Тургенева "АСЯ". Урок-подготовка к написанию сочинения по повести И.С.Тургенева "АСЯ" Материал к уроку
Во время своего путешествия по Германии Иван Сергеевич Тургенев решил написать интереснейшую повесть о молодом человеке и его первой любви. Повесть была названа именем этой девушки - «Ася». Вначале рассказчик, о котором мы знаем только, что его зовут Н.Н. , делится некоторыми фактами из своей жизни, а затем пересказывает историю знакомства с двумя русскими на студенческой вечеринке, в тихом немецком городе, на берегу реки Рейн. Это знакомство перевернуло всю его жизнь с ног на голову, оставив глубокий след в душе.
Н. Н. избегал русских за границей, но Гагин и его сестра Ася произвели особое впечатление на него. У них были такие счастливые лица, «точно грели или гладили» человека. По одному только голосу Гагина слышно было, что он улыбается. Это был человек с русской душой, которая светилась тихим светом. В нем не было внутреннего жара или цепкости, но в нем был свет. По профессии Гагин был художником, а сестра, сопровождавшая его в этой поездке, была гораздо младше него. Н. Н. был приглашен в гости к новым друзьям, которые просто очаровали его.
С тех пор, он был частым гостем в доме Гагина. Поначалу Ася сторонилась его, а затем стала чувствовать себя раскованнее. Один день она могла прикинуться маленьким озорным ребенком, на другой день - благовоспитанной барышней. Как-то раз Н.Н. долго вальсировал с Асей, потом долго вспоминал этот танец. Он и представить себе не мог, что она будет испытывать к нему нежные чувства. И уж тем более не представлял, что сам полюбит ее. Как оказалось, у Гагина и его сестры была непростая история, настолько непростая, что Н.Н. начал было сомневаться в их родственной связи.
После смерти матери Гагин воспитывался отцом, но вскоре по настоянию дяди он был перевезен в Петербург для обучения в гвардейской школе. Когда ему было лет двадцать, в очередной свой приезд, он дома увидел маленькую девчушку. Это была дочь его отца от горничной Татьяны. Асе было девять лет, когда она лишилась матери, с тех пор воспитывал ее отец Гагина. А после смерти отца, Гагин взял всю ответственность за Асю на себя. Девушка очень стыдилась своего крепостного происхождения и даже поначалу боялась Гагина, но вскоре так привязалась к нему, что полюбила как родного.
Узнав правду о семейной истории своих новых друзей, Н.Н. немного успокоился и стал, как прежде, часто у них бывать. Вскоре Ася незаметно для себя влюбилась в Н.Н., о чем рассказала Гагину. Гагин, считая, что их друг не имеет пока никаких намерений жениться, рекомендует ему поговорить с Асей и честно признаться в отсутствии каких-либо планов на будущее. Во время этого злосчастного разговора Ася оказывается в объятьях Н. Н., но он начинает ее упрекать в том, что она все рассказала брату и теперь их счастье невозможно. После этих слов девушка вырывается и убегает. Весь день он ищет ее по городу и только к вечеру успокаивается, увидев свет в ее окне.
Н. Н. понял, что он любит Асю и готов был на следующее утро сделать ей официальное предложение. Но, как известно, у счастья нет завтрашнего дня. Оно не терпит промедленья. Когда он утром пришел к ним в гости, хозяйка дома сказала, что Гагин с Асей уехали из города. Напрасно Н.Н. пытается найти их. Больше никогда он не встречает их на своем жизненном пути и очень жалеет, что не предпринял решительных шагов раньше. Герой Тургенева наказан, в первую очередь, за то, что сомневался в ней. А ведь счастье было так возможно. В преклонном возрасте он осознает, что это и была его единственная любовь, которую он пронес через всю жизнь.
Повесть И.С. Тургенева «Ася» впервые была опубликована в одном из выпусков журнала «Современник» за 1858 год. Тургенев говорил, что писал её “горячо, чуть не со слезами”.
Молодой человек Н.Н., путешествуя по Европе, в одном из немецких городков познакомился с братом и сестрой Гагиными. Почувствовав симпатию друг к другу, юноши быстро подружились. Что касается Аси, то поначалу она казалась Н.Н. странной: постоянно дичилась, совершала безумные поступки, не к месту смеялась. Однако, узнав её историю, он понял, что она - искренняя, умная, очень чувствительная девушка. Милая простота и обаяние Аси не смогли оставить Н.Н. равнодушным. Он привязался к ней, и видеть ее каждый день стало для него жизненной необходимостью. Со временем молодой человек понимает, что его привязанность перерастает в совсем иное чувство - в его сердце зарождается любовь. Ася отвечает ему взаимностью, но Гагин тревожится за нее, поскольку лучше других понимает свою сестру. Он предостерегает друга от нелепых поступков и обещаний, говоря, что у Аси «ни одно чувство не бывает наполовину», она не понимает фальши и неискренности.
Герой долго размышляет над создавшимся положением. Он, несомненно, счастлив, что находится рядом с Асей, но также понимает, что ему необходимо время, чтобы чувства окрепли. В результате молодой человек принимает решение: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Обо всем этом он и сообщает Асе во время свидания. Увы, ей не нужны были заверения и гарантии, она ждала лишь одно слово, которое так и не было произнесено. На следующее утро Ася с братом съехали с квартиры, не оставив адреса.
Анализируя повесть, я понимаю, что как бы герои не были молоды и свободны, судьба не смогла соединить их. Любовь к странной, но очень привлекательной девушке напугала молодого человека. К тому же «ложное» положение Аси в обществе, ее воспитание, происхождение и образование также кажутся ему слишком необычными. Н.Н. стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза. В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно. И только тогда Н.Н. понимает невосполнимость своей утраты «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье»
3. Философская тематика стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
В этом стихотворенит поэт затронул тему старости. Мы когда-нибудь все станем бабушками и дедушками, для нас наступит время, когда уже не будет молодой резвости, жизнелюбия, веселья; время, когда больше будем думать о своих прожитых днях, об ошибках, которые ты когда-то допускали.
В основе стихотворения лежит антитеза, поэт использует её для передачи смысла, противопоставляя весенние яблоки к осеннему золоту увядания, то есть детство и зрелую жизнь.
В последующих строфах ряд образов продолжают развитие начальной мысли. С уходом молодости исчезают «буйство глаз и половодье чувств», остывают эмоции, замедляется ритм сердца, «тронутого холодком». Постепенно покидает лирического героя и «дух бродяжий» - его не тянет больше «шляться босиком» по стране «березового ситца»…
Личностная тематика стихотворения не дает какого-то конкретного смысла в некоторых образах: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснять как символ заката и увядания в раннее утро - то есть своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой философской лирики. В самом конце этого стихотворения автор повествует нам о том, что нет ничего страшного в старении и увядании, и говорит: «Будь же т во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».
мне кажется странной тема данного стихотворения, ведь Есенин написал его, когда ему было всего-то 26 лет. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”. Совпаденье ли, но через 4 года он трагически погибает. И сквозь строчки его произведения поэт благодарит судьбу за то, что жизнь его останется на этой земле в его стихах, за то, что он не уйдет бесследно.
Билет 11
Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра.
Эволюция образа Евгения Онегина в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».
Реальность и фантастика в повести М.Булгакова «Собачье сердце».
1 .Создание культа Бориса и Глеба преследовало две цели. С одной стороны, канонизация(причисление усопшего подвижника к святым) первых русских святых поднимала авторитет церкви и свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред Богом» и удостоилась своих «святых угодников». С другой стороны, культ Бориса и Глеба имел чрезвычайно важный и актуальный политический подтекст: он «освящал» и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, что предполагает обязательность «покорения» младших князей «старшим». Именно так поступили Борисис и Глеб: они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его «в отца место», он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного олицетворяет злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми патронами Русской земли.
Особенности жанра жития - исключительная эмоциональность, нарочитая условность сюжетных ситуаций и этикетность речевых формул. Герои поступают вопреки жизненной правде, как требует их роль святого мученика или мучителя.все внимание автора и читателя сосредоточивается на эмоциональной и духовной жизни героев. Бездействие Бориса и Глеба перед лицом Святополка - дань агиографическому канону, согласно которому мученик, страшась смерти, одновременно покорно ожидает ее. Судьба Бориса предрешена заранее: он знает об ожидающей его смерти и готовится к ней; все происходящее в дальнейшем - это лишь растянутая во времени гибель обреченного и смирившегося со своей неизбежностью князя. Чтобы усилить эмоциональное воздействие жития, агиограф даже саму смерть Бориса как бы устраивает: его пронзают копьями в шатре, затем убийцы призывают друг друга «скончать повеленное» и говорится, что Борис «усьпе, предав душою свою в руце Бога жива» , и наконец, когда тело Бориса, обернутое в ковер, везут в телеге, Святополк, заметив, что Борис приподнял голову (значит, он еще жив?), посылает двух варягов, и те пронзают Бориса мечами.
Чисто этикетным характером отличаются пространные молитвы Бориса и Глеба, с которыми они обращаются к Богу непосредственно перед лицом убийц, и те как бы терпеливо ждут, пока их жертва кончит молиться.
Таким образом, в житие внимание было сосредоточено на изображении страданий святого и прежде всего величия его духа перед лицом смерти. Отсюда и большая скупость деталей, и условность характеристик, и - с другой стороны - большая эмоциональность молитв или обличений.
Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти “куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг”.Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения “Аси” написал Тургеневу: “…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте”. “Ася” могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.
Тургенева увлекла
Тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.
Н. Г. Чернышевский в статье “Русский человек на Rende Vous” высказал мнение, что личное безволие и эгоизм тургеневского героя есть выражение банкротства социального. Поведение героя социально типично. В подтверждение своего тезиса Чернышевский провел аналогию с Печориным, Бельтовым, Агариным (из “Саши” Некрасова).
Чернышевский осудил “лишних людей” и дворянский либерализм конца пятидесятых годов девятнадцатого века.
В Асе можно увидеть много общего с Лизой из “Дворянского гнезда”. Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть “очень горячо, чуть не со слезами”. Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно – либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога – проявились в повести “Ася”, которая была напечатана в первом номере “Современника” за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь “горячо, чуть не со слезами”.
“Ася” – это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.
Н. Г. Чернышевский посвятил повести “Ася” большую статью, под названием “Русский человек на rendez-vous”. Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя: “…пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, – большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке”. “Таковы-то наши “лучшие люди…” – замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких “лучших людей” – это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд.
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно – либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога – проявились в повести “Ася”, которая была Read More ......
- Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он “в течение всего этого времени… стремился воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый Read More ......
- Повесть И. С. Тургенева “Ася” – повесть о несостоявшейся любви. Ее героиня, молодая девушка Ася – натура естественная, искренняя, страстная. Условия рождения – отец-дворянин и мать-служанка – поставили девушку в непростые условия. Она всегда чувствовала свое “особое” положение. Поэтому, может Read More ......
- Читая повесть И. С. Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н. Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для ее любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у нее “ни одно чувство не Read More ......
- Наверняка каждый из нас знает, что бывают случаи, когда всего лишь одно слово способно полностью изменить жизнь человека. Именно это и произошло с главным героем повести И. С. Тургенева “Ася”. Молодой человек Н. Н., путешествуя по Европе, в одном из Read More ......
- Повесть Ивана Сергеевича Тургенева “Ася” – это повесть о всепоглощающей любви, написанная 1 в 1857 г. в Германии. Впервые она быпа опубликована в 1858 г. в журнале “Современник”. Одна из самых романтичных историй, где писатель затрагивает тему первой любви, говорит Read More ......
- Счастье – это понятие, которое означает такое моральное состояние человека, что отвечает наибольшему внутреннему удовлетворению условиями своей жизни. Счастливый человек живет полно и осмысленно, радуется каждому дню, каждой встрече. Чтобы быть счастливым, необходимо постоянно настраивать себя на положительные эмоции, уметь Read More ......
- Повесть “Ася” (1858). По признанию Тургенева, он писал “ее очень горячо, чуть не со слезами”. Повесть заслужила высокую оценку Чернышевского и Некрасова своей правдивостью и поэтичностью. Герой повести, предмет любви Аси, по своей бесхарактерности повторяя Рудина, совсем не отличается его Read More ......
Место урока: третий урок изучения повести.
Дидактическая цель урока:
- определить основную идею произведения через биографические данные и стилевые особенности писателя;
- развивать умения сопоставлять, сравнивать, высказывать умозаключения;
- воспитывать читательский вкус и нравственные качества личности.
Оборудование: текст повести «Ася» И.С. Тургенева, рабочие карты, проектор мультимедиа, интерактивная доска «MIMIO» (проекция карты наблюдений, рабочих таблиц, которые заполняются постепенно), музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года. Июнь», Бетховен «К Элизе», «Лунная соната», романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое…»).
Эпиграф: Ловите даже маленькие минуты счастья, наслаждайтесь ими, цените их! (И.С. Тургенев )
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Разъяснение условий работы на уроке (в ходе учебного диалога учащиеся должны фиксировать результаты своих наблюдений в рабочей карте в соответствии с ее разделами (Приложение 1 )
II. Работа по теме урока
БЛОК «ИДЕЯ»
1. Вступительное слово учителя
Учитель под музыкальное сопровождение читает со слов: «Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье…» (Гл.1)
Учитель:
«Мы услышали в этом пейзаже
«Лунную сонату» Бетховена. Этот пейзаж как будто
говорит: «Внимание, скоро должно произойти что-то
важное»» Скоро произойдет встреча героя с Асей.
– Что кажется необычным герою во внешности Аси?
– Что подчеркивает автор в портрете героини? (Говоря
об изменчивости выражения глаз девушки,
вспоминаем о художественной детали и ее роли в
характеристике литературного героя.)
– Прочитайте описание местности, которую Ася
выбрала для жительства. Как это ее характеризует?
– Что в поведении девушки кажется необычным с
самого первого взгляда?
– С каким чувством г-н Н. Н. покидает Гагиных?
Почему он испытывает такие чувства?
– Может ли читатель, познакомившийся с началом
повести, предположить, как будут развиваться
события дальше? Почему? Отвечая на последний
вопрос, ученики говорят о некотором сходстве в
характерах Аси и г-на Н. Н. – чувствительность,
романтичность, чуткий интерес к людям. Каждый из
них по-своему необычен, это привлекает героев
друг в друге.
2. Ученик под музыкальное сопровождение читает со слов: «помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя…» (Гл. 4)
– Этот пейзаж прекрасно раскрывает музыка
Чайковского «Времена года Июнь».
– С чем ассоциируется для героя запах конопли? (С
родиной)
– Автор говорит о двух важных для него вещах. О
каких? (О родине и об Асе)
– Не случайно, вспоминая о России, герой думает
об Асе. Эти образы для него тождественны. Что
общего у Аси и России? (Обе не такие, как все.
«Умом не понять, аршином общим не измерить»)
– Что помогает отчасти понять ее странное
поведение?
3. Учащиеся читают свои творческие работы (задание было дано на предыдущем уроке: написать воображаемое письмо-объяснение господину Н.Н. о причинах «странного» поведения Аси).
4. Рассказ учителя о дочери И.С. Тургенева Пелагее.
5. Заполнение таблицы.
6. Вывод: повесть биографична. Возможно, Тургенев пытался представить будущее своей дочери.
– Почему Гагин решился рассказать историю
жизни Аси почти незнакомому человеку?
– Почему г-н Н. Н. рассказывает Гагину о записке
Аси с предложением свидания? Правильно ли он
поступил?
Блок «ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА»
1. Звучит романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое…»)
2. Подготовленный ученик читает стихи:
И там, вдали, где роща так туманна,
Где луг едва трепещет над тропой, –
Елена, Лиза, Маша, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна –
Собралися воздушною толпой.Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И действенной, и женственной мечты,
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.
3. Учитель: В литературоведении существует особое понятие «тургеневская девушка», черты характера героинь такого типа (неяркая внешность, огромная внутренняя сила, способность на серьезный поступок во имя любви, цельность натуры и т. д.) мы находим в Асе:
– А как вы охарактеризуете «тургеневского
мужчину»?
– Может ли счастье быть «односторонним»?
4. Раскройте идейно-художественный смысл избранных глав (работа групп)
11 глава
Как изменилась Ася и почему (серьезные раздумья,
глубокое чувство делают ее взрослее, она
понимает трагичность, некоторую обреченность
своей судьбы: «крылья у меня выросли – да лететь
некуда»); следим за тем, какая большая внутренняя
работа происходит в г-не Н. Н. (13, 14-я главы)
(открытие об Асиной влюбленности пугает его, он
отчаянно пытается сделать выбор между
нахлынувшим чувством и разумным доводом:
«Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее
нравом, как это можно!..»).
16 глава
Читаем и анализируем сцену свидания, отвечая на
вопросы:
– Почему г-н Н. Н. обвиняет девушку в неизбежном
разрыве? Прав ли он?
– Верит ли г-н Н. Н. сам в свои доводы? Чем
продиктованы его слова?
– Как впоследствии рассказчик оценил свой
поступок?
Заслушиваются выводы групп.
III. Заключительное слово учителя
«Счастье в древней мифологии представлялось женщиной с длинной косой, развеваемой ветром. Легко поймать ее, пока она подлетает к вам, но пропустите один миг – она пролетит. Нельзя схватить ее, оставшись позади. Невозвратим счастливый миг. Не пропустить благоприятную минуту – вот высочайшее условие житейского благоразумия. Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться» (Н.Г. Чернышевский )
IV. Домашнее задание (дифференцированное):
1. Проанализировать таблицу «Характеризуем
главного героя» и записать выводы.
2. Написать сочинение-эссе «У счастья нет
завтрашнего дня…»