Код налоговой льготы движимое имущество. Правила предоставления льгот на имущество для организаций. Льготирование организаций и категорий основных средств

Код льготы по налогу на имущество 2010257 рекомендован Федеральной налоговой службой РФ. Рассмотрим, когда используется льгота 2010257 по налогу на имущество, а также некоторые аспекты применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций в данной статье.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Статья содержит разъяснения, актуальные до 01.01.2019. Код льготы 2010257 относится к движимому имуществу, а с 2019 года оно освобождено от налогообложения .

Льготы по налогу на имущество организаций: коды льгот

Организация обязана представлять декларацию по налогу на имущество, а если в регионе введены авансовые платежи по налогу, то и налоговые расчеты по этим платежам, в налоговые органы. Формы этих документов различны и заполняются по разным (хотя и похожим) правилам. Эти правила содержатся в том же документе, которым утверждены обе формы, — в приказе ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. В течение 2017 года для промежуточной отчетности по налогу разрешалось применять и формы, содержащиеся в ранее действовавшем приказе этого ведомства от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 № БС-4-21/12076). И в декларации, и в налоговом расчете в разделах 2 и 3 присутствуют строки для отражения кодов налоговых льгот:

  • по освобождению имущества от налога;
  • применению пониженной ставки;
  • уменьшению величины уже начисленного налога.

Нумерация этих строк в декларации и налоговом расчете различается, но структура строки (составление из 2 частей) везде однотипна и принцип заполнения строк остается одинаковым. В первой части указываются коды налоговых льгот по налогу на имущество, которые налогоплательщик выбирает из приложения 6 к Порядку заполнения соответствующего документа (декларации или налогового расчета). Большая часть кодов привязана к определенным статьям НК РФ, дающим право на льготу. Но есть и коды, отражающие региональные льготы. Для них задействуется 2-я часть строки кодов, в которой отражаются реквизиты нормы регионального закона, дающего право на льготу.

Однако не все льготы, представленные в НК РФ, имеют установленные коды. ФНС предлагает использовать в таких случаях код 2010257 по налогу на имущество, который применяется для основных средств — объектов движимого имущества, принятых на учет с 01.01.2013. Исключения для применения налоговой льготы 2010257 по налогу на имущество прописаны в п. 25 ст. 381 НК РФ (письмо ФНС РФ от 12.12.2014 № БС-4-11/25774).

Льготируемое имущество по налогу на имущество организаций

С 2015 года основные средства, входящие в первые 2 амортизационные группы (по Классификации основных средств), не относятся к объектам налогообложения налогом на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Остальное движимое имущество с 01.01.2015 стало расцениваться как облагаемое этим налогом, но в силу п. 25 ст. 381 НК РФ основные средства, поставленные на учет после 01.01.2013, от налогообложения освобождаются. Исключение из этого правила составляет имущество, принятое на учет в результате:

  • реорганизации компании либо ликвидации юридического лица;
  • передачи, приобретения объектов имущества между взаимозависимыми лицами.

С 2017 года эти исключения недействительны для железнодорожного подвижного состава, произведенного после 01.01.2013.

С 2018 года возможность использования льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ стала зависеть от решения о ее применении, принятого в регионе (ст. 381.1 НК РФ). Причем регионы получили также право самостоятельно определять, кто может воспользоваться такой льготой, в отношении какого имущества и какую ставку будут при этом применять. Одновременно для такого имущества на 2018 год введена своя особая ставка (1,1%), выше которой регион не может установить свою ставку и которая будет применяться, если регион не ввел льготу или, введя льготу, свою ставку не установил.

С 2019 года налог на движимое имущество отменен .

Амортизационные группы основных средств 2017-2018: таблица

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ в зависимости от срока полезного использования основные средства в целях налогообложения делятся на амортизационные группы. Классификация основных средств утверждена правительственным постановлением от 01.01.2002 № 1. Амортизационные группы основных средств 2017-2018 - таблицу примеров основных средств, попадающих в них, мы приводим в нашей статье - увязаны с кодами ОКОФ и определенными сроками полезного использования.

В 2017 году вступила в силу новая редакция ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Применение новых кодов облегчает сопоставительная таблица, приведенная в приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458.

С 2017 года классификатор ОС по амортизационным группам обновлен постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640. Новшества затронули только то имущество, которое принимается на учет после 01.01.2017. В то же время классификация основных средств по амортизационным группам 2016 г. будет применяться в отношении того имущества, которое было введено в эксплуатацию до 01.01.2017.

Справочник амортизационных групп основных средств 2017-2018

Номер группы

Срок полезного использования ОС, лет включительно

Пример основных средств амортизационной группы в 2017-2018 годах

Первая амортизационная группа

Машины бурильные

Вторая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 2 до 3

Машины снегоуборочные

Третья амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 3 до 5

Сооружения лесной промышленности

Четвертая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 5 до 7

Воздушная линия электропередач

Пятая амортизационная группа основных средств 2017-2018

Свыше 7 до 10

Тепловая магистральная сеть

Свыше 10 до 15

Сооружения железнодорожного транспорта

Свыше 15 до 20

Автодорожный мост

Свыше 20 до 25

Железнодорожные подъездные пути

Свыше 25 до 30

Электростанции, эстакады и галереи

Когда применение льготы по налогу на имущество организаций невозможно

При расчете среднегодовой стоимости имущества в 2017-2018 годах учитывается стоимость движимого имущества, не состоящего в первых 2 амортизационных группах (п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ). К такому имуществу относятся не до конца самортизированные объекты основных средств:

  • принятые на учет до 1 января 2013 года;
  • поставленные на учет в 2013-2018 годах в связи с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц, а также в результате операций между лицами, попадающими под понятие взаимозависимости.

Подробнее о налоге на имуществе при взаимозависимых сделках читайте в материале «Налог на имущество и взаимозависимые лица (нюансы)» .

Итоги

Действующее законодательство предусматривает возможность применения льгот при расчете налога на имущество организаций. Льготы устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровне. В отчетности по налогу каждый вид льготы определенным образом кодируется. Код 2010257 относится к льготе по объектам движимого имущества, принятым на учет с 01.01.2013. С 2018 года сама возможность применения этой льготы и ее условия стали зависеть от решений, принимаемых в регионе. Одновременно на 2018 год введена новая ставка для движимого имущества, приобретенного после 2012 года (1,1%), являющаяся предельной для него и применяемая, если регион льготу не ввел или, введя льготу, не установил более низкую ставку для попадающего под нее имущества.

Каждое предприятие, работающее на территории РФ и имеющее на балансе определенные виды собственности, обязано регулярно отчитываться в налоговую инспекцию и ежегодно производить перечисления имущественного налога. При заполнении отчетности, юрлицо производит расчеты планируемых перечислений и среднегодовую стоимость ОС на балансе. При исчислении будущих налоговых перечислений учитывается и недвижимость юрлица и движимые объекты собственности. Предприятие ведет контроль над наличием оснований освобождения от налога, используя льготу по имуществу 2010257.

В 2014г. государственным фискальным органом публиковалось информативное письмо №БС-4-11/26159 с предоставлением сведений о кодах льгот. В отчетах за 2016г. с расчетами авансовых платежей предприятие в обязательном порядке отражает обозначенные коды, подразумевающие наличие льготы.

Имущественный налог

Данный вид налогового бремени относится к полномочиям региональных властей. Общий порядок начисления и перечисления регламентирован на федеральном уровне главой 30 НК.

Особенности исчисления и правила отчетности конкретного региона определены местными нормативными актами.

Определение налогоплательщиков

Согласно законам, плательщиками имущественного налога признаются следующие категории юридических лиц:

  • Российские предприятия, имеющие на балансе налогооблагаемую собственность;
  • Иностранные компании, располагающие собственностью на территории РФ.

Законом предусмотрено предоставление льгот отдельным категориям организаций. Прежде всего, речь идет о компаниях, осуществляющих деятельность в рамках специальных налоговых режимов (к примеру, юрлица, участвовавшие в организации олимпийских или параолимпийских игр 2014г).

Льготные категории

Ряду предприятий с особым статусом, ввиду осуществляемого рода деятельности, предусмотрены имущественные льготы.

К числу таких юрлиц относят:

  • Предприятия особой экономической зоны;
  • Производители фармацевтики;
  • Религиозные организации.

Остальные компании могут получить освобождение от налога на имущество организаций на основании кода налоговой льготы 2010257.

Применимость льгот

Помимо вышеуказанного письма ФНС, при подготовке отчетов опираются на правила ФНС от 2011г. № ММВ-7-11/895.

Исчисления производят с применением следующих критериев:

  • категория собственности согласно классификации ОС;
  • дата принятия на баланс;
  • основания для принятия.

Принципы налогообложения

С 2016г. движимая собственность не облагается налогом, если была принята на учет в 1С с 2013г. Исключение – собственность, полученная при прохождении процедур:

  • Реорганизации/ликвидации;
  • Передаче имущества взаимозависимому лицу.

Для корректного отображения причин, ФНС предусмотрело указание в отчетных документах предприятий кода льготы 2010257, указываемой в исчислениях авансовых платежей в разделе 2 строке 160.

Основания для использования льготы

Для того, чтобы подтвердить законность применения кода льготы по налогу на имущество 2010257, ссылаются на:

  • акты приема-передачи основных средств, в которых указана дата передачи,
  • инвентарная карточка на имущество.

Таким образом, чтобы подтвердить право на применение кода 2010257, достаточно иметь оформленные в 1с должным образом данные об учтенном на балансе движимом имуществе.

Объекты льготного налогообложения

С 2016г. не уплачивается налог на собственность из состава первых двух амортизационных групп согласно классификации ОС.

Вся остальная собственность, содержащаяся на балансе юрлица, подлежит расчету и начислению налога с 2016 года, за исключением собственности, поставленной на учет после 1.01.2013г.

Исключения

Налоговая льгота не предоставляется для тех видов собственности, которые не подпадают под первые две амортизационные группы. Их стоимость учитывают при расчете общей среднегодовой стоимости имущества предприятия за период 2016 и 2017 гг.

К числу исключений относят следующие виды собственности:

  • собственность, не прошедшая до конца амортизацию, относимая к основным средствам организации и учтенная на балансе до января 2013г.,
  • объекты имущества, учтенные в качестве основных средств компании, не самортизированные до конца, полученные на баланс юридического лица в период 2013-2014 гг. в результате реорганизации юрлица или при ликвидации.
  • собственность, состоящая на учете с 2013 или 2014 года по причине передачи или приобретения взаимозависимым лицом;
  • основные средства, принятые на баланс позже, в течение 2016 и 2017 годов, по причине ликвидации предприятия, реорганизации, приобретения взаимозависимым лицом.

Перечень льготных кодов

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

Налоги — это принудительные безвозмездные выплаты в бюджет государства. Движимое имущество также облагается налогами, как и недвижимое, только процедура налогообложения несколько отличается. В Налоговом кодексе РФ рассмотрена льгота по налогу на имущество организаций, она прописана как для отдельных предприятий, так и для конкретного типа организаций, независимо от категории. Понижение процентной ставки или снижение уже установленной суммы выплаты в бюджет считается предоставлением льготы.

В законодательстве Российской Федерации прописаны льготы таких видов:

  1. Абсолютное освобождение от налога – это льготы федерального уровня.
  2. Освобождение от налога на определённое имущество.

В статье 381 НК РФ предоставлен основной перечень налогообложения и доступных льгот. Однако право на льготу зависит от многих факторов, поэтому предприятия также могут оформить дополнительные привилегии:

  1. Снижение ставки на один налоговый период.
  2. Временные скидки.
  3. Прерогативы на необозначенный срок.

Льготы федерального уровня описаны в статье 381 Налогового кодекса РФ. Все возможные дополнительные преференции на налоги предоставлены региональными законодательствами. Организациям, которым полагаются налоговые льготы, присваивают специальный код по освобождению от выплат.

Кому положены?

Основные средства, применяемые предприятием для своей деятельности на правах собственности, являются предметами налогообложения. Земельные участки и недвижимость, переданные по договору аренды — освобождаются от налогов. Организации могут не оплачивать имущественный налог в случае перехода на специальный режим, в котором предусмотрено уменьшение налоговой нагрузки представителям малого предпринимательства. В список налогоплательщиков включается ряд предприятий, для которых привилегии действуют во всех регионах России. Кроме того, дополнительные скидки для каждого региона устанавливаются в самостоятельном режиме.

От выплаты налогов на имущество освобождены такие организации:

  1. Земельные, водные и другие ресурсы.
  2. Имущество для нужд гражданской обороны.
  3. Постройки, которые признаны культурным наследием РФ (памятники, исторические здания).
  4. Хранилища для ядерных, радиоактивных веществ и их отходов.
  5. Морской флот, поддерживающий интересы РФ в атомно-технологическом обслуживании.
  6. Научно-исследовательские орбитальные станции и любой другой космический объект РФ.
  7. Органы исполнительной системы, которые контролируют уголовное наказание.
  8. Использование имущества для лиц, объединённых с целью совместного исповедания и распространению веры в соответствии с законом.
  9. Социальные организации инвалидов, в состав которых входит не мене 80% граждан либо их законных представителей.
  10. Предприятия, в штате которых не менее 50% инвалидов, а оплата их труда не менее 25%.
  11. Учреждения для культурных, оздоровительных, и образовательных целей, которые числятся за общественной организацией инвалидов.
  12. Предприятия, которые сфокусированы на изготовлении фармацевтической продукции в целях борьбы с глобальными эпидемиями.
  13. Ведомство с утверждённым имуществом, отвечающее за общественные автомобильные дороги.
  14. Здания, под бюро для адвокатов либо консультационные центры юристов.
  15. Здания с официальным статусом государственного научного центра.
  16. Поставленное на учёт имущество, которое числится на балансе резидента специальной экономической зоны, на период — 10 лет.
  17. Организации, попадающие под Федеральный закон — Инновационный центр «Сколково».
  18. Недолговечное имущество, которое входит в 1 или 2 амортизационную группу.
  19. Вновь вводимые объекты с высокой энергичной эффективностью.
  20. Статус представителя промышленно-производственной зоны в судостроительном объединении.
  21. Основное недвижимое имущество, которое числится на балансе у компаний особых экономических зон.
  22. Имущество, предоставленное по арендному договору и соответствующее требованиям (расположение в экономической зоне РФ, использование для разработки ископаемых или изучения с целью улучшения производства).
  23. Предприятия с движимым имуществом как основное средство (реорганизация юридическим лицам, передача и приобретение – являются исключениями принятия на учёт). Подвижные железнодорожные составы не являются исключением, они определяются по техническим паспортам.
  24. Зал суда. Обязательным в этом пункте является регистрация в международном реестре.
  25. Организации, по производству протезно-ортопедических товаров и другая государственная собственность.

Порядок оформления

До 2019 года в законодательство налогообложения внесены поправки и изменения в порядок внесения выплат и оформления льгот по имущественному налогу.

Чтобы оформить льготу указываются основания для освобождения от выплат налога и вид имущества.

Если имущество зарегистрировано в долях, то каждый владелец индивидуально подаёт заявления на свою часть собственности.

Прошение на предоставление льготы подается в налоговую инспекцию на территории действия которой расположено имущество. К нему приложите следующие документы:

  1. Бумагу, подтверждающую право на недвижимость.
  2. Свидетельство или выписку из ЕГРН, если вы проводили сделку.
  3. Классификацию, подтверждённую документом и предоставляющую право на скидку.
  4. Подтверждение, что помещение используется для профессиональной деятельности.

Среднегодовая стоимость имущества является основой для расчёта налогообложения. Один календарный год принято считать налоговым периодом, в котором учитываются все данные бухгалтерского учёта. По окончании года подаётся декларация, которую заполняет налогоплательщик с учётом всех доходов. Таким налогом облагаются не только российские, но и иностранные организации, деятельность которых развивается на территории РФ. Такой тип налогообложения считается региональным.

Особенности предоставления на движимую собственность

Движимой собственностью являются как транспортные средства, так и денежные средства, ценные бумаги и активы. Для движимого имущества льготы предоставляются при определённых условиях:

  1. Объекты должны быть приняты на бухучет после 31.12.2012 года.
  2. Реорганизация предприятия либо соглашение между сторонами, которые зависят друг от друга, влияет на начисление льготы.

На сегодняшний день льгота действует во всех регионах страны. Бюджетные организации ограничены ставкой:

  1. По кадастру – 2%.
  2. Учитывая остаточную стоимость – 2,2%.

Исключение распространяется на движимость 1 и 2 амортизационных групп и определённые фонды.

Исключение движимого имущества из разряда налогооблагаемого возможно региональным законодательством с 2019 года.

Как подать декларацию для получения льготы?

Заявление подается в ИФНС по месту учета объекта налогообложения. Документацию можно подать лично, через почтовое отделение либо в электронном виде на сайте гос. услуг, а также законным представителем (только при наличии доверенности). Предприятия оплачивают налог на имущество, если состоят на общей системе налогообложения, которая применяется при обороте компании от 100 млн. руб. и наличием в штате более 100 человек. Налогоплательщик самостоятельно должен заполнить декларацию, указав базу налога.

Налоги организаций и коды для них

Предприятия обязаны подавать налоговую декларацию на владения. Если в региональном законодательстве требуется оплата аванса по налогу, то в документальных расчётах они должны быть отображены. В каждом
из документов учтены строки для льготных кодов, которые могут:

  1. Освобождать имения от налогообложений.
  2. Предоставлять понижение ставки.
  3. Снижать величины уже установленного налога.

Нумерация строк, определяющих виды прерогативы, отличаются в декларации и налоговом расчете. Коды налоговых льгот выбираются из предложенного приложения. Для кодов регионального НК используется вторая часть строки, в которой отображены реквизиты и нормы региона для предоставления привилегий.

Однако есть исключения, которым не присвоены коды в НК РФ. Для таких случаев ФНС рекомендует использовать — 2010257, он предназначен для объектов движимого имущества, поставленных на учет с 01.01.2013. Все возможные исключения для льготы 2010257 прописаны в п. 25 ст. 381 НК РФ.

Когда применение льготы по налогу на собственность организаций невозможно?

Налоговый кодекс содержит значительный список организаций, для которых предусмотрены прерогативы,
но есть ситуации, в которых получение льгот невозможно. Преференция не предоставляется в том случае, когда предприятие состоит из двух частей – амортизационных групп. Реорганизация предприятия либо передача взаимозависимым лицам делает применение льгот невозможными.

Воспользоваться преференциями могут не только государственные структуры, но и коммерческие организации (ст. 381 НК).

Региональные особенности

Предприятия, которые не входят в льготную категорию согласно налоговому кодексу, могут воспользоваться прерогативами, установленными для их региона, если такие есть. Но важно помнить, что ее нужно подтверждать по истечении определённого периода.

К примеру:

  • в Волгоградской области, налог для имущества предприятий составляет – 2,2%;
  • иностранные организации, без поддержки постоянных представительств оплачивают — 2% начиная с 2019 года.


Чиновники утвердили новый порядок применения кода налоговой льготы 2010257 по налогу на имущество в 2018 году. Проверьте, кто имеет право на эту льготу, и как ее заявить.

Льгота по налогу на имущество 2010257 в 2018 году

Код льготы 2010257 компании проставляют в отчетности по налогу на имущество с 2015 года. С 1 января 2018 года устнавливают право на льготу региональные власти. Если такое решение местным правительством не принято, налог придется платить. Таким образом, в каждом регионе будут свои правила. Вв можете скачать таблицу регионов, которые установили льготу в этом году.

Обратите внимание: наличие льгот не освобождает организацию об обязанности составления декларации по налогу на имущество. При использовании льгот в декларации нужно указать имущество, освобожденное от налогообложения.

Кто имеет право на льготу 2010257

Еще раз напомним, что воспользоваться льготой в 2018 году можно только, если она сохранена в вашем регионе. На льготу по коду 2010257 имеют право организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Исключение составляют объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

Важно! Перечисленные ограничения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов.

Код налоговой льготы 2010257 в новой отчетности 2018 года

Мы выяснили, что эта льгота применяется за движимое имущество. Теперь определим, как отразить код в декларации по имуществу.

Приказом от 31 марта 2017 года № ММВ-7-21/271@ Минфин утвердил новые формы декларации и расчета авансовых платежей по налогу на имущество. Приложением 6 к Порядку заполнения отчетности чиновники утвердили порядок применения кода налоговой льготы 2010257.

В прежнем порядке заполнения отчетности этот код отсутствовал. В то же время не было кода для обозначения имущества, необлагаемого налогом в соответствии с п.25 ст.381 НК РФ. Код 2010257 бухгалтеры применяли для обозначения льготы на основании письма ФНС от 12.12.2014 N БС-4-11/25774@ с рекомендацией обозначать движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года и не облагаемое налогом, но в порядке заполнения отчетности этот код не был прописан.

В приложении 6 к новому порядку заполнения расчета по налогу на имущество от 31.03.2017г. добавлен код налоговой льготы 2010257. В новых формах отчетности он применяется, как и раньше, для обозначения имущества, необлагаемого налогом на основании п.25 ст.381 НК РФ.

Как в отчетности указать код налоговой льготы 2010257

Код налоговой льготы по налогу на имущество 2010257 в отчетности в 2018 году укажите в разделе 2. Остаточную стоимость льготируемого имущества укажите в графе 4 расчета и декларации.

Код льготы «2010257» укажите в строке 130, а в строке 140 впишите среднюю стоимость льготируемого имущества.

Пример

На балансе организации числится грузовой автомобиль, приобретенный 25 апреля 2017 года. Автомобиль приобретен за плату от третьего лица, не являющегося взаимозависимым. Смотрите образец заполнения расчета авансовых платежей по налогу на имущество на примере бланка за 9 месяцев с применением кода налоговой льготы 2010257.

СТАТЬЯ 381. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 года №139-ФЗ;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.

Из всего приведенного в данной статье перечня можно выделить два вида льгот:

Первый вид предполагает полное освобождение от уплаты налога,

Второй вид предусматривает освобождение от налога организаций в отношении отдельного имущества, источника финансирования на содержание или использования данного имущества.

У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество.

При этом назначение или фактическое использование такого имущества значения не имеют.

К таким организациям относят:

1) Специализированные протезно-ортопедические предприятия.

Льгота по налогу предоставляется организациям, которые специализируются на производстве протезно-ортопедической продукции.

Обращаем Ваше внимание на то, что имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

2) Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе гражданами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Такое определение адвокатской деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Формами адвокатских образований являются:

Адвокатский кабинет,

Коллегия адвокатов,

Адвокатское бюро,

Юридическая консультация.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. При этом коллегия адвокатов вправе создавать филиалы.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, регулирующие деятельность коллегии адвокатов.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Таким образом, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций не облагается налогом на имущество организаций.

Имущество адвокатского кабинета не облагается налогом на имущество организаций по причине того, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а следовательно, не является плательщиком налога на имущество организаций.

3) Государственные научные центры.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также подготовку научных работников.

Если научная организация имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и такая научная и (или) научно-техническая деятельность получила международное признание, то Правительство Российской Федерации может присвоить ей статус государственного научного центра.

Таким образом, имущество научных организаций, имеющих статус государственного научного центра, освобождается от налога на имущество организаций.

На государственные научно – технические центры данная льгота не распространяется.

Льготы, которые имеют организации в отношении отдельных видов имущества, также можно условно разделить на те, которые установлены на неопределенный срок, и те, действие которых ограничено.

Статья 381 НК РФ предусматривает, что некоторые виды льгот по налогу на имущество организаций действуют только ограниченный период времени.

От уплаты налога на имущество освобождают следующие организации.

а) Организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

К объектам жилищного фонда относят: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристских), дома и общежития для приезжих.

Объектами коммунального хозяйства являются:

Объекты внешнего благоустройства;

Улично-дорожная сеть;

Искусственные сооружения;

Объекты инженерной защиты города;

Зеленые насаждения общего пользования;

Уличное освещение;

Сооружения санитарной уборки городов;

Здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов;

Сооружения и оборудование пляжей и переправ;

Элементы простейшего водоснабжения;

Объекты коммунального и бытового водоснабжения;

Очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями;

Все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Обратите внимание на то, что объекты жилищно-коммунальной сферы исключаются из налогообложения только при условии, что их содержание полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Необходимо отметить, что льгота, установленная пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действует только до 1 января 2006 года.

б) Организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Организации независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Данной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, в социальной сфере, а также в непроизводственных видах бытового обслуживания. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

в) Отдельно следует отметить льготу по налогу на имущество организаций, предоставляемых медицинским учреждениям.

Небюджетные медицинские организации, в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ, по-прежнему могут не платить с объектов основных средств, которые используются для нужд здравоохранения.

Правда, такой льготный порядок налогообложения будет действовать только до 1 января 2006 года.

А вот со стоимости других объектов основных средств, таких как административные помещения и здания, служебные машины, гаражи, платить налог на имущество придется.

Обратите внимание на то, что организация может не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются в медицинских целях, если ведет раздельный учет такого имущества. В противном случае налог придется заплатить со всех основных средств.

Бюджетные учреждения, также как и небюджетные, с 01.01.2004 года могут не платить налог на имущество только со стоимости объектов основных средств, которые используют в медицинских целях.

Чтобы воспользоваться льготой, бюджетные медицинские учреждения теперь, также как и небюджетные, должны вести раздельный учет льготируемого имущества.

Объекты основных средств, которые используются как в медицинских, так и в других целях, нужно относить к льготируемому имуществу. И со всей стоимости такого объекта налог на имущество платить не нужно. Данный вывод объясняется следующим:

Во-первых, нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета единого инвентарного объекта, который одновременно используется для разных целей.

Во-вторых, глава 30 НК РФ не требует определять часть стоимости такого объекта, который используется не для медицинских целей.

Обращаем Ваше внимание на то, что не всем бюджетным учреждениям придется платить налог на имущество. Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ, региональные органы власти могут вводить дополнительные льготы по этому налогу.

В некоторых регионах от уплаты налога на имущество бюджетные учреждения освобождены. При этом не важно, как они используют имущество.

г) С 1 января 2005 года отменена льгота по налогу на имущество для организаций, у которых есть объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения.

д) Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Указанные организации могут применять льготу в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Список академий является закрытым.

Льготы по налогу на имущество вправе применять следующие организации:

1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:

Учреждения, исполняющие наказания;

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

Центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, организации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта и другие организации), вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, если они входят в уголовно-исполнительную систему МВД России.

2. Религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Указанная льгота распространяется на предприятия, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Федеральным законам от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) и от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, к некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Кроме того, не распределяют полученную прибыль между участниками.

Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и тому подобного.

1). Памятники. Отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений. Кроме того, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

2). Ансамбли. Четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья). В том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. А также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

3). Достопримечательные места. Творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов. Кроме того, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки. Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

При этом объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России.

Необходимо отметить, что в России ведется Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Таким образом, организациям для получения указанной льготы необходимо иметь паспорт от органа охраны объектов культурного наследия, который подтверждает, что данный объект признан памятником истории и культуры федерального значения.

6. Организации - в отношении ядерных установок, используемых ими для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

7. Организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

8. Организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Обратите внимание, пунктом 2 данного Постановления установлено, что данный перечень применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 1 января 2004 года.

9. Организации - в отношении космических объектов.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ космические объекты относятся к категории недвижимых вещей и соответственно права собственности на эти объекты подлежат государственной регистрации.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» определено, что космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с новыми экономическими условиями ГК РФ предоставил гражданам и их объединениям право иметь в собственности любое, не изъятое из оборота имущество, в том числе и космические объекты, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Таким образом, если организации имеют в собственности космические объекты, право собственности на которые подтверждено государственной регистрацией, то такие объекты не облагаются налогом на имущество.

Следует отметить, что перечень льгот, установленных статьей 381 НК РФ, не является исчерпывающим.

Вводя налог на своей территории, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Это право им предоставлено пунктом 2 статьи 372 НК РФ.

Например, в Москве налог на имущество бюджетные учреждения, которые финансируются из городского или муниципального бюджета, платить не должны. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, с 1 января 2004 года претерпело значительные изменения.

Эти изменения связаны прежде всего с принятием Государственной Думой в новой редакции главы 26.1 НК РФ о едином сельскохозяйственном налоге, а также главы 30 НК РФ о налоге на имущество организаций.

Законодательные органы многих субъектов Российской Федерации воспользовались предоставленным им пунктом 2 статьи 372 НК РФ правом и своими законодательными актами установили льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога на имущество названных организаций.

Полного освобождения от уплаты налога на имущества организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, а также предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

При этом выручка от указанных видов деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В Кировской же, Новгородской областях и ряде других субъектов Российской Федерации законодательством объем такой выручки установлен в размере 50%. Эта льгота предоставляется в Амурской, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Кировской, Новгородской областях и во многих других регионах Российской Федерации;

Освобождения организаций, осуществляющих указанные выше виды деятельности, от уплаты налога не на все имущество, а только на ту его часть, которая непосредственно используется в этих видах деятельности. Выручка от реализации продукции при этом также не может быть менее 70 (50)%. В таком виде предусмотрена льгота по налогу на имущество законодательством Астраханской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Тверской областей и ряда других субъектов Российской Федерации;

Освобождения от уплаты налога на имущество, используемое при производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции. Однако удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции или услуг по ее переработке и хранению в общем объеме выручки от реализации при этом вообще не учитывается.

Однако из-за отсутствия в региональном законодательстве детально прописанных условий, необходимых для получения льгот, вполне возможно различное толкование соответствующих положений предприятиями и налоговыми органами. Поэтому большое значение имеет сложившаяся арбитражная практика по применению налоговых льгот. Тем более что вводимые в регионах льготы по налогу на имущество принципиально не отличаются от ранее предоставленных федеральным законодательством.

В ряде случаев можно воспользоваться разъяснениями, содержащимися в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью применения налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, изложенных в Письме МНС Российской Федерации от 11 марта 2001 года №ВТ-6-04/197 «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий». Но использовать их нужно с учетом сложившейся арбитражной практики. Тем более что они разъясняли порядок применения льгот, установленных Законом о налоге на имущество предприятий, который уже не действует с 1 января 2004 года.

Основные проблемы, связанные с предоставлением льгот по налогу на имущество , можно объединить в следующие группы.

1. Определение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки или услуг по их хранению.

При определении объемов выручки, дающих право на применение льгот по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что:

Показатель выручки определяется по правилам бухгалтерского учета, поскольку иное региональным законодательством не установлено;

При исчислении выручки от реализации продуктов переработки сельскохозяйственной продукции учитывается технологический процесс ее производства;

Перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.

Поэтому от уплаты налога на имущество могут освобождаться заводы по переработке молока, пивоваренные заводы и другие организации, использующие при производстве конечной продукции сельскохозяйственное сырье.

Напомним, что объем выручки от реализации конечной продукции должен составлять не менее 70 (50)% в общем объеме продаж. Кроме того, выход такой продукции должен быть обусловлен единым технологическим процессом.

Именно на это обращают внимание при рассмотрении конкретных дел федеральные окружные арбитражные суды.

Так, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 8 декабря 2003 года по делу №А68-АП-134/14-03 отмечает следующее. Если организация приобретает сельскохозяйственную продукцию с целью ее дальнейшей переработки и изготовления нового продукта в рамках единого технологического процесса, то показатель выручки, учитываемый при применении льготы по налогу на имущество, может быть определен только при реализации конечного произведенного продукта покупателю. Причем не может считаться реализацией передача продукта от одного подразделения (цеха) другому подразделению с целью его дальнейшей переработки в рамках одной организации.

При этом не имеет значения, у кого приобретается сельхозпродукция, служащая сырьем для производства конечного продукта (непосредственно у сельхозпроизводителя или у посредника).

Поэтому суд признал обоснованным применение льготы ОАО «Тульский хладокомбинат», которое производит мороженое из молока, относящегося к сельхозпродукции согласно ОК 005-93, поскольку выручка от его реализации превысила 70% в общем объеме продаж хладокомбината.

Но далеко не всегда арбитражные суды занимают сторону налогоплательщиков.

К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 октября 2003 года по делу №А 55-1363/03-5 указывается на необоснованное получение льготы по налогу на имущество ЗАО «Тольяттинский мясокомбинат «Лидер», производящим колбасные изделия из мяса в тушах, закупаемого у организаций. Это объясняется тем, что используемое при производстве колбас сырье в соответствии с ОК 005-93 относится к продукции мясной промышленности (код 92 0000), а не к сельскохозяйственной продукции (код 98 0000).

Налогоплательщики могут воспользоваться Методическими рекомендациями МНС России в части включения в объем реализации сельхозпродукции стоимости товаров, произведенных давальческим способом.

Если же продукт переработки сельскохозяйственной продукции на давальческих началах организация-давалец использует для производства других товаров, то стоимость этих товаров не должна включаться в объем выручки от реализации сельхозпродукции, позволяющий применять льготу по налогу. Это объясняется тем, что к продукции сельского хозяйства относятся продукты, включенные в ОК 005-93 под кодами 97 0000 и 98 0000, то есть продукция, не прошедшая вторичную переработку (зерно, молоко, шерсть, крупный рогатый скот и другие животные в живом весе и тому подобное). Товары, полученные в результате переработки сельхозпродукции, к таковой не относятся.

Пример 1.

Организация передала сторонней организации зерно для производства на давальческих началах муки. В дальнейшем часть муки была реализована, а часть - использована для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, предназначенных для продажи.

Выручка от реализации за I полугодие составила:

Муки - 200 000 рублей;

Хлебобулочных и кондитерских изделий - 100 000 рублей;

Зерна - 300 000 рублей;

Покупных товаров - 100 000 рублей.

В данном случае выручка от реализации товаров по льготируемым видам деятельности составит 71,4% ((300 000 рублей + 200 000 рублей): (300 000 рублей + 200 000 рублей + 100 000 рублей + 100 000 рублей)).

Следовательно, организация вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество.

Окончание примера.

При использовании указанной льготы нужно также иметь в виду, что согласно статье 56 НК РФ льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, а не отдельным плательщикам налогов.

К налогоплательщикам, согласно статье 19 НК РФ относятся организации, на которые возложена обязанность по уплате налога. Поэтому льгота не может предоставляться филиалам организаций, даже если они имеют отдельный баланс и расчетный счет в банке. Вопрос о праве организации на освобождение от уплаты налога на имущество может рассматриваться только исходя из показателей ее финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Пример 2.

Организация имеет филиал, осуществляющий производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Выручка филиала от реализации сельскохозяйственной продукции за I полугодие составила 1 000 000 рублей.

Выручка от реализации товаров по организации в целом составила 2 000 000 рублей.

В данном случае удельный вес льготируемого вида деятельности в общем объеме реализации составляет 50% (1 000 000 рублей: 2 000 000 рублей) х 100%.

Следовательно, организация не имеет права на льготу по налогу на имущество.

Не имеет права на льготу и ее филиал.

Окончание примера.

2. Определение состава имущества, освобождаемого от налогообложения

В регионах, законодательными актами которых предусмотрено освобождение от налогообложения не организаций в целом, а только конкретного имущества, используемого в производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, могут возникнуть проблемы, связанные с определением состава льготируемого имущества.

Опыт прошлых лет свидетельствует о неоднозначном подходе к имуществу организаций, передаваемому в аренду предприятиям, использующим его для льготируемых видов деятельности.

По мнению налоговых органов, стоимость имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сдаваемого в аренду другим организациям без его передачи на баланс арендаторам, должна учитываться при налогообложении в общеустановленном порядке. Аргументируется эта позиция тем, что данное имущество используется арендодателем не по целевому назначению. Однако у арбитражных судов по этому вопросу сложилась иная точка зрения.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 июля 2003 года по делу №А35-4041/02-С3.

Суд указал, что ОАО «Красная поляна», передававшее в аренду имущество предприятию, которое его использовало для производства сельскохозяйственной продукции, имело право на льготу по налогу на имущество.

По мнению суда, данная льгота не связана с использованием имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции непосредственно балансодержателем. Для ее получения достаточно того, чтобы это имущество применялось по целевому назначению у арендатора.

Однако нужно упомянуть и Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2004 года по делу №Ф08-182/2004-79А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2003 года по делу №Ф04/2659-567/А03-2003, в которых отражена противоположная точка зрения.

По мнению этих судебных инстанций, арендодатель при передаче имущества в аренду утрачивает право на льготу по налогу на имущество независимо от целей его использования арендатором.

По имуществу, сдаваемому в лизинг с передачей его на баланс лизингополучателя и используемому им по целевому назначению, по мнению налоговых органов, льготу по налогу имеет право заявить лизингополучатель. Поскольку налогом облагаются , учитываемые на балансе организации.

От налогообложения не освобождаются также административные здания организаций, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. В то же время на имущество вспомогательных производств, обслуживающих льготируемую деятельность, эта льгота распространяется.

Статья 377 НК РФ предусматривает, что в рамках договора простого товарищества каждый его участник определяет налоговую базу по имуществу, переданному в совместную деятельность. Соответственно, участники простого товарищества, в рамках которого осуществляется производство, переработка или хранение сельскохозяйственной продукции, имеют право на освобождение от налогообложения стоимости имущества, используемого в совместной деятельности.

По мнению МНС России, организации, оказывающие услуги другим предприятиям с использованием сельскохозяйственной техники (подготовку почвы, уборку урожая, заготовку кормов и тому подобное), не вправе воспользоваться указанной налоговой льготой, так как они не производят сельскохозяйственную продукцию.

Их деятельность относится к оказанию услуг, предусмотренных кодом 0141 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17. В то же время деятельность, связанная с производством сельхозпродукции, отражается по кодам 011 - 013 упомянутого Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Однако суды придерживаются иной точки зрения.

Министерство не рекомендовало предоставлять льготу по налогу на имущество, если организации, закупающие сельскохозяйственную продукцию, передают ее для промышленной переработки на давальческих началах другим организациям. У организации-давальца в этом случае отсутствует льготируемое имущество. Предприятие, принявшее сельхозпродукцию в переработку, не может воспользоваться льготой по налогу на имущество, поскольку оно занимается не производством товаров из сельскохозяйственной продукции, а оказанием услуг по переработке сырья, принадлежащего другой фирме.

Если же организация-давалец передает стороннему предприятию для переработки на давальческих началах сельскохозяйственную продукцию собственного производства, то она имеет право на льготу в части стоимости имущества, которое было использовано для выпуска переданной на переработку сельхозпродукции.

Следует отметить, что освобождение от налогообложения имущества, использованного при производстве, переработке и хранении сельхозпродукции, возможно только в случае ведения его учета раздельно от иного имущества организации.

При его ведении возможны проблемы с определением имущества, используемого как для производства, переработки и хранения сельхозпродукции, так и для иных видов деятельности. Объясняются они тем, что ни ранее, ни в настоящее время не разработана единая методика учета такого имущества. По нашему мнению, если в законодательном или ином нормативном акте субъекта Российской Федерации не предлагается механизм такого раздельного учета, организации вправе его разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике для целей налогообложения.

В этом случае претензии налоговых органов по поводу правомерности применения льготы по такому имуществу можно будет оспорить в судебном порядке.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».