Проект освоения лесов. Порядок разработки проекта освоения лесов Образец проекта освоения лесов года

Проект освоения лесов

Проект освоения лесов стал важным документом, без которого нельзя приступать к освоению лесов, даже при наличии договора аренды - советы и рекомендации.

Проект освоения лесов необходимо не только составить, но и провести его государственную экспертизу, на основании которой он будет утвержден приказам уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений.

В статье 88 Лесного кодекса установлено, что «лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов». Освоение лесов согласно статье 12 Лесного кодекса проводится целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования.

«Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки» утвержден приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Порядок разработки проекта освоения лесов

Вопрос

Ответ

Кто разрабатывает проект?

Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Основания для разработки проекта?

Основанием для разработки проекта освоения лесов являются:

договор аренды лесного участка, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком;

лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка);

материалы государственного лесного реестра;

данные лесоустройства и иных специальных обследований;

документы территориального планирования.

На какие виды использования лесов разрабатывается проект?

Проект освоения лесного участка составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Срок действия проекта?

Проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

За чей счет проводится таксация лесов?

При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет арендатора (пользователя) проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.

Состав проекта?

Проект освоения лесов оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).

Как вносятся изменения в проект?

Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента.

Количество экземпляров проекта?

Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69 установлены следующие требования к содержанию разделов проекта освоения лесов (приводим в сокращении).

Экспертиза проекта освоения лесов

Следует учитывать, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (из статьи 89).

Экспертиза проектов освоения лесов

Государственная экспертиза проводится

Муниципальная экспертиза проводится

Уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в лесах, полномочия по которым переданы субъекту Российской Федерации

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в лесах, полномочия по которым не переданы субъекту Российской Федерации

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий

Муниципальным органом в лесах, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности

Отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления (статья 49).

В целях реализации Лесного кодекса Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, Рослесхозом изданы приказы, которые устанавливают состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых и другие нормативные документы, которые размещаются на официальном сайте Рослесхоза.

«Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» утвержден приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545. Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс Российской Федерации) и устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.

2. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

4. Для проведения Экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии. В состав экспертной комиссии должны входить не менее двух представителей общественных объединений.

5. Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.

В заявлении указываются:

а) сведения о Лесопользователе:

  • полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, банковские
  • реквизиты - для юридического лица;
  • фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего
  • личность, - для гражданина или индивидуального предпринимателя;

б) дата, номер регистрации договора аренды или права постоянного (бессрочного)

пользования лесным участком;

в) местоположение, площадь лесного участка, вид и срок использования лесов.

6. Представленные материалы регистрируются органами государственной власти или

органами местного самоуправления, которые в течение 3 дней с даты регистрации проверяют их

комплектность. При несоблюдении требований, указанных в пункте 5 настоящего Порядка,

материалы возвращаются Лесопользователю.

7. Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления

материалов. Срок проведения Экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания

проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.

8. В процессе проведения Экспертизы у Лесопользователя может быть запрошена

дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом

освоения лесов.

9. Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной

власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть

положительным либо отрицательным.

10. Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии

Российской Федерации.

11. Отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия

предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и

воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту

лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству

Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения,

противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие

лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской

Федерации.

12. Органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 7 дней

после утверждения заключения Экспертизы направляют его Лесопользователю.

13. Осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения Экспертизы на проект освоения лесов не допускается.

14. Срок действия положительного заключения Экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

15. Изменения и дополнения, вносимые в проект освоения лесов, подлежат Экспертизе в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.

Лесная декларация и отчет об использовании лесов

Даже при наличии утвержденной государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов нельзя приступать к освоению лесного участка, так как минимум за десять дней требуется заполнить декларацию по использованию лесного участка.

Требования по заполнению декларации установлены в статье 26 Лесного кодекса: «Лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, лесная декларация (заявление) об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов».

«Порядок заполнения и подачи лесной декларации» утвержден приказом Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации", где сказано: «2. Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.

3. Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.

4. В лесную декларацию вносится следующая информация:

а) полное наименование лесопользователя - юридического лица, его юридический адрес, номер телефона; для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер телефона;

б) дата и номер договора (решения уполномоченного органа о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование);

в) декларируемый период;

г) наименование органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.

5. Сведения о видах и объемах использования лесов указываются в приложении к лесной декларации (по одной из двух форм, прилагаемых к форме лесной декларации, в зависимости от вида использования лесов»).

Лесную декларацию и приложение к ней подписывает лесопользователь.

Лесная декларация составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится у лесопользователя, второй экземпляр представляется лесопользователем в уполномоченный орган.

В случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации уполномоченный орган направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

В случае внесения изменений в проект освоения лесов лесная декларация подлежит приведению в соответствие с проектом освоения лесов.

Заполнение лесной декларации производится строго по форме, которая приводится в приложении №2 к приказу Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 «О лесной декларации».

Порядок перевода земель лесного фонда в другие категории земель, в том числе включения лесных земель в границы населенных пунктов - советы и рекомендации в книге -

Регистрационный N 24075

В соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343) приказываю :

1. Утвердить прилагаемые Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Руководитель В. Масляков

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки

I. Общие положения

1. Проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлены в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч.1.) ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч.1) ст. 3616; N 52 (ч. 1.), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч.1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343)) (далее - Лесной кодекс Российской Федерации) и устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

2. Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора - аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.


II. Состав проекта освоения лесов

3. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

4. Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:

Общие сведения;
сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры;
строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);
мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

5. В разделе "Общие сведения" содержатся:

Сведения о лице, использующем лесной участок: адрес (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - место нахождения и почтовый адрес, для физических лиц - адрес места регистрации), вид использования лесов, дата и номер договора аренды лесного участка либо выданного уполномоченным органом свидетельства о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, дата и номер регистрации права, срок аренды, кадастровый номер лесного участка (приложение N 1);
сведения об органе государственной власти или органе местного самоуправления, предоставившем лесной участок в аренду или постоянное (бессрочное) пользование;
выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка 1 ;
копия договора аренды лесного участка с приложениями или свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
сведения о разработчике проекта (наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, факса, электронный адрес).

6. В разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация:

Перечень предоставленных в аренду, в постоянное (бессрочное пользование) лесных кварталов, лесотаксационных выделов (приложение N 2), год последнего лесоустройства лесничества, лесопарка;
распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса (приложение N 3, тематическая лесная карта);
распределение площади лесного участка по лесным и нелесным землям лесного фонда (приложение N 4);
таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного перечета или натурного обследования) (приложение N 5);
характеристика имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия;
сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (приложение N 6);
сведения об обременениях лесного участка;
прогнозные показатели состояния лесного участка к сроку завершения действия проекта освоения лесов в соответствии с договором аренды лесного участка (приложение N 7) (указанные сведения приводятся только в случае, если проект освоения лесов действует до срока окончания договора аренды лесного участка).

7. Раздел "Создание лесной инфраструктуры" содержит следующие сведения:

Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (приложение N 9).

8. Раздел "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит следующие сведения:

Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 10) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (приложение N 11).

9. Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит:

Характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта;
сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря;
сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карта;
обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16);
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении (приложение N 20);
проектируемые способы и объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий лесовосстановления;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению (приложения N 21, 22), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), проектируемые виды и объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий ухода;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения N 23, 24) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

10. Раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные:

Характеристика водных объектов;
проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире;
проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта)

11. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" состоит из подразделов (по видам разрешенного использования лесов).

12. Подраздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения:

Возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26);
установленный объем заготовки древесины на участке;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта);
общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28);

13. Подраздел "Заготовка живицы" содержит следующие сведения:

Основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки живицы в соответствии с лесохозяйственным регламентом; фонд заготовки живицы (приложение N 29);
проектируемые ежегодные объемы заготовки живицы (приложение N 30);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для заготовки древесины;
ведомость лесотаксационных выделов, проектируемых для заготовки живицы (приложение N 31), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

14. В подразделе "Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов" указываются:

Основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов в соответствии с лесохозяйственным регламентом; фонд недревесных лесных ресурсов (приложение N 32);
проектируемые ежегодные объемы заготовки недревесных лесных ресурсов (приложение N 33);
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка недревесных лесных ресурсов (приложение N 34), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);
проектируемые технологии заготовки недревесных лесных ресурсов.

15. В подразделе "Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений" указываются:

Основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
фонд пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (приложение N 35);
проектируемые ежегодные объемы заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (приложение N 36);
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (приложение N 37) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

16. В подразделе "Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" содержатся следующие сведения:

Основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с лесохозяйственным регламентом (приложение N 38);
характеристика охотничьих угодий, численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
сведения о видах животного мира, отнесенных к объектам охоты, допустимый объем добычи и проектируемые мероприятия по их охране;
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется проведение биотехнических мероприятий (приложение N 39), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

17. В подраздел "Ведение сельского хозяйства" включаются следующие сведения:

Основные проектируемые параметры использования лесов для ведения сельского хозяйства и нормативы в соответствии с лесохозяйственным регламентом (приложение N 40);
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по ведению сельского хозяйства, характеристика проектируемых технологий;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по ведению сельского хозяйства (приложение N 41), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

18. В подразделе "Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности" приводятся:

Программа научно-исследовательской или образовательной деятельности на лесном участке с обоснованием и характеристикой проектируемых видов и объемов работ;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется осуществление мероприятий по научно-исследовательской и/или образовательной деятельности (приложение N 42), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

19. Подраздел "Осуществление рекреационной деятельности " включает в себя:

Основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования (тематическая лесная карта);
ландшафтно-рекреационная характеристика лесного участка (приложения N 43-49), повыдельная тематическая лесная карта (указанные сведения приводятся только в случае, если площадь лесного участка равна или более 3 гектаров);
проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности, (приложения N 50-52, 54);
характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 53), (тематическая лесная карта);
влияние рубок лесных насаждений при осуществлении строительства проектируемых объектов на состояние лесного участка;
размещение проектируемых объектов на лесном участке (тематическая лесная карта).

При разработке проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесных участках площадью до 3 гектаров проводится перечет всех деревьев и составляется ведомость (приложение N 43, таблица 2) с указанием древесной породы, возраста, состояния, диаметра и высоты ствола каждого дерева, а также схема их размещения на лесном участке. При площади лесного участка равной или более 3 гектаров сплошной перечет деревьев проводится только на участках, на которых проектируется создание объектов лесной инфраструктуры и рекреационных объектов, на остальной площади производится глазомерная таксация.

20. Подраздел "Создание лесных плантаций и их эксплуатация» содержит следующие сведения:

Основные параметры и нормативы использования лесов для создания лесных плантаций и их эксплуатации в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по созданию лесных плантаций и их эксплуатации, технология создания и эксплуатации лесных плантаций;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется создание лесных плантаций и их эксплуатация (приложение N 55) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

21. В подразделе «Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)»:

Основные параметры и нормативы использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по выращиванию посадочного материала лесных растений(саженцев, сеянцев); характеристика проектируемых технологий;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (приложение N 56), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

22. В подразделе "Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений" указываются:

Основные параметры и нормативы использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по выращиванию лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; характеристика проектируемых технологий;
ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (приложение N 57), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

23. В подразделе "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" содержатся следующие сведения:

Основные параметры и нормативы использования лесов для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ, а также характеристика существующих и проектируемых объектов по использованию лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для геологического изучения недр, разработки полезных ископаемых (приложение N 58);
территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при геологическом изучении недр, разработке полезных ископаемых (тематическая лесная карта;
о рекультивации нарушенных при выполнении указанных работ земель (приложение N 59). К сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензий на пользование недрами.

24. Подраздел "Строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов" содержит:

Основные параметры и нормативы использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
характеристика существующих и проектируемых объектов при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов на лесном участке (приложение N 60);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (приложение N 61);
территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

25. В подразделе «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» указываются:

Основные параметры и нормативы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
характеристика существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на лесном участке (приложение N 62);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (приложение N 63);
территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (тематическая лесная карта).

26. Подраздел "Переработка древесины и иных лесных ресурсов" содержит:

Основные параметры и нормативы использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по переработке древесины и иных лесных ресурсов;
характеристика существующих и проектируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (приложение N 64);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (приложение N 65);
территориальное размещение проектируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, тематическая лесная карта.

27. Подраздел "Изыскательские работы" содержит:

Основные параметры и нормативы использования лесов для изыскательских работ;
обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов изыскательских работ и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемые объемы изыскательских работ.


III. Порядок разработки проекта освоения лесов

28. Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

29. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.

30. Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Для видов использования лесов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

31. При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

32. Информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.

33. Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

34. Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде.

1 В случае предоставления лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 31, ст. 4014; 2008, N 20, ст. 2251; 30 (ч. I), ст. 3597, 3599; N 11, ст. 1261; N 19, ст. 2283; N 52 (ч. I), ст. 6441, 6455) указывается номер учетной записи в государственном лесном реестре и прикладывается план лесного участка.

"комигеоинформ"

ПРОЕКТ освоения лесов

арендуемого лесного участка

«Сыктывкарский ЛДК»

РЕЗЮМЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Сыктывкар 2008

ВВЕДЕНИЕ

Проект освоения лесов направлен на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов в соответствии с разрешенными видами, а также на развитие лесной промышленности. Проект освоения лесов разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Комигеоинформ" на период годы.

В Проекте запроектированы мероприятия по заготовке древесины, лесовосстановлению, повышению качества и продуктивности лесов путем проведения рубок ухода за лесами, охране лесов от пожаров, защите лесов от болезней и вредителей, развитию лесной инфраструктуры, охране водных объектов и объектов животного мира.

Все лесохозяйственные мероприятия запроектированы в соответствии с действующим лесным законодательством и лесохозяйственным регламентом Междуреченского и Выйского лесничеств. Производственная деятельность «Сыктывкарский ЛДК» построена принципах устойчивого лесоуправления. Поэтому при разработке Проекта освоения лесов были учтены соответствующие требования по добровольной сертификации FSC.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

«Сыктывкарский ЛДК» заготавливает древесину на лесном участке в Междуреченском лесничестве Комитета лесов РК и Выйского лесничества в пределах Гавриловского и Выйского участковых лесничеств Архангельской области. Возможный ежегодный объем заготовки древесины (расчетная лесосека) составляет 343,6 тыс. м3 ликвидной древесины. Общая площадь арендуемого лесного участка составляет га. Лесной участок расположен в пределах Селогвожского и Верхнее-Вашкинского участковых лесничеств.

Предприятие ведет заготовку древесины по сортиментной технологии с применением комплексов харвестер-форвардер торговой марки PONSSE (Финляндия). Заготовка ведется 7 комплексами лесозаготовительной техники (7 харвестера, 7 форвардера). Заготовленная предприятием древесина транспортируется до мест переработки железнодорожным транспортом .

Дорожная сеть на лесных участках развита не в достаточной мере. Предприятие занимается строительством, ремонтом и содержанием дорожной сети, что позволяет осваивать ранее недоступные лесные массивы и обеспечивать выполнение комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

На предприятии работает 220 постоянных рабочих и служащих, из них 180 – это жители населенных пунктов Удорского района.

Цели лесоуправления

Долгосрочные цели лесоуправления:

· стабильная и прибыльная производственная деятельность по производству конкурентоспособной лесной продукции, направленная на получение максимального объема добавленной стоимости из каждой единицы лесных ресурсов;

· поддержание окружающей среды в пределах норм, обеспечивающих экологическую, культурную и экономическую комфортность существования местного населения, сохранение лесного биоразнообразия;

· обеспечение социальных потребностей работников предприятия и развитие социальной сферы в районе деятельности предприятия.

Среднесрочные цели лесоуправления:

· полное освоение расчетной лесосеки;

· максимальное использование производственных мощностей предприятия;

· создание и развитие мощностей по деревообработке и глубокой переработке древесины;

· обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов, сохранение почвенных и водных ресурсов при лесопользовании;

· разработка и внедрение системы сохранения биоразнообразия на территории аренды;

· создание дополнительной занятости и улучшение социальной сферы для местного населения.


информационная и нормативно-правовая

база ведения лесного хозяйства

Информационной базой ведения лесного хозяйства являются материала лесоустройства Междуреченского лесничества (лесхоза) в составе Проекта организации и ведения лесного хозяйства, повыдельных лесоустроительных карт (планшетов), таксационных описаний лесных насаждений. Для учета текущих изменений используются материалы ежегодного учета лесного фонда . Кроме того, в настоящее время на предприятии внедряются передовые методы организации и использования информации о лесах, основанные на Географических Информационных Системах (ГИС), данных дистанционного зондирования Земли (аэрокосмические снимки), системы глобальной спутниковой навигации GPS.

Лесохозяйственная деятельность предприятия соответствует нормам и требованиям, установленным нормативно-правовой базой лесного хозяйства в составе следующих документов:

1. Лесной кодекс Российской Федерации № 000 - ФЗ от 4.12.2006 г.;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Правил Пожарной безопасности в лесах»;

3. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 8.06.2007 г. № 000 «Об утверждении правил лесоразведения»;

4. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении правил лесовосстановления»;

5. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении правил ухода за лесами»;

6. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 9.07.2007 г. № 000 «Об утверждении порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга»;

7. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах».

8. Российский национальный стандарт добровольной лесной сертификации по схеме Лесного попечительского совета.

9. Другие нормативно-правовые документы, действующие на территории деятельности предприятия.

Сведения об АРЕНДУЕМЫХ леснЫХ участкАХ

«Сыктывкарский ЛДК» арендует лесные участки для заготовки древесины на территории Междуреченского лесничества в пределах Селогвожского и Верхнее-Вашкинского участковых лесничеств. В административном отношении лесные участки находится в границах Удорского административного района Республики Коми. И Выйского лесничества в пределах Гавриловского и Выйского участковых лесничеств. В административном отношении лесные участки находится в границах Вехне-Тоемского административного района Архангельской области. Перечень переданных в аренду лесных кварталов приведен в таблице 1.

Таблица 1

Перечень переданных в аренду лесных кварталов

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Состояние и характеристики лесных ресурсов на арендуемой территории обусловлены совокупностью ее природно-географичеких условий, среди которых основными являются климат, географическое положение территории, рельеф, почвы, уровень и последствия антропогенного воздействия, воздействия природных чрезвычайных факторов (лесные пожары, ураганы, наводнения, вспышки болезней и вредителей леса).

Территория аренды находится в пределах Восточно-русской равнины Скандинавско-Русской провинции Евроазиатской области лесов умеренного пояса. По лесохозяйственному районированию, арендуемые лесные участки находятся в пределах таежной лесорастительной зоны, северо-таежном лесном районе европейской части Российской Федерации.

Тайга – хвойные леса умеренного пояса. Для них характерна простота ярусного сложения, древесный ярус (редко два) образован в основном елью и сосной. В примеси встречаются мягколиственные породы (береза, осина, ольха серая, ива). Кустарниковый, травяно-кустарниковый и мохово-лишайниковый ярусы лесного растительного сообщества имеют разнообразный состав и различное развитие, что обусловлено в основном типом леса.

Арендуемые лесные участки характеризуются высокой степенью лесистости. Лесные земли занимают 95,6% площади, из них покрытые лесом составляют 97,2% от площади лесных земель и 93,0% от общей площади участка.

На арендуемой территории преобладают влажные и сырые типы лесорастительных условий. Наиболее распространенными являются долгомошниковые, черничниковые и торфяно-болотные типы леса. Совокупность лесорастительных условия и типов леса на территории определяет относительно низкую продуктивность лесов. Средний класс бонитета – V (4,8), средний прирост древесины на 1 га покрытых лесами земель составляет 0,8 м3 в год.

На лесном участке преобладают хвойные насаждения, которые составляют 74% от покрытой лесом площади, в том числе по преобладающим породам: сосна – 16%, ель – 58%. На долю лиственных приходится 26%, в том числе по преобладающим породам: береза – 25%, осина – 1%.

Возрастная структура лесных насаждений такова. Молодняки занимают 24% покрытой лесом площади, средневозрастные леса - 18%, приспевающие леса – 2% спелые и перестойные леса – 56%. Высокая доля наличия спелых и перестойных лесов обеспечивает благоприятные условия для лесоэксплуатации. Средний запас на 1 га спелых и перестойных насаждений составляет 146 м3. Значительную площадь занимают молодняки, что связано с восстановлением лесов на сплошнолесосечных вырубках прошлых лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ

«Сыктывкарский ЛДК» арендует лесные участки с целью заготовки древесины. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность , связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Одно из основополагающих требований к ведению лесного хозяйства и лесоэксплуатации – непрерывное и неистощительное лесопользование. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Заготовка древесины осуществляется путем рубки спелых и перестойных лесных насаждений, а также в процессе проведения рубок ухода за лесами.

Рубки спелых и перестойных насаждений

В соответствии с действующим законодательством, проведение рубок спелых и перестойных насаждений осуществляется путем выборочных и сплошных рубок. Выборочные рубки в спелых и перестойных лесных насаждениях на арендованной территории не проектируются в связи с низкой долей наличия в эксплуатационном фонде насаждений, допускающих проведение выборочных рубок. Однако проектирование конкретных видов и способов рубок лесных насаждений осуществляется путем натурного обследования при отводе и таксации лесосек. Следует также отметить, что сплошные рубки имитируют естественный ход развития еловых насаждений, которые преобладают на арендуемой территории, поэтому их применение экологически обосновано при условии обеспечения лесовосстановления хозяйственно ценными породами мест сплошных рубок.

В лишайниковых, брусничных, черничных свежих, кисличных типах леса рубки проводятся в летний период, а в типах леса на избыточно-увлажненных почвах (влажные черничные, долгомошные, травяно-сфагновые) – в зимний период, либо с мерами по сохранению почвы от эрозии.

При формировании и наборе лесосек под рубки спелых и перестойных насаждений, их разработке, арендатор должен соблюдать следующие основные положения: не превышать допустимую площадь лесосеки и количество зарубов в расчете на 1 км стороны лесного квартала, соблюдать сроки и способы примыкания лесосек.

При проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений обязательными условиями являются: сохранение жизнеспособного подроста ценных пород и второго яруса, обеспечивающих восстановление леса на вырубках, оставление источников обсеменения или искусственное лесовосстановление путем закладки лесных культур в течение 2 лет после рубки. В процессе рубки сохраняются также устойчивые перспективные деревья второго яруса, все обособленные в пределах лесосеки участки молодняка и других неспелых деревьев ценных древесных пород.

Рубки ухода за лесами

Заготовка древесины осуществляется при проведении рубок ухода за лесами. При уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста, направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли. В эксплуатационных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В защитных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.

В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода, осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами:

· прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев;

· проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев.

Прореживания и проходные рубки проектируются в хозяйственно ценных насаждениях, т. е. в сосновых и еловых. Прореживания и проходные рубки проводятся в течение всего года. Рубки ухода в лесных насаждениях с ягодниками (брусничники, черничники и др.) с целью их сохранения рекомендуется проводиться при снежном покрове. Рубки ухода за лесами осуществляются в соответствии с нормативами режима рубок ухода за лесами.

Технология лесозаготовок

Применяемая технология разработки лесосек зависит от способа рубки и типа применяемых лесозаготовительных машин. В настоящее время предприятие применяет передовую сортиментную технологию разработки лесосек, основанную на применении многооперационной лесной техники: харвестеров – для валки, очистки от сучьев и раскряжевки деревьев; форвардеров – для трелевки, штабелевки и погрузки сортиментов.

Разработка лесосек производится в соответствии с технологическими картами, предусматривающими строгое соблюдение лесоводственных требований и рекомендаций по сохранению биоразнообразия при использовании валочно-сучкорезно-раскряжевочных машин (харвестеров) и погрузочно-трелевочных машин (форвардеров).

Для очистки лесосек от порубочных остатков применяется комбинированный способ очистки лесосеки. Очистка производиться одновременно с заготовкой. Сучья и вершинная часть ствола укладываются на волока и проминаются трактором для снижения повреждения почвы и предотвращения эрозионных процессов. У отходов, оставляемых на месте рубки на перегнивание, сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрезаны, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 2 - 3 метров и плотно прижаты к земле. На бедных почвах допускается оставление порубочных остатков на пасеках в местах без подроста. В лесах с влажными почвами любого механического состава, а также свежими суглинистыми почвами трелевка древесины в весенний, летний, осенний периоды допускается только по волокам, укрепленным порубочными остатками.

сведения о ежегодных объемах заготовки древесины

Ежегодные объемы заготовки древесины рассчитаны в соответствии с максимальным допустимым объемом изъятия древесины (расчетной лесосекой). Расчетная лесосека на арендуемой территории должна обеспечивать:

· неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей лесного рынка в древесине;

· относительную равномерность главного пользования и доходности предприятия в течение длительного периода без резких колебаний;

· получение за оборот рубки максимального количества древесины, необходимого технического сырья;

· улучшение породного состава и возрастной структуры лесного фонда;

· сохранение и усиление водоохранных, защитных и иных полезных природных свойств насаждений;

· сохранение биоразнообразия и экологических функций лесов, связанных с охраной окружающей среды .

Из расчета пользования исключены леса высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ), находящиеся в пределах нерестоохранных полос, водоохранных зон, особо защитных участков леса (ОЗУ), а также низкопродуктивные насаждения – спелые и перестойные леса с запасом 50 м3 на 1 га и менее.

Ежегодная расчетная лесосека при рубке спелых и перестойных лесных насаждений (главное пользование) составляет 343,6 тыс. м3 ликвидной древесины.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ,

брусника

брусника

брусника

брусника

брусника

брусника

брусника

брусника

Общая площадь лесных территорий, имеющих особо важное значение для выживания местного населения - 3798 га, что составляет 1,6% от площади лесного участка.

В отношении данного типа ЛВПЦ предприятием принято решение об отказе от рубок на этих территориях.

· Направление работников, пожарной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ЗАЩИТА ЛЕСОВ ОТ БОЛЕЗНЕЙ И ВРЕДИТЕЛЕЙ

Территория Междуреченского лесничества относится к зоне средней патологической угрозы. Санитарное состояние лесного участка – удовлетворительное. Очагов массового размножения болезней и вредителей леса при лесоустройстве не отмечалось.

Исходя из динамики очагов вредителей прошлых лет, наибольшую опасность представляют хвое - и листогрызующие насекомые, сосудистые болезни, повреждение дикими и домашними животными хвойного подроста, культур, молодняков, стволовые и корневые гнили.

Существующие в насаждениях вредители и болезни не представляют угрозы массового усыхания. Для поддержания лесов в удовлетворительном санитарном состоянии предприятие выполняет рад соответствующих мероприятий:

· Надзор за появлением и развитием вредителей и болезней леса путем лесопатологического мониторинга (обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства);

· Ежегодное лесопатологическое обследование (под общим руководством лесничих;

· Информирование органов государственной власти и местного самоуправления о необходимости лесопатологического обследования, выполняемого Федеральным агентством лесного хозяйства;

· Принятие мер по поддержанию естественных врагов вредных насекомых - рыжих муравьев и птиц (сохранение муравейников, гнезд, нор и других мест обитания животных, оставление при всех видах рубок дуплистых деревья (без плодовых тел грибов), сохранение подлеска);

· Приобретение наглядных пособий, литературы по лесозащите, проведение мероприятий по пропаганде лесозащиты;

· Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий при выявлении лесов, нуждающихся в них;

· Очистка лесных насаждений от захламленности при повреждении лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра;

· При разработке лесосек и разрубке трасс дорог - недопущение сдвигания порубочных остатков к краям леса (стене леса), своевременная очистка лесосек от порубочных остатков.

ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ

Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Воспроизводством лесов - процесс воссоздания леса со всеми характерными для него свойствами, подобно прежнему (вырубленному, погибшему, поврежденному) или отличающемуся от него. Целью воспроизводства лесов является своевременное восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов на лесонепокрытых землях, улучшение их породного состава, увеличение производительности лесов и т. д. При этом должно обеспечиваться воспроизводство лесных ресурсов в максимально короткие сроки, наиболее эффективным в лесоводственном, экономическом и экологическом отношении способом, а также улучшение качества и повышение продуктивности лесов, повышение их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций.

Лесовосстановление

«Сыктывкарский ЛДК» предпринимает все необходимые меры для своевременного восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов на лесонепокрытых землях. Ежегодно на арендуемой территории сплошными рубками осваивается 2354 га. Лесовосстановление на этих участках, в зависимости от состояния подроста ценных лесных древесных пород, осуществляется путём естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов в соответствии с Правилами лесовосстановления.

Основным способом лесовосстановления является естественное лесовосстановление. Для этого соблюдаются меры по сохранению подроста ценных лесных древесных пород при выполнении лесосечных работ. Применяемые технологии позволяют обеспечить сохранение от уничтожения и повреждения количество подроста и молодняка ценных лесных древесных пород не менее предусмотренного при отводе лесосек. Пораженный вредными организмами, слаборазвитый и поврежденный при рубке леса подрост удаляется по окончании лесосечных работ или во время рубки. Сохранность подроста и молодняка на пасеках, после разработки лесосеки должна составлять на сплошных рубках не менее 70 % от первоначального количества. С целью содействия естественному лесовосстановлению сохраняются источники обсеменения − отдельные деревья, семенные группы, куртины, семенные полосы. При необходимости, проводятся работы по минерализации почв. Ежегодно естественное лесовосстановление удается обеспечить на 90% площади лесосек сплошных рубок.

При недостаточном для лесовосстановления количестве жизнеспособного подроста ценных древесных пород проводится искусственное восстановление лесов путем создания лесных культур (5% от площади лесосек сплошных рубок), либо комбинированное лесовосстановление (5% от площади лесосек сплошных рубок), которое осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.

Уход за лесами

В целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций предприятие выполняет уход за лесами путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий. Целями рубок ухода за лесом являются:

· улучшение породного состава лесных насаждений;

· повышение качества и устойчивости лесных насаждений;

· сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно - гигиенических и других полезных свойств леса;

· сокращение сроков выращивания технически спелой древесины;

· рациональное использование ресурсов древесины.

При воспроизводстве лесов в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами:

· осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы (возраст проведения – до 10 лет);

· прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений (возраст проведения – 11-20 лет).

Ежегодные объемы рубок ухода за лесами определены исходя из лесоводственной необходимости этих мероприятий, экономической эффективности и доступности. В предстоящем периоде рубки ухода при воспроизводстве лесов на арендуемых лесных участках проектируются в размере 52 га в год.

ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

На территории арендуемого лесного участка имеются средние и мелкие водные объекты, основные из них приведены в таблице 4. Для охраны водных объектов выделены водоохранные зоны . Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В зависимости от протяжённости реки (ручья) установлена ширина водоохраной зоны от береговой линии: до 10 км – 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, от 50 км и более – 200 м.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования .

Леса водоохранных зон исключены из расчета пользования и не подлежат лесоэксплуатации.

В пределах водоохранных зон запрещается:

· проведение авиационно-химических работ;

· применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

· размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и топливно-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

· стоянка, заправка топливом, мойка и ремонт автотракторного парка;

· заготовка древесины;

· замывка пойменных озер и стариц, добыча местных строительных материалов и полезных ископаемых , строительство новых и расширение действующих объектов производственного назначения и социальной сферы.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям для водоохранных зон запрещается:

· распашка земель;

· применение удобрений;

· складирование отвалов размываемых грунтов;

· движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

Таблица 4

Характеристика водных объектов

Наименование объекта/куда

впадает

Площадь (для озера), га

Длина реки, км

Особенности режима охраны

объекта (ширина зоны, м)

нерестоохранной

водоохранной

Вашка/Мезень

Лоптюга/Вашка

Шоча/Пинега

Ульчовча/Лоптюга

Ульнюкич/Ульчовча

Косчовча/Лоптюга

Ерт/Лоптюга

Чим/Лоптюга

В. Кырель/Чим

Тосоръель/Лоптюга

Ыя (Ы)/Вашка

Продолжение таблицы 4

Мыттес/Ыя (Ы)

Рочвож/ Ыя (Ы)

Сысий/Вашка

Чурум/Вашка

Быг/Вашка

Сосым/Вашка

Нюш/Вашка

Чойю/Вашка

Веськывож/Чойю

Томейю/Вашка

Симдин/Вашка

Ыджидвож/Симдин

М. Шоча/Шоча

Селогвож/Ус

Охота в лесах Междуреченского лесничества носит как промысловый, так и спортивный (любительский) характер и регулируется “Правилами охоты и спортивного рыболовства в Республике Коми” (1990г.)

Главные объекты промысловой охоты – дикие пушные звери, дикие копытные и отчасти боровая дичь. Основные объекты спортивной охоты – пернатая дичь, зайцы, а также копытные, отстреливаемые по спортивным лицензиям. Основными видами охотничьей фауны в угодьях лесничества являются лось, заяц-беляк, глухарь, тетерев и рябчик.

При выполнении лесохозяйственных работ необходимо увязывать интересы охотничьего и лесного хозяйства.

Сохранение при рубках ухода отдельных дуплистых деревьев будет способствовать созданию условий для расселения ценных и полезных для лесного хозяйства птиц – трехпалого дятла, большого и малого пестрых дятлов, горихвостки, большой синицы, мухоловки, сычей, которые в массе уничтожают вредителей леса. Запрещение в период гнездования птиц проведение всех видов рубок леса улучшит защитные гнездовые и кормовые условия для охотфауны. Использование порубочных остатков для подкормки бобров, зайцев и лосей повысит кормовые качества охотничьих угодий. Исключение из рубок лесов с глухариными токами и бобровыми поселениями (при обнаружении) будет способствовать сохранению глухарей и бобров и увеличению их численности.

Территория находится в пределах ареалов распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких зверей и птиц, внесенных в «Красную книгу РФ». Подлежат охране как находящиеся под угрозой исчезновения – беркут, орлан белохвостый, пискулька, лебедь малый, кречет, так и редкие – скопа, сокол-сапсан. Требуют также особой заботы и охраны журавль серый и обычный на пролете лебедь-кликун.

В соответствии с Лесным Кодексом РФ, лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранить благоприятные условия для обитания диких животных. В тоже время численность животных в лесах должна регулироваться в пределах допустимой для лесных угодий плотности с тем, чтобы животные не наносили ущерб лесному хозяйству. Отрицательного влияния диких животных на состояние лесного фонда не зафиксировано.

При проектировании лесохозяйственных мероприятий и лесопользования в лесничестве для целей охраны дополнительно предусматривается:

· картирование глухариных токов, водоёмов, заселённых бобрами для полного выделения особо защитных участков;

· отказ от производства лесных культур на тетеревиных и глухариных токах;

· ограничение работ в местах гнездования боровой дичи и местах сосредоточения молодняка диких животных в весенне-летний период;

· ограничение применения ядохимикатов и минеральных удобрений;

· отказ на 5-10 лет от производства лесных культур на части вырубок с обильным порослевым возобновлением осины и других пород.

В водоемах, расположенных на арендуемой территории, обитает более 20 видов рыб. Наиболее характерны для всех водоемов: щука, плотва, окунь, язь, карась, налим, ерш. Наиболее ценные промысловые рыбы – семга, нельма, сиг, хариус.

Все реки и озера являются водоемами общего пользования. Здесь разрешается любительский лов рыбы для личного потребления бесплатно. Исключение составляют реки, являющиеся местами нереста ценных лососевых и осетровых рыб, где лов рыбы запрещен в течение всего года.

Сохранению биоразнообразия и животного мира способствуют нормы и правила рубок, основными из них являются:

· ежегодный объем вырубаемой древесины ограничивается объемом расчетной лесосеки, размер которой подсчитывается по принципу неистощительного и непрерывного лесопользования;

· размеры и площади лесосек не превышают допустимые;

· учитывается примыкание лесосек, т. е. после облесения площади вырубок можно вести работы на соседних участках, примыкающих по сторонам лесосеки;

· сохраняются особо защитные участки леса, которые увеличивают нетронутыми площади лесов, наибольшими из них являются водоохранные зоны по берегам ручьев, рек, болот, защитные полосы вдоль дорог, сельхозугодий и населенных пунктов;

· разработка лесосеки производится по правилам, способствующим скорейшему возобновлению леса. Сохраняются семенные деревья (куртины, полосы). Там, где позволяют лесорастительные условия, намечаются выборочные рубки, как наиболее экологичные;

· нарушенные земли (карьеры, промплощадки, места стоянки техники и т. д.) по окончании их использования подлежат обязательной рекультивации (как технической, так и биологической, т. е. с посадкой лесных культур).

Дополнительно к действующим правилам и нормам предусмотрены следующие мероприятия:

· осуществление специалистами арендатора, ведущими лесозаготовительные работы, постоянного мониторинга за объектами животного мира, в т. ч. охотничьими животными, и информирование соответствующих районных служб о происходящих изменениях и нарушениях;

· разработка лесосек ведется таким образом, чтобы всегда существовал зеленый коридор для миграции животных;

· при организации сплошных рубок на лесном участке предпочтительно разумное сочетание сплошных и выборочных рубок (конкретный способ рубки определяется при отводе делянок), что ведет к мозаичному расположению насаждений разного возраста, породного состава, сомкнутости, а также наличию многоярусных древостоев и открытых угодий (необлесившихся вырубок).

Все это значительно улучшает кормовые и защитные свойства среды обитания животного мира, в т. ч. охотничьих угодий, и указывает на сохранение высокого качества среды обитания животных.

На лесном участке заготовка древесины в водоохранных зонах не проводится, что позволит сохранить места обитания водных и околоводных животных, включая редкие виды. Редкие хищные птицы и совы населяют открытые заболоченные местообитания, где фактор беспокойства в период размножения при производстве работ отсутствует.

При обнаружении лесонасаждений с глухариными и тетеревиными токами, эти участки должны исключаться из расчета лесопользования.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Социальная политика предприятия направлена на поддержание социального благополучия населения, а также на подержание инфраструктуры Удорского района. Для этого предпринимаются следующие меры:

· Предоставление приоритета местному населению при формировании штата предприятия;

· Обязательное соблюдение норм в области охраны труда и защиты прав трудящихся;

· Обеспечение местного населения дровами;

· Текущий ремонт и расчистка от снега (в зимнее время) автомобильных дорог общего пользования;

· Другие мероприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Намеченная деятельность направлена на достижение долгосрочных и среднесрочных задач лесоуправления. Деятельность предприятия связана с выполнением запроектированных мероприятий: заготовкой древесины сплошными и выборочными рубками, проведением рубок ухода за лесами и мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Для сплошных рубок, оказывающих наибольшее негативное воздействие на лесную среду, и для выборочных рубок установлены ограничения по площади и срокам примыкания лесосек. Установленные ограничения эффективны, и в большинстве случаев обеспечивают сохранение и воспроизводство биоресурсов и динамику улучшения породного состава, защиту лесных почв от эрозии.

Обязательным условием заготовки древесины являются сохранение подроста ценных пород, молодняка и второго яруса, обеспечивающих восстановление леса на вырубках, оставления источников обсеменения, в целях повышения биоразнообразия сохраняются отдельные ценные деревья (дуплистые и пр.). На вырубках, где невозможно обеспечить естественное или комбинированное лесовосстановление, намечено искусственное – путем посадки лесных культур.

На территории выявлены леса высокой природоохранной ценности, приняты меры по их сохранению, а также по охране краснокнижных видов и биоразнообразия в целом. Значительная доля лесов, не вовлекаемых в хозяйственную деятельность, обеспечивает сохранение наиболее значимых лесов с точки зрения биоразнообразия, экологической, средообразующей, природоохранной функций.

Максимально уменьшить негативное техногенное воздействие и вместе с тем проводить хозяйственную деятельность призвано соблюдение ряда положений и правил, принятых в Проекте освоения лесов.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, получившие лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69. Проект освоения лесов разрабатывается после государственной регистрации права аренды или постоянного бессрочного пользования, так как в проекте освоения в обязательном порядке указываются реквизиты правоустанавливающих документов на лесной участок и данные об их государственной регистрации. Проект освоения лесов разрабатывается лицом, использующим леса, или специализированной коммерческой организацией. Данные о разработчике проекта также указываются в соответствующем разделе.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 г. N 545. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества или лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов.

Подача проекта освоения лесов на государственную экспертизу

Для проведения экспертизы проекта освоения лесов лица, получившие лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее – лесопользователи), подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в 2-х экземплярах (в прошитом и пронумерованном виде) и в электронном виде.
В заявлении указываются:

  1. сведения о лесопользователе: полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, банковские реквизиты – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для гражданина или индивидуального предпринимателя;
  2. дата, номер регистрации договора аренды или договора, предоставляющего право на постоянное (бессрочное) пользование лесным участком;
  3. местоположение, площадь лесного участка, вид и срок использования лесов.

Представленные материалы регистрируются органами государственной власти или органами местного самоуправления, которые в течение 3-х дней с даты регистрации проверяют их комплектность. При несоблюдении вышеуказанных требований, материалы возвращаются лесопользователю.

Экспертиза проекта освоения лесов

Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30-ти дней с даты поступления материалов. Срок проведения экспертизы может быть продлен в зависимости от содержания проекта освоения лесов, но не более чем на 10 дней.

В процессе проведения экспертизы у лесопользователя может быть запрошена дополнительная информация и разъяснения по мероприятиям, предусмотренным проектом освоения лесов.

Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Кроме того, отрицательное заключение должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также на положения, не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления в течение 7-ми дней после утверждения заключения экспертизы направляют его лесопользователю.

Использование лесов по проекту освоения лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы не допускается.

Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

Проект освоения лесов, стоимость проекта освоения лесов, экспертиза проекта освоения лесов.