Внеучебная деятельность. Внеучебная деятельность учащихся. Технологии саморазвития личности учащихся

Внеучебная деятельность школьников.

Внеучебная деятельность школьников- понятие, объединяющее все виды деятельности школьников(кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В современной школе ребёнку должны быть доступны следующие виды внеучебной деятельности:

Игровая деятельность;

Познавательная деятельность;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательная деятельность;

Художественное творчество;

Социальное творчество;

Трудовая деятельность;

Спортивно-оздоровительная деятельность;

Туристко-краеведческая деятельность.

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников имеет значение различение воспитательных результатов и эффектов этой деятельности.

Воспитательный результат- это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект- это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Другими словами:

    школьник знает и понимает общественную жизнь.

    школьник ценит общественную жизнь.

    школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижения всех трёх уровней воспитательных результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов этой деятельности, в частности:

Формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников.

Формирования у детей социокультурной идентичности: страновой – российской, этнической, культурной, гендерной.

На родительском собрании шёл разговор о занятости детей во внеурочное время. Родителям было предложено расписание работы кружков и секций, как в школе, так и в других досуговых учреждениях. Родители отметили нужность и разнообразность кружков. Также отметили, что ни в школе, ни в городе нет кружка информатики, а их дети хотели бы посещать такой кружок. Родителям было рекомендовано в соответствии с увлечениями, интересами, наклонностями детей определить их в тот или иной кружок или секцию. В результате из 25 человек класса – 21 учащийся посещает кружок или секцию. Городские кружки и секции посещают 16 человек, школьные – 15 человек. Посещают ЯДЮСШ- Абубакиров Вадим, Бойко Богдан, Гимамов Данис, Лисеева Татьяна, Мясников Евгений, Огурцова Саша. Танцевальные кружки посещают Бекина Юля, Прокофьева Яна. Рукоделием – Петрикова Таня и Шевелёва Алёна. Харитонов Кирилл много лет занимается футболом – является призёром городских и областных соревнований. Некрасов Виктор занимается гиревым спортом и лёгкой атлетикой.

Многие учащиеся посещают по 2-3 кружка, это говорит о том, что дети хотят развиваться разносторонне.

Класс активный, они с удовольствием участвуют во всех школьных мероприятиях.

Внеучебная

деятельность

школьников

Кл.руководитель Томилова Л.Н.

составная часть воспитательной системы школы, включающая в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной. Внеучебная деятельность по составу подобна внеклассной работе. В нее входят: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по интересам, способностям и склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Эти направления обеспечиваются различными формами дополнительного образования, общешкольными мероприятиями, клубно-кружковой работой, внеклассной работой. Внеучебная деятельность в школе организуется на основе достаточного разнообразия видов и форм деятельности учащихся, развития детского самоуправления, добровольного участия ребят. Концепция ее создания в школе определяется общей концепцией развития школы. Внеучебная деятельность – эффективное средство сплочения школьного коллектива, воспитания любви к школе, формирования социальных качеств учащихся – умений общаться, руководить и подчиняться, наблюдать жизнь, делать свой выбор. Внеучебная деятельность формирует воспитательный уклад школы, она определяет интерес учащихся к учебной познавательной деятельности и, в конечном итоге, воспитывает самоценное отношение детей к школьным годам как необходимому и значимому жизненному этапу.

1. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеучебной деятельности.



3. Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?.. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

На наш взгляд, образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать ) деятелем, гражданином, свободным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

Формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

Формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

4. Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;

в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеучебной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеучебной деятельности школьников.

5. В основу наших методических рекомендаций мы положили Методический конструктор внеучебной деятельности (его содержательная модель представлена в Таблице 1). Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

Краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников;

Описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности;

Представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеучебной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Систематизация теоретического и практического опыта внеучебной деятельности школьников и задачи школы по ее организации. Примерная разработка программы кружка как образовательной формы организации внеурочной деятельности учащихся младших классов.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2011

    Основы организации обучения школьников начальных классов народной культуре во внеучебной деятельности. Программа фольклорного объединения "Соловушка". Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности в обучении младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2014

    Организация свободного времени учащихся. Воспитание и развитие познавательного интереса у школьников в процессе внеурочной работы. Виды внеклассных работ по информатике в школе. Создание нравственного, волевого и эмоционального компонентов миропонимания.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2014

    дипломная работа , добавлен 11.11.2011

    Формирование экологических знаний и практической природоохранной деятельности у учащихся среднего звена сельской школы в единстве учебной и внеучебной деятельности. Экологизация как тенденция развития системы школьного географического образования.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2014

    Обоснование процесса формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке. Анализ и оценка результатов формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2014

    Характеристика компетентностного подхода организации внеучебной деятельности учителя. Анализ возрастного развития первоклассников. Рекомендации по реализации компетентностного подхода учителя начальных классов в организации внеучебной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

Юденкова И.В. 1 , Горская С.В. 2

1 ORCID: 0000-0001-7671-2299, Кандидат психологических наук, 2 ORCID: 0000-0002-3350-7540, Кандидат педагогических наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), г. Арзамас

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье раскрыты особенности профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе с учетом духовно-нравственного, интеллектуального потенциалов личности. Внеучебная деятельность студентов представлена как один из важнейших факторов, влияющий на формирование их профессиональной компетентности. Особое внимание авторы статьи уделяют системе кураторства, студенческому самоуправлению и включенности каждого в разнообразные виды деятельности. Доказана эффективность максимальной погруженности студентов в разностороннюю внеучебную деятельность в целях формирования зрелой личности, компетентной в профессиональной сфере и готовой к реализации нововведений в системе образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образование, внеучебная деятельность студентов, педагогическая задача, студенческое самоуправление.

Yudenkova I . V . 1 , Gorskaya S . V. 2

1 ORCID: 0000-0001-7671-2299, PhD in Psychology, 2 ORCID: 0000-0002-3350-7540, PhD in Pedagogy, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch), Arzamas

EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE

Abstract

In the article the peculiarities of professional training of future teachers in higher education institution are depicted taking into account spiritual and moral, intellectual potential of the personality. Extracurricular activity of students is presented as one of the most important factors that influence on the formation of their professional competence. The authors of the article pay special attention to the system of coaching, student’s self-government and everyone’s involvement in various kinds of activity. The efficiency of the maximum of students’ absorption in versatile extracurricular activity is proved for the formation of the mature personality competent in professional sphere and ready to realization of innovations in the system of education.

Keywords : professional competence, education, extracurricular activity of students, pedagogical problem, student’s self-government.

В настоящее время наша страна находится в состоянии глобальных перемен в различных сферах общества. Это объясняется необходимостью быть конкурентоспособной на мировой арене. Необходимо постоянно держать руку на пульсе, чтобы ориентироваться в области современных открытий науки, техники, экономики и т.д. В связи с этим наше общество сегодня остро нуждается в универсальных специалистах различного профиля, способных критически мыслить; мобильно реагировать на все изменения; имеющих свою позицию, способность ее отстаивать, творчески подходить к решению возникающих проблем . В их подготовке огромную роль играет система образования, которая не случайно сегодня претерпевает большие изменения.

Особое внимание в настоящее время уделяется системе вузовской подготовки будущих педагогов, которая, несомненно, наполняется новыми аспектами, основанными на усилении внимания к развитию личности самого будущего педагога. В результате подобной стратегии впоследствии можно получить учителя или воспитателя, способного развивать личность ребенка, не только учитывая его интересы и потребности, мобилизуя его внутренние ресурсы, способности, но и удовлетворяя всем требованиям общества к современному типу человека.

Итак, на современном этапе развития общества приоритетным направлением в формировании будущего педагога является не только его профессиональная подготовка, но и формирование духовно-нравственного, интеллектуального потенциалов личности. Этот подход может быть реализован не только в рамках учебной деятельности студентов, но и в процессе воспитательной работы вуза (внеучебная деятельность студентов). Мы покажем возможности реализации указанного подхода на примере деятельности факультета дошкольного и начального образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (АФ ННГУ).

Важной составляющей воспитательной работы на факультете является деятельность педагогического коллектива и студенческого сообщества по адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. Для них в начале учебного года специалистами психолого-педагогической службы филиала проводятся адаптивные тренинги, а студентами-старшекурсниками «Веревочный курс», направленные на знакомство и сплочение студентов. На базе Арзамасского филиала действуют такие творческие студии, как: «Вокал», «Театральная студия», «Хореография», «Литературное чтение». Здесь студенты-первокурсники могут раскрыть и реализовать свои творческие способности.

Достаточно хорошо на факультете развита система кураторства. Кураторы первого курса больше внимания уделяют адаптации студентов в условиях вуза, созданию и развитию студенческого коллектива, актива группы, положительного микроклимата в группе. Кураторы выпускных групп больше нацелены на работу по трудоустройству выпускников, по подготовке к итоговой государственной аттестации.

Работа куратора направлена на организацию жизнедеятельности студенческой группы. В этом ему помогает актив группы: староста, его заместители, профорг и ребята, входящие в состав различных студенческих объединений: научное, учебное, трудовое, спортивно-оздоровительное, культурно-массовое. Куратор, работая в группе, старается организовать студенческую жизнь таким образом, чтобы каждый был максимально погружен в какую-либо иную деятельность, а не только в учебную. Опыт показывает, что максимальная включенность студента в общественную работу с учетом его возможностей, имеющихся талантов и способностей благотворно сказывается на учебе, а в дальнейшем положительно влияет на профессиональную деятельность.

Особое внимание на факультете отводится воспитательной работе со студентами, проживающими в общежитиях. Общежитие, в котором проживают студенты, находится в шаговой доступности. Регулярно кураторы посещают комнаты своих студентов, отслеживая условия их проживания, особенности взаимодействия в сложившемся коллективе; анализируют имеющиеся проблемы и ищут совместно со студентами и воспитателями общежитий пути их решения. Кроме того, кураторы имеют возможность посещать мероприятия, проводимые в общежитиях (Осенний бал, День защитника Отечества, Праздник 8 Марта, Масленица, конкурс «Лучшая комната общежития» и др.). Такую насыщенную всевозможными конкурсами и мероприятиями жизнь студентов, проживающих в общежитиях, безусловно, можно назвать систематической работой по формированию дружного коллектива. Несомненно, такая работа со студентами способствует раскрытию их творческих возможностей, расширению знаний из разных областей, воспитанию уважительного отношения друг к другу, педагогам, формированию представлений о традициях своего народа.

Традиционно на факультете в течение учебного года проходят праздничные вечера, фотовыставки, литературные конкурсы. Студенты посещают музеи, выставочный зал г. Арзамаса, спектакли в ТЮЗе. Наши студенты участвуют в организации и проведении региональных детских творческих конкурсов «Радуга мастерства», «Мир красками детства» и др.; проводят социально-значимые акции – «Подари праздник детям» в рамках Международного дня защиты детей, «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья, «День пожилых людей» и др.; участвуют совместно с преподавателями в проектной деятельности.

Участие в подобных мероприятиях позволяет студентам оттачивать профессионально важные умения и навыки, учиться взаимодействовать не только друг с другом, но и с людьми разных возрастных категорий, разного социального статуса, жизненного опыта, что вновь, несомненно, плодотворно работает на становление будущего профессионала в своей области. Интересно отметить тот факт, что в процессе такого многогранного взаимодействия студентам удается другими глазами взглянуть на самого себя как на личность, на свои возможности, способности, на будущую профессию. Именно в ходе живого взаимодействия с разными возрастными группами наступает осознание и глубокое понимание студентами сути будущей профессии и своей возможности или невозможности работать в этой сфере .

В вузе функционируют «Школа молодого ученого», «Школа Карьеры», «Школа вожатого». Студенты с удовольствием их посещают. Здесь ребятам предоставляется возможность доразвить необходимые для будущей профессии умения и навыки, приобрести дополнительные знания, расширить свой кругозор, обрести педагогический опыт. Как правило, студенты, посещающие дополнительные занятия в рамках того или иного направления, более уверенно потом чувствуют себя в дальнейшем и в плане знаний, и в плане поведения, находясь непосредственно в зоне общения с детьми (летние лагеря в рамках педагогической практики, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования и т.д.). В итоге ребята способны грамотно выстраивать свою речь, они имеют свою профессиональную позицию, четко понимают свои педагогические задачи, свой функционал, они способны адекватно оценивать свои личностные особенности и возможности, могут выстраивать линию своего дальнейшего развития и вносить конструктивные изменения в педагогическую практику.

Таким образом, работа со студентами в нашем вузе представляет собой целостную систему, выстроенную с учетом богатого личностного потенциала человека. Ключевым аспектом в деятельности педагогического коллектива является объединение образовательной деятельности с деятельностью по формированию многогранной личности, не только теоретически грамотной в своей области, но и способной ориентироваться в любых педагогических ситуациях, готовой к нововведениям в системе образования, способной к построению педагогической деятельности с учетом собственных новых разработок, которые в дальнейшем смогут послужить базой для модернизации системы образования в стране, отвечающей на вызовы времени.

Литература

  1. Щенникова С.В. Интегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Киров, 2003. – 18 с.
  2. Щенникова С.В., Юденкова И.В. Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 12 -4 (40). С. 67-70.
  3. Юденкова И.В., Щенникова С.В. К вопросу о реализации практикоориентированного подхода в условиях педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 8 -2 (36). С. 97-99.

References

  1. Shennikova S.V. Integrativnyj podhod v podgotovke budushhego pedagoga k tvorcheskoj deyatelnosti : Avtoref.dis.kand.ped.nauk . – Kirov, 2003. – 18 p.
  2. Shennikova S.V., Yudenkova I.V. Usloviya jeffektivnogo razvitiya professionalnogo samoopredeleniya studentov pedagogicheskogo vuza // Privolzhskij nauchnyj vestnik . 2014. #12-4 (40). P. – 67-70.
  3. Yudenkova I.V., Shennikova S.V. K voprosu o realizacii praktikoorientirovannogo podhoda v usloviyah pedagogicheskogo vuza // Privolzhskij nauchnyj vestnik . 2014. #8-2 (36). P. – 97-99.