Джордж гордон байрон биография. Лорд байрон, краткая биография

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788–1824)

Поэт-романтик, мыслитель, член Палаты лордов. Байрон принадлежал к аристократической, но обедневшей семье, в десять лет после смерти деда унаследовал титул лорда.
Студентом Кембриджского университета он опубликовал сборник «Часы досуга» (1807 г.), а славу ему принесла поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», печатавшаяся отдельными выпусками с 1812 по 1818 г.

Его стихотворения и поэмы передают сложную, изменчивую гамму чувств: от безоглядного бунтарства до отчаяния, вызываемого всевластием «тьмы».

Конфликт Байрона с конформистски настроенным английским обществом, завязавшийся уже после его поэтического дебюта, обострил крайне неудачный брак с Аннабелой Мильбэнк. В январе 1816 г. она покинула Байрона из-за его «ужасных привычек», под которыми подразумевала неприятие любой ортодоксии, включая и непререкаемые моральные запреты. Скандал подогревался небеспочвенными слухами о более чем родственных чувствах поэта к его сводной сестре Августе Ли. Она была адресатом нескольких его самых проникновенных стихотворений.

В мае 1816 г. Байрон был вынужден покинуть родину - как оказалось, навсегда. Пережитое потрясение стало «вечным ядом», отравляющим его жизнь в оставшиеся годы. Оно наложило отпечаток на тональность цикла стихотворений «Еврейские мелодии» (1815 г.), где отзываются метафоры Библии, на поэму « Шильонский узник» (1816 г.), драматические мистерии «Манфред» (1817 г.) и «Каин» (1821 г.).

Поэмы Байрона, построенные как лирическая исповедь персонажа, сочетающего в себе черты незаурядной личности и типа, свидетельствующего о верованиях и болезнях эпохи, стали литературным событием.

В Швейцарии, где прошли первые месяцы изгнания, а затем в Италии Байрон пережил творческий подъем, приступив с осени 1817 г. к поэтической хронике «Дон Жуан». Страстная влюбленность в графиню Терезу Гвичьоли, лишенную возможности соединить свою судьбу с Байроном, способствовала сближению поэта с карбонариями и активному участию вместе с ее отцом и братьями в итальянском освободительном движении. С началом греческого восстания против османского владычества Байрон подчинил свою жизнь борьбе за освобождение Эллады, на собственные средства собрав и вооружив отряд, с которым прибыл к месту событий.

В Лондоне (Великобритания), в семье разорившегося дворянина капитана Джона Байрона.

Воспитывался на родине матери Екатерины Гордон в Абердине (Шотландия). После смерти двоюродного деда Джордж Байрон унаследовал титул барона и поместье Ньюстед Эбби, которое находилось под Ноттингемом, куда Байрон переехал вместе с матерью. Поначалу мальчик получал домашнее образование, затем учился в частной школе в Далвиче и в Хароу. В 1805 году Байрон поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета.

В 1806 году Байрон издал свою первую книгу стихов "Стихи на случай" (Fugitive Pieces), которая была написана для узкого круга читателей. Уже через год появилась вторая его книга "Часы досуга" (Hours of Idleness). Критики однозначно отвергли "Часы досуга", однако критическая публикация появилась в свет лишь спустя год после издания самого произведения. За это время Байрон успел убедиться в своем литературном таланте, поэтому смело ответил критикам сатирой "Английские барды и шотландские обозреватели" (English Bards and Scotch Reviewers).

В 1809 году Байрон покинул Лондон и отправился в длительное путешествие. Он побывал в Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии.

В 1811 году Байрон вернулся в Англию. В начале 1812 года вышли две первые песни написанной им на Востоке поэмы "Паломничество Чайльд Гарольда" (Child-Harold’s Pilgrimage); третья песнь была опубликована в 1817 году, четвертая в 1818 году, после путешествий в Швейцарию и Италию. В образе Чайльд Гарольда воплощены типичные черты нового героя, находящегося в непримиримом конфликте с обществом и моралью. Актуальность этого образа определила успех поэмы, переведенной на все языки мира. Имя Чайльд Гарольда вскоре стало нарицательным для обозначения человека, во всем разочарованного, несущего в себе протест против враждебной ему действительности.

Вдохновленный успехом "Чайлда Гарольда", поэт продолжил плодотворно работать, создав с 1812 по 1815 год поэмы "Гяур" (The Giaour), "Абидосская невеста" (The Bride of Abydos), "Корсар" (The Corsair), "Лара" (Lara).

В 1816 году он поселился в Швейцарии, где подружился с английским поэтом Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley) и написал поэмы: "Сон" (The Dream), "Прометей", "Шильонский узник", (The Prisoner of Chillon), "Тьма" (The Darkness), третью часть поэмы "Чайльд-Гарольд" и первые акты "Манфреда". В 1818 Байрон переехал в Венецию (Италия), где создал последний акт "Манфреда", четвертую часть "Чайльд-Гарольда", "Жалобу Тассо" (The Lament of Tasso), "Мазепу", "Беппо" и первые песни "Дон Жуана". В 1818 году управляющему имением Байрона удалось продать Ньюстед, что позволило поэту расплатиться со своими долгами. В 1819 году Байрон пишет "Пророчество Данте" (Prophecy of Dante).

В 1820 году Байрон поселился в Равенне (Италия). В этот период он работает над исторической драмой в стихах "Марино Фальеро" (Marino Faliero), выпускает сатиру "Видение суда" (The Vision of Judgment), заканчивает драму в стихах "Каин" (Cain). В 1821 он переехал в Пизу, где был одним из соиздателей политического журнала "Либерал", здесь же он продолжил работу над "Дон Жуаном". В 1822 лорд Байрон перебрался в Геную, где написал драму "Вернер", драматическую поэму "Преображенный урод" (The Deformed Transformed) и поэмы: "Бронзовый век" (The Age of Bronze) и "Остров" (The Island). В 1823 году, снарядив на собственные средства военный корабль, поэт отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824 года. Байрон был погребен в родовом склепе в церкви Ханкелл-Торкард неподалеку от Ньюстедского аббатства в Ноттингемшире.

Байрон был женат на Анне Изабелле Милбэнк (Anne Isabella Milbanke), с которой обосновался в Лондоне. 10 декабря 1815 года у поэта родилась дочь Августа Ада, но уже 15 января 1816 года леди Байрон забрав с собой дочь, уехала к родителям в Лестершир, объявив о том, что не вернется к мужу.

Творчество Байрона раскрыло новые стороны и возможности романтизма как художественного метода. Поэт ввел в литературу нового героя, обогатил жанровые и поэтические формы, язык лирической поэзии, создал новый вид политической сатиры. Огромное влияние, оказанное Байроном на мировую литературу XIX века, породило целое движение в разных национальных литературах, известное под названием "байронизм" . Байронизм нашел свое отражение в творчестве Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, в западной Европе влияние творчества Байрона ощутили Виктор Гюго, Генрих Гейне, Адам Мицкевич. Поэмы Байрона стали основой для музыкальных произведений Гектора Берлиоза, Роберта Шумана и Петра Чайковского. Трагедии поэта были воплощены на оперной сцене Гаэтано Доницетти и Джузеппе Верди. Произведениями Байрона вдохновлены ряд живописных работ Эжена Делакруа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Байрон Джордж Ноэл Гордон

1788.22.01 - родился в Лондоне. Отпрыск древнего аристократического, но обедневшего рода. С десяти лет, унаследовав звание лорда, жил с матерью в наследственном замке. Учился в закрытой привилегированной школе, затем - в Кембриджском университете. Детство, как и вся жизнь Байрона, было омрачено хромотой, служившей ему своеобразным стимулом для самоутверждения. Байрон с юных лет гордился тем, что ничем не отличается от сверстником ни в играх, ни в драках. Первые стихи начинает писать примерно с 12 лет. Вышедшие в 1806-1809 гг. юношеские сборники (в частности, «В часы досуга») вызвали критику в печати. В ответ Байрон в 1809 г. - опубликовал сатирическую поэму «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой воздавал «по заслугам» критикам.

1809 - стал членом палаты лордов.

1809-1811 - отправляется в длительное путешествие, посещает Португалию, Испанию, остров Мальту, Албанию, Турцию, Грецию.

1811 - возвращение в Англию, смерть матери.

1812 - произносит в палате лордов пламенную речь в защиту рабочих-луддитов (наемных рабочих, ломавших машины, в которых они видели угрозу самим остаться безработными), выступает против принятия закона о смертной казни за разрушение машин.

1812 - вышли две первые песни поэмы «Паломничества Чайлъд-Гарольда», где воссозданы этапы путешествия самого Байрона по Ближнему Востоку и Южной Европе (произведение написано в форме стихотворного путевого дневника). Герой поэмы - разочарованный в жизни молодой человек, скорбящий о крахе идеалов и об отсутствии свободы. Популярность «Паломничества...» такова, что Байрон становится живой легендой. «Песни» привлекают к нему небывалое внимание читателей.

1813-1814 - поэмы «Гяур», «Абидосская невеста», «Лаpa», «Корсар», «Осада Коринфа», «Паризина».

1813 - слава Байрона выходит за пределы его страны, появляются переводы на другие языки. К этому времени относится и появление первых переводов на русский язык.

1815 - женитьба на Анне Изабелле Милбэнк, наследнице лорда Вентворта.

1816 - несмотря на рождение дочери, происходит раз-рыв о женой. Байрон покидает Англию, путешествует по Eвропе: Швейцарии и Италии. Некоторое время живет в Швейцарии на берегу Женевского озера. Знакомство и тесная дружба с поэтом-романтиком П. Б. Шелли. Создает множество лирических стихотворений, заканчивает «Паломничество...», пишет поэму «Шильонский узник».

1817 - философско-символическая поэма «Манфред», герой которой презирает власть, успех, порывает с религией, однако индивидуализм сказывается в его характере еще сильнее, чем у героев восточных поэм.

1817-1820 - жил в Венеции. Опубликовал поэмы «Жалоба Тассо*, «Мазепа», третью и четвертую песни поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», сатирическую поэму «Беппо», политическую поэму «Пророчество Данте», в которой призывал итальянцев бороться за национальную независимость и свободу.

1820-1821 - жил в Равенне, где стал деятельным членом организации карбонариев. Написал поэтические трагедии «Марино Фальеро, дож Венеции», «Сарданапал», «Двое Фоскари», «Каин».

1822 - в Пизе создал семейно-психологическую драму «Вернер», пародийную поэму «Видение суда».

1823 - утопическая поэма «Остров», политическая сатира «Бронзовый век».

1818-1824 - работал над стихотворным романом «Дон Жуан» (16 глав, 17-я не закончена). На фоне экзотической природы и романтических приключений героя автор обличает современное ему общество. Вместо характерной для поэта прежде проблемы «человек и мир» в «Дон Жуане» возникает проблема «человек и среда», приближающая произведение Байрона к реализму.

1823 - отправляется в Грецию, чтобы принять участие в борьбе греческих патриотов против турок. Борьбе греков посвятил свои стихи «Песнь к сулиотам», «Из дневника в Кефалонии», «Последние слова о Греции» и др.

1824 - умер в результате сильной простуды в г. Миссолунги. Память Байрона почтили в Греции национальным трауром. Легкие Байрона (как вместилище духа поэта) захоронены в Греции, тогда как тело покоится в «уголке поэтов» в Вестминстерском аббатстве в Лондоне («национальная усыпальница», кладбище самых знаменитых людей Англии).

Байрон - самый знаменитый английский поэт-романтик, сыгравший выдающуюся роль в общественной и литературной жизни Европы. Влияние Байрона на мировую (в т. ч. русскую) литературу огромно. С именем Байрона связано общественное умонастроение в европейской литературе начала XIX в. под названием байронизм, с которым ассоциировались индивидуализм, подчеркнутая разочарованность в общественной жизни, особый интерес к экзотическим странам, бунтарский дух, свободолюбие, готовность бороться на стороне угнетенных народов. На русский язык произведения Байрона переводились В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, А. А. Блоком, И. С. Тургеневым, В. Я. Брюсовым, И. А. Буниным, Вяч. Ивановым, и другими.

Гордон - второе личное имя Байрона, данное ему при крещении и совпадающее с девичьей фамилией матери. Отец Байрона, однако, претендуя на шотландские владения своего тестя, использовал «Гордон» как вторую часть фамилии (Байрон-Гордон), а сам Джордж был записан в школу под такой же двойной фамилией. В 10-летнем возрасте после смерти двоюродного деда Джордж стал пэром Англии и получил титул «барон Байрон» , после чего, как это принято у пэров данного ранга, его обычным обиходным именем стало «лорд Байрон » или просто «Байрон ». Впоследствии тёща Байрона завещала поэту имущество с условием носить её фамилию - Ноэл (Noel), и королевским патентом лорду Байрону было разрешено в порядке исключения носить фамилию Ноэл перед титулом, что он и делал, подписываясь иногда «Ноэл-Байрон». Поэтому в некоторых источниках его полное имя может выглядеть как Джордж Гордон Ноэл Байрон , хотя одновременно всеми этими именами и фамилиями он никогда не подписывался.

Биография

Происхождение

Отец поэта, капитан Джон Байрон (1755-1791), первый раз женился на разведённой женщине, с которой бежал во Францию , а второй раз женился только из-за денег, чтобы уплатить свои долги, и, растратив состояние жены, бросил её. Его двоюродный дед, то есть дядя его отца, после которого Байрон наследовал титул лорда, убил в пьяном виде своего соседа и родственника Чаворта, судился за это, хотя был оправдан, но, преследуемый общественным мнением и угрызениями совести, заперся в своем замке Ньюстед, который уже стал приходить в ветхость, и вёл в уединении такую непозволительную жизнь, что был прозван «дурным лордом Байроном». Дед Байрона, адмирал, был прозван «Джеком бурь» (Foulweather Jack) и вёл на море такую же беспокойную жизнь, какую внук его, поэт, вёл на суше. Более отдалённые предки Байрона отличались храбростью в различных войнах Англии.

Детство

Бедность, в которой родился Байрон, и от которой не избавил его титул лорда, дала направление его будущей карьере. Когда он родился (на Холл-Стрит в Лондоне, 22 января 1788 года), отец его уже спустил все свои земли, а мать возвратилась из Европы с небольшими остатками своего состояния. Леди Байрон поселилась в Абердине , и её «хромой мальчуган», как она называла сына, был отдан на год в частную школу, затем переведен в классическую гимназию. О детских выходках Байрона рассказывают много историй. Сестры Грей, нянчившие маленького Байрона, находили, что лаской можно делать с ним, что угодно, но его мать всегда выходила из себя от его непослушания и бросала в мальчика чем попало. На вспышки матери он нередко отвечал насмешками, но, однажды, как он сам рассказывает, у него отняли нож, которым он хотел заколоть себя. В гимназии он учился плохо, и Мэри Грей, читавшая ему псалмы и Библию , принесла ему более пользы, чем гимназические учителя. В мае г., сделавшись пэром, десятилетний Байрон так сильно влюбился в свою кузину Мэри Дафф, что, услыхав о её помолвке, впал в истерический припадок. В г. он поступил в школу доктора Глени, где пробыл два года и всё время лечил свою больную ногу, после чего настолько поправился, что мог надеть сапоги. В эти два года он учился очень мало, зато прочёл всю богатую библиотеку доктора. Перед отъездом в школу в Хэрроу Байрон снова влюбился - в другую кузину, Маргариту Паркер, и в ожидании свидания с ней не мог ни есть, ни спать. В 1801 г. он уехал в Хэрроу; мёртвые языки и древность вовсе не привлекали его, но зато он с огромным интересом прочёл всех английских классиков и вышел из школы с большими познаниями. В школе он славился рыцарскими отношениями c товарищам и тем, что всегда заступался за младших. Во время каникул г. он опять влюбился, но на этот раз гораздо серьёзнее, чем прежде - в мисс Чаворт - девушку, отца которой убил «дурной лорд Байрон». В грустные минуты своей жизни он нередко жалел, что она отвергла его.

Юность и начало творчества

Светская жизнь

Брак, развод и скандал

Леди Байрон

Байрон жил с графиней до своего отъезда в Грецию и в это время очень много писал. Следующие произведения появились в этот счастливый период его жизни: «Первая песня Морганте Маджиора» ( г.); «Пророчество Данта» ( г.) и перев. «Франчески да Римини» ( г.), «Марино Фальеро» ( г.), пятая песнь «Дон-Жуана» ( г.), «Сарданапал» ( г.), «Письма к Баульсу» ( г.), «Двое Фоскари» ( г.), «Каин» ( г.), «Видение страшного суда» ( г.), «Небо и земля» ( г.), «Вернер» ( г.), шестая, седьмая и восьмая песни «Дон-Жуана» (в феврале г.); девятая, десятая и одинадцатая песни «Дон-Жуана» (в августе г.); «Бронзовый век» ( г.), «Остров» ( г.), двенадцатая и тринадцатая песни «Дон-Жуана» ( г.).

Поездка в Грецию и смерть

Байрон на смертном одре

Спокойная, семейная жизнь не избавила его, однако, от тоски и тревоги. Он слишком жадно пользовался всеми наслаждениями и скоро пресыщался. Упившись славой, он вдруг стал воображать, что в Англии его забыли, и в конце г. завел переговоры об издании вместе с Шелли английского журнала «Либерал», который, однако, прекратился после трёх номеров. Отчасти, впрочем, Байрон действительно начал терять свою популярность, но, к счастью для него, в это время вспыхнуло греческое восстание. Байрон, после предварительных сношений с комитетом филэллинов , образовавшимся в Англии с целью вспомоществования Греции, решился отправиться в Грецию и со страстным нетерпением стал готовиться к отъезду. Он собрал деньги, купил английский бриг , и, забрав припасы, оружие и людей, 14 июля г. отплыл в Грецию. Там ничего не было готово, и кроме того предводители движения сильно не ладили друг с другом. Между тем издержки росли, и Байрон распорядился о продаже всего своего имущества в Англии, и деньги отдал на дело Греции. Каждый успех греков радовал его.

Старший внук лорда Байрона, Ноэл, родился 12 мая г., недолго служил в английском флоте, и после буйной и беспорядочной жизни умер 1 окт. г. работником в одном из лондонских доков. Второй внук, Ральф Гордон Ноэл Милбенк, родился 2 июля г., вступил после смерти брата, наследовавшего незадолго до кончины баронство Уинтворт от бабушки, в права лорда Уэнтворта (Wentworth).

  • В честь Байрона назван кратер на Меркурии .

Произведения Байрона в других видах искусства

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

Музыкальный театр

  • - «Корсар» (балет), композитор Г. Гдрич
  • - «Двое Фоскари» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Корсар» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Геда » (опера), композитор З. Фибих

Литература о Байроне на русском языке

Биографии и жизнеописания

  • А. Моруа «Байрон» (Сочинения в 5-ти т., т. I. Байрон, редак. О. Федорова, техн. редак. Е. Полякова, изд. «LEXICA» Москва)
  • «Маколей о лорде Б.» («Русский Вест.», , т. V, кн. II);
  • Т. Мур, «Жизнь лорда Байрона» (редак. Н. Тиблена и Думшина, изд. Вольфа, СПб., г.);
  • «Лорд Б.» («Очерки Англии» изд. Вольфа, СПб., г.);
  • А. С. Пушкин , «О Байроне» (5 том его «Сочинений», изд. Общ. для пособия нужд. литерат. и ученым, СПб., );
  • «Новые сведения о брачных отношениях Б.» («Отеч. Зап.», , № 1);
  • П. Вейнберг, «Байрон» («Европейские классики» в русском перев., с примеч. и биографиями, вып. VIII , СПб., );
  • О. Миллер, «Судьба лорда Б.» («Вестн. Евр.», , кн. 2 и 4); И. Шерр, «Лорд Байрон» (биогр. очерк у Гербеля, т. I, г.);
  • В. Спасович, «Столетний юбилей лорда Б.» («Пантеон литературы», 18 8 8, № 2, с польского);
  • Георг Брандес, «Б. и его произведения» (перев. И. Городецкого, «Пант. литер.», , № 3, 4 и 5);
  • В. Спасович, «Байронизм у Пушкина и Лермонтова. Из эпохи романтизма» («Вестник Европы», , № 3 и 4).
  • М. Кургинян, «Джордж Байрон. Критико-биографический очерк» - Москва , 216 c.

Переводы Байрона на русский язык

Советская марка к 200-летию Байрона

Трудно указать на какой-либо журнал в русской литературе, который не уделил бы места тем или другим произведениям Б. Почти все русские поэты, начиная с 20-х годов, переводили Б.; но эти переводы, разбросанные в журналах и отдельных изданиях наших поэтов, оставались малодоступными для русской читающей публики. Н. В. Гербель пополнил этот пробел. Опытной рукой он собрал всё лучшее и издал в - гг. в С.-Петербурге 5 томов под заглавием: «Б. в переводе русских поэтов»; 2-е издание последовало в - гг., 4 т., СПб., а в - гг. вышло 3-е изд., 3 т. с библиографическими перечнями в конце каждой книги и биографией Б., написанной И. Шерром. Здесь собраны поэтические произведения Б. в переводе лучших русских поэтов: Жуковского, Пушкина, Батюшкова, Лермонтова, Майкова, Мейя, Фета, Плещеева, Щербины, Гербеля, П. Вейнберга, Д. Минаева, Огарева и мн. др. Переводы, не помещённые у Гербеля:

  • «Шильонский узник» - В. Жуковского;
  • «Гяур» - М. Каченовского («Вестник Европы», , № 15, 16 и 17, прозаический перевод);
  • Н. Р. (Москва , , в стихах);
  • А. Воейкова («Новости Литер.», , сент. и октяб., прозаич. перев.);
  • Е. Мишеля (СПб., , проза);
  • В. Петрова (размером подлинника, СПб., );
  • «Морской разбойник» (Корсар) - А. Воейкова («Нов. лит.», , окт. и нояб.; , январь, проза);
  • В. Олина (СПб., , проза);
  • «Мазепа» - М. Каченовского (проза, «Выбор из соч. лорда Б.», );
  • А. Воейкова («Новости литературы», , ноябрь, проза);
  • Я. Грота («Современник», , т. IX);
  • И. Гогниева («Репертуар и Пантеон», , № 10; перепеч. в «Драматическом сборнике», г., кн. IV);
  • Д. Михайловского («Современник», г., № 5);
  • «Беппо» - В. Любича-Романовича («Сын Отечества», , № 4, вольный перевод);
  • Д. Минаева («Современник», г., № 8);
  • «Абидосская невеста» - М. Каченовского («Вестник Евр.», , № 18, 19 и 20, проза);
  • И. Козлова (СПб., , стихами, перепеч. в его «Стихотворения»);
  • М. Политковский (Москва, , переделка);
  • «Чайльд-Гарольд» - единственный полный перевод сделан Д. Минаевым («Русское Слово», , № 1,3,5 и 10, исправленный и дополненный помещ. у Гербеля);
  • П. А. Козлова («Русская Мысль»,

Джордж Ноэл Гордон Байрон, которого часто упоминают как лорда Байрона, поэт, прославившийся на весь мир романтическими произведениями, появился на свет в Лондоне 22 января 1788 г. в семье аристократа, промотавшего свое состояние. Будучи маленьким, он оказался в Шотландии, в Абердине, на родине матери, куда она уехала с сыном подальше от авантюриста-мужа. Байрон родился с физическим недостатком, хромал, и это наложило отпечаток на все его дальнейшую жизнь. Повлиял на формирование его как личности непростой, истеричный характер матери, усугубленный бедностью.

Когда Джорджу было 10 лет, в 1798 г. их маленькая семья вернулась в Англию, в родовое поместье Ньюстед, которое вместе с титулом досталось ему по наследству от умершего двоюродного дедушки. В 1799 г. он в течение двух лет проходил обучение в частной школе, но не столько учился, сколько лечился и читал книги. С 1801 г. продолжил образование в колледже Гарроу, где его интеллектуальный багаж значительно пополнился. В 1805 г. стал студентом Кембриджа, но не меньше, а то и больше штудирования наук его привлекали другие стороны жизни, он развлекался: кутил и играл в карты на дружеских пирушках, овладевал искусством верховой езды, бокса, плавания. Все это требовало немалых денег, и долги молодого повесы росли как снежный ком. Университет Байрон так и не закончил, а главным его приобретением той поры была крепкая дружба с Д.К. Хобхаусом, длившаяся до самой смерти.

В 1806 г. увидела свет первая книга Байрона, опубликованная под чужим именем, - «Поэмы на разные случаи». Дописав к первому сборнику еще более сотни стихов, он спустя год выпустил, на этот раз под собственным именем, второй – «Часы досуга», мнения о котором были диаметрально противоположными. Его сатирическая отповедь критикам «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809) получила широкий резонанс и стала своеобразный компенсацией за удар по самолюбию.

В июне 1809 г. Байрон вместе с верным Хобхаусом покинул Англию - не в последнюю очередь из-за того, что сумма его задолженности кредиторам катастрофически увеличивалась. Он посетил Испанию, Албанию, Грецию, Малую Азию, Константинополь – путешествие длилось два года. Именно в этот период была начата поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда», герой которого во многом отождествлялся публикой с автором. Публикация именно этого произведения в марте 1812 г. (из путешествия Байрон вернулся в июле 1811 г.) стала поворотным пунктом в его биографии: поэт в одночасье проснулся знаменитым. Поэма прославилась на всю Европу, породила новый тип литературного героя. Байрона ввели в высшее общество, и он не без удовольствия окунулся в светскую жизнь, хотя и не смог избавиться от ощущения неловкости из-за физического изъяна, пряча его за высокомерием. Его творческая жизнь также была весьма насыщенной: увидели свет «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1813), «Еврейские мелодии» (1814), «Лара» (1814).

В январе 1815 г. Байрон обвенчался с Анабеллой Милбенк, в декабре у них родилась дочь, но семейная жизнь не заладилась, супруги развелись. Причины развода обросли слухами, плохо отражавшимися на репутации поэта; общественное мнение сложилось не в его пользу. В апреле 1816 г. лорд Байрон покинул родину, чтобы больше туда не вернуться. Лето он жил в Женеве, а осенью переселился в Венецию, и его образ жизни там многие считали аморальным. Тем не менее поэт продолжал много писать (4-ая песнь «Чайльд-Гарольда», «Беппо», «Ода к Венеции», 1-ая и 2-ая песнь «Дон-Жуана»).

Апрель 1819 г. подарил ему встречу с графиней Терезой Гвиччиоли, которая была его любимой женщиной до конца жизни. Обстоятельства заставляли их периодически менять место жительства, среди которых были Равенна, Пиза, Генуя, пережить немало событий, однако Байрон по-прежнему был творчески очень активен. В этот период им были написаны, к примеру, «Пророчество Данте », «Первая песня Морганте Маджиора» - 1820, «Каин», «Видение страшного суда» (1821), «Сарданапал» (1821), «Бронзовый век» (1823), писались одна за другой песни «Дон-Жуана» и др.

Байрон, никогда не знавший меры в желаниях, стремившийся получить от жизни как можно больше, пресытившийся доступными благами, искал новых приключений и впечатлений, пытаясь избавиться от глубокой душевной тоски и тревоги. В 1820 г. он примкнул к движению итальянских карбонариев, в 1821 г. безуспешно пытался издавать в Англии журнал «Либерал», а в июле 1823 г. с энтузиазмом ухватился за возможность отбыть в Грецию для участия в освободительной борьбе. Чтобы помочь местному населению сбросить османское иго, Байрон не жалел ни сил, ни денег (продал все свое имущество в Англии), ни таланта. В декабре 1923 г. он заболел лихорадкой, и 19 апреля 1824 г. изнурительная болезнь поставила точку в его биографии. Похоронили поэта, чья душа никогда не ведала покоя, в Ньюстеде, родовом имении.