Таджикистан: необдуманная политика властей в религиозной сфере. История формирования Таджикистан политика религия история

Конечно, Таджикистан не такой крупный центр туризма, как, например, Турция. Однако, это не значит, что Таджикистану нечем удивить иностранцев. В эту страну туристов привлекают высокие горы (Памир, Тянь-Шань), красивая природа, средневековые города, достопримечательности, а также старинные традиции и обычаи, которые с древних времен сохранились нетронутыми в укромных уголках. В горах Таджикистана до сих пор живут потомки солдат армии Александра Македонского, который когда-то давно завоевал эту страну. Как видим, у туристов в Таджикистане есть прекрасная возможность познакомиться с древней историей.

География

Таджикистан расположен в Центральной Азии. На востоке Таджикистан граничит с Китаем, на севере – с Киргизией, на западе – с Узбекистаном, а на юге – с Афганистаном. Эта страна не имеет выхода к морю. Общая площадь Таджикистана – 143 100 кв. км., а общая длина государственной границы – 3 651 км.

Практически всю территорию Таджикистана занимают горы. Причем более 50% страны находится на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем море. Только около 7% Таджикистана – это небольшие долины (например, на севере страны часть Ферганской долины). Самая высокая вершина Таджикистана - пик Исмоила Самони, чья высота достигает 7 495 м.

Самые большие реки в Таджикистане – Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж. В этой среднеазиатской стране есть несколько красивых озер. Самым большим из них является пресное озеро Каракуль, чья площадь составляет 380 кв. км.

Столица Таджикистана

Столица Таджикистана – Душанбе, в котором сейчас проживают более 750 тыс. человек. По данным археологов, городское поселение на территории современного Душанбе существовало уже в III веке до н.э.

Официальный язык

В Таджикистане официальным языком является таджикский, а русский язык имеет статус языка межнационального общения.

Религия

Около 98% населения Таджикистана исповедуют ислам (95% сунниты, а остальные 3% - шииты).

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции 1994 года, Таджикистан – это парламентская республика, во главе которой стоит Президент.

Двухпалатный парламент в Таджикистане называется Маджлиси Оли РТ, он состоит из Палаты Представителей (63 депутата) и Национального Совета (33 человека).

Основные политические партии в Таджикистане – Народно-демократическая партия, Компартия Таджикистана, Соцпартия и Аграрная партия.

Климат и погода

Климат в Таджикистане разнообразный – резко континентальный, субтропический (на юго-западе страны) и полупустынный, засушливый. Летом температура воздуха составляет +30-40С, а зимой - -8-10С. Половина территории Таджикистана занимают самые высокие горы в Центральной Азии – Памир. В горах Таджикистана выпадает много снега. Среднегодовое количество осадков в Таджикистане колеблется в зависимости от региона от 700 мм до 1600 мм в год.

Лучшее время для походов в горы Таджикистана – лето. Зима в Таджикистане обычно мягкая, но из-за снегопадов закрыты перевалы.

В свою очередь, лучшее время для посещения равнинного Таджикистана – весна (март-май) и осень (сентябрь-ноябрь).

Реки и озера

Таджикистан является самой маленькой страной в Центральной Азии, и большую часть ее территории (более 90%) занимают горы. Тем не менее, в Таджикистане насчитывается почти 950 рек и большое количество озер. Самые большие реки - Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж, а из озер следует выделить пресное озеро Каракуль и Сарезкое озеро на Памире.

История

Люди на территории современного Таджикистана, как утверждают археологи, жили уже в каменном веке. Центральная, южная и восточная части современного Таджикистана в древности входили в состав рабовладельческого государства Бактрия, а районы к северу от Гиссарского хребта принадлежали рабовладельческому государству Согд.

Позднее эти земли были завоеваны Александром Македонским и его греками, потом они стали частью государства Селевкидов. И это только незначительная часть государств, в состав которых входил современный Таджикистан. Ведь Таджикистан еще завоевывало Кушанское царство, тюркский каганат, государство Караханидов, татаро-монгольская империя, государство Шейбанидов. В 1868 году Таджикистан был присоединен к Российской империи.

После революции 1917 года в России на территории Таджикистана была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.

Только в 1991 году Таджикистан провозгласил свою независимость.

Культура

Таджики свято чтят свои национальные традиции, и передают их из поколения в поколение. До сих пор таджики (особенно в селах) носят национальную одежду. Мужчины предпочитают вышитые халаты и головные уборы, а женщины – вышитые платья с брюками и платки на головах. У девушек, согласно традиции, должно быть заплетено 40 косичек.

Таджики отмечают все мусульманские религиозные праздники, а также два государственных праздника – День независимости (9 сентября) и День памяти (12 февраля).

Кухня

Таджики по праву гордятся своей национальной кухней. Конечно, таджикская кухня похожа на кухню других стран Центральной Азии, однако она имеет свои особенности, выраженные в методах приготовления пищи, переработки продуктов, и, конечно же, во вкусе.

Таджики очень бережно относятся к хлебу (лепешкам). В Таджикистане хлеб нельзя выбрасывать и ронять на пол. Хлеб нельзя резать – его нужно аккуратно ломать. Будьте готовы к тому, что в таджикских блюдах много специй, зелени и лука.

Таджики едят, сидя вокруг низкого столика – дастархана. Обед всегда начинается с чая, который пьют обязательно из пиал.

Мясные блюда в Таджикистане готовят из баранины или козьего мяса (таджики – мусульмане, и поэтому они не едят свинину). Очень популярна у таджиков колбаса из конины - «kazy». Перед приготовлением мясо всегда обжаривается до коричневой корочки.

В Таджикистане туристам мы рекомендуем попробовать местный шашлык из баранины (классический таджикский шашлык после приготовления взбрызгивают лимонным соком и подают вместе с запеченными помидорами), жареное мясо «kaurdak», таджикские голубцы «shakhlet» (из баранины с рисом, подают в сметанном соусе).

Почетное место в таджикской кухне занимает плов. Существует пять самых популярных рецептов приготовления плова в Таджикистане – таджикский плов, плов с мясными шариками («gelak palov»), плов «Душанбе» (фарш из баранины), плов с курицей, и плов с лапшой («ugro»). В плов таджики обычно добавляют айву, сухофрукты, горох и чеснок.

Традиционные безалкогольные напитки – зеленый чай, кислое молоко «katyk» и шербеты (фруктовые напитки с сахаром).

Зеленый чай таджики обычно пьют летом, а зимой – черный чай. Традиционно, в Таджикистане сахар в чай не добавляют. Часто таджики пьют «shirchai» - чай с молоком. В «shirchai» также добавляется сливочное масло и соль. Жители Памира в чай добавляют козье молоко, сливочное масло и соль – получается «шер чай».

Достопримечательности Таджикистана

В Таджикистане насчитывается несколько тысяч уникальных историко-архитектурных и археологических памятников. Сейчас власти Таджикистана выделяют значительные средства на восстановление и реставрацию археологических и архитектурных памятников.

В Топ-10 лучших достопримечательностей Таджикистана, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Гиссарская крепость недалеко от Душанбе
  2. Мавзолей Ходжа Машад возле Курган-Тюбе
  3. Буддийский монастырь Аджина-Тепе
  4. Мавзолей Шейха Массала в Ходженте
  5. Руины зороастрийского храма Ак-Тепа
  6. Мавзолей Махдуми Аъзам в Гиссарской долине
  7. Руины крепости Каахка
  8. Руина согдийского города Пянджикента
  9. Мечеть Сангин в Гиссарской долине
  10. Городище Саразм возле Пянджикента

Города и курорты

Самые большие города в Таджикистане – Худжанд, Хорог, Куляб, Курган-Тюбе, и, конечно, столица, - Душанбе.

Большинство туристов приезжают в Таджикистан ради местных достопримечательностей и гор – Памир известен на весь мир. Кроме того, туристов в Таджикистане привлекает красивая природа и заповедники, парки, природные памятники - Тигровая балка, Даштиджумский заповедник, Рамит, «Долина сорока девушек», Рангкульская пещера.

Сувениры/покупки

На пути оздоровления религиозной ситуации в стране правоохранительные органы Таджикистана продолжают проводить профилактические работы среди верующих, в том числе с привлечением представителей официального мусульманского духовенства, направленные на пресечение пропагандисткой деятельности сторонников различных религиозно-экстремистских организаций и течений.

По всей республике работники органов правопорядка при содействии преподавателей медресе ежемесячно проводят разъяснительно-профилактические беседы с имамами мечетей, в ходе которых обращают внимание служителей культа на необходимость строго соблюдения ритуальных обрядов в религиозном обучении.

При этом имамы персонально предупреждаются о необходимости своевременно информировать компетентные органы о фактах пропаганды радикальной исламистской идеологии и лицах, которые обучают молодежь ортодоксальным религиозным догмам. Такие меры, в основном, направлены на выявление адептов, получивших религиозное образование в конце 1990-х-начале 2000-х годов на «курсах» в подпольных медресе и мечетях, а также незаконно выезжавших в Пакистан, Иран и отдельные арабские страны для учебы в зарубежных клерикальных центрах.

Несмотря на масштабное мероприятие, проведенное МВД и ГКНБ совместно с Комитетом по делам религии, по выявлению и закрытию нелегально действовавших религиозных учебных заведений и привлечению к ответственности лиц, преподававших в них, в некоторых районах республики до сих пор выявляются подобные преподаватели.

Только в Согдийской и Хатлонской областях пресечена деятельность около 12 незаконно функционировавших медресе и курсов при мечетях. Выявлено 7 выпускников иранских теологических учебных заведений, незаконно преподававших в вышеуказанных областях, используя при этом шиитскую литературу, изданную в Иране. Выяснено также, что в конце 1990-х годов они незаконно выехали в указанную страну, где прошли обучение в клерикальных центрах.

Вопреки попыткам таджикских правоохранительных органов взять под контроль каналы выезда, не уменьшается отток, молодежи, стремящейся получить религиозное образование за рубежом, в частности, в Иране, где созданы благоприятные условия – выдача стипендий, бесплатное обучение, безвозмездное обеспечение питанием и одеждой. Особыми привилегиями пользуются граждане Таджикистана, выехавшие на учебу вместе с членами семьи, которым дополнительно выделяется жилплощадь и ежемесячное пособие в размере $200-250.

На этом фоне в стране наблюдается активность членов бывшей Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). В Вахдатском и ряде других

районов республиканского подчинения деятельность радикальных исламистов, неоднократно выступавших в составе других террористических группировок в вылазках против правительственных сил, координируют Ходжи Акбар Тураджонзода и его брат Нуриддин, которые напрямую причастны к отправке молодежи на учебу в Иран, опираясь, на содействие ряда активистов местных ячеек «Таблиги джамоат».

Особое беспокойство вызывает распространение радикальных идей среди подростков. К примеру, из-за участия в религиозных обрядах школьники стали чаще прогуливать занятия. По официальным данным, на сегодняшний день в стране только 70% девочек получают обязательное девятилетнее образование, а среди мальчиков данный показатель составляет 90%. В то же время, независимые эксперты считают такие цифры завышенными с целью сокрытия истинного положения дел в этой сфере. Так в Шурабадском районе Хатлонской области общеобразовательные учебные заведения не посещают 60% учащихся, отдавая предпочтение получению «знаний» в различных «худжрах».

Аналогичная тенденция наблюдается в городах Худжанд и Душанбе, где значительная часть молодежи «забросила» светское образование, устремившись в медресе и мечети. При этом для получения более глубоких религиозных знаний многие из них уезжают в страны так называемого «исламского пояса», где в последующем, подпадая под влияние экстремистских и террористических организаций, проходят диверсионно-террористическую подготовку в лагерях боевиков и направляются обратно на родину, где экономический кризис, давно трансформированный в политический, служит благоприятной почвой для консолидации противников действующему в Таджикистане режиму.

В целом можно отметить, что по мере того, как власти теряют контроль на местах из-за оттеснения их сторонниками нетрадиционного ислама, сращенными с террористическими группировками, ситуация в стране становится все более непредсказуемой. В подобных условиях ряд госчиновников высшего ранга, включая военных, высказываются о том, что при малейшем ухудшении положения в Таджикистане, они без угрызения совести нарушат присягу и примут сторону оппозиции власти.

Ибодулло Кохиров

Религия в Таджикистане занимает особое место в общественной жизни. В первую очередь стоит сказать, что эта страна единственная из всех постсоветских, где официально зарегистрирована исламская партия, однако за это народу Таджикистана пришлось заплатить очень высокую цену.

Древнейшая история

История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.

Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь - Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.

Распространение зороастризма

Учитывая то факт, что является ближайшим родственником иранского языка фарси, не удивительно, что в этой стране получила широкое распространение религия зороастризма. Что это такое? Зороастризм - это одна из когда-либо существовавших в мире. Считается, что в роли ее основателя выступил пророк Спитама Заратустра, чей образ впоследствии получил широчайшее распространение.

В первую очередь стоит сказать, что зороастризм - это религия этического выбора, требующая от человека не только внешнего благочестия, но и благих помыслов, чистосердечных поступков. Некоторые исследователи, обнаруживая в зороастризме как дуалистические, так и монотеистические черты, относят его к религиям переходного типа, послужившим своеобразной ступенью на пути к появлению и широкому распространению монотеистических религий. Самой важной книгой этой религии является Авеста.

Религия в Таджикистане

История современной таджикской цивилизации начинается во времена Сасанидской империи, правители которой вместе с большинством населения исповедовали зороастризм. Империя возникла в lll веке и включала территории, на которых помимо зороастризма было распространено также и христианство. Однако христианство в Таджикистане было представлено главным образом еретическими течениями, представители которых старались как можно дальше отойти от общепризнанных центров христианства с их диктатом и догматизмом.

Манихейство в Центральной Азии

Религия в Таджикистане всегда имела большое значение, но в древний период, особенно во времена Сасанидской империи, для данной территории была характерна высокая степень веротерпимости. Именно эта веротерпимость и стала одной из причин для возникновения манихейства - довольно причудливой религии, соединившей в своей догматической основе элементы буддизма, зороастризма, а также различных христианских сектантских представлений.

Именно из засушливых земель Центральной Азии манихейство начало свое триумфальное шествие на запад, пока не достигло Рима. Однако судьба последователей учения оказалась печальной - везде их подвергали гонениям и чрезвычайному давлению. Впоследствии манихейство получило крайне широкое распространение на евразийском континенте, но так и не смогло избавиться от клейма мировой секты.

Иудейская община

Поскольку история страны насчитывает не одно столетие, то не удивительно, что на ее территории представлены самые разные религии. Одной из таких религий Таджикистана стал иудаизм, хотя число его приверженцев никогда не было большим. Немногочисленность иудеев на этих землях была связана с тем, что раввины никогда не проявляли склонности к прозелитизму и вербовке новых сторонников, ограничиваясь представлениями об исключительности народа Израиля.

Иудейская община в Таджикистане существовала и при зороастризме, и после распространения ислама, существует она там и сегодня, хотя и в совсем незначительном размере, так как большинство евреев переехало в Израиль сразу после ликвидации Советского Союза. Сегодня подавляющее большинство жителей Таджикистана исповедуют ислам, в стране существует политическая партия, выражающая настроение религиозных граждан.

Политика

Согласно Конституции, принятой на референдуме в ноябре 1994, Республика Таджикистан является «суверенным, демократическим, правовым, светским и унитарным государством». Высшим органом власти считается парламент, Маджилисе Оли (Верховное собрание) совмещающий в своей деятельности законодательные, распорядительные и контрольные функции. Главой государства и исполнительной власти (правительства) является президент. Он же главнокомандующий вооруженными силами, а также «гарант Конституции и законов, прав и свобод человека, национальной независимости, единства и территориальной преемственности и долговечности государства и др.» Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.

История формирования

Сегодня, глядя на развивающийся независимый Таджикистан, и не скажешь, какая насыщенная и яркая история осталась за плечами этого уникального народа.Заселение сегодняшней территории Таджикистана началось еще с незапамятных времен. К мезолиту (X-VII тысячелетия до нашей эры) относятся два найденных археологами культурных слоя поселения Туткаул около Нурека. Заселение высокогорий началось еще в каменном веке. Об этом свидетельствует стоянка бродячих охотников - Ошхона - на Восточном Памире, на высоте 4200 м. В гроте Шахты обнаружены наскальные рисунки, относящиеся к раннему неолиту; на них изображены животные, пронзенные стрелами, и фигуры охотников. Предки таджиков занимались не только охотой, но скотоводством и земледелием. История государственного строя в Таджикистане ведет отсчет от первой половины I тысячелетия до н.э., когда возникли древнейшие рабовладельческие государства Средней Азии - Бактрия и Согд. Бактрия включала центральную, южную и восточную части современного Таджикистана (к югу и юго-востоку от Гиссарского хребта), а Согд -бассейн Зеравшана, Кашкадарьи и области, лежавшие севернее Гиссарского хребта. В VI веке до нашей эры. Бактрия и Согд были завоеваны персидским царем Киром и вошли в его могущественную империю Ахеменидов. Далее следует череда захватнических войн, в результате которых в IV веке до нашей эры эти плодородные земли стали частью государства Александра Македонского, в III веке до н.э. государства Селевкидов. Позже из состава Селевкидского государства выходит Греко-Бактрийское царство, куда и вошла территория современного Таджикистана.

В середине II века местные племена освобождаются от ненавистного греческого ига. В этом им помогают пришлые кочевые племена - тохары. Они становятся законодателями политической жизни страны. И с IV века Бактрия стала именоваться Тохаристаном. Кстати, по мнению ученых, именно в этот момент начинает формироваться таджикская народность. После того как Тохаристан вместе с большей частью территории Средней Азии, Афганистана и Северной Индии входит в империю Кушанов, начинается новая страница в истории этого многострадального государства. Вливание в Кушанское царство благотворно отразилось на развитии среднеазиатских племен. В эти года расцветает культура, экономика переживает небывалый подъем, ведется торговля с Восточной Европой, Римом, Китаем. В VI веке на большей территории Средней Азии установилась власть Тюркского каганата. Общество в этот момент уже полностью становится феодальным: делится на аристократию и низшие слои. Этот процесс благотворно влияет на расцвет культуры. Вторая половина VII века - новая страница в истории Средней Азии. Нашествие арабов и полное их укоренение здесь. Оказавшись под гнетом Арабского халифата народы Средней Азии стали активно бороться за свою свободу от насильственно насаждения чужеродной культуры, религии, языка, непомерных налогов и пр. В это время появляется само название «таджик». Оно обозначает «коронованный», или «человек знатного рода».

В IX-X веках наступает легендарная эпохаСаманидов. Процветают ремесленничество и торговля, а также, наука, литература и искусство. Они развиваются на государственном языке, который мы сегодня и называем таджикским. В X-XIII веках территория Таджикистана входила в состав многих государств: Газневидов, Караханидов, Каракитаев. А в XIII веке после нашествия Чингиз-Хана территория Таджикистана вошла в Чагатайский улус монгольского государства. В XIV- XV веке Таджикистан оказался в составе огромного государства Тимуридов. К этому времени также относится расцвет науки, в частности астрономии, литературы, искусства. В XVI веке территория Таджикистана уже находится в собственности другого государства - Шейбанидов со столицей в Бухаре. В этот период образовались Бухарское и Хивинское ханства, а позднее, в XVIII веке, - Кокандское ханство. В них правили ханы из узбекских династий. Таджики жили главным образом в Бухарском и Кокандском ханствах. Ханства постоянно враждовали между собой, вели междоусобные войны. Усилилось классовое расслоение общества. Всему этому наступает конец в 1868 году, когда Таджикистан входит в состав Российской империи, как часть Туркестанского генерал-губернаторства. Северная часть страны была присоединена к России, а южная часть - Бухарский эмират - остался в вассальной зависимости от России.

В 1895 г. русско-английским соглашением была установлена граница Бухарского эмирата с Афганистаном по Пянджу в Бадахшане. Юго-восточные и центральные части современного Таджикистана - Восточная Бухара и Западный Памир - оставались в составе Бухарского эмирата, а левобережный Дарваз, левобережные части Вахана, Ишкашима, Шугнана, Рушана в Бадахшане отошли к Афганистану. С одной стороны присоединение к России давало много преимуществ экономических, политических и культурных. Но с другой стороны таджики, как и другие народы Средней Азии, оказались под двойным гнетом: своих эксплуататоров

и царского самодержавия со стороны России. Поэтому в этот период вспыхивает множество национально-освободительных восстаний.

В северных районах Таджикистана, входивших в состав Туркестана, Советская власть была установлена в ноябре 1917 г. В начале сентября 1920 г была свергнута власть эмира Бухаре и образована Бухарская народная советская республика. В 1924 г. в результате национально-территориального размежевания Средней Азии была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В территорию республики вошли 12 волостей Туркестанского края, Восточная Бухара и часть Памира. Основные политические и культурные центры - Бухара и Самарканд - остались внутри границ Советского Узбекистана. 5 декабря 1229 г. Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.

9 сентября 1991 года Таджикистан объявляет о своей независимости. Начало новой жизни, тем не менее, ознаменовалось началом гражданской войны, которую до сих пор с ужасом вспоминают все граждане республики. Только в 1997 г. между основными соперниками было заключено соглашение об установлении мира и национального согласия. Сегодня Таджикистан - независимое демократическое государство, которое признали 117 стран мира. Страна - полноправный член ООН и ряда других международных организаций.

ДУШАНБЕ, 13 ноя — Sputnik, Гарсия Рубен. Влияние ислама, не просто как религии и слова пророка Мухаммада, но как политической силы, не уменьшается по всему миру. Причем касается это не только традиционно мусульманских, но и демонстративно светских государств.

Об этом говорится в недавнем докладе целой команды исследователей и политологов, проанализировавших исторический опыт региона в течении последних 25 лет.

Особо заметны эти тенденции в странах Центрально-Азиатского региона, где процесс религиозного исламского возрождения начался сразу после крушения СССР и в значительной степени не завершился до сих пор.

Sputnik Таджикистан, опираясь на доклад, вкратце напомнить, как менялось отношение властей стран Центральной Азии к религии в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане.

Таджикистан

Здесь, как это хорошо известно, процесс религиозного подъема среди населения и использование его некоторыми политическими деятелями в собственных интересах вскоре стал одной из причин кровопролитной и разрушительной гражданской войны 1992—1997 годов.

Демократические настроения и требования политических свобод тесно переплетались с требованиями свободы вероисповедания. Большинство жителей молодой республики просто хотели получить возможность беспрепятственно ходить в мечеть и получать религиозное образование.

Однако некоторые довольно радикальные граждане не ограничивались требованием политических и религиозных свобод и хотели создания в стране мусульманского государства по типу культурно близкого Таджикистану Ирана.

Действующая власть РТ с такими требованиями согласиться, понятное дело, не могла, а условные "исламские демократы" особого компромисса с правительством также не искали. В стране началась война .

После нескольких лет боевых действий установилось перемирие: вооруженные группировки исламистов складывали оружие, а взамен их представители получали государственные должности и определенное число мест в парламенте Таджикистана.

Так сложилась небывалая, по меркам региона, ситуация, когда в стране мощнейшей оппозиционной силой было легальное, представленное в структуре власти религиозное движение — Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).

Она сохранялась до 2015 года, когда замминистра обороны Абдухалим Назарзода предпринял попытку госпереворота. И, по мнению таджикистанской прокуратуры, высшее руководство ПИВТ имело прямое отношение к организации мятежа.

Партия, у которой и так в последние годы было немало конфликтов с властями, была объявлена террористической , а ее руководство, если не успело сбежать за границу, как лидер ПИВТ, оказалось за решеткой.

Сегодня ислам в Таджикистане окончательно ушел из легального политического поля, имамы и муфтии получают зарплату и фактически являются госслужащими. На законодательном уровне объявлен приоритет национальных обычаев над религиозными, а президент страны Эмомали Рахмон не раз публично говорил, что ношение хиджаба противоречит национальной традиции Таджикистана.

Впрочем, это, увы, не избавило до конца страну от угрозы религиозного экстремизма. Достаточно вспомнить полковника душанбинского ОМОНа Гулмурода Халимова и 1094 гражданина РТ, которые, по данным прокуратуры, уехали воевать на Ближний Восток под знаменами запрещенного "Исламского государства".

Узбекистан

Весьма противоречивая ситуация с самого начала сложилась в соседнем Узбекистане. Первые годы после обретения независимости, в стране наблюдался небывалый религиозный подъем. Согласно данным доклада , с 1989 по 1993 год число мечетей в стране выросло с 300 до 6000, многие подпольные проповедники вышли из тени, люди стали массово ездить в хадж.

В то же время глава Узбекистана Ислам Каримов, решил жестко поставить религиозную сферу под строгий государственный контроль.

Основания для этого у него имелись — тут и печальный опыт таджикистанского соседа, и собственные воинствующие группировки, вроде Исламского движения Узбекистана. В итоге силовые структуры стали внимательно следить за деятельностью имамов, а тысячи мечетей в конце 90-х были закрыты, не пройдя государственной аттестации.

Взрывы в Ташкенте в 1999 году и террористическая вылазка группы "Акромия" в мае 2005 года лишь убедила узбекистанские власти в справедливости выбранной ими политики.

На сегодняшний день в республике существует двойственная ситуация. С одной стороны власть поддерживает и даже поощряет религиозные институты. Так, нынешний президент Шавкат Мирзиёев в ходе визитов по стране регулярно посещает культовые места, мечети, медресе и говорит о необходимости увеличения квоты на хадж.

С другой — общество, а в особенности госструктуры, с подозрением смотрит на тех, кто очень уж ревностно придерживается исламских традиций, особенно если это касается внешнего вида и одежды.

Кыргызстан

Пожалуй, в вопросе религиозных свобод Кыргызская Республика является абсолютным лидером во всем Центрально-Азиатском регионе.

Если первый президент КР Аскар Акаев весьма осторожно относился к религиозному возрождению в стране, отводя ему роль не более чем культурно-исторической традиции, то с приходом его приемника Курманбека Бакиева ситуация начала меняться.

Бакиев не стесняется обсуждать религиозные вопросы и говорить об исламе как о важной составляющей национального духа кыргызов. Даже несмотря на негативное отношения к политическому исламу после 11 сентября 2001 год и войну в близлежащем Афганистане (КР предоставляла свои территории для переброски войск западной коалиции), отношения власти к мусульманским институтам ничуть не изменилось .

В стране появляется все больше мечетей, и ислам снизу, из народа, проникает на самые верхи государственной иерархии, становясь инструментом политиков. В 2011 году в здании парламента открывается молельная комната, годом ранее оппозиционный депутат Турсанбай Бакир-уулу присягает на Коране, а не на Конституции страны, а в 2017-м он же объявляет о самовыдвижении на пост президента в качестве исламского кандидата.

Любопытен опыт кыргызстанского президентского фонда развития религиозной культуры "Ыйман", который является попыткой государства сформировать гармоничное исламское общество и лояльную умму в светском государстве, в противовес экстремистским проповедникам .

Целью фонда объявлено развитие религиозной культуры и повышение духовного и интеллектуального потенциала граждан. Организация печатает книги, оказывает поддержку писателям и поэтам, и, среди прочего, проводит семинар по повышению квалификации среди имамов. С 2017 года фонд выплачивает многим священнослужителям ежемесячную стипендию в несколько тысяч сомов в зависимости от статуса духовного лица.