Даниил сысоев проповедь в день памяти великомученицы варвары. «Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека». Проповедь в день памяти святой великомученицы Варвары в Храме Христа Спасителя Проповедь в день памяти св вмч варвары

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Память праведника
пребудет благословенной»
(Притч. 10, 7)

Такими словами еще в Ветхом Завете восхвалял святых и пророчески свидетельствовал премудрый Соломон. Это предсказание вечно исполняется. Сегодня, отцы, братья и сестры, Церковь молитвенно вспоминает и прославляет святую великомученицу Варвару.

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305-311). Отец ее, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь. Девушка встретила в городе христиан, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения. На каменных ступенях купальни остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую сравнивают с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского. Дочь рассказала Диоскору о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. Когда святую Варвару нашли, то ее жестоко пытали. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам. Твердая исповедница веры Христовой святая Варвара была обезглавлена: ее казнил сам Диоскор, что произошло около 306 года. Возмездие Божие не замедлило постичь мучителя. Диоскор был сожжен молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Святая Великомученица Варвара особенно почитается в Русской Православной Церкви как покровительница христиан, труд которых сопряжен с опасностью и риском для жизни в условиях стихийных бедствий, пожаров и горнодобывающего производства. Поэтому для жителей Кузбасса и тружеников-шахтеров святая Варвара – первая молитвенная предстательница и покровительница в нелегком и трудном земном служении.

В настоящее время мы с вами, братья и сестры, вступили в особый период – на поприще Рождественского поста, который призван способствовать подготовке христианина к достойной встрече праздника Рождества Христова. Святая Церковь в чтениях и песнопениях постоянно призывает верующих к очищению души и сердца от греховной нечистоты. Мы призываемся сделаться лучше, призываемся к трудам Покаяния.

Покаяние – это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божья к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Покаяние в содеянных грехах – это наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает его Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, душа жаждет общения с Богом. Как цветок тянется к солнцу, в его сторону направляет свои листья, так и душа человека устремлена к Богу. Человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Святого Духа, подаваемая в таинствах Церкви Христовой, очищает людей.

Святая Церковь молитвенно чтит память святых угодников Божиих, прославленных Господом на Небе и на земле за подвиги, которые они совершали в служении Богу и ближним не ради своей славы, но для славы Божией. И «дивный во святых своих» Господь прославил их имена для нашего назидания, чтобы мы видели в святых Божиих людях своих наставников и, «взирая на скончания жительства их, подражали вере их» (Евр. 13, 7) и призывали на помощь, как ходатаев и заступников наших перед Богом.

Прославление святых есть выражение нашего глубокого благоговения к их святой жизни, высоким нравственным совершенствам, к их великим подвигам веры и благочестия, спасительных и для христиан, ибо, подражая угодникам Божьим, мы духовно растем и совершенствуемся.

Читая жития святых, мы бесконечно поражаемся их гигантскими подвигами. Это были богатыри не физической силы, а духа. Но не менее мы поражаемся той бездне, которая отделяет нашу недостойную жизнь от святости наших же русских угодников Божьих, которые были такими же земными, как и мы, но достигли высот праведности, навечно соединивших их с Богом.

Тревожная мысль бьется в нас в поисках ответа, почему мы далеки от христианской праведности. Мы отлично знаем, что христианину подобает любить даже своего врага, но сами тут же оскорбляем, поносим ближнего своего. Внутренний голос совести призывает нас отвращаться от гнусного греха, а страстные силы влекут в свою пропасть. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19), — с болью восклицает апостол Павел, — «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,24).

Нельзя изъяснить, оправдать нашу слабость силою и тяжестью различных искушений, которые теснят нас всюду. Подвижники сталкивались с невообразимо большими испытаниями, скорбями на узком пути в Царствие Небесное, однако с Божьей помощью преодолевали их. Действительно, в момент любого нахлынувшего вражьего искушения в нашем сердце встречаются два мира, две силы – добро и зло, дух и плоть. Надо сказать, что в поединке со злыми силами ни один из нас ни за что не выдержит их натиска, ибо мы бесконечно немощны. Но вот с Богом мы всегда победим. Однако нам надо бесповоротно, без колебаний обратить свое лицо к небу, к свету, к Богу и тем самым решительно отвергнуть подступившее зло.

Святые – это не только угодники Божьи, но и наши старшие братья, достойно прошедшие жизненный путь и познавшие его трудности и опасности. Святые всегда готовы помогать нам и укреплять своими дерзновенными молитвами и предстательством перед Господом Богом. Несомненно, если мы постоянно и ежедневно будем обращаться к этому светочу нашей скоротечной земной жизни, то он обязательно окажет нам необходимую молитвенную поддержку, оградит от смертельных опасностей и невзгод, поможет нам достойно совершать свое служение на благо Церкви Христовой, на пользу Отечества и ближних и идти единственной, верной, но трудной дорогой жизни.

Цель жизни христианина состоит в том, чтобы исполнять волю Божию, учиться следовать ей. Это знает, наверное, каждый из нас. А какова воля Божия? Что хочет от нас Господь? Он хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2, 4). Истина – Христос (Ин.14, 6). И спасение наше в единении с Ним – Хлебом Жизни, сшедшим с Небесе (Ин.6, 33).

Будем, братья и сестры, по возможности чаще приступать к святым таинствам Церкви, приступать «со страхом Божьим и верою», чтобы получать спасительную благодать для укрепления своих духовных и физических сил, для преодоления действия злых сил, для единения с Христом Спасителем в таинстве святой Евхаристии и наследования жизни вечной.

Аристарх,

епископ Кемеровский и Новокузнецкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие возлюбленные отцы, братья и сестры. Всех вас сердечно поздравляем с нашим престольным праздником, с днем памяти святой великомученицы Варвары, предел которой есть в нашем святом храме, и мощи которой, по милости Божией также есть у нас, как утешение, как особая милость Божия и особое предстательство ее о нашем храме. От этих святынь: от Престола, от мощей, от икон проистекает особая, невидимая Божественная благодать, укрепляющая каждого из нас на нашем с вами жизненном пути.

Пусть пребудет с вами сугубая молитва святой великомученицы Варвары, которая по преданию нашей святой Церкви, хранит род святой христианский православный от внезапной смерти. И сегодняшняя молитва выразила веру нашей святой Церкви: «И сподоби нас христианской кончины, безболезненной и непостыдной, мирной, Христовых Таин причастну». Каждому из нас придется рождаться в Вечность, поскольку вечных людей нет. А Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Бог никого не избавил от этой временной смерти, а избавил нас от вечной. И от нас зависит: кем мы будем там, в Вечности. И поэтому Церковь, Святые Таинства, исповедь – это все путь к Вечности. Поэтому мы молимся святой великомученице Варваре, чтобы наша кончина не была без причастия Святых Христовых Таин.

Что сеет человек, то и пожнет. Живущий Церковью, с Церковью и будет возноситься на Небо. А что будет с человеком, живущим этим миром – неизвестно. Старец Амвросий Оптинский говорил: «Этот мир обещает злато, а дает блато (т.е болото)». И святитель Василий Великий говорит: «Давайте сразу, прямо сейчас, делать то, что за нами пойдет в Вечность». Вот на что должны быть обращены все силы нашей с вами души. Великий угодник Божий, святой праведный Иоанн Кронштадтсткий, такие творил чудеса. Мне рассказывала одна раба Божия, которая подробно читала его житие, что однажды он приехал в какой-то город на Волге и в одном месте, может быть у истоков Волги, где она не совсем глубокая, произошел такой случай. У одного мелководного места застрял корабль и не мог дальше идти, потому что было засушливое лето. А о. Иоанн приехал на престольный праздник в один храм. Крестьяне и многочисленный народ, находившиеся рядом с этим местом, попросили его: «Батюшка, помолись, чтобы пошел дождь, и поднялась бы вода в Волге, и корабли смогли бы проходить по ней». Раньше, поскольку железных дорог было мало, а шоссе еще не было, то основным средством передвижения были реки. Прп. Иоанн начинает молиться, и, постепенно, река на глазах у всех, медленно начинает подниматься, и через час корабли, которые стояли на мелководье, начали проходить по этой реке. Народ в ужасе и с благодарностью начинает славить Бога и великого угодника Божьего. А потом, спустя какое-то время, у о. Иоанна спрашивают: «Батюшка, а как вы сподобились такой великой благодати Божией, благодаря чему и как?». И он открыл этот секрет, который был, оказывается очень простым. Он сказал: «Я жил в Церкви!». Вот и весь ответ. Он жил Богом, дышал Богом, служил Божественную Литургию, если не болел, каждый день. И говорил о том, что тот день, когда он не молился за Божественной Литургией, он считал потерянным для своей жизни. Вот откуда великие дарования: ни у телевизора, ни за газетой, ни за новостями, ни в магазине, ни у компьютера, ни во время работы, стяжевается благодать Святаго Духа. Это все только средства к тому, чтобы прожить. А в Церкви – это сама жизнь.

И поэтому не будем менять золото на побрякушки. Будем дышать воздухом вечности, который только в храме. И через это, если не обрести такие дарования, но хотя бы приобщиться этой благодати Божией, этой вечно ликующей жизни, которую изобильно Господь дарует каждому из нас во время любой церковной молитвы. Он готов излить на нас Свою небесную, божественную, преосененную благодать, только бы сосуд нашей с вами души был бы готов к ее принятию.

Что значит готов к принятию этой божественной благодати? Недавно, милостью Божией, я разговаривал с духовником всей Московской Епархии, отцом Валерианом Кречетовым. И он сказал о тех людях, которые причащаются Святых Христовых Таинств: «Очень тяжело провести какую-либо градацию: кто достоин и кто недостоин. Все мы достойны этой великой благодати, потому что все вместе и каждый по отдельности являемся недостойными ее. И, повторяя слова свт. Феофана Затворника, можно сказать: тот, кто в глубине своей души, себя считает недостойным Причастия Святых Христовых Таинств, даже не имеет надежды на что опереться в своей жизни, на какие-то мнимые добродетели, всенощные бдения, исповедь, вычитанное правило. И все равно, только единственное делает нас достойными принятия Святых Христовых Таинств – это всецелое осознание своего недостоинства. И поэтому все достойны – потому что все недостойны».

И если с таким чувством, от каждого Причастия к Причастию будет проходить и осуществлять свою жизнь христианин, то Господь за это смирение, о котором Он сказал: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», уподобляет нас Богу и святым. И за молитвы святой великомученицы Варвары даруй нам, милосердный Господи, любить Церковь Христову так, как ее любили святые, ревновать о молитве и о духовной жизни как о ней ревновали святые, любить и жить Евангелием так как его любили и так как по нему жили святые и ныне прославляемая святая великомученица Варвара. Ее же святыми молитвами, Господь да сохранит нашу святую православную Церковь в непоколебимой вере, старость да поддержит, юных да умудрит, семейных да уцеломудрит, пастырей ревности о Боге да сподобит, и всех нас через покаяние и всецелую любовь к Богу Вседержителю приведет ко всегда ликующей Вечности, где уже не будет «ни плача, ни болезни, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная». Аминь.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17: 26-27).

Это очень глубокие слова, ибо Бога надо именно ощущать. В этом великое таинство богопознания. Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем. Так ощутила сердцем своим Бога шестнадцатилетняя отроковица Варвара . Отец ее, богатый и знатный римлянин, был упорным язычником, и, конечно, она не была воспитана в познании Истинного Бога. Он желал, чтобы она не знала людей, не знала мира, постоянно держал ее взаперти, поселив ее в высокой башне, из окон которой открывался широкий вид на поля, луга и леса. По ночам Варвара любовалась сиянием звезд. И вот, глядя на природу, на ее великую стройность и красоту, на удивительный порядок, царящий в ней, отроковица глубже и глубже задумывалась над тем, Кто же все это сотворил.

Когда она беседовала об этом со своими прислужницами, те отвечали: «Это все сотворили боги, которых чтит твой отец». Но Варвара глубоко сомневалась: «Разве возможно, чтобы бездушные идолы, сделанные людьми из серебра и золота, сотворили весь мир? Должен быть единый Истинный Бог, Который властвует над всем миром. Он должен быть Благий. Он должен быть совсем не таким, как боги языческие». Пришла Варвара к этой мысли, а Господь дал ей истинное, глубокое познание Себя.

Отец Варвары надолго уехал и разрешил ей в это время выходить из терема и гулять в саду. Там она встретила девушек-христианок, завела с ними беседу о Боге и от них услышала проповедь о Господе Иисусе, о Святой Троице. И возгорелся дух ее глубокой любовью, а Господь послал ей священника, который просветил ее и крестил. Отец, возвратившись, узнал, что Варвара приняла христианскую веру.

Это таинство веры и ныне совершается в сердцах людей, которые ощущают Бога. И эта вера влечет их к Богу, и они откликаются на призыв. Приходят в храм дети, юноши и девушки, которые никем не научены истинной вере. Условия их жизни даже хуже тех, которые выпали на долю великомученицы Варвары. Они отовсюду слышали только, что Бога нет, и тем не менее неведомая сила влечет их в храм Божий. Нерешительно входят они сюда, озираются по сторонам, прислушиваются к песнопениям, присматриваются ко всему строю нашего богослужения. И все это глубоко воздействует на их души, потому что в храме они ощущают Бога сердцем, а сердца их, детские, отроческие и юношеские, еще не запятнанные никакой грязью житейской, не испорченные, не омраченные тьмою греха, чисты и способны воспринять Бога.

И они приходят к вере и познают Бога. Возблагодарим Его за то, что так нежно, так благостно касается Он юных сердец. Возблагодарим за то, что Он воздвиг для нас, как светоч, святую агницу Варвару. Ведь если бы не было таких избранников Божиих, горящих любовью и верой в Него, то жалкой, несчастной и темной, как осенняя ночь, была бы наша жизнь. Кто помог бы нам идти во тьме ее? Кто согрел бы наши сердца, на которые тяжко действует холод жизни? Кто просветил бы нас, кто явил бы нам правду и свет? Кто взял бы нас за руку и повел бы по страшной дороге жизни греховной, мирской? Кто укрепил бы нас в вере? Кто, если не эти светочи? Те, в чьих сердцах ярко горит вера, чья любовь пламенна, как любовь Херувимов и Серафимов, освещают нам путь во тьме существования. Господь знал, что человек заблудится на тяжком пути мирской жизни, если не будет праведников, и во множестве воздвигал их во все века.

Яркой звездой сияет в этом сонме святая великомученица Варвара в величии небесном. Кроме удивительного познания Бога, к Которому она пришла своим чистым сердцем, восхвалим ее безграничную любовь к Нему и ее страдания за Него. Ее обнаженную водили по улицам города, а вместе с ней - другую мученицу, Иулианию, которая, видя страшные истязания святой Варвары, исповедала, что и она христианка, и подверглась таким же страшным мучениям. Пожалуй, этот позор, это обнажение их чистых девственных тел, был страшнее всех остальных мучений.

Приклонимся и перед тем, как бесстрашно святая Варвара исповедала веру перед своим свирепым отцом. Он так ненавидел христианство, так чтил языческих богов, что, услышав от дочери увещание оставить идолопоклонство и уверовать в единого Истинного Бога, тотчас выхватил меч и бросился на нее, желая ее умертвить. Но Господь чудесным образом спас Свою рабу. Ей предстояла не быстрая смерть от меча, а тяжкие ужасные пытки, после которых ее звероподобный отец сам повлек ее на место казни и отрубил ей голову.

Постараемся хоть немного быть подобными ей. Если мученичество - удел немногих избранных, то исповедание обязательно для всех. Как великомученица Варвара ничего не боялась, так и нам надлежит не молчать, а проповедовать о Христе тем, кто о Нем ничего не слышал, кто живет во тьме неведения Бога. Нам нельзя прятать свою веру, а нужно открыто, высоко подняв голову, исповедовать Святую Троицу, за Которую святая великомученица положила свою жизнь. Аминь.

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всехделех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем”. На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Сердечно поздравляю вас, братья и сестры, с нашим престольным праздником - днем памяти святой великомученицы Варвары. Несмотря на то, что мы по-особому почитаем, любим и прославляем святую достохвальную великомученицу Варвару, мне бы хотелось напомнить вам, хотя бы кратко, о тех святых, которых сегодня так же прославляет Святая Христова Православная Церковь. Это - святитель Геннадий, архиепископ Новгородский и преподобный Иоанн Дамаскин.

Святитель Геннадий жил в ХV в., и те из нас, кто знаком с историей государства Российского и историей Русской Православной Церкви, знают, что это было непростое время и для России, и для Церкви. Это было время так называемой жидовской ереси, когда под видом купцов иудеи приезжали в Новгород и тайно распространяли там свое учение. Их влияние распространялось не только у новгородцев, но достигло и самой Москвы. Как выяснилось впоследствии, эта ересь глубоко проникла даже в среду царского двора и имела влияние на начальствующих в Церкви. И вот святитель Геннадий на протяжении почти 20 лет непрестанно сражался с этим опасным лжеучением, целью которого было разрушение Русской Православной Церкви и Русского государства. И по милости Божией, его трудами и молитвами, а так же трудами его сподвижника - преподобного Иосифа Волоцкого, Господь даровал мир и благоденствие и Церкви, и государству Российскому. Мы знаем из истории, что к XIV веку Священное Писание неоднократно переписывалось и, естественно, при переписке вкрадывались ошибки. Еретики намеренно использовали это в своих целях, стараясь, чтобы как можно больше было ошибок в Священном Писании, с тем, чтобы исказить истинное учение Церкви. Перед Русской Церковью встала задача сличения древних текстов с новыми, переведенными на славянский язык, и устранения ошибок. И именно благодаря трудам святителя была создана так называемая "Геннадьевская" Библия, которая потом легла в основу Библии "Острожской", а она, в свою очередь, легла в основу "Елизаветинской" Библии, той самой, которая была издана в XVIII в., и текстом которой мы пользуемся, читая Священное Писание на церковнославянском языке. И еще один немаловажный факт из жизни святителя Геннадия. Он жил в XV веке. Если прибавить пять с половиной тысяч лет Ветхого Завета к полутора тысячам лет Нового Завета - получится семь тысяч лет. Я не случайно занялся этой арифметикой. Дело в том, что тогда было много таких настроений (они и сегодня нам хорошо известны), которые можно назвать апокалип тическими. Тогда даже Церковный Собор не стал исчислять Пасхалию на 8 тысячелетие - так сильно было влияние тех, кто считал, что 7 тысячелетием мир завершит свое существование. Именно в это время святитель Геннадий выступил со смелым словом, говоря о том, что тайна Второго Пришествия Христова глубока, и Господь призывает нас к тому, чтобы мы не страшились кончины мира, а ожидали Второе Пришествие с надеждой и упованием, и чтобы эта встреча с Господом была бы для нас самой великой радостью. Именно благодаря его усилиям была исчислена Пасхалия на 8 тысячелетие. И вот уже прошло 500 лет, а мир по-прежнему, по милости Божией, существует. Почему я обращаю ваше внимание на это? Да потому, что диавол хитер и коварен и подчас под благовидными предлогами старается вложить в наш ум, сознание и сердце различные колебания, сомнения и страхи. Но не колебаться мы должны, а уповать на милость Божию. И этому всему учит нас святитель Геннадий, память которого сегодня совершает наша Святая Христова Православная Церковь.

Несколько слов хочется сказать и о жизни другого величайшего отца - преподобного Иоанна Дамаскина. Это был гениальнейший гимнограф, который составил многие тексты нашего православного богослужения. Когда мы совершаем панихиду - мы читаем те самые слова, которые были написаны Иоанном Дамаскиным, потому что чин канона и многие стихиры составлены этим преподобным отцом. Когда мы радуемся и ликуем в Пасху, переживая праздник Воскресения Христова, опять мы слышим слова, написанные Иоанном Дамаскиным, потому что Пасхальный канон и пасхальные стихиры являются его творением. Ежедневно мы читаем его молитвы и в утреннем, и в вечернем правиле. Он составил канон и на Рождество Христово, и на Богоявление. Именно благодаря Иоанну Дамаскину мы знаем Осьмогласник, т. е. тот самый Октоих, по которому совершается все православное богослужение. Я еще раз повторяю: это был гениальнейший гимнограф Церкви Христовой. Но сегодня мы вспомним событие из его жизни, которое очень ярко показывает, какой ценой совершалось это творчество, и почему Господь даровал ему такое дивное вдохновенное слово. Известно, что преподобный жил в VIII в. Это тоже было непростое время. Именно в это время Церковь раздирала новая ересь - ересь иконоборчества. Иоанн Дамаскин - человек знатный, высокообразованный, занимая большую должность при дворе дамасского халифа в Сирии, написал много слов и писем в защиту иконопочитания. И Византийский император Лев III Исавр, при котором начались гонения на иконы, зная и негодуя об этом, но, не имея возможности влияния на Иоанна, пошел на хитрость. Он написал халифу письмо, в котором писал, что Иоанн, якобы, прислал ему письмо с подробным планом переворота и захвата Дамаска. Когда халиф получил это письмо, он пришел в ярость и тут же приказал отсечь Иоанну правую руку - ту руку, которой, как он думал, было написано это предательское письмо. Приказание было тотчас исполнено. К вечеру того же дня друзья принесли страдальцу отсеченную руку, а он слезно молился пред образом Божией Матери. Преподобный как бы "приставил" отсеченную руку на "место", и совершилось чудо - рука приросла, и только шрам напоминал о произошедшем. Дивный гимн Божией Матери "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; Ангельский собор и человеческий род:" нам хорошо известен и поныне. Именно этими словами преподобный обращался к Божией Матери в тот момент. Мы знаем образ Божией Матери "Троеручица". Почему он так называется? Да потому, что третья рука, изображенная на иконе, - это рука Иоанна Дамаскина, которая была чудесным образом исцелена Царицей Небесной. Вот каким подвигом, какими молитвами достигалась чистота Святого Православия!

И, конечно же, сегодня нам никак нельзя умолчать о святой великомученице Варваре. Вся ее жизнь является примером для доброго подражания. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на два момента: подвиг девства и подвиг мученичества - принесения себя Христу. Ее целомудрие заключалось во всей полноте того самого понятия, которое мы вкладываем в это слово. И благодаря этому целомудрию она и сохранила ту самую чистоту сердца, которая позволила ей познать истинного Бога. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5;8), - так учит нас Священное Писание. Мы знаем из жития великомученицы, что отец Варвары, богатый и знатный человек в Илиополе Финикийском, Диоскор безумно любил свою дочь и хотел оградить ее от всякого внешнего влияния, понимая, как она необыкновенно красива, умна и талантлива. Он старался изо всех сил не допускать никакого общения ее с внешним миром, так что она могла созерцать красоту Богом созданного мира только из той башни, в которую была заточена. И, находясь в этой башне, юная дева, еще не просвещенная светом истинного богопознания, но, взирая на красоту окружающего ее мира, пришла к познанию единого истинного Бога. Так красота внешнего мира, частицей которого она являлась, родила в ней стремление к познанию красоты неземной, красоты небесной, красоты Божественной.

Я еще и еще раз хочу вам сказать, как поучительны для нас жития тех святых, память которых сегодня совершает Церковь. Святитель Геннадий учит нас тому, чтобы мы больше уповали на Бога; чтобы никого и ничего не боялись (ибо, что может случиться с нами ужасного, если с нами Бог?); чтобы не вошло в наше сознание и сердце смущение и страх оттого, что близко Второе Пришествие, скоро уже грядет Господь, но дата его прихода нам неизвестна, и она никому не будет известна, потому что Господь прямо об этом сказал: "О дне и часе никто не знает". Поэтому мы должны не колеблясь, не смущаясь и ничего не боясь, делать все в своей жизни, чтобы для нас этот приход был радостен, а не страшен. И мне бы хотелось напомнить вам слова, которые на протяжении двух тысяч лет провозглашает наша Церковь: "Ей, гряди, Господи Иисусе!".

Преподобный Иоанн Дамаскин учит нас, как стойки мы должны быть при различных испытаниях, как непримиримы к различным ересям, которые, к сожалению, и поныне колеблют нашу Церковь. Мы знаем, сколько сегодня новоявленных проповедников прибыло к нам, чтобы "открыть" нам истинного Бога, под разными благовидными предлогами стараясь нас обольстить и увести из лона Православной Церкви. И, чего греха таить, многие православные улавливаются в эти сети, поддаются льстивым посулам и обещаниям и уходят из Православия. И преподобный Иоанн Дамаскин своею жизнью учит нас тому, как твердо мы должны стоять на позициях нашей Церкви, и ничто не должно свернуть нас с этого пути Христова, пути, по которому всех нас зовет идти Святая Христова Православная Церковь.

А житие святой великомученицы Варвары, конечно же, братья и сестры, прежде всего, учит нас целомудрию. И сегодня, по милости Божией, никто нас не вынуждает идти на мученическую смерть ради нашего исповедания, ради нашей веры, ради нашей любви ко Христу. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание вот на что. Слово мученик в переводе с греческого на русский означает свидетель. О чем свидетельствовали мученики? Они свидетельствовали о том, что Господь близко. Он - рядом с тем, кто верует в Него, кто уповает на Него, кто стремится к Нему. Господь никогда не оставляет этого человека. Почему я говорю об этом? Да потому, что нас не ведут на эшафоты, нас не ведут на костры, на виселицы, не заставляют отрекаться от Христа и от Церкви ради земных благ, но, к сожалению, как часто мы колеблемся в выборе при самых, может быть, небольших испытаниях, которые выпадают на нашу долю. При первом же нестроении мы начинаем роптать, жаловаться, искать какие-то свои пути, не доверяя Богу, и требуем от Него при этом скорейшего выхода из данной ситуации. Но если Господь медлит, то начинают в нас рождаться сомнения: а действительно ли слышит меня Господь? А, может быть, Его вовсе и нет, и я зря к Нему обращаюсь? И здесь я хочу обратить ваше внимание на жизненный подвиг великомученицы Варвары, потому что за теми невзгодами и гонениями, за той физической смертью, которая грозила ей за ее веру и верность Христу, она видела Бога, она знала, что Он ее не оставит, она твердо верила в своего Спасителя. И она мужественно отдает свою жизнь, совсем еще юную, чтобы получить мученический венец и вечное блаженство в Царстве Небесном. Этой вере и надежде, упованию и мужеству мы должны научиться, прославляя и величая святую великомученицу Варвару.

Вот те уроки, которые всем нам сегодня еще и еще раз преподносит Святая Христова Православная Церковь. Сложите эти назидания в свое сердце и постарайтесь в своей жизни хоть чуточку быть похожими на тех святых, память которых мы торжественно совершаем. Святая великомученица Варваро, святителю отче Геннадие, преподобный отче Иоанне, молите Бога о нас! С праздником, православные!

Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.