Конспекты занятий по рисованию с детьми овз. Конспект занятия для детей подготовительной группы. Понятие: дети-инвалиды, дети с ОВЗ. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

Государственное казённое учреждение города Москвы

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

«Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

по рисованию с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья


На тему: Владения Снежной Королевы

Возрастная направленность:

младший школьный возраст.


Воспитатель ГКУ ДДИ "Южное Бутово"

Егорова Любовь Ивановна

Москва 2012 г.

Предмет: Рисование.

Тема занятия: Владения Снежной Королевы.

Цель занятия: Сформировать у детей представление о фиолетовом цвете, познакомиться со способом его получения.

Задачи:

    Образовательные:

    Сформировать у детей представление о фиолетовом цвете, о способе его получения посредством смешивания двух красок – синей и красной;

    Научить детей делать фиолетовый фон рисунка толстой кистью.

    Коррекционно-развивающие:

    Продолжать учить детей рисовать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии концом тонкой кисти, получая снежинки;

    Продолжать учить детей располагать снежинки на всем листе бумаги;

    Правильно работать с художественным материалом.

    Воспитательные

    Аккуратно работать с художественным материалом;

    Развивать сенсорные чувства посредством музыки.

Возрастная направленность занятия: для умеренно умственно-отсталых детей 7-9 лет, детей имеющих фразовую речь, понимающих обращенную речь.

Предварительная работа: просмотр художественного фильма «Снежная Королева».

Наглядно-дидактический материал: рисунок-образец ледяного замка Снежной Королевы; альбомный лист бумаги белого цвета, фиолетового цвета; палитра; краски – синяя, красная, белая; кисти – толстая, тонкая.

Раздаточный материал: альбомный лист бумаги белого цвета, фиолетового цвета; краски – синяя, красная, белая, палитра; баночка с водой; салфетка; кисти – толстая и тонкая – на каждого ребенка.


Ход занятия

    Организационный момент.

    Ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, будем учиться смешивать краски, чтобы получить фиолетовый цвет. Фиолетовый цвет – это любимый цвет Снежной Королевы.

Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок-образец, где изображен дворец Снежной Королевы на фиолетовом фоне:

Посмотрите на владения Снежной Королевы! Сейчас я включу музыку, а вы представьте, как холодно и безжизненно во владениях снега и льда, какие колкие и холодные снежинки спускаются с неба.

Звучит музыка из фильма «Снежная Королева».

    Зрительное восприятие получения краски.

А сейчас посмотрите, как можно получить фиолетовый цвет.

Воспитатель демонстрирует получение краски, пользуясь палитрой. Затем толстой кистью делает фиолетовый фон на белом альбомном листе бумаги, прикрепленном к доске. Далее предлагает детям положить перед собой палитру, взять толстой кистью красную краску и положить на палитру, промыть кисть, набрать синюю краску и смешать с красной. Затем воспитатель предлагает детям белый альбомный лист бумаги и раскрасить его полученной фиолетовой краской.

Самостоятельная работа детей.

Ребята, пока наши работы подсыхают, мы с вами побудем снежинками.

    Физкультурная пауза «Снежинки» (2-3 раза)

Дети встают вкруг в центр групповой комнаты.

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки – мы танцуем день и ночь.

    Зрительное восприятие.

Воспитатель у доски показывает детям способ рисования снежинок тонкой кистью на альбомном листе бумаги фиолетового цвета, проговаривая:

Рисуем тонкой кистью белой краской сверху вниз, слева направо, под наклоном через середину на всем листе бумаги.

Воспитатель предлагает детям повторить эти движения рукой в воздухе.

Затем дети садятся за столы, берут альбомный лист бумаги фиолетового цвета, тонкую кисть, белую краску. Самостоятельная работа детей.

    Итог работы

- Ребята, сегодня мы с вами нарисовали холодные владения Снежной Королевы фиолетовой краской и белые снежинки, ее помощницы. Из снега можно лепить снежные комочки и играть со Снежной Королевой.

Литература:

    Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. – «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя», М: Просвещение, 1985г.

    Гаврилушкина О.П. – «Обучение умственно-отсталых детей предметному и сюжетному рисованию и лепке» - Формирование разных видов деятельности у детей с проблемами интеллектуального развития (Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б.Баряева, А.П.Зарин, Е.Л.Ложко. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1999);

    Мыри Э., Колли Ф. – «Рисование красками», М: 1999г.

Цель: развитие ориентировки в большом пространстве. Развитие мелкой моторики рук, координация и ловкость рук.

Образовательные задачи.

Формирование умений ориентировки в большом пространстве:

Продолжи ряда;

Определение сторон: лево, право;

Ориентировка по спирали-лабиринту;

Продвижение в пространстве с преодолением препятствий.

Развивающие задачи.

Развитие зрительного пространственного восприятия:

Оценка местоположения;

Прослеживание пути по ориентирам.

Развитие предметности восприятия:

Восприятия натуральных объектов; (шишки, каштан, песок, семена, ракушки)

Силуэтных изображений.

Совершенствование представлений о сенсорных эталонах:

Закрепление основных цветов

Закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры

Активизация зрительных функций:

Глазодвигательной, цветоразличительной.

Активизация словаря за счёт слов-терминов, обозначающих пространственные отношения и направления (прямо, влево, вправо) и точного названия цвета и формы объектов.

Воспитательные задачи.

Формирование любви к родной природе.

Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий.

Правильно и внятно отвечать на вопросы

Закреплять представления о строении отдельных частей тела животных, их характерных признаках

Закреплять у детей представление о диких животных

Оборудование:

Вертикальный коврограф со схемой:

На схеме изображены с помощью ленты-липучки пути следования к домикам птиц, зверей и насекомых (картинки: норка, дупло, гнездо, муравейник);

На пути следования прикреплены “знаки-указатели”: силуэты деревьев и зверей.

“Карта-путь” - 4 шт.

Искусственная елка, шишки 5 шт., яблоки, грибы, цветы.

Спиральный плоскостной лабиринт «Проведи муравья к муравейнику», кульки с песком 5 шт.

Игрушки: ёж, белка, сова

- Ёжики из пластилина – по 5 штук на каждого ребёнка, семечки.

Кружки (кочки) - 9 шт.

Песочница, геометрические фигуры.

Природный материал: Каштаны, шишки, ракушки, желуди.

Ноутбук, презентация «Помоги муравьишке»

Ход занятия:

Дефектолог : Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Детки, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поздоровайтесь с ними.

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес

И такое чистое,

Желтое, лучистое.

Дефектолог: Дети, какого цвета солнышко? А небо? (Синего.)

Посмотрите, какие у солнышка веселые глазки! Что оно делает? (Улыбается.) Давайте и мы улыбнемся друг другу и солнышку!

А теперь давайте в этот прекрасный солнечный денёк совершим прогулку. Солнышко хочет посмотреть, на чем можно путешествовать. (Дети перечисляют.)

Дефектолог : Хорошо, давайте отправимся в лес на электричке. Садитесь скорее в вагончики, поехали.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят -

Везут в лесок зеленый компанию ребят.

Дефектолог: Вот мы и приехали в лес. Выходите из вагончиков!

Детки, посмотрите, какая чудная полянка, а какой разноцветный осенний лес. Ой, тише, я слышу, кто-то плачет. (На экране появляется эпизод из мультфильма «Муравьишка-хвастунишка.)

Дефектолог: Как жалко муравья, поможем ему?

На нашем пути встретится много интересных заданий, которые мы с вами постараемся выполнить правильно, чтобы помочь муравьишке попасть домой. Чтобы нам не заблудиться, посмотрим на карту, где указан путь к муравейнику.

Что вы видите вначале пути? (Ёлочку.)

Задание: Выберите дорожку, которая приведёт нас к муравейнику. Запомните животных, которые подскажут нам правильное направление, выберите и возьмите с собой “карточку-путь”, которая поможет нам не заблудиться.

Педагог уточняет, что путь к муравейнику начинается от ёлочки. Дети определяют направление, где находится ёлочка.

Однажды дети в лес пошли,

Всю поляну обошли -

К старой ели подошли.

Дефектолог : Ребята посмотрите, что это с ёлочкой случилось? Что-то ёлочка перепутала (на елке висят грибы, яблоки, кленовые листья, шишки лежат под елкой)

Игра «Путаница».

Молодцы, на елке должны расти шишки, так вот же они под ёлкой. Возьмите их в руки:

Ежик нюхал шишку носом,

Мучаясь одним вопросом.

Почему в шершавой шишке

Не живется шустрой мышке?

Ей бы сделать там окошко

И хихикать бы над кошкой.

Что, пытаясь скушать мышку,

Уколола нос об шишку.

Дефектолог: давайте сложим шишки в корзинку, и угостим лесных зверей.

А теперь сверимся с картой, куда же нам нужно дальше идти? Правильно, к белочке. Куда нам следует идти – налево, направо или прямо. Правильно - прямо.

(Идут к белке).

Шел по лесу мужичёк -

Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп.

Мужичок - Лесовичёк

Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп.

Дефектолог: А вот и белочка, только она тоже что-то грустная. Белочка что случилось?

Белочка: Я со своими сестричками белочками наряжалась в мамины бусы. И так развеселилась, что запутала их и порвала. Мама очень расстроиться.

Дефектолог: Белочка, хочешь мы тебе поможем починить мамины бусы?

Игра «Продолжи ряд» из природного материала на листе бумаги. (Каждому ребенку разной сложности вариант ряда).

Молодцы ребята. Вы настоящие помощники. Белочка, а у нас есть для тебя угощенье. Держи шишку. А нам пора дальше. Сверимся с картой – к сове. Куда идти - налево, направо или прямо? Направо. Сова высоко сидит на дереве. Давайте превратимся в осенние листочки и полетим к ней.

Мы листики осенние

На ветках мы сидели.

Ветер дунул, полетели

Мы летели, мы летели

И к сове мы прилетели.

(Дети подходят к песочнице)

Дефектолог: Сова у нас математик. Она очень любит играть с геометрическими фигурами. А еще любит превращать их в разные предметы. Совушка- сова большая голова предлагает вам поиграть с фигурами.

Юля у тебя какая у тебя фигура (красный круг).

В какой ты предмет его превратила? (Я превратила красный круг в солнце).

Ваня какая у тебя фигура? (Желтый прямоугольник)

В какой предмет ты превратил желтый прямоугольник? (Я желтый прямоугольник превратил в автобус)

Какие вы ребята молодцы! Давай те Совушке- сове скажем большое спасибо за интересную игру.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

Дефектолог : Здравствуй, ёжик! Посмотрите ребята какой он, а что у него на спине? Как вы думаете зачем ему иголки? (ответы детей).

Папа ёж, мама ежиха, а как называются детки у ежа? (ежата)

Правильно, ежата! А у наших ёжиков чего – то не хватает? (иголок) Давайте поможем ежикам одеть иголки на спину. (На выбор детей семечки, спички, семена).

Ай да мы, ай да молодцы! А у нас есть угощение для ежат, держите шишку, а нам пора идти. Куда нам теперь идти? (К муравейнику.)

Вот уже виднеется муравейник.

Большие ножки шли по дорожке

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Ну, вот и последнее испытание - нужно помочь пройти муравьишке по лабиринту. Возьмите наши песочные ручки. Начинаем от синей точки и ведем к муравейнику. Молодцы.

(На экране появляется эпизод из мультфильма «Муравьишка -хвастунишка).

Дефектолог: - Молодцы, помогли муравьишке добраться до муравейника. А нам пора возвращаться в детский сад. Покружимся вокруг себя и скажем волшебные слова:

Мы волшебники АУ

Очутились мы в саду.

Вот мы снова в саду. Скажите ребята кого мы встретили в лесу, кому мы помогли?

(Ответы детей).

А теперь вы можете взять карандаши и нарисовать то что видели в осеннем лесу.

Конспект подгруппового занятия по рисованию для детей с особыми образовательными потребностями в подготовительной группе «Весенний лес»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом развитии детей №63»

Составила:

Воспитатель II квалификационной категории Багурина Э.Ш. 2015г.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Закрепить знания детей о весне, её признаках, явлениях, особенностях, уметь понимать приметы весны.
  2. Расширять представления детей о деревьях, его частях.
  3. Закрепить умение работать в нетрадиционной технике рисования: ватными палочками, пользоваться трафаретами, красками.
  4. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.
  5. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
  6. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
  7. Продолжать учить вести беседу по картине, активизировать словарь детей.
  8. Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающему миру.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы полным предложением, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, пространственную ориентировку.
  3. Развивать умение составлять связный рассказ по картине.
  4. Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  5. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна, лес, деревья, дикие животные»

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
  3. Формировать интерес к занятию, положительную установку на участие в занятии.
  4. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Здоровьесберегающие задачи:

Воспитывать чувство уверенности при выполнении заданий.

Беречь и укреплять здоровье детей.

Словарная работа:

Активный словарь: Весна, лес, деревья, дикие животные

Пассивный словарь: Жираф.

Индивидуальная работа с детьми:

  1. Воспитывать усидчивость у Марата, Никиты.
  2. Активизировать речь у Ильяса, Даши, Димы, Артема.

Предварительная работа с детьми:

НОД по ознакомлению с окружающим.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры.

Пальчиковая гимнастика.

Составление рассказов по картинкам.

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребёнка через образовательные области, «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Физическая культура» , «Здоровье» , использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы:

  1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Н.Ю. Борякова, М.А. Касицина «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития» ,
  3. «Ознакомление с окружающим миром» И.А. Морозова, М.Ф. Пушкарева.
  4. "Обучение детей технике рисования"

Методические приёмы:

  1. Сюрпризный момент - погружение в игровую ситуацию.
  2. Практический (совместная и индивидуальная работа) .
  3. Словесный (объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей) .
  4. Наглядный (внесение игрушки, внесение картинок, дидактических игр, рассматривание индивидуальных работ) .

Размещение оборудования и посадка детей:

  1. Дети сидят на стульчиках на ковре, стулья полукругом.
  2. Физ. минутка на ковре (Дети встают в круг)
  3. Дети работают сидя за столом.

Структура занятия:

1-Беседа – опрос. (на ковре, Время года, месяцы)

2-Сюрпризный момент (внесение игрушки Фили) . Отгадывание загадок.

3- Рассматривание картины «Весна в лесу» (ноутбук, задания)

4-Физ. минутка «Ровным кругом»

5- Рассматривание картины «Весна в лесу» (у магнитной доски)

6-Показ, объяснение приемов рисования.

7-Индивидуальная, самостоятельная работа детей. (за столом, под спокойную музыку)

Материал:

Игрушка Филя, загадки, картины о весне, акварельные краски, кисточки, ватные палочки, подставки, бумага, трафареты «дикие животные» , простой карандаш, ноутбук, диск «Конструктор картинок» , спокойная музыка, игрушечное яблоко, конфеты.

Ход занятия:

1. Опрос:

Воспитатель:

Ребята, какое время года сейчас?

Сколько всего Весенних месяцев?

Марат, назови 1-й весенний месяц

Никита, назови 2-й весенний месяц

Ильяс, назови 3-й весенний месяц

Даша, повтори, пожалуйста, все три весенних месяца.

2. Стук в дверь. В гости к детям приходит Филя.

Филя: - Здравствуйте, ребята! Вы любите загадки отгадывать? Я вам сегодня принес загадки. Помогите мне, пожалуйста, их отгадать.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Снег чернеет на полянке,

С каждым днём теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года. (Весна)

В шубе летом,

А зимой раздето. (Дерево)

Где растут много – много деревьев? (В лесу)

3. Рассматривание картин, иллюстраций в ноутбуке.

Опрос:

Какое время года изображено на картинке? (Весна)

Кого вы видете на картинке? (лису, волка, белку, зайца, медведя, ежа, жирафа)

Кто лишний? (жираф)

Почему жираф лишний? (Это животное живет в жарких странах)

Какие животные впадают в спячку зимой и просыпаются весной? (ёж, медведь)

4. Физ. Минутка. Игра «Ровным кругом» (Яблоня, малиновый куст, пенек)

Ровным кругом, ровным кругом

Мы идем за шагом шаг.

Дружно вместе, стой на месте

(Яблоню, малиновый куст, пенек) покажем вот так. (Яблоня- дети стоят подняв руки вверх; куст- наклоняются вперед, руки прямые; пенек- приседают)

(Что растет на яблоне?; Что растет на малиновом кусте?; Что такое пенек?)

5. Рисование: «Весенний лес»

Сегодня мы с вами будем рисовать весенний лес.

Подойдем к доске посмотрим, какой красивый рисунок принес нам Филя.

Дети, посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картине? (Весна) . Почему вы так решили? Что весной происходит с природой? (Всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы) .

Что происходит весной с деревьями? (Набухают почки, появляются листочки. Правильно, ребята, весной солнце ласково смеётся, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку) .

Послушайте стихотворение о Весне

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами,

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Деревья мы будем рисовать кистью, а почки можно нарисовать ватной палочкой. (Показ рисования) .

Можно нарисовать животных в лесу, кто затрудняется, используйте трафареты.

Творческая работа детей. Звучит спокойная музыка.

Законченные работы дети выкладывают на стол.

Ребята, посмотрите, какой красивый лес у нас получился. Солнышко ярко светит, на деревьях появились почки звери проснулись после зимней спячки. Молодцы, ребята, вы постарались и нарисовали весеннюю картину. Эти рисунки вы покажите своим родителям, а весна из окошка будет любоваться.

Занятие окончено, большое спасибо! Филя угощает детей конфетами.

Конспект занятия по рисованию детей с ОВЗ с использованием нетрадиционных техник рисования.

«Украшения для елки»
(рисование ватными палочками)

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- Обучение нетрадиционных техник рисования ватными палочками;
- Закреплять умение украшать рисунок, используя рисование ватными палочками;
- Поддерживать интерес к рисованию;
- Закрепление цветов (красный, желтый, синий).
Материалы: картина с изображением елки, листы альбома с изображением елки, ватные палочки, гуашь трех цветов (красный, желтый синий, салфетки.

Ход занятия:

Дети, скоро у нас будет праздник, Новый год. И к нам на праздник придут гости. А кто придет, вы должны угадать. Послушайте загадку!
Меня всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять и встретишь:
Стою колючая как еж,
Зимою в платье летнем.
- Конечно, ребята, к нам придет главная гостья – елка.
- Почему елочка колючая как ежик?
- А почему у нее летнее платье?
- Правильно, она не сбрасывает как другие деревья листья, а всегда стоит зеленая.
Показываю картинку елки.
- Дети, рассмотрите, пожалуйста, елочку и скажите какая она?
- Да она красивая, зеленая, стройная, пушистая.
- Раньше елку украшали прямо в лесу, а сейчас ее приносят домой.
- Как вы думаете, что можно придумать, чтобы елку не рубить, а праздник встречать с елочкой?
- Да, ребята, можно нарядить искусственную елку, или посадить во дворе дома елку и ее украсить к празднику.
Проводиться Физкультминутка с детьми с элементами движения.
Наша ёлка велика (круговое движение руками,
Наша ёлка высока (встать на носочки,
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки,
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять

Дети, чтобы наши пальчики лучше работали, прежде чем приступить к работе, давайте выполним пальчиковую гимнастику «Украшения для елки»
Нашей елке Дед Мороз (дети загибают пальцы на руке, перечисляя подарки Деда мороза)
Украшения принес:
Шарики хрустальные
Блестки серебристые,
Камушки прозрачные,
Звездочки лучистые.

Снег пушистый подарил (одновременно разжимают все пальцы на руке)
Быстро елку нарядил. (и поворачивают руку направо - налево,
демонстрируя «наряженную ель».)
Приступаем к работе на бумаге с изображением елки. Воспитатель напоминает детям, что нарядить елочку нужно разными ватными палочками. Показ рисования ватными палочками на магнитной доске. Если дети затрудняются менять палочку, оказывает индивидуальную помощь, закрепляет цвет краски.
- Молодцы ребята! Что мы сегодня делали (Ответы детей); Какими цветами мы украшали елку (Ответы детей); Какая стала елка (Ответы детей); Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

Изобразительная деятельность для детей с ОВЗ как вид художественной деятельности носит эмоциональный и творческий характер, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы изображения напоминают игру и являются толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г.Поронайск

694240, Сахалинская обл., г.Поронайск, у.Восточная, 110а, т. (424-31) 4-24-38

Сценарий занятия по ИЗО для детей подготовительной

к школе группы с ОВЗ

Тема: «Волшебница - вода»

Составитель: педагог ДО

Чердынцева С.Н.

2018г.

Сценарий занятия по ИЗО «Волшебница - вода» составлен для детей с ОВЗ в подготовительной к школе группы по ознакомлению с нетрадиционной техникой изображения «Эбру» (рисование на воде). Практика показала, что изобразительная деятельность для детей с ОВЗ как вид художественной деятельности носит эмоциональный и творческий характер, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы изображения напоминают игру и являются толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, способствует поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Тема: «Волшебница - вода»

Задачи.

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с техникой «Эбру» - рисование на воде.
  • Создать условия для творчества детей.

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, умение выражать свои эмоции и чувства.
  • Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое развитие;

Речевое развитие;

Познавательное развитие.

Технологии:

Игровая,

Здоровьесберегающая,

Экспериментирование (с цветом, рисование на воде),

Технология сотрудничества,

- информационно-коммуникационные.

Виды детской деятельности:

Двигательная,

Продуктивная,

Исследовательская,

Игровая.

Материалы и оборудование:

Краски акриловые, раствор-основа (разведённый крахмал с добавлением канцелярского клея), кисти, палочки для рисования, салфетки влажные, клеёнки, лотки, лоскутки белой ткани, готовые образцы, творческая работа с использованием готовых образцов, стаканы с водой, ноутбук, спокойная музыка, фартуки.

Предварительная работа.

Беседа об истории возникновения техники «Эбру». Освоение данной техники во время индивидуальных занятий. Просмотр презентации «Техника – Эбру».

Ход мероприятия.

I.Вводная часть

1.Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона).

Звучит спокойная музыка.

Педагог ДО:

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

II.Основная часть

Педагог ДО: Ребята, мы с вами находимся в творческой лаборатории. Вы любите экспериментировать? (Да)

Сегодня мы будем продолжать знакомиться с техникой рисования на воде – «Эбру».

2.Беседа.

Педагог ДО: Техника «Эбру» - очень древняя техника.

А вы знаете где зародилась эта техника? (в Японии, Индии, Турции)

Что обозначает «Эбру»? (волнообразный)

Эта техника рисования очень похожа на волшебство.

Как вы думаете, почему? (потому что рисуем не на бумаге, а на специальной воде)

Вы хотите попробовать создать свой неповторимый волшебный шедевр? (Да)

Я вам предлагаю, поэкспериментировать с волшебной водой и красками, но сначала посмотрите последовательность работы.

Педагог ДО:

Ребята! Подойдите к моему столу, встаньте удобнее, что бы всем было хорошо видно. Будьте внимательны.

Педагог показывает детям последовательность выполнения работы в технике «Эбру».

В лотке налит раствор-основа (клейстер из крахмала с добавлением канцелярского клея). Широкой кистью разбрызгиваем краску. Далее тонкой кистью растягиваем, закручиваем капли красок. В результате такого рисования на поверхности раствора получится рисунок. Затем помещаем на рисунок лоскут ткани, для отпечатывания и аккуратно выкладываем на подготовленное место для просушки. Вот такой рисунок может получиться (показ образца лоскутка ткани).

Когда ткань полностью высохнет, мы её можем использовать для создания коллективной работы «Сказочный лес» (показ образца творческой работы).

3.Рисование на воде.

Воспитанники приступают к творчеству, экспериментируют с необычной водой и красками. На протяжении занятия педагог следит за осанкой детей, оказывает помощь по мере необходимости.

4.Физминутка.

По окончанию работы педагог приглашает детей на малоподвижную игру « Солнце землю греет слабо» (координация речи с движением)

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте.)

III.Заключительная часть

Рефлексия

Педагог ДО: - Вот эксперимент закончился. Давайте рассмотрим получившиеся работы.

Очень красиво! Молодцы!

Вам понравилось?

Какие трудности вы испытывали?

Научившись этой технике, можно рисовать пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на ткань и бумагу, но и на дерево, стекло, кожу.

Всем большое спасибо. Мне было приятно с вами работать.

Для рисования в технике «Эбру» мастера используют натуральные материалы. В емкость наливают раствор-основу. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов . Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней мастер придает кругам на воде форму. По окончании рисунка его можно перенести на бумажный лист и другие поверхности: дерево, ткани, керамику, кожу.

Так как у нас нет специального раствора и красок, мы используем заменители. Чтобы получить нужный нам раствор, мы сделаем из крахмала клейстер и добавим в него канцелярский клей. Основа для рисования готова. Вместо специальных красок мы используем акриловые краски. А палочки и гребни заменим широкими и тонкими кисточками.

В ёмкости с раствором разбрызгиваем широкой кистью краску. Далее тонкой кистью растягивает, закручивает капли красок. В результате такого рисования на воде получается рисунок. Затем помещаем на поверхность раствора лоскут ткани, для отпечатывания рисунка и выкладываем на подготовленное место для просушки. Вот такой рисунок может получиться (показ образца). После полного высыхания ткани, данный шедевр можно использовать для создания работ, выполненных в технике коллаж, аппликация.