Тургенева "АСЯ". Урок-подготовка к написанию сочинения по повести И.С.Тургенева "АСЯ" Материал к уроку

Во время своего путешествия по Германии Иван Сергеевич Тургенев решил написать интереснейшую повесть о молодом человеке и его первой любви. Повесть была названа именем этой девушки - «Ася». Вначале рассказчик, о котором мы знаем только, что его зовут Н.Н. , делится некоторыми фактами из своей жизни, а затем пересказывает историю знакомства с двумя русскими на студенческой вечеринке, в тихом немецком городе, на берегу реки Рейн. Это знакомство перевернуло всю его жизнь с ног на голову, оставив глубокий след в душе.

Н. Н. избегал русских за границей, но Гагин и его сестра Ася произвели особое впечатление на него. У них были такие счастливые лица, «точно грели или гладили» человека. По одному только голосу Гагина слышно было, что он улыбается. Это был человек с русской душой, которая светилась тихим светом. В нем не было внутреннего жара или цепкости, но в нем был свет. По профессии Гагин был художником, а сестра, сопровождавшая его в этой поездке, была гораздо младше него. Н. Н. был приглашен в гости к новым друзьям, которые просто очаровали его.

С тех пор, он был частым гостем в доме Гагина. Поначалу Ася сторонилась его, а затем стала чувствовать себя раскованнее. Один день она могла прикинуться маленьким озорным ребенком, на другой день - благовоспитанной барышней. Как-то раз Н.Н. долго вальсировал с Асей, потом долго вспоминал этот танец. Он и представить себе не мог, что она будет испытывать к нему нежные чувства. И уж тем более не представлял, что сам полюбит ее. Как оказалось, у Гагина и его сестры была непростая история, настолько непростая, что Н.Н. начал было сомневаться в их родственной связи.

После смерти матери Гагин воспитывался отцом, но вскоре по настоянию дяди он был перевезен в Петербург для обучения в гвардейской школе. Когда ему было лет двадцать, в очередной свой приезд, он дома увидел маленькую девчушку. Это была дочь его отца от горничной Татьяны. Асе было девять лет, когда она лишилась матери, с тех пор воспитывал ее отец Гагина. А после смерти отца, Гагин взял всю ответственность за Асю на себя. Девушка очень стыдилась своего крепостного происхождения и даже поначалу боялась Гагина, но вскоре так привязалась к нему, что полюбила как родного.

Узнав правду о семейной истории своих новых друзей, Н.Н. немного успокоился и стал, как прежде, часто у них бывать. Вскоре Ася незаметно для себя влюбилась в Н.Н., о чем рассказала Гагину. Гагин, считая, что их друг не имеет пока никаких намерений жениться, рекомендует ему поговорить с Асей и честно признаться в отсутствии каких-либо планов на будущее. Во время этого злосчастного разговора Ася оказывается в объятьях Н. Н., но он начинает ее упрекать в том, что она все рассказала брату и теперь их счастье невозможно. После этих слов девушка вырывается и убегает. Весь день он ищет ее по городу и только к вечеру успокаивается, увидев свет в ее окне.

Н. Н. понял, что он любит Асю и готов был на следующее утро сделать ей официальное предложение. Но, как известно, у счастья нет завтрашнего дня. Оно не терпит промедленья. Когда он утром пришел к ним в гости, хозяйка дома сказала, что Гагин с Асей уехали из города. Напрасно Н.Н. пытается найти их. Больше никогда он не встречает их на своем жизненном пути и очень жалеет, что не предпринял решительных шагов раньше. Герой Тургенева наказан, в первую очередь, за то, что сомневался в ней. А ведь счастье было так возможно. В преклонном возрасте он осознает, что это и была его единственная любовь, которую он пронес через всю жизнь.

Повесть И.С. Тургенева «Ася» впервые была опубликована в одном из выпусков журнала «Современник» за 1858 год. Тургенев говорил, что писал её “горячо, чуть не со слезами”.

Молодой человек Н.Н., путешествуя по Европе, в одном из немецких городков познакомился с братом и сестрой Гагиными. Почувствовав симпатию друг к другу, юноши быстро подружились. Что касается Аси, то поначалу она казалась Н.Н. странной: постоянно дичилась, совершала безумные поступки, не к месту смеялась. Однако, узнав её историю, он понял, что она - искренняя, умная, очень чувствительная девушка. Милая простота и обаяние Аси не смогли оставить Н.Н. равнодушным. Он привязался к ней, и видеть ее каждый день стало для него жизненной необходимостью. Со временем молодой человек понимает, что его привязанность перерастает в совсем иное чувство - в его сердце зарождается любовь. Ася отвечает ему взаимностью, но Гагин тревожится за нее, поскольку лучше других понимает свою сестру. Он предостерегает друга от нелепых поступков и обещаний, говоря, что у Аси «ни одно чувство не бывает наполовину», она не понимает фальши и неискренности.

Герой долго размышляет над создавшимся положением. Он, несомненно, счастлив, что находится рядом с Асей, но также понимает, что ему необходимо время, чтобы чувства окрепли. В результате молодой человек принимает решение: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Обо всем этом он и сообщает Асе во время свидания. Увы, ей не нужны были заверения и гарантии, она ждала лишь одно слово, которое так и не было произнесено. На следующее утро Ася с братом съехали с квартиры, не оставив адреса.

Анализируя повесть, я понимаю, что как бы герои не были молоды и свободны, судьба не смогла соединить их. Любовь к странной, но очень привлекательной девушке напугала молодого человека. К тому же «ложное» положение Аси в обществе, ее воспитание, происхождение и образование также кажутся ему слишком необычными. Н.Н. стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза. В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно. И только тогда Н.Н. понимает невосполнимость своей утраты «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье»

3. Философская тематика стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

В этом стихотворенит поэт затронул тему старости. Мы когда-нибудь все станем бабушками и дедушками, для нас наступит время, когда уже не будет молодой резвости, жизнелюбия, веселья; время, когда больше будем думать о своих прожитых днях, об ошибках, которые ты когда-то допускали.

В основе стихотворения лежит антитеза, поэт использует её для передачи смысла, противопоставляя весенние яблоки к осеннему золоту увядания, то есть детство и зрелую жизнь.

В последующих строфах ряд образов продолжают развитие начальной мысли. С уходом молодости исчезают «буйство глаз и половодье чувств», остывают эмоции, замедляется ритм сердца, «тронутого холодком». Постепенно покидает лирического героя и «дух бродяжий» - его не тянет больше «шляться босиком» по стране «березового ситца»…

Личностная тематика стихотворения не дает какого-то конкретного смысла в некоторых образах: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснять как символ заката и увядания в раннее утро - то есть своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой философской лирики. В самом конце этого стихотворения автор повествует нам о том, что нет ничего страшного в старении и увядании, и говорит: «Будь же т во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».
мне кажется странной тема данного стихотворения, ведь Есенин написал его, когда ему было всего-то 26 лет. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”. Совпаденье ли, но через 4 года он трагически погибает. И сквозь строчки его произведения поэт благодарит судьбу за то, что жизнь его останется на этой земле в его стихах, за то, что он не уйдет бесследно.

Билет 11

Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра.

Эволюция образа Евгения Онегина в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».

Реальность и фантастика в повести М.Булгакова «Собачье сердце».

1 .Создание культа Бориса и Глеба преследовало две цели. С одной стороны, канонизация(причисление усопшего подвижника к святым) первых русских святых поднимала авторитет церкви и свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред Богом» и удостоилась своих «святых угодников». С другой стороны, культ Бориса и Глеба имел чрезвычайно важный и актуальный политический подтекст: он «освящал» и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, что предполагает обязательность «покорения» младших князей «старшим». Именно так поступили Борисис и Глеб: они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его «в отца место», он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного олицетворяет злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми патронами Русской земли.

Особенности жанра жития - исключительная эмоциональность, нарочитая условность сюжетных ситуаций и этикетность речевых формул. Герои поступают вопреки жизненной правде, как требует их роль святого мученика или мучителя.все внимание автора и читателя сосредоточивается на эмоциональной и духовной жизни героев. Бездействие Бориса и Глеба перед лицом Святополка - дань агиографическому канону, согласно которому мученик, страшась смерти, одновременно покорно ожидает ее. Судьба Бориса предрешена заранее: он знает об ожидающей его смерти и готовится к ней; все происходящее в дальнейшем - это лишь растянутая во времени гибель обреченного и смирившегося со своей неизбежностью князя. Чтобы усилить эмоциональное воздействие жития, агиограф даже саму смерть Бориса как бы устраивает: его пронзают копьями в шатре, затем убийцы призывают друг друга «скончать повеленное» и говорится, что Борис «усьпе, предав душою свою в руце Бога жива» , и наконец, когда тело Бориса, обернутое в ковер, везут в телеге, Святополк, заметив, что Борис приподнял голову (значит, он еще жив?), посылает двух варягов, и те пронзают Бориса мечами.

Чисто этикетным характером отличаются пространные молитвы Бориса и Глеба, с которыми они обращаются к Богу непосредственно перед лицом убийц, и те как бы терпеливо ждут, пока их жертва кончит молиться.

Таким образом, в житие внимание было сосредоточено на изображении страданий святого и прежде всего величия его духа перед лицом смерти. Отсюда и большая скупость деталей, и условность характеристик, и - с другой стороны - большая эмоциональность молитв или обличений.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти “куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг”.Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения “Аси” написал Тургеневу: “…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте”. “Ася” могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.
Тургенева увлекла

Тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.
Н. Г. Чернышевский в статье “Русский человек на Rende Vous” высказал мнение, что личное безволие и эгоизм тургеневского героя есть выражение банкротства социального. Поведение героя социально типично. В подтверждение своего тезиса Чернышевский провел аналогию с Печориным, Бельтовым, Агариным (из “Саши” Некрасова).
Чернышевский осудил “лишних людей” и дворянский либерализм конца пятидесятых годов девятнадцатого века.
В Асе можно увидеть много общего с Лизой из “Дворянского гнезда”. Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть “очень горячо, чуть не со слезами”. Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно – либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога – проявились в повести “Ася”, которая была напечатана в первом номере “Современника” за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь “горячо, чуть не со слезами”.
“Ася” – это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.
Н. Г. Чернышевский посвятил повести “Ася” большую статью, под названием “Русский человек на rendez-vous”. Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя: “…пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, – большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке”. “Таковы-то наши “лучшие люди…” – замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких “лучших людей” – это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно – либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога – проявились в повести “Ася”, которая была Read More ......
  2. Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он “в течение всего этого времени… стремился воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый Read More ......
  3. Повесть И. С. Тургенева “Ася” – повесть о несостоявшейся любви. Ее героиня, молодая девушка Ася – натура естественная, искренняя, страстная. Условия рождения – отец-дворянин и мать-служанка – поставили девушку в непростые условия. Она всегда чувствовала свое “особое” положение. Поэтому, может Read More ......
  4. Читая повесть И. С. Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н. Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для ее любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у нее “ни одно чувство не Read More ......
  5. Наверняка каждый из нас знает, что бывают случаи, когда всего лишь одно слово способно полностью изменить жизнь человека. Именно это и произошло с главным героем повести И. С. Тургенева “Ася”. Молодой человек Н. Н., путешествуя по Европе, в одном из Read More ......
  6. Повесть Ивана Сергеевича Тургенева “Ася” – это повесть о всепоглощающей любви, написанная 1 в 1857 г. в Германии. Впервые она быпа опубликована в 1858 г. в журнале “Современник”. Одна из самых романтичных историй, где писатель затрагивает тему первой любви, говорит Read More ......
  7. Счастье – это понятие, которое означает такое моральное состояние человека, что отвечает наибольшему внутреннему удовлетворению условиями своей жизни. Счастливый человек живет полно и осмысленно, радуется каждому дню, каждой встрече. Чтобы быть счастливым, необходимо постоянно настраивать себя на положительные эмоции, уметь Read More ......
  8. Повесть “Ася” (1858). По признанию Тургенева, он писал “ее очень горячо, чуть не со слезами”. Повесть заслужила высокую оценку Чернышевского и Некрасова своей правдивостью и поэтичностью. Герой повести, предмет любви Аси, по своей бесхарактерности повторяя Рудина, совсем не отличается его Read More ......
Тема своего счастья в повести Тургенева “Ася”

Место урока: третий урок изучения повести.

Дидактическая цель урока:

  • определить основную идею произведения через биографические данные и стилевые особенности писателя;
  • развивать умения сопоставлять, сравнивать, высказывать умозаключения;
  • воспитывать читательский вкус и нравственные качества личности.

Оборудование: текст повести «Ася» И.С. Тургенева, рабочие карты, проектор мультимедиа, интерактивная доска «MIMIO» (проекция карты наблюдений, рабочих таблиц, которые заполняются постепенно), музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года. Июнь», Бетховен «К Элизе», «Лунная соната», романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое…»).

Эпиграф: Ловите даже маленькие минуты счастья, наслаждайтесь ими, цените их! (И.С. Тургенев )

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Разъяснение условий работы на уроке (в ходе учебного диалога учащиеся должны фиксировать результаты своих наблюдений в рабочей карте в соответствии с ее разделами (Приложение 1 )

II. Работа по теме урока

БЛОК «ИДЕЯ»

1. Вступительное слово учителя

Учитель под музыкальное сопровождение читает со слов: «Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье…» (Гл.1)

Учитель: «Мы услышали в этом пейзаже «Лунную сонату» Бетховена. Этот пейзаж как будто говорит: «Внимание, скоро должно произойти что-то важное»» Скоро произойдет встреча героя с Асей.
– Что кажется необычным герою во внешности Аси?
– Что подчеркивает автор в портрете героини? (Говоря об изменчивости выражения глаз девушки, вспоминаем о художественной детали и ее роли в характеристике литературного героя.)
– Прочитайте описание местности, которую Ася выбрала для жительства. Как это ее характеризует?
– Что в поведении девушки кажется необычным с самого первого взгляда?
– С каким чувством г-н Н. Н. покидает Гагиных? Почему он испытывает такие чувства?
– Может ли читатель, познакомившийся с началом повести, предположить, как будут развиваться события дальше? Почему? Отвечая на последний вопрос, ученики говорят о некотором сходстве в характерах Аси и г-на Н. Н. – чувствительность, романтичность, чуткий интерес к людям. Каждый из них по-своему необычен, это привлекает героев друг в друге.

2. Ученик под музыкальное сопровождение читает со слов: «помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя…» (Гл. 4)

– Этот пейзаж прекрасно раскрывает музыка Чайковского «Времена года Июнь».
– С чем ассоциируется для героя запах конопли? (С родиной)
– Автор говорит о двух важных для него вещах. О каких? (О родине и об Асе)
– Не случайно, вспоминая о России, герой думает об Асе. Эти образы для него тождественны. Что общего у Аси и России? (Обе не такие, как все. «Умом не понять, аршином общим не измерить»)
– Что помогает отчасти понять ее странное поведение?

3. Учащиеся читают свои творческие работы (задание было дано на предыдущем уроке: написать воображаемое письмо-объяснение господину Н.Н. о причинах «странного» поведения Аси).

4. Рассказ учителя о дочери И.С. Тургенева Пелагее.

5. Заполнение таблицы.

6. Вывод: повесть биографична. Возможно, Тургенев пытался представить будущее своей дочери.

– Почему Гагин решился рассказать историю жизни Аси почти незнакомому человеку?
– Почему г-н Н. Н. рассказывает Гагину о записке Аси с предложением свидания? Правильно ли он поступил?


Блок «ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА»

1. Звучит романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое…»)

2. Подготовленный ученик читает стихи:

И там, вдали, где роща так туманна,
Где луг едва трепещет над тропой, –
Елена, Лиза, Маша, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна –
Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И действенной, и женственной мечты,
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.

3. Учитель: В литературоведении существует особое понятие «тургеневская девушка», черты характера героинь такого типа (неяркая внешность, огромная внутренняя сила, способность на серьезный поступок во имя любви, цельность натуры и т. д.) мы находим в Асе:

– А как вы охарактеризуете «тургеневского мужчину»?
– Может ли счастье быть «односторонним»?

4. Раскройте идейно-художественный смысл избранных глав (работа групп)

11 глава
Как изменилась Ася и почему (серьезные раздумья, глубокое чувство делают ее взрослее, она понимает трагичность, некоторую обреченность своей судьбы: «крылья у меня выросли – да лететь некуда»); следим за тем, какая большая внутренняя работа происходит в г-не Н. Н. (13, 14-я главы) (открытие об Асиной влюбленности пугает его, он отчаянно пытается сделать выбор между нахлынувшим чувством и разумным доводом: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!..»).
16 глава
Читаем и анализируем сцену свидания, отвечая на вопросы:
– Почему г-н Н. Н. обвиняет девушку в неизбежном разрыве? Прав ли он?
– Верит ли г-н Н. Н. сам в свои доводы? Чем продиктованы его слова?
– Как впоследствии рассказчик оценил свой поступок?
Заслушиваются выводы групп.

III. Заключительное слово учителя

«Счастье в древней мифологии представлялось женщиной с длинной косой, развеваемой ветром. Легко поймать ее, пока она подлетает к вам, но пропустите один миг – она пролетит. Нельзя схватить ее, оставшись позади. Невозвратим счастливый миг. Не пропустить благоприятную минуту – вот высочайшее условие житейского благоразумия. Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться» (Н.Г. Чернышевский )

IV. Домашнее задание (дифференцированное):

1. Проанализировать таблицу «Характеризуем главного героя» и записать выводы.
2. Написать сочинение-эссе «У счастья нет завтрашнего дня…»