византии, откуда была перенята русской православной традицией. В Константинополе в этих мероприятиях обычно принимал участие действующий правитель страны.

Крещение Руси

Поэтому несложно проследить связь этого события с днём Крещения Руси, когда князем Владимиром были обращены в христианство сразу несколько тысяч киевского народа. Существует легенда, что Владимир Красное Солнышко, осознав несостоятельность существовавшей на Руси языческой религии, решил принять новую веру, и для выбора ее отправил в некоторые страны, где исповедовались основные религии, своих послов для того, чтобы те сделали вывод о том, что в каждой является главным. Наиболее убедительным показался рассказ слуг, которые побывали в Византии и рассказали о религии, которая была принята в этом государстве.

Ныне князь Владимир Красное Солнышко прославлен русской православной церковью в лике святых как равноапостольный, то есть тот человек, чьи деяния были по своему значению схожи с делами учеников христовых, которые распространили христианское учение по всему миру.

Водосвятие

Освящение воды на Руси происходило и происходит в настоящее время до богослужения и проповеди на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня или после богослужения, иногда и до, и после. В былые же времена, например, при царе Алексее Михайловиче устраивались на реке в столице российского государства места для окунания. Такие места называются Иордани. Кроме этого праздника их также делают на Крещение.

После освящения воды происходит освящение меда. В старые времена этому чину придавали особое значение. После его проведения людям разрешалось есть мед нового урожая. Сначала угощались священнослужители, потом мед раздавался сиротам и малоимущим. Только после этого к трапезе приступали все остальные прихожане. Вот что сказано в летописи про празднование этого дня в Москве при царе Алексее Михайловиче Романове: "На Москве-реке по традиции устраивалась Иордань, возле неё были оборудованы места, для самодержца и патриарха. Правитель России в тот день окунулся в воду, одетый в легкую рубаху, поверх которой обязательно надевались золотые кресты с мощами святых".

После того, как патриарх благословлял царя, происходил чин освящения воды. Священники кропили войска, стоявшие возле Кремля, и весь собравшийся народ. В два специально приготовленных серебряных сосуда разливалась вода для дворца. Крестные ходы и чин водосвятия устраивался не только в городах, но и в деревнях. Там окунались не одни люди, но также и животные. Пастухи пригоняли к реке стада крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей. Но это происходило в местах, расположенных на достаточном удалении от Иордани. По той причине, что этот день тесно связан с освящением воды, он также называется в народе мокрым Спасом.